Сайт kerpc.ru знакомит читателей с предстоящими праздниками Православной Церкви. С 24 по 30 октября в 2022 году — двадцатая седмица (неделя) по Пятидесятнице.
24 октября (11 октября по ст. ст.). День памяти святых оптинских старцев
В этот день в Русской Православной Церкви совершается празднование Собору преподобных Оптинских старцев, а также память ещё семи известных поимённо угодников Божиих.
Преподобный Лев Оптинский. Один из самых почитаемых русских святых первой половины XIX столетия, основатель Оптинского старчества, в честь которого также совершается празднование Собора преподобных Оптинских старцев.
Апостол от семидесяти Филипп. Святой I века, входивший во второй круг учеников Спасителя и учеников первых 12 апостолов. Не стоит путать этого святого с другим апостолом Филиппом (от двенадцати), ставшим третьим учеником Христа. Этот святой наряду с первомучеником Стефаном стал одним из первых диаконов Церкви Христовой, а впоследствии был рукоположен в священнический и епископский сан. Совершал своё архипастырское служение в Лидии, где привёл ко Христу многих местных жителей. Скончался в глубокой старости.
Преподобный Феофан исповедник. Святой IX столетия, епископ Никейский. Известен как творец канонов (богослужебных текстов), а также как борец с ересью иконоборчества. Вместе со своим братом, преподобным Феодором Начертанным, немало претерпел от еретиков, однако увидел Торжество Православия и был освобождён из темницы. Мирно отошёл ко Господу около 850 года от Рождества Христова.
Мученицы Зинаида и Филонилла Тарсийские. Святые страдалицы, принявшие мученические венцы за верность Христу и Его Церкви в апостольском I веке. Родственницы первоверховного апостола Павла святые Зинаида и Филонилла покинули родной Тарс и поселились в удалённой пещере, где непрестанно совершали молитвы и исцеляли прибегающих к ним. Узнав об этих святых праведницах, идолопоклонники забили их камнями.
Преподобный Феофан Печерский, постник. Святой XII столетия, совершавший монашеские духовные подвиги в первой обители Земли Русской – легендарной Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре. Широко прославился своим сугубым постничеством – практически полным отказом от пищи.
Священномученики Филарет Великанов и Александр Гривский, пресвитеры. Православные священнослужители, пострадавшие за верность христианской вере в начале советских богоборческих гонений в 1918 году. Позднее оба были прославлены в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.
26 октября (13 октября по ст. ст.). День памяти Иверской иконы Божией матери
Иверскую икону Богородицы, по преданию, написал евангелист Лука в дни земной жизни Божьей Матери и с Ее благословения. Святыня, которая долгое время находилась в малоазийской Никее, с начала XI века пребывает неотлучно в Иверском монастыре на Святой Горе Афон, в честь которого и была названа.
Слух о чудотворной Иверской иконе Божьей Матери на Руси распространилась в XVII веке. Архимандрит Новоспасской обители — Никон, будущий Патриарх, попросил архимандрита Иверского Афонского монастыря Пахомия прислать в Москву список чудотворный иконы.
Копию с Иверского образа написал афонский инок Иамвлих и через год, в 1648 году, икона в сопровождении афонских монахов прибыла в Москву. Жители столицы торжественно встретили образ 26 октября (по новому стилю). С тех пор православная церковь в этот день празднует день перенесения Иверской иконы Божьей Матери в Москву.
28 октября (15 октября по ст. ст.). День иконы Божией матери «Спорительница хлебов»
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов» была написана по благословению старца Введенской Оптиной пустыни иеросхимонаха Амвросия. Отец Амвросий особенно чтил все Богородичные праздники и в эти дни усугублял молитву. Иконой «Спорительница хлебов» отец Амвросий благословил основанную им недалеко от Оптиной пустыни Шамординскую женскую обитель в честь Казанской иконы Божией Матери.
На этой иконе Божия Матерь изображена сидящей на облаках. Её руки распростёрты на благословение. Внизу — сжатое поле, а на нём среди трав и цветов стоят и лежат снопы ржи. Старец Амвросий сам указал день празднества — 15 октября и назвал образ «Спорительница хлебов», указывая этим, что Пресвятая Богородица — «Помощница людям в их трудах по снисканию хлеба насущного». Перед своей блаженной кончиной отец Амвросий заказывал во множестве фотоснимки с этой иконы и раздавал и рассылал их своим духовным детям. Для пения акафиста перед святым образом старец составил особый припев: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое!»
