Последние публикации

Протоиерей Сергий Мясоутов: Духовность — это связь человека с Богом

Штатный священник Покровского кафедрального собора города Красноярска протоиерей Сергий Мясоутов выступил экспертом в передаче «Символ веры» на волнах «Радио России. Красноярск» (94.5 FM).

На этот раз темой для беседы с ведущим Дмитрием Васяновичем стал вопрос: что такое духовность в понимании православного христианина?

—  Многие понимают это слово по-своему. Если вы спросите, например, музыканта — он, вероятно приведёт в пример какой-нибудь концерт. Художник отошлёт вас к сфере живописи. В религиозном же смысле, в контексте православного христианства, духовность — это связь человека с Богом, — сказал, в частности, священник.

Полная запись программы доступна в группе «Радио России. Красноярск» в социальной сети «ВКонтакте».

Телезрителям передачи «Железногорск православный» рассказали об отношении Церкви к блаженным

Передача «Железногорск православный» выходит на местном телеканале МИР24 каждое воскресенье в 20.30. О духовной жизни, истории Церкви, православных праздниках и событиях современной церковной жизни телезрителям рассказывает настоятель железногорского Михаило-Архангельского собора протоиерей Роман Нещерет.

В новом выпуске отец Роман рассказывает о блаженных и юродивых, и об отношении к ним Церкви. Предыдущий выпуск был посвящён греху прелюбодеяния и сложности исполнения Заповедей Господних.

Свои вопросы священнику зрители могут задать в сообществе «Муниципальное телевидение. Железногорск» в социальной сети «ВКонтакте» или по телефону: +7(391)974-66-22.

Православная неделя с 8 по 14 февраля 2021 года: Собор Трёх Святителей, день памяти преподобного Ефрема Сирина и перенесение мощей святого Игнатия Богоносца

Сайт kerpc.ru продолжает рассказывать о праздниках Православной Церкви. 8–14 февраля в 2021 году — седмица 36-я по Пятидесятнице.

10 февраля (28 января по ст. ст.) — день памяти преподобного Ефрема Сирина, иеродиакона (373–379)

Преподобный Ефрем Сирин, учитель покаяния, родился в начале IV века (год его рождения точно неизвестен) в городе Низибии (Месопотамии) в христианской семье бедных земледельцев. Родители воспитали сына в благочестии. Но, отличаясь с детства вспыльчивым, раздражительным характером, он в юности часто ссорился, совершал необдуманные поступки, даже сомневался в Промысле Божием, пока не получил от Господа вразумление, направившее его на путь покаяния и спасения. Однажды его несправедливо обвинили в краже овец и посадили в темницу. В ней он услышал во сне голос, призывавший его к покаянию и исправлению жизни. Он был оправдан и освобождён.

В Ефреме пробудилось глубокое покаяние. Юноша удалился в окрестные горы и стал отшельником. Такой род христианского подвижничества был введён в Низибии учеником преподобного Антония Великого египетским пустынником Евгением.

Среди отшельников особенно выделялся знаменитый аскет, проповедник христианства и обличитель ариан епископ Низибийской Церкви святой Иаков (память 13 января). Преподобный Ефрем стал одним из его учеников. Под благодатным руководством святителя преподобный Ефрем стяжал христианскую кротость, смирение, покорность Промыслу Божию, дающую силу безропотно переносить различные искушения. Святитель Иаков знал высокие достоинства своего ученика и использовал их на благо Церкви — поручал ему читать проповеди, обучать детей в училище, взял его с собой на I Вселенский Собор в Никее (325 г.). Преподобный Ефрем 14 лет был в послушании у святителя Иакова до его кончины.

