Последние публикации

Медиастудия Никольского прихода села Парная «Друзья» поделилась достижениями с благочинным

11 марта на юные журналисты из медиастудии друзья при храме Николая Чудотворца села Парная и их кураторы подводили итоги прошедшего года. Одним из участников встречи стал благочинный Шарыповского округа церквей, настоятель Свято-Троицкого собора города Шарыпово протоиерей Павел Фролов.

За время работы медиастудия собрала команду из 24 школьников сёл Парная, Ораки, Родники, Берёзовское, Большое Озеро, Малое Озеро, Дубинино и посёлка Инголь. Занятия в студии проводятся приходом Никольского храма села Парная с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.

Вместе с «Друзьями» бок о бок работают и учатся юные блогеры с Youtube-канала «Шарыповский округ глазами детей», которые уже второй год снимают видеоролики о жизни в сибирских сёлах.

11 ребят из обоих коллективов поучаствовали в X епархиальном фестивале «Сретенская свеча». Медиастудия «Друзья» стала победителем в номинации «Дом Твой: живые воспоминания» за цикл видеосюжетов о малой родине и её людях. С успехом молодых журналистов пришёл поздравить лично благочинный Шарыповского округа протоиерей Павел Фролов. Отец Павел вручил ребятам благодарственные письма и подарочные сертификаты, а также благословил на новые свершения:

— Сейчас идёт Великий пост. Это то время, когда надо заниматься хорошими, добрыми делами, помогать ближним, не думать о плохом. Вы своими добрыми и светлыми видеороликами помогаете людям видеть светлое, любить своё Отечество, быть счастливыми там, где они живут. Продолжайте своё дело, это полезно и вам, и тем, кто рядом с вами, и даже тем, кто издалека смотрит ваши ролики, — подчеркнул благочинный.

Также восемь юных медийщиков получили благодарственные письма за конкурс «Фото из семейного альбома» и «Моя тихая малая родина», которые проходили в январе-феврале среди школьников Шарыповского муниципального округа в рамках проекта «Медиастудия для сельских школьников „Друзья“», — рассказывает сайт Шарыповского благочиния.

Отдельно отметили Анастасию Юрочкину. Шестиклассницу из села Малое Озеро поощрили за серию видеороликов о жизни сельской молодёжи. Уже сейчас их транслирует телекомпания «Шанс» и краевая программа «Край глазами детей».

Несмотря на награждения и поздравления, занятия в студии не останавливались. Прошёл семинар «Правила съёмки репортажа», который провёл Алексей Гашков, видеооператор-режиссёр шарыповской телекомпании «Шанс», а затем на медиалектории Любовь Чарушина рассказала ребятам о том, что 2022 год объявлен в России годом народного искусства и материального культурного наследия. Все вместе «Друзья» посмотрели фильм «Народы Красноярского края», — в первую очередь для вдохновения, пояснили в студии.

В заключительной части всех ребят пригласили на чаепитие трапезную Никольского прихода села Парная.

20 марта, 9:00. Литургия архиерейским чином в красноярском храме мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

20 марта, в Неделю 2-ю Великого поста, день памяти святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон возглавит Божественную литургию красноярском храме мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (ул. Партизана Железняка, 3/1).

Начало богослужения в 9:00.

Патриаршая проповедь в Неделю Торжества Православия после Литургии в Храме Христа Спасителя

13 марта 2022 года, в Неделю 1-ю Великого поста, Торжества Православия, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию святителя Василия Великого и чин Торжества Православия в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

— Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня первое воскресенье Великого поста, и оно посвящено воспоминанию о тех, кто сохранил для нас с вами веру православную, — начиная от святых апостолов, мужей апостольских, святых отец, многих святителей, которые возглавляли Поместные Церкви, мучеников и исповедников. Всех тех, кто не убоялся внешних обстоятельств, кто не склонил свою главу пред безбожной властью, остался верным Христу даже до смерти и благодаря кому мы сегодня празднуем день Торжества Православия в возрожденном Храме Христа Спасителя в граде Москве, в российской столице.

История, которая была пройдена нашей Церковью, Церковью Вселенской, исполнена многих скорбей, но и многих радостей. Соприкасаясь с той или иной жизненной трудностью, болезнью, неудачей, мы чаще всего считаем себя несчастными; те, кому не удалась карьера, считают себя неудачниками. И часто эта скорбь настолько подавляет человека, что мешает ему увидеть, что в жизни является главным, а что — поверхностным и второстепенным. История Церкви учит нас, что является самым главным. Для нас, верующих, нет ничего более важного, чем хранить веру православную, оставаться верным Церкви вне зависимости от любых обстоятельств, будь то умственное, интеллектуальное давление на Церковь и на веру со стороны тех, кто утверждает, что Бога нет, или давление лжебратьев, которые стали на путь расколов и разделений и призывают других стать на тот же путь. Или давление со стороны людей, безразличных к вере и духовной жизни, которые живут сиюминутными интересами и для которых такие вопросы, как вера в Бога, практически не существуют, а если существуют, то где-то на самой периферии их жизни.

