Последние публикации

Патриаршая проповедь в среду первой седмицы Великого поста после Литургии Преждеосвященных Даров в Храме Христа Спасителя

9 марта 2022 года, в среду первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил первую в этом году Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в г. Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Время Великого поста — это время покаяния, молитвы. Ради чего? А ради того чтобы освободить себя от плена, в который мы попадаем, совершая небогоугодные, греховные дела. Мы попадаем в плен к греху. Человек даже не замечает, как это происходит, — где-то сказал неправду, где-то извратил факты, где-то ответил неподобающим образом и обидел собеседника. Вот из таких маленьких конфликтов вырастает отчуждение, люди становятся врагами. А иногда конфликты разжигаются третьей стороной, заинтересованной в том, чтобы два человека поссорились, — сплошь и рядом такое происходит. Каждый, наверное, проходил через такое искушение, когда понимаешь, что ты, не имея ничего плохого в сердце в отношении другого человека, вдруг становишься в его глазах врагом. А потом оказывается, что кто-то поработал и внушил тому, кто к тебе всегда хорошо относился и к кому ты всегда хорошо относился, что ты его враг, что ты делаешь что-то плохое, что-то замыслил.

Подобные бытовые конфликты очень хорошо всем нам известны, а поскольку в их основе чаще всего ложь, то нужно помнить, кто есть отец лжи. Диавол есть отец лжи, а цель его — погубить человеческие души, столкнуть людей в конфликте, потому что конфликт раскрепощает страсти. То, что человек никогда бы не сказал и не сделал в спокойном состоянии, он начинает говорить и делать, если вступает в конфликт с ближним, если видит в нём врага. Тогда раскрепощается в человеке какая-то животная, природная стихия, и мы знаем, в какие ужасные формы облекаются конфликты. Семьи рушатся, люди погибают, но ведь это имеет отношение не только к межличностным отношениям, но и к конфликтам между народами, между странами.

Сейчас мы проходим через конфликт между Россией и Украиной. Давайте вдумаемся, что реально может нас разделять? Мы практически один народ, связанный исторической судьбой, мы все вместе вышли из Киевской купели, мы объединены верой, нашими святыми, единым упованием, одними и теми же молитвами. Что может нас разделить?! Но враг рода человеческого — через конкретных людей, через конкретные объединения людей — вбрасывает в отношения между нашими народами ложь, и на основе этой лжи развивается конфликт. И мы знаем, что это не просто ссора между соседями, а это конфликт, в который вовлекаются государства, то есть институции, которые имеют законное право употреблять силу, принуждая к повиновению своих граждан, если те нарушают законы, или принуждая другие страны, если видят в них угрозу, к тому, чтобы этой угрозы не было.

Другими словами, сегодня в конфликт вступили два братских народа — а по сути один, русский народ. Еще и еще раз напомню слова «Повести временных лет», нашей исторической хроники, в которой рассказывается, «откуда есть пошла Русская земля», а потом идет повествование о Киеве. Русь — одна страна, один народ, но уж очень сильным оказался этот народ, и напуганные его силой соседи стали делать всё для того, чтобы этот народ разделить, чтобы внушить частям этого народа, что вы вовсе не один народ. И мы знаем, до какого ужасного апогея доходит сейчас следствие этому внушению, когда кто-то в брате своем не видит брата, а видит врага. И ужасно, что есть некоторые религиозные организации (даже язык не поворачивается назвать их религиозными), которые поднимают на щит своей проповеди необходимость борьбы с братским русским народом.

