Статьи

Православная неделя с 24 по 30 октября: День памяти святых оптинских старцев, Иверской иконы Божией матери и жертв политический репрессий

Сайт kerpc.ru знакомит читателей с предстоящими праздниками Православной Церкви. С  24 по 30 октября в 2022 году — двадцатая седмица (неделя) по Пятидесятнице.

24 октября (11 октября по ст. ст.). День памяти святых оптинских старцев

В этот день в Русской Православной Церкви совершается празднование Собору преподобных Оптинских старцев, а также память ещё семи известных поимённо угодников Божиих.

Преподобный Лев Оптинский. Один из самых почитаемых русских святых первой половины XIX столетия, основатель Оптинского старчества, в честь которого также совершается празднование Собора преподобных Оптинских старцев.

Апостол от семидесяти Филипп. Святой I века, входивший во второй круг учеников Спасителя и учеников первых 12 апостолов. Не стоит путать этого святого с другим апостолом Филиппом (от двенадцати), ставшим третьим учеником Христа. Этот святой наряду с первомучеником Стефаном стал одним из первых диаконов Церкви Христовой, а впоследствии был рукоположен в священнический и епископский сан. Совершал своё архипастырское служение в Лидии, где привёл ко Христу многих местных жителей. Скончался в глубокой старости.

Преподобный Феофан исповедник. Святой IX столетия, епископ Никейский. Известен как творец канонов (богослужебных текстов), а также как борец с ересью иконоборчества. Вместе со своим братом, преподобным Феодором Начертанным, немало претерпел от еретиков, однако увидел Торжество Православия и был освобождён из темницы. Мирно отошёл ко Господу около 850 года от Рождества Христова.

Мученицы Зинаида и Филонилла Тарсийские. Святые страдалицы, принявшие мученические венцы за верность Христу и Его Церкви в апостольском I веке. Родственницы первоверховного апостола Павла святые Зинаида и Филонилла покинули родной Тарс и поселились в удалённой пещере, где непрестанно совершали молитвы и исцеляли прибегающих к ним. Узнав об этих святых праведницах, идолопоклонники забили их камнями.

Преподобный Феофан Печерский, постник. Святой XII столетия, совершавший монашеские духовные подвиги в первой обители Земли Русской – легендарной Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре. Широко прославился своим сугубым постничеством – практически полным отказом от пищи.

Священномученики Филарет Великанов и Александр Гривский, пресвитеры. Православные священнослужители, пострадавшие за верность христианской вере в начале советских богоборческих гонений в 1918 году. Позднее оба были прославлены в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

26 октября (13 октября по ст. ст.). День памяти Иверской иконы Божией матери

Иверскую икону Богородицы, по преданию, написал евангелист Лука в дни земной жизни Божьей Матери и с Ее благословения. Святыня, которая долгое время находилась в малоазийской Никее, с начала XI века пребывает неотлучно в Иверском монастыре на Святой Горе Афон, в честь которого и была названа.

Слух о чудотворной Иверской иконе Божьей Матери на Руси распространилась в XVII веке. Архимандрит Новоспасской обители — Никон, будущий Патриарх, попросил архимандрита Иверского Афонского монастыря Пахомия прислать в Москву список чудотворный иконы.

Копию с Иверского образа написал афонский инок Иамвлих и через год, в 1648 году, икона в сопровождении афонских монахов прибыла в Москву. Жители столицы торжественно встретили образ 26 октября (по новому стилю). С тех пор православная церковь в этот день празднует день перенесения Иверской иконы Божьей Матери в Москву.

28 октября (15 октября по ст. ст.). День иконы Божией матери «Спорительница хлебов»

Ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Спо­ри­тель­ни­ца хле­бов» была на­пи­са­на по бла­го­сло­ве­нию стар­ца Введенской Оп­ти­ной пу­сты­ни иерос­хи­мо­на­ха Ам­вро­сия. Отец Ам­вро­сий осо­бен­но чтил все Богородичные празд­ни­ки и в эти дни усу­губ­лял мо­лит­ву. Ико­ной «Спо­ри­тель­ни­ца хле­бов» отец Ам­вро­сий бла­го­сло­вил ос­но­ван­ную им неда­ле­ко от Оп­ти­ной пу­сты­ни Ша­мор­дин­скую жен­скую оби­тель в честь Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри.