Взирая на историю Церкви, мы вспоминаем, как люди отдавали за веру жизнь, нередко под пытками, под издевательствами. Они страдали так, что и представить невозможно, как человек такие страдания может вынести, но именно они — апостолы, мужи апостольские, мученики, исповедники, святые отцы — донесли до нас веру Христову. Поэтому в день Торжества Православия мы вспоминаем в первую очередь их святые имена и молимся соборно о всех тех, кто жизнью своей, словом своим, мыслью своей, чудесами своими и подвигами своими сохранил и приумножил веру, передал ее последующим поколениям, включая нас, ныне живущих на земле людей.

Вся история Церкви отмечена многими примерами давления внешних сил. Вот и история иконоборчества свидетельствует о том, как зависела жизнь Церкви от позиции императора, светской власти. После VII Вселенского Собора, который утвердил веру Церкви в то, что иконопочитание не только возможно, но и спасительно, что почитание икон должно быть частью духовной жизни, в Византийской империи сменилась государственная власть. Пришел император, который под влиянием различных политических обстоятельств, в том числе всматриваясь в опыт других монотеистических религий, не знающих иконопочитания, принял решение, что для консолидации многонациональной империи лучше всего отказаться от иконопочитания. И началось не просто искоренение икон, но настоящий вандализм: шедевры церковного искусства уничтожались, дивные фрески стирались или закрашивалось орнаментами, заимствованными из животного и растительного мира. А поелику так думал и так верил император, то, по закону тогдашней политической жизни «чье царство, того и вера», и подчиненные должны были верить так же. Но поскольку отрицание иконопочитания противоречило соборным постановлениям, то Церковь, конечно, восстала, и начались гонения — не от язычников, а от иконоборцев, жестокие гонения. И все-таки Господь приклонил милость Свою, испытав народ Византии на верность Ему. Через приход во власть благочестивой императрицы Феодоры иконопочитание вновь было утверждено, как соответствующее апостольской вере, апостольскому преданию, по которому жила Церковь Православная.

Казалось бы, как же сильна зависимость Церкви от светской власти, которая проявилась во всей этой истории с иконоборчеством! Пришел император, не верящий в иконы, и приказал всем не верить в иконы. Пришла императрица Феодора, которая верила в правоту Церкви и иконопочитания, и все вернулось на свои места. Вот эта зависимость Церкви от внешней силы, зависимость от тех, кто имеет политическую власть, есть самая опасная зависимость. Все члены Церкви — законопослушные люди, мы молимся за власти и воинство. Но одновременно каждый христианин оставляет за собой право выбора — в том случае, если власть становится безбожной и принуждает христианина к отречению от веры или, как было в случае с иконоборчеством, впадает в ересь и принуждает своих подчиненных идти за ней.

Казалось бы, все это уже в прошлом. Совсем нет! Мое сердце кровью обливается, когда я думаю о том, что происходит на Украине. Разве не то же, что когда-то в Византии? Приходит власть и по политическим соображениям не считает возможным, чтобы большинство православных верующих людей принадлежало Русской Православной Церкви, Московскому Патриархату. Начинается притеснение этих людей. Их обвиняют чуть ли не в государственной измене, на них оказывают давление, чтобы они не ходили в Церковь, которую оскорбительно и кощунственно называют «Церковью оккупантов». И, конечно, находятся люди, как то было во времена иконоборчества, которые немедленно идут в фарватере государственной власти, — «как бы чего не произошло, как бы батюшку не лишили хорошего прихода, как бы архиерей не потерял своей кафедры, как бы не обвинили в пособничестве оккупантам», и так далее, и так далее…

Всем тем, кто «колеблется вместе с колебанием власти», нужно сказать: но ведь наша Церковь прошла через испытания этим самым колебанием и выжила, несмотря на гонения и притеснения. И сегодня, отталкиваясь от собственного исторического опыта, мы должны сказать: мы уважаем светскую власть, но оставляем за собой право быть свободными от вмешательства власти во внутреннюю жизнь Церкви. Надеемся, так и будет на Украинской земле, хотя сегодня даже поминовение имени Патриарха в храме для некоторых становится невозможным страха ради иудейска (Ин. 19:38).