Церковь, которая измеряет время не днями, не месяцами, не годами, а столетиями и тысячелетиями, в своем историческом опыте хранит память о множестве конфликтов, бывших начиная с глубокой древности — в Древнем Риме, Византии, Древнерусском государстве, Российской империи, современных государствах на территории исторической Руси. Церковь помнит об этих конфликтах и знает, к каким тяжелым последствиям они всегда приводили. Вот и сегодня всеми силами враги и русского, и украинского народов извне пытаются внушить, что никакие вы не братья, а вы враги, и вы должны воевать друг с другом. И ведь кто-то поддается на это искушение! И мы, конечно, сожалеем и оплакиваем тот факт, что на близкой, родной нам Украинской земле возникли политические силы, которые, используя идею врага применительно к народу русскому, выстраивают сегодня политику в отношении России. И мы знаем, к каким скорбям уже привела эта политика и на многострадальной земле Донбасса, а теперь и в более широком масштабе.

Не будем говорить о тех, кто поджигал эту войну, — Бог им судья, и Он их накажет. Нужно сегодня говорить о самих себе, и я призываю всех вас, мои дорогие, в первую очередь усилить молитву о том, чтобы прекратилась всякая военная конфронтация между Россией и Украиной, чтобы народ наш вновь сумел осознать наличие общих духовых корней и общей духовной силы, которой является неразделенная Церковь наша, пребывающая в России, в Украине и в других странах. Это действительно залог спасения, залог будущего мира, но именно поэтому на нее сегодня там, на Украинской земле, и обрушиваются гонения тех, кто не заинтересован в мире. Поэтому мы должны сугубо молиться и о Блаженнейшем владыке, Предстоятеле Украинской Православной Церкви, о украинском епископате, но и, конечно, о Церкви нашей и о том, чтобы никакие искушения, никакие соблазны не были способны разрушить духовное единство, которое обрели наши предки, выходя из Киевской купели Крещения.

Но вот ещё о чем хотелось бы сказать. Там, где диавол, там всегда ложь. Вот и сегодня — какое огромное количество лжи распространяется! Появилось даже такое новомодное слово «фейк» как синоним лжи. Но это обычная диавольская ложь, ведь именно ложь сегодня используется для того, чтобы углубить пропасть между двумя народами, чтобы сделать их врагами; и мы должны быть очень бдительными ко всему тому, что сейчас говорится в связи со скорбным конфликтом, возникшем на Донбасской земле.

Наша Церковь — и в России, и, надеюсь, на Украине, потому что у нас общие ценности, общие идеалы, общая христианская совесть, в конце концов. Мы не можем действовать иначе, как только молиться о мире и стараться снижать градус противостояния, градус эмоциональных политических дискуссий, часто переходящих границы приличия. Мы должны делать всё для того, чтобы умиротворить и умирить сердца, чтобы враг рода человеческого не сумел разрушить наше духовное единство, вокруг которого и сформировалась религиозная и культурная жизнь нашего единого народа — россиян и украинцев.

Конечно, тема, связанная с российско-украинскими отношениями, сегодня стала частью большой политики или, как теперь говорят, геополитики. И одной из целей этой геополитики является ослабление России, которая стала сильной, реально могучей страной. Но как же гадко и подло для осуществления этих геополитических целей использовать братский народ! Как ужасно натравливать этот народ на своих братьев! Как ужасно вооружать его, для того чтобы он вступил в борьбу со своими единокровными и единоверными братьями! Все те, кто это делают в виде пропаганды, массированно обрушившейся на Украину, в виде конкретных действий, в виде создания предпосылок для расширения военного конфликта, — все эти люди враги и России, и Украины. Они против нашего единства, против наших духовных корней, а значит, вне зависимости от того, называют они себя верующими или неверующими, они против воли Божией, которая всегда направлена на мир, на братство, на любовь.

Пусть Господь поможет всем нам — русским, украинцам, белорусам, всем народам, которые произошли от одного корня, вышли из Киевской купели Крещения, сохранять наше духовное единство, не допускать разделение нашей Церкви. Кстати, те, кто стремился разделить народы, начали с разделения Церкви, образовав некие расколы на Украине. С этого начали, чтобы разорвать духовное единство, но по милости Божией это единство сохраняется.

