Последние публикации

Православная неделя с 7 по 13 марта: начало Великого поста, дни памяти Матроны Московской, Димитрия Апанского, Первое и Второе обретение главы пророка Иоанна Предтечи

Сайт kerpc.ru знакомит читателей с наступающими праздниками Православной Церкви. 7–13 марта — первая седмица Великого поста.

Говоря об особенностях богослужебной жизни в первую великопостную седмицу, прежде всего следует сказать о Литургии Преждеосвященных Даров и великом покаянном каноне Андрея Критского.

Литургия Преждеосвященных Даров — это совершенно особое богослужение. Оно совершается только в Святую Четыредесятницу (Великий пост), в дни особого воздержания и сугубого поста: среду и пятницу.

Главной её особенностью, что следует из названия, служит то, что верующие причащаются Святых Даров, освящённых прежде — на предыдущей полной Литургии по чину Василия Великого или Иоанна Златоуста — и сохраняемые в ковчежце, обычно на престоле или, реже, на жертвеннике. Ещё одним видимым отличием является чтение великопостной покаянной молитвы преподобного Ефрема Сирина:

— Го́споди и Влады́ко живота́ моего́, духъ пра́здности, уны́ния, любонача́лия и праздносло́вия не даждь ми.

Духъ же целому́дрия, смиренному́дрия, терпе́ния и любве́ да́руй ми, рабу́ Твоему́.

Ей, Го́споди Царю́, да́руй ми зре́ти моя́ прегреше́ния и не осужда́ти бра́та моего́, я́ко Благослове́нъ еси́ во ве́ки веко́въ. Аминь.

По традиции, за Литургией Преждеосвященных Даров священник благословляет молящихся со словами «Свет Христов просвещает всех» и зажжённой свечой и кадилом в руках между чтениями паремий. Молящимся подобает принимать благословение коленопреклоненно.

Канон святителя Андрея Критского назван Великим как по множеству мыслей и воспоминаний, в нём заключенных, так и по количеству содержащихся в нём тропарей — около 250 (в обычных канонах их около 30).

Великий канон читается по частям в первые четыре дня Великого поста на вечернем богослужении, которое называется великим повечерием, и длится около двух часов. Чтение канона является одним из наиболее торжественных в своей строгости богослужений Православной Церкви. Верующим подобает слушать его в полной тишине, безо всякого движения, с зажжённой свечой в руке.

«Покаянная автобиография» — так часто называют Великий канон. Cвятитель Андрей сочинил его для самого себя. С глубоким сокрушением о своих грехах архиепископ Андрей в своём поэтическом повествовании рассматривает Священную историю как жизнеописание своей собственной души. «Я — самый страшный грешник, виновный более всех людей» — главная тема великого покаянного канона. Это утверждение на корню исключает осуждение по отношению к другим людям.

8 марта (23 февраля по ст. ст.). Обретение мощей блаженной Матроны Московской (1998)

Блаженная Матрона (урождённая Матрона Димитриевна Никонова; ок. 1885–1952) — одна из самых почитаемых русских святых. При жизни она, сама страдая ото многих недугов, прославилась прозорливостью и многими чудесными исцелениями болящих.

Народное почитание памяти старицы началось практически сразу же после её земной кончины. С началом церковного возрождения в России встал вопрос о её прославлении в лике святых.

Поэтому в ночь с 7 на 8 марта 1998 года, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, могила святой Матроны была вскрыта. Её мощи доставили сначала в московский Данилов монастырь, а затем перенесли в Покровский храм на территории Покровского монастыря, открыв к ним доступ для верующих.

Менее чем через год блаженную Матрону Московскую канонизируют как местночтимую святую российской столицы. А в октябре 2004 года Освященный Архиерейский Собор благословит и её общецерковное почитание. На сегодняшний день почитание святой Матроны среди православных России и паломников из других стран не оскудевает: к мощам блаженной в Покровском храме ежедневно приходят молитвенно приложиться тысячи человек.

В тот же день — память священномученика Димитрия Апанского (+1919)

Священномученик Димитрий Неровецкий (1887–1919), нёспастырское служение в сибирской глубинке — на территории современного Абанского района, в небольшом селе Апано-Ключи.