Мы никого не осуждаем, но своим скорбящим сердцем я хочу понять таких людей. Вместе с тем я сознаю: если кто в малом неверен, то ведь он и в большом может быть неверен (см. Лк. 16:10). Поэтому сегодня моя молитва о том, чтобы народ наш на Украине сохранил веру православную, чтобы не убоялся давления тех, кто предлагает ему уйти в раскол и тем самым явить лояльность к власти. Мы молимся и будем молиться за Украинскую Православную Церковь, чтобы Господь уразумил и укрепил епископат наш, духовенство наше, чтобы никакие позорные, оскорбительные клички, которые сегодня носители радикальных взглядов налагают на наших православных людей, обвиняя их в некоем пособничестве чуть ли не оккупантам, чтобы вся эта скверна не омрачала их души. Нужно помнить, что все мы принадлежим Единой Святой Соборной Апостольской Церкви — той самой Церкви, что и в Москве, и в Киеве; нашей Поместной Церкви, мученице и исповеднице. И дай Бог нам всем сохранить единство, невзирая ни на какие внешние давления и ни на какие старания сил, чуждых Церкви, разрушить духовное единство наших народов. Когда кто-то из-за страха отказывается поминать Патриарха, то это, конечно, есть признак слабости. Меня это не обижает. Но это опасно для духовной жизни тех, кто в малом отступает от истины. Сегодня не поминаем Патриарха, потому что страшно, а ведь завтра кто-то может потребовать большего.

Пусть Господь хранит нашу Церковь на земле Украинской, Блаженнейшего митрополита Онуфрия, весь епископат, за который мы молимся, с которым мы вместе в эти трудные дни. Верим, что вера православная и Церковь Православная не потерпят урона от происходящих ныне политических процессов — надеемся, скоро преходящих. Пусть Господь хранит нашу Церковь, укрепляет наш народ и помогает всем нам, русским православным людям. Повторюсь: когда я говорю «русские», я имею в виду слова «откуда есть пошла Русская земля» из «Повести временных лет». Молюсь о всех, кто живет на Украине, в Беларуси, в нашей Русской земле, чтобы все мы были едины духом и сохраняли единство в вере. Да поможет нам Господь, и об этом сегодня, в день Торжества Православия, особая наша молитва, сохранить единство в вере, единство в духе, помня, что у нас одни святые, одна духовная традиция, нередко общие духовные отцы, монашествующие — один народ Божий. Печаль и скорбь пройдут, но очень важно, чтобы эти печаль и скорбь не ослабили нашу внутреннюю духовную силу. Если выстоим, то сохранятся и земля наша Русская, в которую ныне входят Россия, Украина, Беларусь, и наша Церковь, чада которой живут в разных государствах почти по всей планете. И верим, что Господь будет с нами, если сохраним в чистоте веру православную, хранителей которой мы особо вспоминаем в первое воскресенье Великого поста.

Аминь.

В.Р. Легойда: Очень важно не поднимать градус ненависти

Москва, 11 марта. Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда, принимая участие в программе «Светлый вечер» на радио «Вера», отметил, что каждый, независимо от его отношения к событиям, происходящим на Украине, может делать две вещи: молиться о мире и не впускать в свое сердце ненависть.

«Я вижу, как по мере развития конфликта ожесточенность нарастает. Это неизбежно, потому что идут боевые действия. Но хотя бы тем, кто не вовлечен в них непосредственно, очень важно не поднимать градус ненависти», — сказал представитель Церкви.

Он также напомнил слова Святейшего Патриарха Кирилла о том, что надо «стараться снижать градус противостояния, градус эмоциональных политических дискуссий, часто переходящих границы приличия». «Мы должны делать все для того, чтобы умиротворить и умирить сердца, чтобы враг рода человеческого не сумел разрушить наше духовное единство, вокруг которого и сформировалась религиозная и культурная жизнь нашего единого народа — россиян и украинцев», — сказал Патриарх 9 марта в своей проповеди после Литургии в Храме Христа Спасителя, напомнил В.Р. Легойда.

Он также призвал учитывать уже сейчас, что военная фаза конфликта рано или поздно закончится и придется «соединять то, что разорвали или хотели разорвать». Именно по этой причине крайне важно следовать «по пути преподобного Сергия и молиться за единство Святой Руси». Чтобы, как сказал Предстоятель Русской Православной Церкви, «никакие силы не сумели разделить наш народ и… нашу Церковь».

Глава Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ обратил внимание ведущего и слушателей на то, что необходимо с осторожностью подходить не только к оценке распространяющейся информации, но и быть чрезвычайно внимательным к собственным высказываниям по поводу последних событий.

По словам представителя Церкви, сегодня одной из самых болезненных тем является единство Церкви. «Наши братья по вере на Украине — как священнослужители, так и миряне — находятся сейчас под большим давлением». Именно по этой причине «Святейший Патриарх молится за Украинскую Православную Церковь, за ее Предстоятеля Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, за единство нашей Церкви и за людей, которые находятся сегодня на Украине в очень сложных условиях», — подытожил В.Р. Легойда.