Я сегодня особенно молился и за Блаженнейшего Онуфрия, за епископат, за духовенство, за верующий народ Украины, чтобы Господь сберёг их от козней лукавого, сохранил в понимании того, что всякая война между православными братьями, принадлежащими к единой Церкви, — это дело диавольское, а не Божие. И поэтому Церковь наша единая, будь то в России, на Украине, в других странах, должна сегодня молиться о мире, о прекращении междоусобной брани, как это делал преподобный Сергий, как это делала наша Русская Церковь, когда князья русские вступали в междоусобную брань, уничтожая друг друга. Вот и сегодня мы пойдем не по тому пути, к которому нас призывают, провоцируя вовлечение и Церкви в конфликт, а мы пойдем по пути преподобного Сергия и будем молиться за единство Святой Руси, чтобы никакие силы не сумели разделить наш народ и, конечно, чтобы никакие силы не смогли разделить нашу Церковь.

Пусть Господь благословит землю нашу — историческую Русь! Да сохранит Господь нас от разделений в Церкви, да поможет преодолеть все те разделения, которые порождены не различием в вере, а влиянием политических сил на те или иные церковные круги. Чтобы все это осталось в прошлом и чтобы мы все единеми усты и единем сердцем могли прославлять святое и великолепное имя Отца и Сына и Святаго Духа и, Крестом оградясь, прогонять всякую вражую, бесовскую силу от нашей общей жизни и от нашей судьбы. Аминь.

Владыка Пантелеимон совершил повечерие с чтением канона Андрея Критского в третий день Великого поста

9 марта, в среду первой седмицы Великого поста, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон возглавил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в храме в честь иконы Божией Матери «Всецарица» Успенской мужской обители города Красноярска.

Его Высокопреосвященству сослужили: руководитель Административного секретариата Красноярской епархии, настоятель Покровского кафедрального собора Красноярска митрофорный протоиерей Владимир Дорош; секретарь Красноярской епархии, благочинный церквей Левобережного округа, наместник красноярского Успенского мужского монастыря игумен Иннокентий (Нилов); штатные священнослужители красноярских Покровского кафедрального собора и Успенского мужского монастыря.

За богослужением пел хор Успенской мужской обители.

По окончании богослужения владыка Пантелеимон обратился к верующим со словом проповеди.

Для справки:

Великий покаянный канон — широкая историческая панорама, в которой начертается история человеческого греха и человеческой праведности, отвержения Бога и Его принятия. Канон основывается на мощном святоотеческом фундаменте, в нём прочитываются цитаты из святителя Мелитона Сардского, святого Ефрема Сирина, святителей Григория Богослова и Григория Нисского, святого Максима Исповедника.

Канон представляет собой пронзающий душу сердечный плач праведника о грехах. Самое начало: «Откуду начну плакати окаянного моего жития деяний? кое ли положу начало… нынешнему рыданию» (песнь 1), — настраивает душу на скорбь и покаяние, к «уязвлению сердца». (По материалам сайта days.pravoslavie.ru).

Железногорский благочинный посетил строящийся храм преподобного Сергия Радонежского в посёлке Додоново

7 марта благочинный Железногорского округа церквей, настоятель собора Михаила Архангела города Железногорска протоиерей Роман Нещерет проверил ход текущих работ по строительству церкви в посёлке Додоново.

Сейчас строители занимаются кровельными работами, собирают большой и малый шатёр, изготавливают купола. Всего на церкви их будет 12, — сообщили на сайте благочиния.

Следующий этап после монтажа кокошников и декора на барабанах — покрытие шатров металлом. Шатры будут отделаны металлом двух цветов: зеленым, золотым. Качество работы также проверит сам благочинный.

