Последние публикации

3 апреля, 9:00. Божественная литургия архиерейским чином в в храме Феодора Тирона города Красноярска

3 апреля, в Неделю 4-я Великого поста, день памяти преподобного Иоанна Лествичника, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон возглавит Божественную литургию в храме Феодора Тирона города Красноярска (ул. Коммунальная, 26г).

Начало богослужения в 9:00.

Митрополит Иларион: Церковь заботится прежде всего о благосостоянии людей

24 марта 2022 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви.

В эфире передачи «Церковь и мир» председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион рассказал, что в рамках заседания Синода, в частности, были обсуждены события на Украине.

«В нынешней ситуации мы никак не могли обойти вниманием тему Украины, прежде всего, в ее гуманитарном аспекте, — подчеркнул иерарх. — Мы говорили о том, как усилить работу по помощи беженцам, потому что беженцы прибывают и в Российскую Федерацию, и в другие страны. Им оказывается помощь, в том числе при участии Церкви. Синодальный отдел по благотворительности и социальному служению занимается этим на ежедневной основе: объявлен сбор средств, медикаментов, продуктов, вещей первой необходимости. Все это собирается централизованно и потом доставляется в республики Донбасса и в различные епархии на территории Украины».

По словам владыки Илариона, гуманитарный аспект кризиса воспринимается Церковью весьма серьезно, ибо Церковь, прежде всего, заботится о благосостоянии людей, о том, чтобы им помочь. При этом он отметил, что Церковь поддерживает различные формы благотворительности, и сама, в свою очередь, помогает беженцам из Украины не только духовно, но и материально.

«Многие епархии Русской Православной Церкви на территории России вовлечены в сбор помощи для беженцев. Многие размещают у себя беженцев, в том числе в монастырях, при храмах. Там, где есть возможность разместить беженцев, им предоставляется убежище», — рассказал архипастырь.

«Огромную работу по помощи беженцам ведет Украинская Православная Церковь на территории Украины, а также для тех беженцев, которые оказываются в странах Европы, помощь оказывается Поместными Православными Церквами, в частности, Польской Церковью и Румынской Церковью», — констатировал митрополит Иларион.

Экскурсию для детей из детского дома провели в железногорском соборе Михаила Архангела

25 марта штатный священнослужитель железногорского собора Михаила Архангела иерей Алексий Мещеряков провёл ребятам из Железногорского детского дома экскурсию по храму.

Священник рассказал детям об устройстве православной церкви и ответил на вопросы юных гостей — сообщает пресс-служба Железногорского благочиния.

«Светлый день» рассказал о питании и смысле Великого поста

В новом выпуске передачи от 29 марта корреспонденты предлагают подумать над смыслом Великого поста и узнать рецепт котлет из нута, которые отлично заменяют мясные.

«Светлый день» пообщался с штатным священнослужителем Иоанно-Предтеченского храма Красноярска диаконом Павлом Глибчаком и Оксаной Карпенко, работником трапезной при храме.

Напомним, что выпуски «Светлого дня» можно увидеть каждый вторник в утреннем эфире телеканала ТВК и на канале красноярского храма Иоанна Предтечи в сервисе YouTube.

«„Касьяновский дом“ будет маяком для всех регионов»: будущее центра духовной культуры Красноярского края обсудили на конференции

2022 год — юбилейный для Центра духовной культуры Красноярского края «Касьяновский дом». Центр был создан в 2012 году и за десять лет основательно оказался включен в духовно- и культурно-просветительское поле региона.

Этому событию была посвящена конференция «Культура, просвещение, духовность: проблемы и перспективы», состоявшаяся в Архиерейском доме Красноярска (дом самого «кафедрального протоиерея» Василия Касьянова сейчас на продолжительной реставрации). Присоединиться к конференции можно было и дистанционно благодаря онлайн-трансляции.

Обсудить текущие задачи в сфере духовного просвещения и культуры пришли красноярские учёные, педагоги, деятели культуры, представители властей и интеллигенции, помогавшие становлению «Касьяновского дома» на протяжении этого долгого пути. В конференции принял участие митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон.

Модератором конференции выступил Андрей Бардаков — кандидат философских наук, член Общественной палаты Красноярского края и исполнительный директор Красноярской региональной общественной организации духовно-нравственного возрождения Сибири «Ладанка», на базе которой и создавался в своё время «Касьяновский дом».