Православная неделя с 14 по 20 марта: празднование иконе Божией Матери «Державная», дни памяти преподобного Павла Препростого и святителя Григория Паламы

Сайт kerpc.ru знакомит читателей с наступающими праздниками Православной Церкви. 14–20 марта 2022 года — 2-я седмица Великого поста.

15 марта (2 марта по ст. ст.). Празднование иконе Божией Матери «Державная»

Этот образ Пресвятой Богородицы чудесным образом был обретён 2 марта 1917 года — в день отречения от престола последнего русского царя, будущего страстотерпца Николая II.

Жительнице Бронницкого уезда (современная Московская область) Евдокии Адрианове во снах стала являться Небесная Владычица: Богоматерь велела женщине найти в селе Коломенском некую старинную икону и восстановить её. Вместе с коломенским священником Евдокии после долгих поисков удалось это сделать: в подвале сельской церкви они обрели почерневший от времени святой образ. На изображении проступало изображение Богомладенца на коленях у Своей Матери, в руках державшей скипетр и державу.

Стараниями митрополита Московского Тихона (будущего Святейшего Патриарха и святителя Церкви) был составлен акафист для новообретенной святыни. С началом революционных событий Державная икона Божией Матери стала почитаться особо верующими как знак того, что Пречистая Дева Мария не оставила покровительство над Россией и её народом.

20 марта (7 марта по ст. ст.). День памяти преподобного Павла Препростого

Преподобный Павел Препростый жил в IV веке. Препростым он назван за своё простосердечие и незлобие. Преподобный был женат, но, узнав о неверности супруги, оставил её и удалился в пустыню к преподобному Антонию Великому (память 17 января). Павлу было уже 60 лет, и святой Антоний сперва не принял Павла, почтя его неспособным к тяжелой отшельнической жизни. Три дня стоял Павел у келии подвижника, сказав, что скорее умрёт, чем уйдёт отсюда. Тогда преподобный Антоний поселил Павла к себе, долго испытывал его терпение и смирение тяжёлым трудом, суровым постом, ночными бдениями, неустанным пением псалмов и земными поклонами. Наконец преподобный Антоний разрешил Павлу поселиться в отдельной келлии.

За многолетний подвиг преподобному Павлу Господь даровал прозорливость, власть изгонять бесов. Когда к преподобному Антонию привели бесноватого юношу, он направил больного к преподобному Павлу со словами: «Великие в вере могут изгонять только малых бесов, а смиренные, как Павел Препростый, имеют власть над князьями бесовскими».

В этот же день. День памяти святителя Григория Паламы

Святитель Григорий Палама, архиепископ Солунский, родился в 1296 году в Малой Азии. Во время турецкого нашествия семья бежала в Константинополь и нашла приют при дворе Андроника II Палеолога (1282–1328). Отец святого Григория стал крупным сановником при императоре, но вскоре умер, и сам Андроник принял участие в воспитании и образовании осиротевшего мальчика. Обладая прекрасными способностями и большим прилежанием, Григорий без труда освоил все предметы, составлявшие полный курс средневекового высшего образования. Император хотел, чтобы юноша посвятил себя государственной деятельности, но Григорий, едва достигнув 20 лет, удалился на Святую Гору Афон в 1316 году (по другим сведениям, в 1318-м) и поступил послушником в монастырь Ватопед, где под руководством старца, преподобного Никодима Ватопедского, принял постриг и начал путь подвижничества. Через год ему явился в видении святой евангелист Иоанн Богослов и обещал своё духовное покровительство.

После преставления старца Никодима инок Григорий проходил 8 лет свой молитвенный подвиг под руководством старца Никифора, а после кончины последнего перешёл в Лавру преподобного Афанасия. Здесь он прислуживал за трапезой, а затем стал церковным певцом. Но через три года, стремясь к более высоким ступеням духовного совершенства, он поселился в небольшой отшельнической обители Глоссии. В 1326 году из-за угрозы нападения турок вместе с братией он перебрался в Солунь (Фессалоники), где тогда же был рукоположен в сан священника.

Свои обязанности пресвитера святой Григорий сочетал с жизнью отшельника: пять дней недели проводил в безмолвии и молитве, и только в субботу и воскресенье пастырь выходил к народу — совершал богослужение и произносил проповеди. Его поучения часто вызывали у предстоящих в храме умиление и слезы. Однако полная отрешённость от общественной жизни святителю была несвойственна. Иногда он посещал богословские собрания городской образованной молодёжи во главе с будущим патриархом Исидором. Возвращаясь как-то из Константинополя, он обнаружил близ Солуни местечко Верии, удобное для уединённой жизни. Вскоре он собрал здесь небольшую общину монахов-отшельников и руководил ею в течение 5 лет. В 1331 году святитель удалился на Афон и уединился в скиту святого Саввы, близ Лавры преподобного Афанасия. В 1333 году он был назначен игуменом Есфигменского монастыря в северной части Святой Горы. В 1336 году святитель вернулся в скит святого Саввы, где занялся богословскими трудами, которых не оставлял уже до конца жизни.