Степенную жизнь сельского прихода святителя Николая Чудотворца, где и был настоятелем отец Димитрий, нарушила Гражданская война. На востоке Енисейской губернии начали активные действия красные партизаны «Тасеевской республики», безжалостно расправлявшиеся со всеми, кого считали своими врагами. Особенную ненависть у них вызывали православные священнослужители.

Отца Димитрия партизаны арестовывали неоднократно, бездоказательно обвиняя в сотрудничестве с белыми войсками. Первые несколько раз они были вынуждены отпускать священника — никаких доказательств его «вины» не было, будущий святой сознательно отказывался от поддержки любой из враждующих сторон, призывая паству к миру и милосердию. Супруга, тем не менее, несколько раз умоляла отца Димитрия оставить беспокойную Апанскую землю и уехать подальше от ужасов Гражданской войны. Но тот всякий раз отказывался изменять своей священнической присяге.

В первую великопостную седмицу священника Димитрия Неровецкого арестовали ещё раз — по клеветническому доносу собственного же псаломщика. Партизаны предали пастыря многим мукам и издевательствам, после чего расстреляли его в таёжной глуши. Мощи святого, канонизированного на Архиерейском соборе в 2000 году, не обретены до сих пор.

9 марта (24 февраля по ст. ст.). Первое и Второе обретение главы пророка Иоанна Предтечи

Этот праздник — один из семи, установленных Православной Церковью в память о Крестителе Господа.

Как известно, пророка по воле нечестивой жены иудейского правителя Иродиады казнили через усечение главы. Ученики вынуждены были погрести тело святого без головы; её отдельно похоронила на Елеонской горе благочестивая царская служанка.

Спустя долго время, в IV веке, голову пророка обрёл вельможа-христианин Иннокентий. Он повелел построить на том месте небольшую церковь и бережно хранил святыню. Однако после его кончины настали антихристианские гонения: честная глава Иоанна Предтечи вновь была утрачена.

Повторно святыню обрели уже в середине V века, когда христианство восторжествовало в пределах Римской империи. По преданию, двум инокам явился сам святой Предтеча и открыл местонахождение своей честной главы.

Однако затем, по несчастливому стечению обстоятельств, обладателем её стал лжепастырь-арианин. Он совратил множество больных людей, исцелившихся от святой главы, приписывая всю благодать своему еретическому учению.

Когда же кощунство еретика открылось, он бежал, закопав святыню в пещере близ Емессы. Спустя несколько лет главу пророка Иоанна там обрел архимандрит расположенной рядом монашеской обители по имени Маркелл.

13 марта (28 февраля по ст. ст.). Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия

Торжество Православия тоже является переходящим церковным праздником. У непросвещённого человека может возникнуть вопрос: по какому случаю это торжество? Как именно или, может быть, над кем конкретно восторжествовало Православие?

Этот день — дань памяти восстановления иконопочитания в Византийской (Восточно-Римской) империи. Впервые Торжество Православия состоялось в 843 году, в первое великопостное воскресенье, и стало переходящим церковным праздником (т. е. каждый год празднуется в разных числах, в зависимости от начала поста).

Богослужебной особенностью этого дня является особый чин Торжества, за которым провозглашается торжество Церкви над ересями, утверждаются постановления семи Вселенских соборов и возносятся анафемы лжеучителям и раскольникам.

Отрицание ликов святых — иконоборчество (иконоклазм) — стало последней крупной ересью в истории Византии, а победа над ним подвела черту под так называемой «Эпохой Вселенских соборов», когда привычные многим поколений верующих догматы веры ещё только утверждались. Одним из них и стало положение о почитании икон, принятое на основании учения преподобного Иоанна Дамаскина: «Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображённого на ней».

Патриаршая проповедь в Неделю сыропустную после Литургии в Храме Христа Спасителя

6 марта 2022 года, в Неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Всех вас, мои дорогие владыки, отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю с сегодняшним воскресным днем, с Прощеным воскресеньем, с последним воскресным днем перед началом поприща Святой Четыредесятницы — Великого поста!