На этой иконе Бо­жия Ма­терь изо­бра­же­на си­дя­щей на об­ла­ках. Её ру­ки рас­про­стёр­ты на бла­го­сло­ве­ние. Вни­зу — сжа­тое по­ле, а на нём сре­ди трав и цве­тов сто­ят и ле­жат сно­пы ржи. Ста­рец Ам­вро­сий сам ука­зал день празд­не­ства — 15 ок­тяб­ря и на­звал об­раз «Спо­ри­тель­ни­ца хле­бов», ука­зы­вая этим, что Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца — «По­мощ­ни­ца лю­дям в их тру­дах по снис­ка­нию хле­ба на­сущ­но­го». Пе­ред сво­ей бла­жен­ной кон­чи­ной отец Ам­вро­сий за­ка­зы­вал во мно­же­стве фо­то­сним­ки с этой ико­ны и раз­да­вал и рас­сы­лал их сво­им ду­хов­ным де­тям. Для пе­ния ака­фи­ста пе­ред свя­тым об­ра­зом ста­рец со­ста­вил осо­бый при­пев: «Ра­дуй­ся, Бла­го­дат­ная, Гос­подь с То­бою! По­даждь и нам, недо­стой­ным, ро­су бла­го­да­ти Тво­ея и яви ми­ло­сер­дие Твое!»

28 октября (15 октября по ст. ст.). День памяти святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского

Ро­дил­ся бу­ду­щий епи­скоп Афа­на­сий (Сер­гей Гри­горь­е­вич Са­ха­ров) 2 июля (ст. ст.) 1887 го­да, в празд­ник По­ло­же­ния чест­ной ри­зы Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы во Влахерне. На­ре­чён­ный в честь пе­чаль­ни­ка зем­ли Рус­ской пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го, бу­ду­щий вла­ды­ка глу­бо­ко вос­при­нял без­за­вет­ную лю­бовь к Церк­ви и Оте­че­ству, ко­то­рая так от­ли­ча­ла пре­по­доб­но­го. Дет­ские и юно­ше­ские го­ды Сер­гия Са­ха­ро­ва про­шли в древ­нем и свя­том гра­де Вла­ди­ми­ре-на-Клязь­ме.

Труд­но­сти и ис­пы­та­ния в жиз­ни Сер­гия на­ча­лись с ма­ло­лет­ства, став той жиз­нен­ной сре­дой, в ко­то­рой он ду­хов­но му­жал. От­ца маль­чик ли­шил­ся в ран­нем воз­расте, но в ма­те­ри сво­ей на­шел всё, что нуж­но бы­ло для до­стой­но­го вхож­де­ния в жизнь. Она же­ла­ла ви­деть его в мо­на­ше­ском чине, и за это Сер­гий был при­зна­те­лен ей всю жизнь. Сер­гий охот­но хо­дил в при­ход­скую цер­ковь, ни­ко­гда не тя­го­тил­ся про­дол­жи­тель­но­стью цер­ков­ных служб. Бо­го­слу­же­ние как выс­шая сте­пень мо­лит­вы бы­ло глав­ной лю­бо­вью бу­ду­ще­го вла­ды­ки. Он с дет­ства пред­ощу­щал се­бя слу­жи­те­лем Церк­ви и да­же сверст­ни­кам сво­им дерз­но­вен­но го­во­рил, что бу­дет ар­хи­ере­ем.

Цер­ков­ные по­слу­ша­ния вла­ды­ки Афа­на­сия на­ча­лись с Пол­тав­ской ду­хов­ной се­ми­на­рии, где его сра­зу за­ме­ти­ли как та­лант­ли­во­го пре­по­да­ва­те­ля. Но в пол­ную си­лу уче­но­го-бо­го­сло­ва вла­ды­ка во­шел в род­ной Вла­ди­мир­ской се­ми­на­рии, про­явив се­бя убеж­ден­ным и вдох­но­вен­ным бла­го­вест­ни­ком сло­ва Бо­жия. Его вво­дят в Епар­хи­аль­ный со­вет, воз­ла­га­ют от­вет­ствен­ность за со­сто­я­ние про­по­ве­ди на при­хо­дах епар­хии. Он же за­ве­ду­ет бе­се­да­ми и чте­ни­я­ми при Успен­ском ка­фед­раль­ном со­бо­ре, осве­щая мно­гие зло­бо­днев­ные во­про­сы то­гдаш­не­го вре­ме­ни.