В начале встречи участникам был продемонстрирован видеоролик, авторы которого рассказали о работе «Касьяновского дома» и показали наиболее интересные отрывки из жизни Центра, в том числе и визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в 2012 году, когда он благословил создание «Касьяновского дома». За 10 лет существования Центра по его инициативе и при его непосредственном участии организовано более 30 проектов духовно-нравственной, культурно-просветительской направленности не имеющих аналогов в крае, ежегодно проводятся фестивали, концерты, конкурсы, выставки, презентации, мастер-классы, лекции, семинары, экскурсии, ведётся методическая и консультационная работа, организовано видеопроизводство (ежегодно выпускается более 70 различных видеопродуктов), проводятся вебинары, онлайн-трансляции, осуществляются экспедиции, исследования, публикуются научные статьи, готовятся и выпускаются печатные и электронные издания. И, конечно же, запущен сайт www.kasdom.ru с уникальной онлайн 3D-экспозицией и его каналы в социальных сетях.

Первой на конференции выступила Екатерина Осташева, начальник отдела мониторинга использования и популяризации Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края. Она рассказала о пользе сотрудничества с «Касьяновским домом» для решения задач, стоящих перед службой по охране памятников.

Центр духовной культуры для многих становится площадкой пересечения светского с церковным. Об этом сказала доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой философии Красноярского государственного аграрного университета Инна Круглова:

— Оригинальное философское учение у нас не рождается в рамках университета. Может быть потому, что в университетских стенах мы преподаём больше по лекалам западной мысли. Поэтому нам, философам, очень нужна та площадка, где университетская интеллигенция могла бы пересекаться с представителями Русской Православной Церкви. Нам нужно нестандартное поле для общения, где, мне кажется, лучше прорастают живые зёрна… Поэтому мы уже пять лет очень тесно сотрудничаем с Центром «Касьяновский дом».

Как отметила заслуженный педагог Красноярского края, заместитель директора АНО ДПО «Красноярского института развития духовно-нравственной культуры» Елена Пригодич, помимо той работы, которая уже была проделана при участии «Касьяновского дома», стоит задача на его базе объединять педагогов, которые заинтересованы в духовно-просветительской тематике, и привлекать широкий круг участников изменений в этой сфере.

Заведующая сектором отдела Государственной универсальной научной библиотеки Красноярского края Лариса Озулина рассказала о взаимодействии библиотеки с «Касьяновским домом»: это и ежегодное празднование Дня православной книги, Дня славянской письменности и культуры, и лекции, и комплектование выпущенными при поддержке Центра книгами.

О книгах и медиакомплектах, выпущенных при участии сотрудников и фондов «Касьяновского дома», положительный отзыв дал и Игорь Фёдоров — заместитель директора по научно-методической работы дивногорской школы № 2 им. Ю. А. Гагарина, председатель Регионального отделения Всероссийской общественной организации «Ассоциация учителей истории и обществознания»:

 Эти медиакомплекты — своего рода настольная книга учителей ОРКСЭ (Основ религиозных культур и светской этики). Крайне мало литературы подобной, мы всегда испытывали методический дискомфорт. С появлением медиакомплектов «Касьяновского дома» сейчас у учителей появились возможности, это я вам говорю от имени учителей ОРКСЭ.

Ярослав Фёдоров, учитель истории и ОРКСЭ высшей категории, руководитель сводного поискового отряда «Гагаринцы», в свою очередь обозначил перспективы сотрудничества Центра с поисковыми отрядами региона.

О том, что «Касьяновский дом» стал уже признанным местом встреч педагогов и исследователей, ведущим людей к духовному возрождению, рассказала Татьяна Садырина, кандидат филологических наук, доцент кафедры мировой литературы и методики её преподавания Красноярского государственного педагогического института им. В. П. Астафьева.

А писатель и главный редактор литературного журнала «День и Ночь», заслуженный работник культуры Красноярского края Марина Савиных поделилась своим опытом работы с Центром:

— Я бесконечно благодарна судьбе, что мне посчастливилось поработать с «Касьяновским домом» при реализации совершенно фантастического проекта, который назывался «Касьяновский четверг». Жаль, что эта традиция прервалась, но, я думаю, ненадолго. Я глубоко убеждена, что в нынешнее тревожное, во многом переходное время, Русская Православная Церковь взяла на себя ещё и бремя духовно-просветительской работы со светскими людьми, которая совершенно необходима.