Около 1330 года в Константинополь из Калабрии приехал учёный монах Варлаам. Автор трактатов по логике и астрономии, умелый и остроумный оратор, он получил кафедру в столичном университете и стал толковать сочинения Дионисия Ареопагита (память 3 октября), апофатическое богословие которого было признано в равной мере и Восточной и Западной Церквами. Вскоре Варлаам поехал на Афон, познакомился там с укладом духовной жизни исихастов и, на основании догмата о непостижимости существа Божия, объявил умное делание еретическим заблуждением. Путешествуя с Афона в Солунь, оттуда в Константинополь и затем снова в Солунь, Варлаам вступал в споры с монахами и пытался доказать тварность Фаворского света; при этом он не стеснялся поднимать на смех рассказы иноков о молитвенных приёмах и о духовных озарениях.

Святитель Григорий по просьбе Афонских монахов обратился сначала с устными увещаниями. Но, видя безуспешность подобных попыток, он письменно изложил свои богословские доводы. Так появились «Триады в защиту святых исихастов». К 1340 году Афонские подвижники с участием святителя составили общий ответ на нападки Варлаама — так называемый «Святогорский томос». На Константинопольском Соборе 1341 года в храме Святой Софии произошёл спор святителя Григория Паламы с Варлаамом, сосредоточившийся на природе Фаворского света. 27 мая 1341 года Собор принял положения святителя Григория Паламы о том, что Бог, недоступный в Своей Сущности, являет Себя в энергиях, которые обращены к миру и доступны восприятию, как Фаворский свет, но являются не чувственными и не сотворёнными. Учение Варлаама было осуждено как ересь, а сам он, преданный анафеме, удалился в Калабрию.

Но споры между паламитами и варлаамитами были далеко не закончены. К числу вторых принадлежали ученик Варлаама, болгарский монах Акиндин и патриарх Иоанн XIV Калека (1341–1347); к ним склонялся и Андроник III Палеолог (1328–1341). Акиндин выступил с рядом трактатов, в которых объявлял святителя Григория и Афонских монахов виновниками церковных смут. Святитель написал подробное опровержение домыслов Акиндина. Тогда патриарх отлучил святителя от Церкви (1344) и подверг темничному заключению, которое продолжалось три года. В 1347 году, когда Иоанна XIV на патриаршем престоле сменил Исидор (1347–1349), святитель Григорий Палама был освобождён и возведён в сан архиепископа Солунского. В 1351 году Влахернский Собор торжественно засвидетельствовал православность его учения. Но солуняне приняли святителя Григория не сразу: он вынужден был жить в разных местах. В одну из его поездок в Константинополь византийская галера попала в руки турок. Святителя Григория в течение года продавали в различных городах как пленника, но и тогда он неутомимо продолжал проповедь христианской веры.

Лишь за три года до кончины вернулся он в Солунь. Накануне его преставления ему явился в видении святитель Иоанн Златоуст. Со словами «В горняя! В горняя!» святитель Григорий Палама мирно преставился к Богу 14 ноября 1359 года. В 1368 году он был канонизован на Константинопольском Соборе при патриархе Филофее (1354–1355, 1362–1376), который написал житие и службу святителю.

Архипастырь: В Церкви мы обретаем смысл нашего бытия

13 марта, по окончании Божественной литургии в храме Рождества Христова города Красноярска, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к верующим со словом проповеди:

— Дорогие мои братья и сестры, православные христиане! Если бы не было Господа Бога, то не было бы и этой жизни, которая существует на планете Земля и на всём творении Божием. Самое драгоценное творение Господа — это человек. И Бог доверил человеку жизнь вечную, и доверил ему право достигать ангельского образа. Но человек совершил ошибку, совершил грех ­— проявил свою волю. И тогда отлучился человек от Господа. И Бог закрыл для него Рай, изгнав Адама и Еву.

Человек послушался говорящего змия. Те пресмыкающиеся звери, которых мы знаем, создал Бог живыми тварями. Они всегда находились подле человека, но были и остаются бессловесными. Они жили своей животной жизнью. Не было вражды меж человеком и природой. Но ранее человека было сотворено Небесное воинство — ангельский мир, из которого бунтующий, восставший на Бога денница стал диаволом, противником, сатаной. И с тех пор пошла борьба за душу человека.