«Наше прощение зависит от того, как мы прощаем ближних»: о духовном очищении в день Прощёного воскресенья рассказали в новом выпуске программы «Железногорск православный»

Духовная жизнь, история Церкви, православные праздники и события современной церковной жизни — всё это «Железногорск православный». Программа выходит на местном телеканале МИР24 каждое воскресенье в 20:30. Проводником в мир Церкви в программе выступает железногорский благочинный, настоятель Михаило-Архангельского собора города протоиерей Роман Нещерет.

В новом выпуске отец Роман рассказывает об истоках и богословском смысле Прощёного воскресенья. Чем отличается истинное прощение от ложного? Как по-настоящему простить человека? И какие примеры из жития святых отцов помогут верующему в деле очищения через прощение? Кроме ответов на эти вопросы железногорский благочинный также даёт рекомендации, тем, кто хочет ощутить истинную благодать праздника.

— Наше собственное прощение зависит от того, как мы прощаем своих ближних. Если мы не прощаем людей, то и нам нет прощения, и нас Господь не простит. Поэтому надо прощать и не абы как, простить не на словах, выполнив некую внешнюю форму прощения, нет. Библия нам говорит о том, что внутри нас самих должно произойти изменение. Это когда и в сердце, и в душе не остаётся ни одной капли обиды на человека, — отмечает отец Роман.

Свои вопросы священнику можно задать в сообществе «Муниципальное телевидение. Железногорск» в социальной сети «ВКонтакте» или по телефону +7(391)974-66-22.

Красноярские казаки в Прощёное воскресенье преподнесли в дар войсковому храму иконы святых

6 марта казаки Енисейского войскового казачьего общества (ЕВКО) преподнесли в дар приходу Александро-Невского войскового казачьего храма иконы мученика Иоанна Воина и благоверного князя Игоря Черниговского, — рассказали на сайте Отдела по взаимодействию с Енисейским казачеством Красноярской митрополии.

Казаки преподнесли иконы после Литургии, которую совершил настоятель храма протоиерей Павел Богинский в сослужении клирика прихода, помощника войскового священника ЕВКО протоиерея Александра Глушанкова. За богослужением представители Енисейского войскового казачьего общества исповедовались и причастились Святых Христовых Таин.

12 марта, 8:30. Божественная литургия архиерейским чином в красноярском храме Иоанна Предтечи

12 марта, в субботу 1-й седмицы Великого поста, день памяти великомученика Феодора Тирона (переходящее празднование), митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон возглавит Божественную литургию в храме Иоанна Предтечи (ул. Горького, 27).

Начало богослужения в 8:30.

Архипастырь: Нам дана свобода видеть свои грехи и очищаться от них своими силами

9 марта, по окончании Литургии Преждеосвящённых Даров в Покровском кафедральном соборе города Красноярска, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к верующим со словом проповеди:

— Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Когда приходит Великий пост, то всегда звучит удивительная молитва Ефрема Сирина, которая пронизывает всё человеческое существо: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве, даруй ми рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь». Святой отец Ефрем Сирин уже о том говорит, что он — сирийский подвижник, из первых христиан, и вся его жизнь пронизана любовью к человеку, покаянным состоянием и беспредельным доверием и любовью к Богу. Этой молитвой святой, божий человек Ефрем Сирин раскрывает и нам не в многословии, не в поисках и колебаниях, а в глубоком убеждении, что Бог видит всё наше доброе и злое, что Бог видит все наши боли, ожидания и страсти, и радости, и горести, и что только от Него зависит наше настоящее, будущее и вся жизнь, и что дана нам свобода видеть свои собственные грехи и очищаться от этих грехов, опять-таки, своими человеческими силами, которые даны каждому из нас. И тогда Господь вселяет в человека свою благодать спасающую, очищающую, хранящую, врачующую и любящую.