Великий пост именуется многими подвижниками благочестия как весна духовная. Он совпадает с весной физической и одновременно воспринимается сознанием Церкви как весна духовная. А что такое весна? Весна — это возрождение жизни, это обновление, это новые силы. Мы знаем, что именно весной мощный сок пробивается на высоту десять, двадцать, сто метров, оживотворяя дерево. Это действительно удивительное Божие чудо, чудо жизни. Весна — это возрождение жизни, это некий великий символ жизни. И потому совершенно не случайно, что главным весенним праздником является Пасха Господня — тоже признак, знак, символ вечной жизни. И мы верим, что это так, а это значит, что вся христианская вера, которую мы с вами разделяем, — это вера, которая утверждает жизнь, которая против смерти, против разрушения, которая утверждает необходимость следовать Божественным законам, для того чтобы жить, для того чтобы не погибнуть ни в этом мире, ни в мире будущем. Но мы знаем, что нынешняя весна омрачена тяжкими событиями, связанными с ухудшением политической ситуации на Донбассе, практически началом военных действий. Мне бы хотелось что-то сказать на эту тему.

Восемь лет идут попытки уничтожить то, что существует на Донбассе. А на Донбассе существует неприятие, принципиальное неприятие так называемых ценностей, которые сегодня предлагаются теми, кто претендует на мировую власть. Сегодня есть такой тест на лояльность этой власти, некий пропуск в тот «счастливый» мир, мир избыточного потребления, мир видимой «свободы». А знаете, что это за тест? Тест очень простой и одновременно ужасный — это гей-парад. Требования ко многим провести гей-парад и являются тестом на лояльность тому самому могущественному миру; и мы знаем, что если люди или страны отвергают эти требования, то они не входят в тот мир, они становятся для него чужими.

Но мы же знаем, что такое этот грех, который пропагандируется посредством так называемых маршей достоинства. Это грех, который осужден Словом Божиим — и Ветхим, и Новым Заветом. Причем Господь, осуждая грех, не осуждает грешника. Он только призывает его к покаянию, но никак не к тому, чтобы через грешного человека и его поведение грех становился жизненным стандартом, вариацией человеческого поведения — уважаемой и допустимой.

Если человечество признает, что грех не есть нарушение Божиего закона, если человечество согласится с тем, что грех — это один из вариантов человеческого поведения, то на этом закончится человеческая цивилизация. А гей-парады и призваны продемонстрировать, что грех — это одна из вариаций человеческого поведения. Вот почему для того, чтобы войти в клуб тех стран, необходимо обязательно провести гей-парад. Не сделать политическое заявление «мы с вами», не подписать какие-то соглашения, а провести гей-парад. И мы знаем, как люди сопротивляются этим требованиям и как это сопротивление подавляется силой. Значит, речь идет о том, чтобы силой навязать грех, осуждаемый Божиим законом, а значит, силой навязать людям отрицание Бога и Его правды.

Поэтому то, что сегодня происходит в сфере международных отношений, имеет не только политическое значение. Речь идет о чем-то другом и куда более важном, чем политика. Речь идет о человеческом спасении, о том, где окажется человечество, по какую сторону от Бога Спасителя, приходящего в мир как Судия и Мздовоздатель, — по правую или по левую. Сегодня многие по слабости, по глупости, по незнанию, а чаще всего по нежеланию сопротивляться идут туда, на левую сторону. И все то, что связано с оправданием греха, осужденного Библией, и является сегодня тестом на нашу верность Господу, на нашу способность исповедовать веру в Спасителя нашего.

Все то, что я говорю, имеет не просто какое-то теоретическое значение и не только духовный смысл. Вокруг этой темы сегодня идет реальная война. Кто нападает сегодня на Украину, где восемь лет идет подавление и истребление людей в Донбассе; восемь лет страданий, и весь мир молчит — что это означает? Но мы-то знаем, что наши братья и сестры реально страдают; более того, могут пострадать за свою верность Церкви. И поэтому сегодня, в Прощеное воскресенье, я, с одной стороны, как пастырь ваш, призываю всех к прощению грехов и обид, в том числе там, где сделать это очень тяжело, там, где люди воюют друг с другом. Но прощение без справедливости есть капитуляция и слабость. Поэтому прощение должно сопровождаться непременным сохранением за собой права стоять на стороне света, на стороне Божией правды, на стороне Божественных заповедей, на стороне того, что открывает нам свет Христов, Его Слово, Его Евангелие, Его величайшие заветы, данные роду человеческому.