Сейчас много говорят о разных религиях, стараются даже умалчивать о Христе, о Православии. Мы можем даже на телевидении и в интернете видеть некие ложные чудеса лжерелигий. И самое страшное, что люди крещёные откатываются назад. Что это такое? Неужели виноваты эти языческие религии? Да нет же. Обманутые, сидящие во тьме люди ждут своего часа, когда проповедь Божия, евангельская промчится от края Земли до Небес, до конца Небес, как молния, говорит Господь.

Тот, кто получил крещение, получил и право называться христианином и войти в жизнь бессмертную. Но диавол всегда обманывал человека. Диавол всегда это делает и в наши дни, и никто этого не избегает. Но как только человек становится верующим в Иисуса Христа, в единого Бога, он защищён от диавольских сил, убивающих его.

Диавол научил человека хитрости: совмещать грех и веру в Христа. Многие называют себя христианами и совершают страшные преступления и грех. Мы их называем по-старому сектантами. Но одна вера человека спасает, одна благословляет ребёнка как ангела — вера христианская, вера православная, вера, установленная Духом Святым. Бог открылся нам Новым Заветом, повторяя нерушимый Завет, Иисусом Христом от Девы Марии, чтобы сказать нам: люди, любите друг друга, верьте в жизнь вечную, творите добро; всё, что делается злое — разрушается, всё ложное превращается в прах и пыль, всё, что кажется сегодня ценным и кажется таким важным, дающим наслаждение — иллюзия. Посмотрите, когда приходит ночь, города освещаются светом. И, кажется, мрак исчезает. Но стоит только где-то там маленькой кнопочке щёлкнуть, мрак мгновенно охватывает города и сёла, и тьма природная торжествует. Но люди так привыкли к этому искусственному свету, что даже потеряли силы себя защищать от тьмы адской, защищать себя от темноты, зла, от мрака неведения. Они настолько уверены, что этот искусственный свет есть их достижение, что стали считать таковым и убийство детей, самих себя. Они стали считать грех растленный — нормой жизни, и считать, что наглая сила имеет право существовать. Нет. Не имеет право.

Свет Христов сейчас мы возглашаем, когда совершаем Литургию святой Четыредесятницы или Великого поста, Преждеосвящённых Даров. Именно этот свет даёт человеку силы побеждать мрак природный. И, отбросив Бога, человек воспользовался, создал тот искусственный свет, который даёт ложное удовлетворение. Но незаметно это свет выкрал из человека веру, освещающую жизнь и укрепляющую силу. И разрушающая сила мрака в виде ложных учений под лозунгами Христа через секты, ложных провидцев, всех тех, кого Христос осудил, начинает уничтожать в человеке всё человеческое, да так, что даже оправдывают смертоносные войны, так, что оправдывают злобу, ложь и лицемерие. И только свет Христов, что хранит святое Православие, правоверие, сохраняет человека таким, каким его создал Господь, каким он предназначен для Царства вечной жизни. Мы никогда не ответим на вопрос зачем Он это сделал, но мы знаем, что Он дал нам, верующим в Него, вечную жизнь, дал вечную радость из любви к жизни, потому что Он сам — жив.

И здесь на Земле Господь создал Рай, который называется святая Православная Церковь. Здесь звучат молитвы и вытираются слёзы, провозглашается право ребёнка жить и право мужчины и женщины создавать семьи, право трудиться и насаживать сады, право на уход в жизнь вечную с надеждой на Царство Божие и спасение.

Люди подсознательно чувствуют, что общество катиться к пропасти. Они обращаются к колдунам, экстрасенсам, ложным политикам, ложным религиям. Но не нужно никуда обращаться. Нужно лишь вернуться к Господу Иисусу Христу в Его Церковь. Там мы обретаем свет и силу для жизни и смысл нашего бытия на Земле, смысл света.

Каждый человек является сам себе опорой, но стержень этой опоры благодать Духа Святаго, которую Господь дал Своим Воскресением, и благодатная сила, которая перешла из древнего Ковчега в Крест Христов, чтоб он стал даже не просто опорой, но ключом к жизни разумной, к жизни благородной и чистой.

Церковь в своё время победила тьму, которая разрушала и уничтожала в начале VII века. А сегодня мы с вами в этом прекрасном храме совершили этот величайший молебственный подвиг празднования Недели Торжества Православия. Без Бога, без религии человеческой, человек исчезнет. И тогда тьма адская всё проглотит. Но этого не случится, пока мы называем себя христианами, пока мы видим в подобных себе братьев и сестёр, пока дар Божий порождать младенцев за нами — жизнь никогда не прекратит своего существования. И Бог не прекратит торжествовать до тех пор, пока мы будем в наших сердцах давать Ему дом, прибежище. И Он будет везде и всюду нам щитом, помощником и укрепителем наших сил.

Аминь.