После взятия Низибии персами в 363 году преподобный Ефрем покинул пустыню и поселился в монастыре близ города Едессы. Здесь он увидел много великих подвижников, проводивших жизнь в молитвах и псалмопении. Пещеры были их единственным убежищем, питались они одними растениями. Особенно он сблизился с подвижником Иулианом (память 18 октября), который был с ним одного покаянного духа. Преподобный Ефрем сочетал с подвижническими трудами непрестанное изучение Слова Божия, почерпая в нем для своей души умиление и мудрость. Господь дал ему дар учительства, к нему начали приходить люди, ждавшие услышать его наставления, которые особенно действовали на души потому, что он начинал их с обличений себя. Преподобный и устно, и письменно учил всех покаянию, вере и благочестию, обличал арианскую ересь, волновавшую тогда христианское общество. Язычники, слушая проповеди преподобного, обращались в христианство.

В многочисленных творениях преподобного встречаются цельные картины жизни сирийских подвижников, главное место в которой занимала молитва и затем труд на общую братскую пользу, послушания. Воззрения на смысл жизни у всех сирийских аскетов были одинаковы. Конечной целью своих подвигов иноки считали Богообщение и вселение Божественной благодати в душу подвижника, настоящая жизнь была для них временем плача, поста и трудов.

11 февраля (29 января по ст.ст.) — перенесение мощей святого Игнатия Богоносца, епископа Антиохийского

Святой Игнатий Богоносец имеет особое значение для нас, потому что он близко общался с апостолами, непосредственно от них слышал христианское учение и был свидетелем распространения и развития первых христианских общин. В своих семи письмах он запечатлел для нас апостольскую эпоху.

Святой Игнатий родился в Сирии в последние годы жизни Спасителя. Его жизнеописание повествует, что он был тем отроком, которого Господь взял на руки и сказал: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф.18:3). Богоносцем он назван потому, что, крепко любя Господа, он как бы носил Его в своём сердце. Он был учеником апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Из послания святого Игнатия к смирнянам видно, что он был особенно близок к апостолу Петру и сопровождал его в некоторых его апостольских путешествиях. Незадолго до разрушения Иерусалима в 72 году скончался Евод, один из семидесяти учеников Христовых, и его преемником на Антиохийской кафедре (в столице Сирии) стал Игнатий.

Святой Игнатий управлял Антиохийской церковью в течение 40 лет (67–107 гг..). В особом видении он удостоился увидеть небесное богослужение и услышать Ангельское пение. По образцу Ангельского мира он ввёл на богослужениях антифонное пение, в котором два хора чередуются и как бы перекликаются. Это пение из Сирии быстро распространилось в ранней Церкви.

В 107 году во время похода против армян император Траян проходил через Антиохию. Ему доложили, что святитель Игнатий исповедует Христа, учит презирать богатство, хранить девство и не приносить жертву римским богам. Император вызвал святителя и потребовал, чтобы он прекратил свою проповедь о Христе. Старец отказался. Тогда его в оковах послали в Рим, где на потеху народа он был отдан на растерзание зверям в Колизее. По пути в Рим он написал семь посланий, которые сохранились до наших дней. В своих посланиях святой Игнатий просит христиан не пытаться спасти его от смерти: «Умоляю вас, не оказывайте мне неблаговременной любви. Оставьте меня быть пищею зверей, чтобы посредством их достигнуть Бога. Я – пшеница Божия. Пусть измелют меня зубы зверей, да сделаюсь чистым хлебом Христовым». Услышав о мужестве святителя, Траян прекратил гонения на христиан. Мощи его были перенесены в Антиохию, а впоследствии возвращены в Рим и положены в церкви во имя священномученика Климента, папы Римского.

В своём послании к Ефесянам святой Игнатий писал: «Храните веру и любовь и на деле показывайте себя христианами. Вера и любовь суть начало и конец жизни. Вера — начало, а любовь — конец, обе же в соединении суть дело Божие. Всё прочее относящееся к добродетели от них происходит. Никто исповедующий веру не грешит, и никто стяжавший не ненавидит».