Все сказанное свидетельствует о том, что мы вступили в борьбу, которая имеет не физическое, а метафизическое значение. Знаю, как, к сожалению, православные люди, верующие, избирая в этой войне путь наименьшего сопротивления, не размышляют о всем том, о чем мы сегодня с вами размышляем, а идут покорно по тому пути, который им указывают сильные мира сего. Мы никого не осуждаем, мы никого не приглашаем взойти на крест, мы просто самим себе говорим: мы будем верны слову Божиему, мы будем верны Его закону, мы будем верны закону любви и справедливости, и если будем видеть нарушения этого закона, то никогда не смиримся с теми, кто этот закон разрушает, стирая грань между святостью и грехом, а тем более с теми, кто пропагандирует грех как образец или как одну из моделей человеческого поведения.

Сегодня наши братья на Донбассе, православные люди, несомненно, страдают, и мы не можем не быть с ними — в первую очередь в молитве. Нужно молиться, чтобы Господь помог им сохранить веру православную, не поддаться искушениям и соблазнам. Одновременно мы должны молиться о том, чтобы как можно быстрее наступил мир, чтобы перестала литься кровь наших братьев и сестер, чтобы Господь приклонил милость Свою к многострадальной Донбасской земле, восемь лет несущей на себе эту скорбную печать, порождаемую человеческим грехом и ненавистью.

Входя в поприще Великого поста, постараемся простить всех. Что такое прощение? Если вы просите прощения у человека, преступившего закон или сделавшего вам что-то злое и несправедливое, вы тем самым не оправдываете его поведение, а просто перестаете этого человека ненавидеть. Он перестает быть вашим врагом, а значит, своим прощением вы предаете его на суд Божий. Вот подлинный смысл прощения друг другу наших грехов и ошибок. Мы прощаем, мы отказываемся от ненависти и злопамятства, но мы же не можем там, на небесах, вычеркнуть человеческую неправду; поэтому мы своим прощением предаем обидчиков своих в руки Божии, чтобы над ними совершились и суд, и милосердие Божие. Чтобы наше христианское отношение к человеческим грехам, заблуждениям и обидам не было причиной их гибели, но чтобы справедливый суд Божий совершился над всеми, в том числе над теми, кто принимает на себя тяжелейшую ответственность, расширяя пропасть между братьями, наполняя ее ненавистью, злобой и смертью.

Пусть Господь милосердный совершит Свой праведный суд над всеми нами. А чтобы в результате этого суда нам не встать по левую сторону от пришедшего в мир Спасителя, мы должны каяться в своих собственных грехах. Подойти к своей жизни с очень глубоким и беспристрастным анализом, самих себя спросить, что хорошо, а что плохо, и ни в коем случае не оправдывать себя, мол, я поссорился с тем-то или с той-то, потому что они были неправы. Это ложный аргумент, это неправильный подход. Нужно всегда спросить пред Богом: Господи, а что я сделал неправильно? И если Господь поможет осознать нам свою собственную неправду, то раскаяться в этой неправде.

Именно сегодня, в Прощеное воскресенье, мы должны совершить этот подвиг самоотречения от своих собственных грехов и своей неправды, подвиг предания себя в руки Божии и самый главный подвиг — прощение тех, кто нам нанес обиду.

Да поможет нам всем Господь так пройти дни Святой Четыредесятницы, чтобы достойно войти в радость Светлого Христова Воскресения. И будем молиться, чтобы все те, кто сегодня воюет, кто проливает кровь, кто страдает, также вошли в эту радость Воскресения в мире и спокойствии. Потому что какая же будет радость, если одни в мире, а другие во власти зла и в скорби междоусобной брани?

Да поможет нам всем Господь именно так, а не иначе войти в поприще Святого Великого поста, дабы душу свою спасти и содействовать умножению добра в нашем греховном и часто страшно заблуждающемся мире, чтобы правда Божия царствовала и господствовала и вела за собой род человеческий. Аминь.

Архипастырь совершил Великую вечерню с чином прощения накануне Великого поста

6 марта, накануне Великого поста, в Прощёное воскресенье, Неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон совершил Великую вечерню с чином прощения в храме Рождества Христова города Красноярска.