28 октября (15 октября по ст. ст.). День памяти святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского
Родился будущий епископ Афанасий (Сергей Григорьевич Сахаров) 2 июля (ст. ст.) 1887 года, в праздник Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. Наречённый в честь печальника земли Русской преподобного Сергия Радонежского, будущий владыка глубоко воспринял беззаветную любовь к Церкви и Отечеству, которая так отличала преподобного. Детские и юношеские годы Сергия Сахарова прошли в древнем и святом граде Владимире-на-Клязьме.
Трудности и испытания в жизни Сергия начались с малолетства, став той жизненной средой, в которой он духовно мужал. Отца мальчик лишился в раннем возрасте, но в матери своей нашел всё, что нужно было для достойного вхождения в жизнь. Она желала видеть его в монашеском чине, и за это Сергий был признателен ей всю жизнь. Сергий охотно ходил в приходскую церковь, никогда не тяготился продолжительностью церковных служб. Богослужение как высшая степень молитвы было главной любовью будущего владыки. Он с детства предощущал себя служителем Церкви и даже сверстникам своим дерзновенно говорил, что будет архиереем.
Церковные послушания владыки Афанасия начались с Полтавской духовной семинарии, где его сразу заметили как талантливого преподавателя. Но в полную силу ученого-богослова владыка вошел в родной Владимирской семинарии, проявив себя убежденным и вдохновенным благовестником слова Божия. Его вводят в Епархиальный совет, возлагают ответственность за состояние проповеди на приходах епархии. Он же заведует беседами и чтениями при Успенском кафедральном соборе, освещая многие злободневные вопросы тогдашнего времени.
Иеромонаху Афанасию было тридцать лет, когда в России произошла революция. В это время начали часто собираться так называемые «епархиальные съезды», на которых поднимали голову люди, враждебные вековым православным устоям русской жизни. Все это требовало строгой церковной оценки и должного отпора.
В это же время он начинает работу над знаменитой службой Всем святым, в земле Российской просиявшим, ставшей замечательным литургическим памятником его любви к нашей Святой Церкви. Иеромонаху Афанасию принадлежала мысль избрать для стихир на «Господи, воззвах» по одной стихире из Общей Минеи каждому лику святых, а в каноне расположить святых по областям. Каждая песнь канона завершалась, также по его идее, тропарем Божией Матери пред наиболее чтимой в этой области иконой Ее. Рассматривавший новую службу член Синода митрополит Сергий (Страгородский) внес в нее составленный им самим тропарь «Яко же плод красный…». Подготовленный первый вариант службы рассматривал затем и Святейший Патриарх Тихон.
Важнейшим и переломным событием в жизни владыки Афанасия стало поставление его из архимандритов во епископа Ковровского, викария Владимирской епархии. Произошло это в Нижнем Новгороде в день памяти преподобного Сампсона Странноприимца, 10 июля 1921 года. Возглавил хиротонию митрополит Владимирский Сергий (Страгородский), будущий Патриарх Московский и всея Руси.
Главной заботой и болью святительского подвига владыки Афанасия было не противодействие властей, не разруха и даже не закрытие храмов и монастырей, а появление внутри Церкви нового раскола, известного под именем «обновленчества».
30 октября (17 октября по ст. ст.). День памяти жертв политических репрессий
Это памятный день, в который проходят траурные акции и памятные мероприятия, посвященные людям, погибшим и пострадавшим в ходе политических репрессий. Мероприятия в этот день официально проходят в России ежегодно 30 октября, начиная с 1991 года.
В День памяти жертв политических репрессий вспоминают миллионы людей, которые были необоснованно подвергнуты репрессиям, отправлены в исправительно-трудовые лагеря, в ссылку, лишены жизни в годы сталинского террора и после него.
В 1989 году началась массовая реабилитация. Был найден и предан гласности ряд мест массовых погребений, среди них Куропаты (лесное урочище на северо-восточной границе Минска, Белоруссия), Левашово (Ленинградская область), Бутово (Москва), Коммунарка (Москва). Появились первые книги памяти о погибших и пропавших без вести от репрессий.
В Москве траурные мероприятия ежегодно проходят у Соловецкого камня — гранитного валуна, который привезли с Соловецких островов, где был расположен Соловецкий лагерь особого назначения, и установили 30 октября 1990 на Лубянской площади перед зданием ВЧК-ОГПУ-НКВД-КГБ-ФСБ.
В целях восстановления справедливости, законных прав граждан России на свободу совести и вероисповедания 14 марта 1996 года вышел указ Президента Российской Федерации «О мерах по реабилитации священнослужителей и верующих, ставших жертвами необоснованных репрессий».
За прошедшие годы были изданы сотни книг памяти с именами репрессированных, тысячи исследований и сборников документальных материалов о репрессиях, установлены памятные знаки и монументы жертвам репрессий, продолжалась работа с архивными материалами, создавались тематические музейные экспозиции.