12 февраля (30 января по ст. ст.) — Собор Вселенских учителей и святителей Василия Великого (+379), Григория Богослова (+389) и Иоанна Златоуста (+407)

Этот праздник учредили в Константинополе в середине IX века. Духовенство и миряне тогда ожесточённо спорили: а кто из этих трёх епископов, живших почти полтысячелетия назад, «более велик»? Тогда, по преданию, возмущённые пустыми раздорами иерархи явились во сне митрополиту Иоанну Евхаитскому, повелев установить общий праздник в их честь, дабы успокоить всех спорщиков.

Почему же и спустя многие столетия верующие так по-особенному относятся к памяти этих трёх епископов? Да потому что без них бы и не было Православия в известном нам виде. Святые Василий, Григорий и Иоанн жили в т.н. «Эпоху Вселенских соборов», когда только вышедшей из катакомб Церкви предстояло создать единое и обязательное для всех своих членов вероучение. Было необходимо разъяснить тысячам новых христиан, вчерашним язычникам разных национальностей, догматы веры, ниспровергнуть самые разные ереси, порой господствовавшие среди людей.

Эта бескровная борьба, которую три епископа вели многие годы, не всегда была простой: все трое познали и гонения, и наветы недругов, а Иоанна Златоуста, по преданию, даже едва не казнили по ложному обвинению. Тем не менее, Второй Вселенский собор в 381 году засвидетельствовал правоту трёх святителей: принятый на нём Никео-Царьградский Символ Веры не меняется в течение многих столетий. Это и есть то самое «Верую…», которое ежедневно раздаётся в православных храмах за Божественной литургией.

Единство Трёх Святителей несет в себе и важный символический смысл: Иоанн Златоуст остался в памяти паствы как выдающийся проповедник, Василий Великий — как непревзойдённый пастырь-организатор, а Григорий Богослов — как подлинный монах-молитвенник. Все эти три ипостаси и заключают в себе сущность архипастырского служения.

Владыка Пантелеимон: Где нет Христа — там нет свободы

7 февраля, по окончании Божественной литургии в храме Новомучеников и исповедников Церкви Русской города Красноярска, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к верующим со словом проповеди:

— Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Есть такое правило, которое определяет: жива Церковь или мертва? Пребывает ли в ней благодать Духа Святого, или же она отсутствует? Это правило сложилось по книге «Апокалипсис» апостола Иоанна Богослова, где есть слова Господа ко всем Церквям, в которых говорится о достоинствах и недостатках каждой Церкви, или даже её окончательной смерти. И мы свято веруем, что так оно и есть, ибо Церковь — творение не человеческих рук в человеческом мире. Церковь создана Духом Святым через апостолов от Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Церковь — это училище благочестия, это наша школа самого главного знания, которое мы должны получить: знания добра и вечной жизни. Она создана не для материального обогащения. Она создана Богом освящать труд человека. И кто-то ведь действительно из своего богатства милосердной рукой раздаёт неимущим. Каждый из нас получает благодать Божию по благословению Церкви, чтобы кормиться от трудов своих, кормить своих детей, иметь крышу над головой. Всё это — дары Божии.

Но не это главное. Главное — это следовать за Христом в своём сердце. Что же ещё важно в Церкви, кроме Самого Бога? Сам Христос сказал нам это: «Я есть путь, и истина и жизнь» (Ин. 14:6). Путь, истина и жизнь — вот что есть Церковь.

После грехопадения род человеческий был обманут. И сейчас в таком же состоянии остаются многие, кто не имеет связи со Христом. Не великими достижениями в науке велико человеческое общество — хоть они и важны. Оно велико тогда, когда стремится сохранять правду, законность, истину и стремится к любви и пониманию человека человеком.

Всё это я говорю, потому что сегодня — день памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской. Вот в чём знак пребывания Бога в живой Церкви. Когда есть мученики и исповедники. Русская Православная Церковь всегда, во все времена имела мучеников и подвижников — от прихода в мир Христа, который открыл нам через этот ад мученичества, который Он Сам принял, дорогу к спасению души. И, начиная с первых мучеников в Римской империи и по наши дни сильные духом принимали смерть во имя веры. Так, в годы богоборчества после революции в России за веру преследовали и уничтожали многих и многих. И многие отдали свои жизни, но не отреклись от Христа.