Его Высокопреосвященству сослужили: руководитель Административного секретариата Красноярской епархии, настоятель Покровского кафедрального собора Красноярска митрофорный протоиерей Владимир Дорош; секретарь Красноярской епархии, благочинный церквей Левобережного округа, наместник красноярского Успенского мужского монастыря игумен Иннокентий (Нилов); заведующий канцелярией Красноярской епархии, благочинный церквей Красноярского округа, настоятель красноярского Иоанно-Предтеченского храма протоиерей Николай Ши-кэ-мин; благочинный Правобережного округа церквей, настоятель храма Рождества Христова протоиерей Максим Смоляков; настоятели и штатные священнослужители храмов краевой столицы.

За богослужением пели хор храма Рождества Христова и красноярский детско-юношеский хор «София».

По окончании Великой вечерни правящий архиерей возглавил особое коленопреклонное моление и, согласно православной традиции, первым испросил прощения у собравшихся клириков и мирян.

Затем просьбами о прощении обменялись священнослужители и прихожане: по очереди подойдя к Архипастырю, приложившись ко кресту и испросив благословения на соблюдение Великого поста.

Для справки:

Возникновение Чина прощения связано с тем временем, когда христианские монахи жили в пустыне, небольшими общинами, жизнь которых была очень строгой и трудной (V-VI века). Перед наступлением Великого поста, чтобы усилить подвиг молитвы и уединения и тем самым очистить свою душу и подготовить её к светлому празднику Пасхи, монахи расходились по одному по пустыне на все сорок дней Поста.

Никто из них не мог знать в точности, вернётся ли он к своей братии в монастырь, не погибнет ли в пустыне от тяжких испытаний, от нужды, от голода, от диких зверей. И потому, расходясь, чтобы встретиться только на Пасху, монахи просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, сами от души прощали всех, отказывались от всякой злобы к кому бы то ни было.

Каждый понимал, что их встреча в преддверии Великого Поста может оказаться последней, а как же можно уйти из временной жизни в вечную непримиренным, непрощённым своими братьями во Христе? С течением времени чин прощения перестал быть принадлежностью только монастырской богослужебной и молитвенной традиции, распространился и на городские и сельские храмы, на все приходы.

Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон совершил молебен о мире

6 марта 2022 года по окончании Божественной литургии в Покровском кафедральном соборе Красноярска Глава Красноярской митрополии и сослужившее ему духовенство молились о скорейшем восстановлении мира.

Председатель Миссионерского отдела епархии рассказал зрителям 7 канала о подготовке к Великому посту

Председатель Миссионерского отдела Красноярской епархии, настоятель Трёхсвятительского храма города Красноярска иерей Василий Вершинский в эфире «7 канал Красноярск» поделился советами, как правильно прожить Великий пост и как его следует принимать истинно верующему человеку.

Подробнее — в записи интервью от «7 канала»:

Владыка Пантелеимон: Каждый должен заглянуть в свою душу и сказать Богу правду о себе

6 марта, по окончании Божественной литургии в Покровском кафедральном соборе Красноярска, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к верующим с архипастырским словом.

— Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие мои братья и сестры! Если кто-то скажет вам: «Мы не знаем, есть ли вечная жизнь, ещё никто не вернулся», вы можете смело сказать, что бессмертие существует. Церковь две тысячи лет со времён Господа нашего Иисуса Христа неубиваема. Меняются поколения. А души людей воскрешаются и воскресают от своих грехов, от своего зла и духовной смерти. Сегодня Прощёное воскресенье, сегодня мы просим у Бога прощения и друг у друга примирения. Так с давних времён, и сейчас ещё в некоторых семьях, дети ранним утром приходят к родителям и просят прощения. Родители же ждут детей с хлебом и солью и так же коленопреклонённо просят прощения у своих чад. Потом все вместе они отправляются в храмы, прославляют Господа, просят мира, а затем происходит торжественный, трогательный обычай, искреннее действо — прощение друг друга и «обретение», нахождение покаяния.