Доктор философских наук, профессор кафедры философии Сибирского федерального университета Людмила Григорьева отметила, что энтузиастов много везде, но «Касьяновский дом» уже имеет возможность быть «маяком, образцом для всех регионов».

В свою очередь доцент, кандидат филологических наук Наталья Редько поблагодарила всех, кто стоит у истоков Центра духовной культуры, и в частности — митрополита Пантелеимона, который собрал работников вузов, просветителей и вдохновил их на работу.

Глава Красноярской митрополии выступил в завершение конференции. Владыка рассказал о вызовах сегодняшнего непростого времени, о необходимости собираться вместе и работать, в первую очередь, с молодёжью, забывающей собственную историю. По мнению архиерея, «Касьяновский дом» играет большую роль в духовном становлении жителей Красноярья:

— Такие центры, объединяющие людей на основании моральных истин, образовывают, облагораживают огромный русский народ. И «Касьяновский дом», находясь под благодатной силой и влиянием Духа Святого, взял под крыло и защиту русскую идею, — сказал, в частности, владыка.

Отметим, что кроме выступавших в дискуссии приняли участие также председатель комитета по образованию и культуре Законодательного Собрания Красноярского края Вера Оськина, заместитель министра образования Красноярского края Денис Гергилев, консультант Управления общественных связей Губернатора Красноярского края Сергей Щеглов, директор Государственного центра народного творчества Любовь Романова и директор культурно-исторического центра «Успенский» Татьяна Веселина.

По итогу конференции был предложен проект резолюции, в котором отмечается уникальность и необходимость для Красноярского края деятельности Центра «Касьяновский дом» и предлагается продолжить деятельность «Касьяновского дома» как учреждения культуры клубного типа — чтобы системно решать задачи воспитательной и культурно-просветительской направленности, эффективно отвечать на духовно-нравственные вызовы в Красноярском крае. Обсуждение резолюции и формирование итого варианта продолжится заочно между участниками конференции.

В Архиерейском доме Красноярска прошла первая апробация образовательной игры «Жизнь на Енисее. Освоение Сибири»

Новую учебную игру для школьников педагоги Красноярска и других городов края попробовали на себе 28 марта. Собравшиеся разделились на команды и «прошли» по Сибири в роли землепроходцев, купцов и казаков, осваивавших край в XVII–XVIII веках.

Важно, что главная цель игры ни развлекательная, а познавательная. Каждая команда получает индивидуальную житейскую задачу, которую нужно решить, исходя из их роли, исторических условий и средств. Исторический контекст предоставлялся участникам в самих заданиях.

Модерировали и судили игру участники её разработки — заместитель директора АНО ДПО «Красноярский институт развития духовно-нравственной культуры» Елена Пригодич и заместитель директора по учебно-воспитательной работе средней школы № 12 города Красноярска, кандидат исторических наук Александр Дементьев.

— Мы попробовали с педагогами проиграть черновой проект «Жизни на Енисее», чтобы понять, как аудитория чувствует вопросы, воспринимает их. По задумке, модератор ведёт участников по судьбе конкретной социальной группы устроителей Сибири. Нам надо было понять, как оптимально проводить инструктаж, насколько понятны вопросы, как ими заинтересовать, — рассказала Елена Григорьевна.

Эта встреча начинает процесс апробации методической разработки, подготавливаемой с использованием средств гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов. В конце игры педагоги заполнили листы оценки, где отметили все проблемные аспекты. Далее пройдёт ещё одна подобная встреча, где протестируют исправленную по полученным сегодня пожеланиям и замечаниям версию игры. Затем эти же педагог после всех правок первыми опробуют игру «Жизнь на Енисее» в своих школах с учениками.

Миссионерскую поездку в село Берёзовское совершил шарыповский священник

Навестить православных верующих из села Берёзовского Шарыповского района приехал штатный священник собора Святой Троицы города Шарыпово иерей Александр Кочетов. Верующие собрались 26 марта в местном доме культуры, так как сельский храм Георгия Победоносца в настоящее время нуждается в капитальном ремонте.