В Римской империи могли свободно жить люди, поклоняющиеся любым богам. Но почему же, как только появилось христианство, как только прозвучало слово апостолов Петра и Павла и униженные и оскорблённые двинулись за этим словом и стали называться христианами — поднялись невиданные доселе гонения и преследования? Почему же так произошло? Ведь христиане не выступали против императора, и во все времена поддерживали власть, молились за царей и президентов, призывали соблюдать законы. А ответ прост: христиане показали, что не может быть на Земле властителя душ человеческих. Что царь, император, любой вождь и начальник, не может забирать души людей, что это право лишь Бога, и человек сам должен выбрать: быть с Богом или быть против Него. Вот почему были гонения на христиан. Потому, что они открыто не принимали законы смерти и насилия. Потому, что где нет Христа — там нет свободы.

Всегда ли будут гонения на верующих? Да. Потому что мы знаем природу зла и природу добра. И можем победить — твёрдостью, приняв бесповоротно закон Христа, закон любви. И ничто не может разлучить нас с Христом — ни глубина, ни высота, никакое земное или небесное явление. Потому что Христос есть жизнь, свобода, мир, бессмертие и спасение для каждого человека, живущего на Земле.

Аминь.

Глава Красноярской митрополии совершил Литургию в день Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской

7 февраля, в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон совершил Божественную литургию в день престольного праздника в храме Новомучеников и исповедников Церкви Русской города Красноярска.

Его Высокопреосвященству сослужили: руководитель Административного секретариата Красноярской епархии, настоятель Покровского кафедрального собора Красноярска митрофорный протоиерей Владимир Дорош; благочинный больничных храмов Красноярска, настоятель красноярских храмов апостола Андрея Первозванного и великомученика Димитрия Солунского иерей Виталий Вальтер; настоятель храма Новомучеников и исповедников Российских иерей Максим Золотухин; штатные священнослужители Покровского кафедрального собора и прихода Новомучеников и исповедников Церкви Русской.

За богослужением пел хор прихода.

За Литургией во диаконы был рукоположен иподиакон Владимир Демин.

После богослужения митрополит Пантелеимон обратился к верующим с архипастырским словом.

Архипастырь совершил всенощное бдение в Покровском кафедральном соборе

6 февраля, в канун Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон совершил всенощное бдение в Покровском кафедральном соборе Красноярска.

Его Высокопреосвященству сослужили: руководитель Административного секретариата Красноярской епархии, настоятель Покровского кафедрального собора Красноярска митрофорный протоиерей Владимир Дорош; благочинный больничных храмов Красноярска, настоятель красноярских храмов апостола Андрея Первозванного и великомученика Димитрия Солунского иерей Виталий Вальтер; ключарь иеромонах Мелхиседек (Цхадая) и штатные священнослужители Покровского собора.

По окончании всенощного бдения владыка Пантелеимон помазал верующих елеем и обратился к пастве со словом проповеди.

Митрополит Пантелеимон благословил офицеров-выпускников Сибирского федерального университета

6 февраля при участии митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеимона в Военно-учебном центре имени Героя России генерала армии Дубынина при Сибирском федеральном университете состоялась торжественная церемония выпуска лейтенантов.

Обращаясь к молодым офицерам российской армии Архипастырь, в частности, сказал:

— Наш народ всегда гордился своими офицерами — царскими, советскими, российскими. И это не спроста. Это потому, что офицеры в нашей стране всегда являлись образцами мужества, чести и жертвенного служения нашей общей Родине. Нет числа подвигам русских офицеров — во все времена.

Сегодня и вы, вчерашние курсанты, становитесь в один ряд с героями прошлого. С честью носите эти погоны, будьте достойны наших великих предков, и пусть Господь и Спаситель наш Иисус Христос охраняет вас — тех, кто будет охранять мирный сон и покой всех жителей нашей Родины.