Ещё этот день — годовщина Адамового изгнания из Рая. Старшие поколения всегда ждали субботнего вечера, как вчера, чтобы услышать в церкви серьёзное пение, напоминающее о чём-то ответственном и важном, гимн «Седе Адам прямо Рая». Он плакал и говорил: «О Рай! О мой Рай!». Что случилось с человечеством вот в этот момент, когда закрыли врата Рая для Адама? Господь создал первого человека и поставил его быть не просто хозяином, а заботливым хранителем всего сущего, что Бог создал. Он дал ему право учувствовать в его божественной заботе об этом мире. Между Богом и человеком не было никакой стены, не было никакого разделения. Но говорящий змий соблазняет праматерь Еву, и тут же она соблазняет Адама, и нарушается заповедь о плоде, который нельзя вкушать. И они понимают, что совершили роковое, ничем не исправимое, неизгладимое преступление. Но каково им было встретиться теперь лицом к лицу с Создателем? Они прикрылись смоковными листьями. Они стали ссылаться друг на друга. И они создали вражду к Богу.

Говорящий змий — никто иной как диавол. И вот они оказались изгнаны. Но с этой злобой, грехом их дети, мы знаем их как Каина и Авеля, как знаем Адама и Еву, но их было больше, они все вдруг восприняли самое страшное — убийство. Каин убивает брата Авеля. И земля, непорочная, из которой мы созданы в святой частоте, отверзает уста и поглощает кровь. И так поступают все потомки Адама до потопа.

Человечество восприняло как неисправимую повинность, обязанность творить зло. И по сей день мы видим с вами насилие, злобу, убийства и войны, в том числе братоубийственные. Мы видим, как в некоторых семьях не ценится жизнь детей и стариков. Мы видим, как с ненавистью воспринимается имя Божие и стремятся многие и многие ко лживому наслаждению, которое убивает. Изгнание из Рая ознаменовало человеческую жизнь, наполненную грехами.

Сейчас мы уже не прикрываемся листьями, но обнажаемся до гола, потому что грех вдруг восприняли как некое достижение. Грех и извращения вновь поглощают тела и души людей, и мерзость восстаёт пред глазами Божиими. Но она не может пройти мимо. Бог это кино, этот театр хорошо смотрит. И пришло время, когда Господь вторую часть своего разговора с Адамом и Евой посылает нам через Евангелие, ту, где он осуждает их. Еву осуждает рождать в муках. И по сей день многие и многие женщины даже умирают. А сотни тысяч сегодня в XXI веке не могут выносить ребёнка, потому что слишком рано вкушают грех, как юноши, так и девушки. Потом они в тридцать пять лет приходят к докторам и начинают их обвинять, вместо того, чтоб обратиться к Богу. Мужчине же Бог сказал, что «будешь в поте лица своего питать род человеческий свой, а земля тебе будет рождать сорняки и тернии». И так мы видим. Но было ещё страшней до момента, когда Бог обратился к людям и Светлым Рождеством пришёл и создал лечебницу, школу — Церковь.

Только Церковь, а это верующие люди, разного возраста и пола, народ Божий, дети нового Адама, то есть Иисуса Христа, ответственна за то, что закон справедливости и чистоты, закон Божий, мы воспринимаем как указание для жизни. И из Церкви исходит свет, вочеловечение человечества. Церковь подаёт человеку мощь и силу восстановить образ Божий. Каин и Авель не могли. И дети Сима и Хама и Иафета не могли. Дети Христа — могут.

Бессмертие, которое Господь дал, в полной мере постигается верующим в Христа. И уже не смоковные листья должны прикрывать нас, а святой крест, вера, которая даёт право на покаяние и примирение с Господом.

Изгнание Адама завершилось Воскресением Иисуса Христа. И в Христе мы — новые. И завтра мы начнём с вами Великий пост. И, сколько есть сил, так и будем поститься. Никто не должен себя насиловать и терзать. Пост должен быть в радость. Но каждый должен заглянуть в свою душу и сказать Богу правду сам о себе. И самое главное дело — хотя бы вознести молитвы о соседях наших, о врагах наших. Некоторые святые даже молились о диаволе, так они любили творения Божии. А мы хотя бы молитвами своим попытаемся помочь миру, который пытается погрузиться в растление. Но назад ко временам Каина он не вернётся. Придёт Господь во второй раз. И это самое глубинное, самая великая скрытая надежда Церкви и глубокая вера, что это свершится.

Размышляя об аде, о Рае, мы всегда должны помнить, что меж ними существует покаяние, очищение и, как можем, исправляемся и каемся, и не оставляем крест Господень: и в падении греховном, и в падении материальном, и в таком как сегодня, когда возникло братоубийственное испытание.