Глава Красноярской митрополии возглавил Божественную литургию в храме Рождества Христова города Красноярска

13 марта, в Неделю 1-ю Великого поста, Торжество Православия, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон совершил Литургию святителя Василия Великого в красноярском храме Рождества Христова.

Его Высокопреосвященству сослужили: руководитель Административного секретариата Красноярской епархии, настоятель Покровского кафедрального собора Красноярска митрофорный протоиерей Владимир Дорош; секретарь Красноярской епархии, благочинный церквей Левобережного округа Красноярска, наместник красноярского Успенского мужского монастыря игумен Иннокентий (Нилов); благочинный церквей Правобережного округа, настоятель храма Рождества Христова протоиерей Максим Смоляков; штатные священнослужители Покровского кафедрального собора и храма Рождества Христова.

За богослужением пел хор храма Рождества Христова и детско-юношеский духовный хор «София».

По окончании Литургии владыка Пантелеимон возглавил чин Торжества Православия, за которым были возглашены анафемы совершившим тяжкие прегрешения перед Церковью. Затем Архипастырь обратился к верующим со словом проповеди.

Владыка Пантелеимон: Вся наша история есть история нашего спасения

12 марта, по окончании Божественной литургии в храме Иоанна Предтечи города Красноярска, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к верующим со словом проповеди:

— Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Всегда заканчивается первая седмица Великого поста радостным праздничным причащением на полной Литургии Иоанна Златоуста. И сегодня мы с вами вспоминаем Феодора Тирона, великомученика, через него Господь Христианам открыл, чем поститься, если угрожает им искушение.

Сегодня мы с вами вспоминаем пророка Божиего, Предтечу и Крестителя Господня Иоанна, обретение его, первое и второе, всечестной главы. История очень поучительная для нас. Вера наша всегда будет испытывать, братья и сестры, трудности. Всегда будем испытывать внутреннее борение, сомнения и поиск. И Господь, предвидя это, дал христианам пример, чтобы не теряли надежды и помнили всегда, что наша вера — истинная вера, что Бог есть. И ни одна частица мощей Иоанна Пророка не пропала, ни одна пылинка не исчезла. И по сей день на древних местах молитв христиан, где нет даже людей, археологи находят маленькие сосуды с частицами мощей Иоанна Предтечи.

Вся наша история есть история нашего спасения. И каждый пост приводит нас и дарует нам встречаться с Божиими посланниками, чтобы самим стать посланниками Бога для тех, кто рядом с нами — кто враждует с нами, кто живёт с нами, те, кто нуждается в том, чтобы услышать слово о Боге и увидеть верующего человека. И Церковь для того Богом и создана, чтобы верующие люди всегда свидетельствовали о спасении, жизни вечной и торжестве правды и истины.

Мы сегодня все приобщились Святых Таин, которые очищают нас божественным неопалимым огнём от грехов наших, чтобы пост совершить и встретиться с Господом воскресшим в Пасхальные дни. Особую испытать радость, окрепнуть в борьбе с нашими грехами и укрепить нашу надежду на спасение, на жизнь вечную. И дай Господь молитвами каждого из нас спасение всему миру, нашим близким и дальним, и усопшим, и нам самим.

Аминь.

Правящий архиерей совершил Божественную литургию в храме Иоанна Предтечи Красноярска

12 марта, в день празднования Первого и второго обретения главы Иоанна Предтечи, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон совершил Божественную литургию в храме Иоанна Предтечи города Красноярска.

Его Высокопреосвященству сослужили: руководитель Административного секретариата Красноярской епархии, настоятель Покровского кафедрального собора Красноярска митрофорный протоиерей Владимир Дорош; секретарь Красноярской епархии, благочинный церквей Левобережного округа Красноярска, наместник красноярского Успенского мужского монастыря игумен Иннокентий (Нилов); заведующий канцелярией Красноярской епархии, благочинный церквей Красноярского округа, настоятель храма Иоанна Предтечи протоиерей Николай Ши-кэ-мин; штатные священнослужители красноярских Покровского кафедрального собора и храма Иоанна Предтечи.

За богослужением пел Архиерейский хор Иоанно-Предтеченского храма.

За Литургией митрополит Пантелеимон рукоположил во иереи штатного священнослужителя храма иконы Божией Матери «Спортительница хлебов» деревни Творогово диакона Андрея Щеголькова.

Кроме того, иерархических наград были удостоены штатные священники храма Иоанна Предтечи города Красноярска: иерей Александр Смирнов — права ношения наперсного креста, иерей Роман Ермякин — права ношения камилавки.

По окончании богослужения митрополит Пантелеимон обратился к верующим с архипастырским словом.