В доме культуры священник совершил благодарственный молебен и по просьбе прихожан молебен о Российском воинстве. Помолиться пришла и Алла Селина, руководитель Берёзовского территориального подразделения Администрации Шарыповского муниципального округа. С отцом Александром они обсудили планы по ремонту местного храма, — рассказывает сайт Шарыповского благочиния.

После молитвы батюшка собрал верующих на беседу, которая продлилась два часа. Поговорили о смысле жизни, семье и духовных ценностях. Священник ответил на вопросы жителей о вере и церковных традициях.

В Красноярской православной гимназии состоялось посвящение первоклассников в гимназисты

Праздник прошёл 24 марта, новоиспечённые гимназисты произнесли слова клятвы. С напутственным словом к ним обратились директор Красноярской православной гимназии Нелли Киссар и духовник гимназии, штатный священник красноярского храма Рождества Христова иерей Максим Воронцов.

Праздник прошёл торжественно и ярко, рассказывает сайт гимназии: ребята станцевали менуэт и прочитали стихи о школьной жизни, хор гимназии и Ульяна Константинова исполнили песню «Первоклашка», а в конце ребята получили в подарок значок гимназиста и детский молитвослов.

Православная неделя с 28 марта по 3 апреля 2021 года: Дни памяти святых Григория Паламы, Патрикия и Серафима Вырицкого

Сайт kerpc.ru знакомит читателей с наступающими праздниками Православной Церкви. 28 марта — 3 апреля 2022 года — четвёртая седмица Великого поста.

28 (15 по ст. ст.) марта. День памяти святителя Григория Паламы

Святитель Григорий Палама, архиепископ Солунский, родился в 1296 году в Малой Азии. Во время турецкого нашествия семья бежала в Константинополь и нашла приют при дворе Андроника II Палеолога (1282–1328). Отец святого Григория стал крупным сановником при императоре, но вскоре умер, и сам Андроник принял участие в воспитании и образовании осиротевшего мальчика. Обладая прекрасными способностями и большим прилежанием, Григорий без труда освоил все предметы, составлявшие полный курс средневекового высшего образования. Император хотел, чтобы юноша посвятил себя государственной деятельности, но Григорий, едва достигнув 20 лет, удалился на Святую Гору Афон в 1316 году (по другим сведениям, в 1318) и поступил послушником в монастырь Ватопед, где под руководством старца, преподобного Никодима Ватопедского, принял постриг и начал путь подвижничества. Через год ему явился в видении святой евангелист Иоанн Богослов и обещал своё духовное покровительство.

После преставления старца Никодима инок Григорий проходил 8 лет свой молитвенный подвиг под руководством старца Никифора, а после кончины последнего перешёл в Лавру преподобного Афанасия. Здесь он прислуживал за трапезой, а затем стал церковным певцом. Но через три года, стремясь к более высоким ступеням духовного совершенства, он поселился в небольшой отшельнической обители Глоссии. В 1326 году из-за угрозы нападения турок вместе с братией он перебрался в Солунь (Фессалоники), где тогда же был рукоположен в сан священника.

Свои обязанности пресвитера святой Григорий сочетал с жизнью отшельника: пять дней недели проводил в безмолвии и молитве, и только в субботу и воскресенье пастырь выходил к народу — совершал богослужение и произносил проповеди. Его поучения часто вызывали у предстоящих в храме умиление и слезы. Однако полная отрешённость от общественной жизни святителю была несвойственна. Иногда он посещал богословские собрания городской образованной молодёжи во главе с будущим патриархом Исидором. Возвращаясь как-то из Константинополя, он обнаружил близ Солуни местечко Верии, удобное для уединённой жизни. Вскоре он собрал здесь небольшую общину монахов-отшельников и руководил ею в течение 5 лет. В 1331 году святитель удалился на Афон и уединился в скиту святого Саввы, близ Лавры преподобного Афанасия. В 1333 году он был назначен игуменом Есфигменского монастыря в северной части Святой Горы. В 1336 году святитель вернулся в скит святого Саввы, где занялся богословскими трудами, которых не оставлял уже до конца жизни.