Без Христа это было бы невозможно. Но со Христом мир придёт и восстановится. Самое же главное, чтоб он пришёл в наши души, сердца и «каинова печать» не коснулась нас, но коснулась печать святого мира в крещении и вечной жизни.

Аминь.

Глава Красноярской митрополии совершил Божественную литургию в Покровском кафедральном соборе Красноярска

6 марта, в Неделю сыропустную, Воспоминание Адамова изгнания, Прощёное воскресенье, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон возглавил Божественную литургию в Покровском кафедральном соборе города Красноярска.

Его Высокопреосвященству сослужили: руководитель Административного секретариата Красноярской епархии, настоятель Покровского кафедрального собора Красноярска митрофорный протоиерей Владимир Дорош; секретарь Красноярской епархии, благочинный церквей Левобережного городского округа Красноярска, наместник Успенского мужского монастыря Красноярска игумен Иннокентий (Нилов); благочинный больничных церквей города Красноярска, настоятель красноярских храмов апостола Андрея Первозванного и великомученика Димитрия Солунского иерей Виталий Вальтер; ключарь Покровского кафедрального собора Красноярска, настоятель храма Вифлеемских мучеников Красноярска иеромонах Мелхиседек (Цхадая); штатные священнослужители Покровского собора.

Накануне, 5 марта, владыка Пантелеимон совершил в кафедральном соборе всенощное бдение.

За богослужением пел Архиерейский хор Покровского кафедрального собора.

По окончании Божественной литургии митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон совершил молебен о мире. После архипастырь обратился к верующим со словом проповеди.

«Беседы с митрополитом». Выпуск 9

Как появились Земля и Небо? Кто они — первые жители Земли? Зачем человеку Церковь? Мир от Сотворения до наших дней через осмысление Библии в авторском цикле митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеимона от телеканала «Енисей». Выпуск 9 — о создании великих светил в 4 день творения, о Боге как о источнике жизни и о строении нашей планеты.

Смотрите еженедельно по субботам в 6:55 в блоке канала «Енисей» на телеканале «ОТР», а также на сайте kerpc.ru и страницах Красноярской епархии в социальных сетях.

По благословению Святейшего Патриарха Кирилла объявляется сбор средств на помощь беженцам и пострадавшим мирным жителям

3 марта 2022 года управляющий делами Московской Патриархии митрополит Воскресенский Дионисий направил всем епархиальным Преосвященным на территории Российской Федерации циркулярное письмо о сборе средств на помощь беженцам и пострадавшим мирным жителям.

В документе сообщается, что по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Русской Православной Церкви организована помощь беженцам и пострадавшим мирным жителям, эту деятельность координирует Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению.

Митрополит Дионисий поблагодарил всех Преосвященных, которые организовали работу по оказанию помощи беженцам из Донбасса в соответствии с рекомендациями, направленными в епархии 22 февраля.

«По данным МЧС, с 18 февраля по 3 марта границу Российской Федерации пересекли 140 тысяч человек. К 28 февраля на территории 21 субъекта Федерации действуют 252 пункта временного размещения, в них находится свыше 18 тысяч человек. Десятки тысяч людей устроились самостоятельно. Многим из них требуется помощь. Кроме того, нуждаются и пострадавшие мирные жители, оставшиеся в зоне конфликта», — отмечается в циркулярном письме.

В связи с этим Святейший Патриарх Кирилл благословил объявить сбор средств на помощь беженцам и пострадавшим мирным жителям.

Всем епархиальным Преосвященным в ближайшие три воскресенья (6, 13 и 20 марта) надлежит провести кружечный сбор в храмах епархий. Собранные средства до 30 марта необходимо перевести на счет Синодального отдела по благотворительности по следующим реквизитам:

ПРО Отдел по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви (Московского Патриархата),
Адрес: 109004, г. Москва, ул. Николоямская, д. 57, стр. 7
ИНН 7709048164, КПП 770901001, ОГРН 1037739255762
р/с 40703810838110001646
к/с 30101810400000000225
БИК 044525225
в ПАО Сбербанк России
Назначение платежа: Помощь беженцам и пострадавшим мирным жителям

Управляющий делами Московской Патриархии пояснил, что епархиям, на территории которых к 30 марта развернуты пункты временного размещения беженцев, собранные пожертвования можно не перечислять на счёт Синодального отдела по благотворительности, а использовать самостоятельно на помощь беженцам и пострадавшим мирным жителям. При этом отчёт о сборе и расходовании пожертвований на помощь беженцам должен быть опубликован на епархиальных сайтах не позднее 31 декабря с.г.