Послание Святейшего Патриарха Кирилла и.о. генерального секретаря Всемирного совета церквей в связи с событиями на Украине

В ответ на послание от 2 марта 2022 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил исполняющему обязанности генерального секретаря Всемирного совета церквей протоиерею Иоанну Сауке письмо, посвященное драматическим событиям на Украине.

Исполняющему обязанности Генерального секретаря Всемирного Совета Церквей протоиерею Иоанну Сауке

Ваше Высокопреподобие, дорогой отец Иоанн!

Благодарю Вас за письмо от 2 марта. Знаю Вас уже много лет как преданного служителя Церкви Христовой и неустанного работника на ниве просвещения и обучения молодых поколений. Высоко ценю Ваши труды в качестве исполняющего обязанности Генерального секретаря Всемирного совета церквей, направленные на созидание согласия и взаимного уважения между представителями различных христианских конфессий.

В 1961 году наша Церковь вступила в ВСЦ, приняв обновленный базис Совета, в котором ВСЦ определялся как «содружество Церквей», и Торонтскую декларацию, где утверждалось, что «Всемирный Совет Церквей не может быть инструментом какого-либо одного вероисповедания, какого-либо одного конфессионального богословского направления или школы. Церкви-члены должны уважать друг друга, помогать друг другу и воздерживаться от действий, наносящих ущерб другим Церквам-членам».

С 1983 года среди приоритетных направлений деятельности ВСЦ была выдвинута программа включения Церквей-членов в процесс признания общей ответственности за справедливость, мир и целостность творения в мировом сообществе. То есть членство в ВСЦ, диалоги, равноправные дискуссии и сотрудничество со всем христианским миром не только были проявлением нашего служения делу примирения между людьми, но и давали нам уверенность в солидарности и поддержке всемирного христианского братства.

Сейчас молитвы и мысли миллионов христиан во всем мире связаны с драматическими событиями на Украине.

Вы знаете, что конфликт начался не сегодня. Убежден, что виновники его — не народы России и Украины, которые вышли из единой Киевской купели Крещения, объединены общей верой, общими святыми и молитвами, связаны единой общей исторической судьбой.

Истоки противостояния следует искать во взаимоотношениях стран Запада и России. Когда наступили 1990-е годы, России было обещано, что ее безопасность и достоинство будут уважаться. Однако со временем силы, открыто рассматривающие Россию как врага, вплотную подошли к ее границам. Страны блока НАТО наращивают год за годом, месяц за месяцем свою военную мощь, не обращая внимания на опасения России, что это оружие однажды повернется против нее.

Причем политические силы, ставящие своей целью сдерживание России, не собирались воевать с ней своими руками. Они планировали использовать другие средства: попытались сделать врагами братские народы — русских и украинцев. Они не жалели ни сил, ни средств, накачивая Украину оружием и военными инструкторами. Но самое страшное — это не оружие, а попытка «перевоспитания», ментальной переделки украинцев и живущих там русских во врагов России.

Той же задаче соответствовал и учиненный в 2018 году Константинопольским Патриархом Варфоломеем церковный раскол, который нанес удар по Украинской Православной Церкви.

Уже в 2014 году, во время кровавых событий на киевском Майдане, появились первые жертвы. ВСЦ выразил свою обеспокоенность происходившим. Тогдашний генеральный секретарь Совета Олаф Фюксе Твейт писал 3 марта 2014 года: «Нас беспокоит развитие ситуации на Украине, которая подвергает смертельному риску множество невинных жизней… и словно ветер «холодной войны» угрожает подорвать способность международных сообществ решать сообща важнейшие вопросы, требующие принципиального и коллективного ответа».

Тогда же начался вооруженный конфликт на Донбассе, население которого отстаивало свое право говорить на русском языке, требовало уважения к своей исторической и культурной традиции. Но голоса людей не были услышаны, как и не были замечены в западном мире тысячи погибших жителей Донбасса.

Этот трагический конфликт стал частью большой геополитики, главной целью которой является ослабление России.

Теперь руководители западных государств накладывают такие экономические санкции на Россию, которые нанесут вред всем. При этом они, не стесняясь, говорят, что стремятся принести страдания не только руководителям или военачальникам России, а именно русскому народу. Невиданными темпами распространяется по западному миру русофобия.

Непрестанно молюсь о том, чтобы Господь силою Своею содействовал скорейшему установлению прочного мира, основанного на справедливости. Прошу Вас и наших братьев во Христе, объединенных в Совете, разделить с Русской Православной Церковью эту молитву.

Выражаю надежду, дорогой отец Иоанн, что ВСЦ, как это было на протяжении всей его истории, сможет и в нынешнее трудное время оставаться площадкой для непредвзятого диалога, свободного от политических предпочтений и одностороннего подхода.

Господь да сохранит и спасет народы России и Украины!

С отеческой любовью