Около 1330 года в Константинополь из Калабрии приехал учёный монах Варлаам. Автор трактатов по логике и астрономии, умелый и остроумный оратор, он получил кафедру в столичном университете и стал толковать сочинения Дионисия Ареопагита (память 3 октября), апофатическое богословие которого было признано в равной мере и Восточной и Западной Церквами. Вскоре Варлаам поехал на Афон, познакомился там с укладом духовной жизни исихастов и, на основании догмата о непостижимости существа Божия, объявил умное делание еретическим заблуждением. Путешествуя с Афона в Солунь, оттуда в Константинополь и затем снова в Солунь, Варлаам вступал в споры с монахами и пытался доказать тварность Фаворского света; при этом он не стеснялся поднимать на смех рассказы иноков о молитвенных приёмах и о духовных озарениях.

Святитель Григорий по просьбе Афонских монахов обратился сначала с устными увещаниями. Но, видя безуспешность подобных попыток, он письменно изложил свои богословские доводы. Так появились «Триады в защиту святых исихастов». К 1340 году Афонские подвижники с участием святителя составили общий ответ на нападки Варлаама — так называемый «Святогорский томос». На Константинопольском Соборе 1341 года в храме Святой Софии произошёл спор святителя Григория Паламы с Варлаамом, сосредоточившийся на природе Фаворского света. 27 мая 1341 года Собор принял положения святителя Григория Паламы о том, что Бог, недоступный в Своей Сущности, являет Себя в энергиях, которые обращены к миру и доступны восприятию, как Фаворский свет, но являются не чувственными и не сотворёнными. Учение Варлаама было осуждено как ересь, а сам он, преданный анафеме, удалился в Калабрию.

Но споры между паламитами и варлаамитами были далеко не закончены. К числу вторых принадлежали ученик Варлаама, болгарский монах Акиндин и патриарх Иоанн XIV Калека (1341–1347); к ним склонялся и Андроник III Палеолог (1328–1341). Акиндин выступил с рядом трактатов, в которых объявлял святителя Григория и Афонских монахов виновниками церковных смут. Святитель написал подробное опровержение домыслов Акиндина. Тогда патриарх отлучил святителя от Церкви (1344) и подверг темничному заключению, которое продолжалось три года. В 1347 году, когда Иоанна XIV на патриаршем престоле сменил Исидор (1347–1349), святитель Григорий Палама был освобождён и возведён в сан архиепископа Солунского. В 1351 году Влахернский Собор торжественно засвидетельствовал православность его учения. Но солуняне приняли святителя Григория не сразу: он вынужден был жить в разных местах. В одну из его поездок в Константинополь византийская галера попала в руки турок. Святителя Григория в течение года продавали в различных городах как пленника, но и тогда он неутомимо продолжал проповедь христианской веры.

Лишь за три года до кончины вернулся он в Солунь. Накануне его преставления ему явился в видении святитель Иоанн Златоуст. Со словами «В горняя! В горняя!» святитель Григорий Палама мирно преставился к Богу 14 ноября 1359 года. В 1368 году он был канонизован на Константинопольском Соборе при патриархе Филофее (1354–1355, 1362–1376), который написал житие и службу святителю.

30 (17 по ст. ст.) марта. День памяти святого Патрикия, просветителя Ирландии

17 марта Церковь празднует память святого Патрикия (Патрика). Именно этот человек в V веке привёл к христианству целую страну — Ирландию. В день памяти святого Патрика его почитатели по всему миру проводят парады в его честь. Традиционный уже для западных стран праздник появился в календаре Православной Церкви совсем недавно — после того, как 9 марта 2017 года решением Священного Синода в месяцелов были включены имена некоторых святых, подвизавшихся в Центральной и Западной Европе до 1054 года.

Хотя имя святого Патрикия связывается главным образом с Ирландией, родился он в 389 г. на севере Англии, в семье знатного британца Кальпурния. Мать его была близкой родственницей св. Мартина Турского. Новорождённого мальчика нарекли совсем другим, кельтским именем Суккат, а при крещении дали имя латинское — Магон.

В 405 г. ирландские пираты напали на богатую виллу Кальпурния и увезли Магона в рабство. В Ирландии Магон был продан одному из местных племенных вождей, который, как бы в насмешку, дал ему прозвище Патрикий (Patricius) — «знатный человек». С этим именем святой не расставался уже никогда.