После обращения владыки Пантелеимона выпускников окропил святой водой председатель Епархиального отдела по взаимоотношениям с вооруженными силами, настоятель красноярских Феодоровского храма и Никольского храма-памятника жертвам политических репрессий протоиерей Иоанн Боев.

Участниками церемонии также стали: ректор Сибирского федерального университета, кандидат философских наук Максим Румянцев; директор Военно-инженерного института СФУ, доктор технических наук, полковник запаса Евгений Гарин; представители муниципальной власти и патриотической общественности.

Выпускники УВЦ заслушали приказ о присвоении воинских званий, получили дипломы Сибирского федерального университета и попрощались со знаменем вуза.

Добавим, что Главу Красноярской митрополии на церемонии сопровождал заведующий канцелярией Красноярской епархии, благочинный церквей Красноярского округа, настоятель Иоанно-Предтеченского храма города Красноярска протоиерей Николай Ши-кэ-мин.

Православные гимназисты Ачинска продолжают школьный тур олимпиад

4 февраля в Ачинской православной Преображенской гимназии прошла олимпиада по литературному чтению.

Учащиеся 2–4 классов вспоминали авторов детских художественных произведений, названия сказок, разгадывали кроссворд и писали сочинение. В тот же день состоялась викторина «По страницам любимых сказок». Кроме того, в гимназии в эти дни оформлена книжная выставка, на которой представлены именно сказки, — сообщает сайт pravgim24.ru.

Напомним, что тур предметных олимпиад в православной гимназии Ачинска начался 2 февраля. Победители будут представлять своё образовательное учреждение на городских этапах олимпиад.

Посвящённые нравственному воспитанию классные часы прошли в Ачинской православной гимназии

Занятия, прошедшие на уходящей неделе, были посвящены профилактике конфликтов.

Так, второклассники на занятии «Кто я? Кто ты?» разбирались в качествах личности. В ходе классного часа учащиеся рассказывали товарищам о своих интересах и увлечениях. Они поняли, что взаимоотношения в классе строятся на уважении ценностей каждого члена коллектива.

В четвёртом классе прошёл классный час «Когда тебе тяжело», где учились находить выход из трудных ситуаций, изменить которые невозможно, делились своим жизненным опытом, — информирует сайт гимназии.

Объявлены победители конкурса фотографий #РождествовСибири

Жюри подвело итоги конкурса фотографий, посвящённого празднованию Рождества Христова — #РождествовСибири.

Напомним, работы на конкурс принимались с 1 по 17 января. Его цель — раскрыть посредством фотоизображений многообразие образов праздника Рождества, содействовать популяризации духовно-нравственных ценностей и развитию творческих способностей фотолюбителей. Для того, чтобы поучаствовать, надо было опубликовать фотографию (или несколько) в соцсетях «ВКонтакте», «Facebook», «Instagram» или «Одноклассники» с хэштегом #рождествовсибири. Конечно, темой снимков являлся праздник Рождества — как его встречают в Сибири, как делятся друг с другом пасхальной радостью. В этот раз — в первую очередь дома, в кругу семьи.

Победителями конкурса стали: Елена Эплик, Роза Можайская, Татьяна Краснопеева, Марина Озерова, Оксана Шинкарева, Кристина Петрова и приход красноярского Михаило-Архангельского храма. Кроме того, специальных призов от медиагруппы «Комсомольская правда Красноярск» были удостоены Светлана Платонова, Алёна Пабст и приход красноярского храма великомученика Георгия Победоносца.

Добавим, что, церемония награждения пройдёт в Архиерейском доме города Красноярска. О деталях награждения организаторы уведомят каждого из победителей лично.

Учредители фотоконкурса #РождествовСибири — Красноярская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), Управление общественных связей Губернатора Красноярского края, Агентство молодёжной политики и реализации программ общественного развития Красноярского края, Дом дружбы народов Красноярского края.

Организатор фотоконкурса — Красноярская региональная общественная организация духовно-нравственного возрождения Сибири «Ладанка».

Информационный партнер конкурса — Красноярский филиал АО «Издательский дом «Комсомольская правда».