Иеро­мо­на­ху Афа­на­сию бы­ло трид­цать лет, ко­гда в Рос­сии про­изо­шла ре­во­лю­ция. В это вре­мя на­ча­ли ча­сто со­би­рать­ся так на­зы­ва­е­мые «епар­хи­аль­ные съез­ды», на ко­то­рых под­ни­ма­ли го­ло­ву лю­ди, враж­деб­ные ве­ко­вым пра­во­слав­ным усто­ям рус­ской жиз­ни. Все это тре­бо­ва­ло стро­гой цер­ков­ной оцен­ки и долж­но­го от­по­ра.

В это же вре­мя он на­чи­на­ет ра­бо­ту над зна­ме­ни­той служ­бой Всем свя­тым, в зем­ле Рос­сий­ской про­си­яв­шим, став­шей за­ме­ча­тель­ным ли­тур­ги­че­ским па­мят­ни­ком его люб­ви к на­шей Свя­той Церк­ви. Иеро­мо­на­ху Афа­на­сию при­над­ле­жа­ла мысль из­брать для сти­хир на «Гос­по­ди, воз­звах» по од­ной сти­хи­ре из Об­щей Ми­неи каж­до­му ли­ку свя­тых, а в ка­ноне рас­по­ло­жить свя­тых по об­ла­стям. Каж­дая песнь ка­но­на за­вер­ша­лась, так­же по его идее, тропарем Божией Матери пред наи­бо­лее чти­мой в этой об­ла­сти иконой Ее. Рас­смат­ри­вав­ший но­вую служ­бу член Си­но­да мит­ро­по­лит Сер­гий (Стра­го­род­ский) внес в нее со­став­лен­ный им са­мим тро­парь «Яко же плод крас­ный…». Под­го­тов­лен­ный пер­вый ва­ри­ант служ­бы рас­смат­ри­вал за­тем и Свя­тей­ший Пат­ри­арх Ти­хон.

Важ­ней­шим и пе­ре­лом­ным со­бы­ти­ем в жиз­ни вла­ды­ки Афа­на­сия ста­ло по­став­ле­ние его из ар­хи­манд­ри­тов во епи­ско­па Ков­ров­ско­го, ви­ка­рия Вла­ди­мир­ской епар­хии. Про­изо­шло это в Ниж­нем Нов­го­ро­де в день па­мя­ти пре­по­доб­но­го Самп­со­на Стран­но­при­им­ца, 10 июля 1921 го­да. Воз­гла­вил хи­ро­то­нию мит­ро­по­лит Вла­ди­мир­ский Сер­гий (Стра­го­род­ский), бу­ду­щий Пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Ру­си.

Глав­ной за­бо­той и бо­лью свя­ти­тель­ско­го по­дви­га вла­ды­ки Афа­на­сия бы­ло не про­ти­во­дей­ствие вла­стей, не раз­ру­ха и да­же не за­кры­тие хра­мов и мо­на­сты­рей, а по­яв­ле­ние внут­ри Церк­ви но­во­го рас­ко­ла, из­вест­но­го под име­нем «об­нов­лен­че­ства».

30 октября (17 октября по ст. ст.). День памяти жертв политических репрессий

Это памятный день, в который проходят траурные акции и памятные мероприятия, посвященные людям, погибшим и пострадавшим в ходе политических репрессий. Мероприятия в этот день официально проходят в России ежегодно 30 октября, начиная с 1991 года.

В День памяти жертв политических репрессий вспоминают миллионы людей, которые были необоснованно подвергнуты репрессиям, отправлены в исправительно-трудовые лагеря, в ссылку, лишены жизни в годы сталинского террора и после него.

В 1989 году началась массовая реабилитация. Был найден и предан гласности ряд мест массовых погребений, среди них Куропаты (лесное урочище на северо-восточной границе Минска, Белоруссия), Левашово (Ленинградская область), Бутово (Москва), Коммунарка (Москва). Появились первые книги памяти о погибших и пропавших без вести от репрессий.

В Москве траурные мероприятия ежегодно проходят у Соловецкого камня — гранитного валуна, который привезли с Соловецких островов, где был расположен Соловецкий лагерь особого назначения, и установили 30 октября 1990 на Лубянской площади перед зданием ВЧК-ОГПУ-НКВД-КГБ-ФСБ.

В целях восстановления справедливости, законных прав граждан России на свободу совести и вероисповедания 14 марта 1996 года вышел указ Президента Российской Федерации «О мерах по реабилитации священнослужителей и верующих, ставших жертвами необоснованных репрессий».

За прошедшие годы были изданы сотни книг памяти с именами репрессированных, тысячи исследований и сборников документальных материалов о репрессиях, установлены памятные знаки и монументы жертвам репрессий, продолжалась работа с архивными материалами, создавались тематические музейные экспозиции.