Шесть лет провёл Патрикий в рабстве, работая пастухом. В любую погоду, под проливным дождём и пронизывающим ветром, он пас овец на скудных ирландских пастбищах, моля Бога о спасении. И однажды он услышал таинственный голос: «На берегу моря тебя ждет корабль». Патрикий решил, что это откровение Божие, и решился на побег. В одном из портов ему удалось наняться моряком на корабль и уплыть в Галлию.

Патрикий становится учеником святителя Германа. В 432 г. св. Патрикий, уже в епископском сане, снова отправляется в Ирландию. При первом же знакомстве ирландцы пытались закидать Патрикия камнями. Однако какое-то время спустя проповедь святого обратила ко Христу сердце одного из местных вождей. Он пожертвовал просторный амбар для устройства в нём первого храма.

Накануне Пасхи святой отправился в ставку верховного короля Лоэгайре, которому подчинялись все прочие вожди. Король узнал об этом и решил убить святого. Посланные им убийцы стали свидетелями небывалого чуда: едва они появились перед Патрикием и его восемью беззащитными спутниками, как святой муж воззвал к Небесам, и вместо людей убийцы увидели проходящих мимо оленей. Гимн святого Патрикия — «Песнь оленя» — сохранился до наших дней.

Святой Патрикий предупредил короля, что тот лишится Божия благоволения, если будет упорствовать в язычестве и противиться проповеди Евангелия. Друиды — местные жрецы, оказались бессильными против истинных чудес, которые на глазах у короля совершал святой Патрикий силой Святого Духа. Итогом поединка с друидами стало крещение короля Лоэгайре со всем его домом.

3 апреля (21 марта по ст. ст.). День памяти преподобного Серафима Вырицкого

Святой Серафим (в миру Василий Муравьёв) родился 31 марта 1866 года в деревне Вахромеево Ярославской губернии в семье глубоко верующих людей.

С детства Василий был усердным, послушным, терпеливым, благодаря чему уже в раннем возрасте самостоятельно освоил грамоту, начала математики, прочитал Евангелие и Псалтирь, также он очень любил читать жития святых. Уже в те годы Василий стал задумываться о том, чтобы посвятить свою жизнь служению Богу.

В 14 лет он отправился в Александро-Невскую лавру, где попросил о встрече с наместником. Не увидев настоятеля, которого тогда не было в Лавре, Василий встретился с одним из старцев, который посоветовал ему до поры пожить в миру, создать семью и делать добрые дела.

В 1890 году Василий обвенчался, а спустя два года открыл контору по заготовке и продаже пшеницы. Постепенно семья Муравьёвых заняла заметное место в купеческом сословии Петербурга, её многие знали и уважали. Однако сам Василий не считал свой труд лишь способом разбогатеть, главное его стремление было – помогать Церкви и всем нуждающимся.

В 1895 году у Василия и его жены Ольги родился сын Николай, а чуть позже — дочь Ольга. Однако после её скорой смерти, супруги по обоюдному согласию и с благословения духовника стали жить как брат и сестра. Свои силы они сконцентрировали на помощи нуждающимся и храмам.

После революции 1917 года торговые дела Василия Муравьёва пришли в упадок, и он стал готовиться к принятию монашества, о чём долго мечтал.

В сентябре 1920 года он был принят в число братии Александро-Невской обители. Одновременно с этим, его супруга приняла постриг в Воскресенском Новодевичьем монастыре Петрограда. Все бывшие у супругов средства — 40 тысяч рублей — они пожертвовали монастырям.

Александро-Невская лавра воспитала из бывшего купца настоящего монаха-подвижника, который в дальнейшем принял на себя такие служения, как духовничество и старчество. Однако последним местом его служения Богу и людям стала не Лавра, а село Вырица, куда он переехал в середине 1930 года.

В Вырице, куда преподобный Серафим прибыл уже серьёзно больным, он уже не принимал врачей, а лишь говорил: «Буди на всё воля Божия. Болезнь — это школа смирения, где воистину познаёшь немощь свою…».