И ничего другого не нужно, только увидеть самих себя, осознать и не осуждать себя, как некоторые. Я слышал, люди говорят: «Чтоб я была проклята», «Зачем я это делал?». Нельзя так говорить. Надо говорить то, что говорил в молитве великий Ефрем Сирин: дай нам целомудрия, Господи, научи нас, как исправиться нам для нашего спасения, нашего спокойствия, нашей души. И, утверждая его молитвой эти направления, Святая Церковь в среду и пятницу даёт нам право причащаться тела и крови, подтверждая, что Бог принимает такую позицию человека, когда он идёт смело по дороге спасения, вечной жизни и глубокой веры, подкрепляя эту веру надеждой, Божественной любовью. И, в конце концов, побеждают всякий грех и всякую разрушительную силу, которая давит на человека.

Аминь.

Глава Красноярской митрополии совершил Литургию Преждеосвящённых Даров в Покровском кафедральном соборе

9 марта, в среду первой великопостной седмицы, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон совершил Литургию Преждеосвящённых Даров в Покровском кафедральном соборе города Красноярска.

Его Высокопреосвященству сослужили: руководитель Административного секретариата Красноярской епархии, настоятель Покровского кафедрального собора Красноярска митрофорный протоиерей Владимир Дорош; секретарь Красноярской епархии, благочинный церквей Левобережного округа, наместник красноярского Успенского мужского монастыря игумен Иннокентий (Нилов); благочинный больничных храмов Красноярска, настоятель красноярских храмов апостола Андрея Первозванного и великомученика Димитрия Солунского иерей Виталий Вальтер; ключарь Покровского кафедрального собора Красноярска, настоятель храма Вифлеемских мучеников Красноярска иеромонах Мелхиседек (Цхадая); штатные священнослужители Покровского кафедрального собора.

За богослужением пел Архиерейский хор Покровского кафедрального собора.

По окончании богослужения владыка Пантелеимон обратился к верующим с архипастырским словом.

Благочинный тюремных храмов Красноярской епархии прошёл профессиональную переподготовку в Академии ФСИН

Благочинный тюремных храмов Красноярской епархии, помощник начальника ГУФСИН по Красноярскому краю по работе с верующими, штатный священник Благовещенского монастырского собора города Красноярска иерей Родион Петриков сообщил об успешном окончании учёбы в Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказаний (г. Рязань) 4 марта на личной странице во «Вконтакте».

— Священник тюремного служения — это помощник для согрешившей души, способный открыть человеку новый шанс для новой жизни на новом основании, Которое есть Христос Спаситель, — пояснил отец Родион. — Должность помощников [начальника ГУФСИН по работе с верующими] появилась в 2014 году. Введена по согласованию государства и Церкви. Смысл — помогать осужденным прийти к покаянию и вернуться к Богу. Помощники начальников ГУФСИН по организации работы с верующими раз в 5 лет проходят обучение. Полный срок обучения у нас 1.5 месяца.

Отец Родион проходил обучение вместе со своими коллегами по тюремному служению со всей страны. Помимо учёбы помощникам по работе с верующими также провели специальную программу поездок по Москве и святыням Рязанской епархии.

В селе Новобирилюссы начался конкурс «Пасхальная радость-2022»

Приход новобирилюсского Свято-Троицкого храма и Центральная сельская детская библиотека объявили о начале приёма работ на ежегодный районный конкурс детского творчества «Пасхальная радость». Об этом рассказали на странице библиотеки во «ВКонтакте».

В конкурсе традиционно могут участвовать дети и подростки от 7 до 18 лет. Юным талантам предстоит создать своими руками поделку из любых материалов, тематически посвящённую Пасхе: дерево, ткань, бумага, глина, солёное тесто и пр. Организаторы конкурса принимают всё, кроме рисунков.

К работе участники прикладывают информационный лист с именем, фамилией, датой рождения, школой и классом. Также в требованиях — указать населённый пункт и телефон, по которому можно связаться с участником или его педагогом.

Поделки принимают в центральной детской библиотеке не позднее 17 апреля 2022 года по адресу: село Новобирилюссы, ул. Советская, д. 153.

Каждого участника пригласят на церемонию награждения по тому же адресу.