После публикации соответствующей информации на сайте Патриархия.ru необходимо разместить на сайтах епархий информацию о начале сбора средств.

Митрополит Дионисий благословил разместить листовки о работе церковной горячей линии 8(800)70-70-222 во всех пунктах временного размещения беженцев — государственных и церковных, если они организованы на территории епархии, в региональных и муниципальных штабах помощи беженцам.

В циркулярном письме также говорится о необходимости ежедневно направлять сведения о помощи беженцам и пострадавшим мирным жителям со стороны епархии на почту diaconia@patriarchia.ru для составления информационных сводок о помощи Церкви беженцам и пострадавшим мирным жителям. В письмах нужно сообщать информацию о размещении беженцев в церковных учреждениях, гуманитарной помощи беженцам и пострадавшим мирным жителям, адресной помощи, духовной помощи и других видах помощи.

Для разрешения возникающих вопросов, связанных с помощью беженцам и пострадавшим мирным жителям, можно обращаться к руководителю сектора организации помощи в чрезвычайных ситуациях Синодального отдела по благотворительности Полине Юферевой (тел.: +7(909)928-95-07, e-mail: diaconia@patriarchia.ru), а также к заместителю председателя Синодального отдела по благотворительности иеромонаху Пантелеимону (Алешину) (тел.: +7(915)102-33-83, e-mail: diaconia@patriarchia.ru).

Циркулярное письмо митрополита Воскресенского Дионисия о молитве о восстановлении мира

Циркулярное письмо управляющего делами Московской Патриархии митрополита Воскресенского Дионисия № 01/944 от 3 марта 2022 года.

Всем епархиальным Преосвященным

Циркулярное письмо

Тема: препровождение молитвы о восстановлении мира.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства!

24 февраля 2022 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в связи с происходящими событиями обратился к архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви с призывом «возносить сугубую, горячую молитву о скорейшем восстановлении мира».

Направляю для богослужебного использования одобренный Его Святейшеством текст молитвы для чтения по сугубой ектении за Божественной литургией. Предлагается при произнесении данной молитвы опускать иные, ранее возносившиеся по сугубой ектении нарочитые молитвы. Также предлагается опускать ранее возношавшиеся иные нарочитые прошения на сугубой ектении.

В будни Великого поста направляемая молитва может быть возносима в дни совершения Литургии Преждеосвященных Даров — после сугубой ектении, а в иные дни — после утреннего или вечернего богослужения.

С любовью о Господе

+Дионисий, митрополит Воскресенский, управляющий делами Московской Патриархии

***

Молитва о восстановлении мира

Владыко Многомилостиве Господи, Иисусе Христе, Боже наш, молитвами Всепречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, святых равноапостольных великого князя Владимира и великия княгини Ольги, святых Новомучеников и исповедников Церкви нашея, преподобных и богоносных отец наших Антония и Феодосия, Киево-Печерских чудотворцев, Сергия, игумена Радонежского, Иова Почаевского, Серафима Саровского и всех святых, благоприятну сотвори молитву нашу о Церкви и о всех людех Твоих.

От единыя купели Крещения, еже при святем князе Владимире, мы, чада Твои, благодать восприяхом, — дух братолюбия и мира в сердцах наших навеки утверди!

Иноплеменным же языком, брани хотящим и на Святую Русь ополчающимся, — запрети и замыслы их ниспровергни.

Благодатию Твоею власть предержащих ко всякому благу настави, воинов — в заповедях Твоих утверди, лишенныя крова — в домы введи, голодныя — напитай, недугующая и страждущая — укрепи и исцели, в смятении и печали сущим — надежду благую и утешение подаждь, на брани убиенным — прощение грехов и блаженное упокоение сотвори.

Исполни нас яже в Тя веры, надежды и любве, яко да во всех странах наших единеми усты и единем сердцем исповемыся Тебе, Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу, со Безначальным Твоим Отцем, Пресвятым Благим и Животворящим Твоим Духом во веки веков. Аминь.