К Серафиму Вырицкому приезжали целыми семьями и группами. Старец помогал всем приходившим не только духовными советами, но и практически. Так, например, он помогал в устройстве на работу, давал нуждающимся деньги. Помимо этого, батюшка до самой своей кончины помогал, чем мог, Пюхтицкому Успенскому женскому монастырю.

В подражание святому Серафиму Саровскому старец взял на себя новый духовный подвиг — переехав в дом на Пильном проспекте в Вырице, он молился в саду на камне перед иконой Саровского чудотворца. В годы Великой Отечественной войны этот подвиг святой выполнял еще усерднее.

После войны к святому приезжало немало людей с надеждой узнать от прозорливого старца о судьбе своих пропавших родных и близких. Многие, действительно, узнавали у него о пропавших, другие, по молитвам батюшки, находили работу, кров, но главное — обретали веру в Бога.

После кончины отца Серафима, к его гробу три дня шёл нескончаемый поток людей. В первый же день у гроба святого произошло чудо — исцелилась слепая девочка.

Архипастырь: Крест демонам — язва, а верным — великая сила

27 марта, по окончании Божественной литургии в Покровском кафедральном соборе города Красноярска, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к верующим со словом проповеди:

— Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Мы сегодня с вами особо воздаём поклонение Господу, в честь Него и совершаем Великий пост, в честь Господа Иисуса Христа, Его распятия и Воскресения. И пост завершится Пасхальным торжеством — Воскресением Господа из мёртвых. Это и есть самая главная проповедь христианства — бессмертие человека и спасение для райской жизни. Всё остальное — суета сует.

Что случилось, когда свершилось грехопадение человечества в лице праотца Адама и праматери Евы? Человек попал в рабство к диаволу. И выразилось это тем, что человек потерял связь с Богом. Но память об Отце Небесном всегда оставалась в роде человеческом, и диавол гордостью своей подменил самим собой Бога. И люди все в беспамятстве своём в этом рабстве пошли дорогой не спасения, не рассвета лучших человеческих сил нравственных, моральных, а по дороге греха, соблазна и злобы. И сегодня люди ещё не пришли к глубокому действенному восприятию и пониманию для чего они существуют на Земле. И то, что грех господствует, свидетельствует о том, что борьбы с диаволом не завершилась. Господь одержал победу над смертью и раскрыл всё лицемерие и ложь сатаны, и человечеству дал пример. Пример спасения — через добрую волю воспринять всё светлое, что очищает человека и приводит его к бессмертию, избавляет от греха.

До Рождества Христова после грехопадения Господь дал людям знать о себе через ковчег заповедей Моисея – это святыня, в которой хранилась память о власти и силе Господа, когда он выводил древнееврейский народ из Египта, и скрижали Моисея с законами нравственными. Мы их и сегодня благословляем, принимаем и обязаны по ним жить. Но самое главное — в ковчеге хранился жезл Ааронов, свидетельство присутствия Бога среди людей. Господь не оставлял своей силой и вниманием и древний мир. Но сотни народов разных культур и национальностей оставались в глубоком неведении и в поисках Бога создавали религии языческие, в которых скрывались власть диавола и грех, и то, что мы называем преступностью. Но сила Божия открывалась и, конечно, знания о едином Господе, о его присутствии проникали в род человеческий, и лучшими умами его род людской мечтал о восстановлении союза с Богом, чтобы иметь опору в противостоянии любому злу, греху и пороку. Сила Божия, которая хранилась в ковчеге и его хранилище — единственном храме Иерусалимском, была смиряющая. Эта сила была особая, и обращаться к ней люди могли через священников и через то богослужение, которое было установлено в Иерусалимском храме.

И вот пришло время Спасителя — сына Божия и сына человеческого, Иисуса Христа. Обратим с вами внимание, если ковчег — великая святыня, недоступен был народам, ибо они не достойны были, привязаны были к диаволу, к аду, то и те, кто держали у себя ковчег, постепенно утратили предназначение, и тогда Бог пришёл сам. И та сила Божия переходит в крест. Но, если сила от ковчега уничтожала грешника, сила Христа наоборот спасает. Крест — великая защита от демонического влияния. Грех перед крестом открывает всё своё безобразное лицо и становится понятным тем, кто ищет от него защиты. Силой Божией становится любовь, не суд, не кара, не дисциплина, а любовь Божия. И сам Господь участвует, когда мы призывает его о спасении. Через крест мы с вами получили незамутнённым взглядом видение и ведение, знание, что есть добро, а что зло. И сегодня каждый верующий человек знает результат греха и как от него исцелиться, избавить свою душу погибели смертной. Сегодня мы оцениваем нашу жизнь повседневную через крест, как особый эталон добра и зла, пользы или погибели. Поэтому Святая Церковь с ранних времён восприняла крест — страшное орудие смерти, как знак спасения и помощи и присутствия Божиего.

Когда святая Елена открыла крест раскопками в Иерусалиме, где был распят Христос, стали поклоняться кресту, потому что это символ любви Божией, что почила, остановилась на кресте и уже не только Иерусалимский храм, но каждый христианский хранит эту любовь, которая спасает и хранит грешника-человека, ибо Господь пришёл спасать не святых, но грешников, чтобы те стали святыми.

Мы воздаём поклонение кресту как особому присутствию Божиему в материальной форме, в знаке, независимо от того, из чего он изготовлен, тем более, что во всей христианской Церкви, особенно в Православии, величайшей святыней является Матерь Божия, Богородица, Дева Мария, которая приняла Господа через Благовещение, и сопроводила на Голгофу, как сына, сына всего рода человеческого и сына Божиего. Так объединились через величайшую святыню пречистой Девы Марии божественные воли в отношении спасения рода человеческого. И Церковь возглашает: крест — хранитель Вселенной, крест – красота Церкви, крест демонам — язва, а верным — великая сила, дающая исцеление. И мы возглашаем кресту Твоему, поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твоя славим, ибо сказано, что в тот день, когда Господь придёт во второй раз, восстанут усопшие. И это одна из главных основ нашей веры — в наше бессмертие, нашу жизнь. А вторая основа — покаяние, очищение, избавление от всего, что разъедает нас изнутри и снаружи. И мы можем победить любой грех. И мы побеждаем. Третье же —  это то, что присутствие Церкви с крестом в этом мире ослабляет и уничтожает силу зла. И там, где есть сила креста, там присутствует благодать Духа Святого, Святой Троицы, там человек защищается от всего того, что несёт мир. А он много чего несёт, начиная от суеверия, чародейства и колдовства. Удивительно, но и в XXI веке, как две тысячи лет назад, вновь восстают те, кто доверяется сатане через экстрасенсов, чародеев, колдунов, гадателей, всевозможных звездочётов, астрологов. Они внушают людям лживые знания, которые губят их жизнь земную и грабят человека: духовно и материально. Так, ослеплённые этим ложным, люди бегут за химерами, за блеском и удовольствиями.

Сегодня некоторые люди возмущаются, что человек гибнет в войнах, но никто не замечает, как тысячи детей не рождаются из-за абортов, тысячи таких же человеческих жизней. Аборт — это преступление и погружение в ад. Сейчас в ложном порыве ложные силы объединяются и совершают ужасные преступления. И, если бы не сила крестного знамени и вера христиан, мир бы давно уже сгорел в собственной своей преступности и безумии. Но мир ещё пока живёт, потому что есть крест Господень. Он претерпевает гонения во многих странах, мы знаем с вами, как в Африке убивают христиан, мы видим, как в западном мире, который был христианским, просвещённым и просвещающим, процветает грех и мерзость, мы видим в нашей стране как разворачивается азартная смертоносная гонка за лжеудовольствиями, наслаждениями и богатствами, которые не дают спасения. Только мир Христа, Господа нашего, сохраняет свет жизни, её силу, наполняя и грешника этим светом для покаяния.

В середине поста мы совершили поклонение Кресту, ибо ради этого мы, как можем, держим пост. Ради этого мы терпим трудности, не только от болезней, но от потрясений семейных и общественных. Мы верим, что силой своей Бог через верующих людей будет побеждать зло. И ад так и не сможет покорить род человеческий, ибо человек Господом предназначен для Царства Божиего, жизни вечной, для рая и святости. Мы верим, что нам ни диавол страшен, а наше человеческое преступное упорство, когда мы принимаем грех. Мы должны покориться, как Господь покорился Пилату и народу и, взойдя на крест, отдал ту силу ковчега Божиего кресту, чтоб тот божественной любовью укреплял нас на жизненных путях.

Аминь.