Последние публикации

В красноярском храме прошла встреча семейного центра

12 августа в духовно-просветительском центре при Трехсвятительском храме города Красноярска состоялась встреча семейного центра, посвященная памяти святой преподобномученницы великой княгини Елисаветы.

На мероприятии работала тематическая книжная выставка, также была представлена приходская газета «Княгиня-берегиня» с житием святой Елисаветы. Детский и семейный психолог Мария Вальтер выступила с докладом «Немецкая принцесса с русской судьбой. Образ милосердия святой преподобномученницы Елисаветы». Во встрече также принял участие настоятель Трехсвятительского храма протоиерей Владимир Гашков, — информирует сайт trehsvhram-bazaiha.ru.

Напомним, что семейный центр при Трехсвятительском храме под руководством Ирины Гашковой работает уже более шести лет.

19 августа. Празднование Преображения Господня в красноярском храме Рождества Христова

19 августа на территории храма Рождества Христова в Красноярске пройдут праздничные мероприятия, посвященные празднованию Преображения Господня.

В программе угощения и спортивно-развлекательная программа, подготовленная молодежным братством «СПАС».

Начало мероприятий по окончании Божественной литургии. Вход свободный.

Посетителям КИЦ «Успенский» рассказали о святых и церковных подвижниках Приениейской Сибири

11 августа, после открытия художественной выставки «Свете тихий…», в красноярском культурно-историческом центре «Успенский» с лекцией-беседой «Возвращение отца Димитрия Неровецкого» выступил руководитель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Красноярской епархии Геннадий Малашин.

Напомним, что Геннадий Викторович — церковный историк и публицист, главный хранитель музейно-просветительского центра «Касьяновский дом», ответственный секретарь Епархиальной комиссии по канонизации святых и церковно-историческому наследию — на протяжении многих лет руководит научно-исследовательской работой по изучению жизненного пути канонизированных святых Собора Красноярской митрополии и почитаемых среди верующих подвижников церковного благочестия.

Плодами трудов Геннадия Малашина и его команды стали многочисленные монографии («Красноярская (Енисейская) епархия РПЦ: 1861–2011 гг.», «„Третий путь“ о. Димитрия Неровецкого», «Судьба Церкви в судьбе храма» и др.), документальные фильмы («Эхо Гражданской войны», трилогия «Сибирский крест» и др.) и выставки, посвященные новейшей истории Церкви и перипетиям судьбы ее видных деятелей на Красноярской земле.

Рассказывая о священномученике Димитрии Апанском (Неровецком; +1919), Геннадий Викторович подчеркнул: особую ценность жизненному выбору этого Божиего угодника для потомков придает то, что совершил его скромный настоятель сельского прихода в Апанском уезде в мрачные годы братоубийственной войны.

— В Гражданскую войну каждый должен был сделать выбор: за кого он? За «красных» или за «белых»? И духовенство, к сожалению, тоже вынуждали определиться, с кем они. Большая часть священнослужителей, конечно, предпочитало выражать лояльность Белому движению, но находились и те, кто принимал сторону борцов за советскую власть.

И лишь немногие, как иерей Димитрий Неровецкий, не выбирали ни красных, ни белых, они оставались с Господом и Церковью. И этот «третий путь» почти всех их привел на свою личную Голгофу, — сказал, в частности, Геннадий Малашин.

В продолжение лекции-беседы историк Церкви рассказал об исследовательских поездках под эгидой Издательского дома «Восточная Сибирь», музейно-просветительского центра «Касьяновский дом» и Епархиальной комиссии по канонизации святых и церковно-историческому наследию, посвященных прояснению биографических фактов из судеб новомучеников и подвижников. В 2013–2018 годах Геннадий Малашин и его коллеги последовательно побывали в восточных, южных и западных районах Красноярского края.

Помимо этого, Геннадий Викторович рассказал об истории создания монографии «„Третий путь“ о. Димитрия Неровецкого» и поделился дальнейшими творческими планами. Экземпляр издания автор по окончании лекции преподнес в дар КИЦ «Успенский».

Частью встречи с церковным историком и публицистом стал показ собравшимся видеоролика, подготовленного для презентации книги «Третий путь» медиацентром Епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ (руководитель — Андрей Андрюшкин). Также посетители КИЦ «Успенский» старил первыми зрителями двух новых короткометражных документальных лент, созданных этим летом на основе кадров из исследовательской поездки «Сибирский крест» в западные районы Красноярского края (посвященных праведному Даниилу Ачинскому и репрессированному в 1930-е годы священнику Феодору Абраменко).

По окончании лекции гости «Успенского» в общении с корреспондентом сайта kerpc.ru поделились исключительно восторженными отзывами:

Беседа получилась очень интересной, мы искренне благодарны организаторам и, конечно, лично Геннадию Викторовичу!

— Давно слежу за деятельностью «Касьяновского дома», поэтому особенно приятно и радостно было увидеть новые фильмы, снятые его сотрудниками.

— Я сам родом из Боготола, у нас святого Даниила Ачинского очень чтят. Приятно, что и в краевой столице о нем знают, интересуются судьбой этого действительно необычного человека.

Лекция-беседа «Возвращение отца Димитрия Неровецкого» стала частью реализации проекта-победителя Международного открытого грантового конкурса «Православная инициатива» «„Сибирский крест“. Новомученики и подвижники благочестия Ачинской земли».

Мученический подвиг чтимого сибирского святого увековечили в живописи

11 августа в красноярском культурно-историческом центре «Успенский» открылась персональная выставка художника Юрия Мальцева «Свете тихий…». Одним из центральных предметов экспозиции стала картина «Арест священника Димитрия Неровецкого», написанная в память о священномученике Димитрии Апанском (+1919).

О жизненном пути святого, принявшего мученическую смерть за веру от рук красных партизан в годы Гражданской войны на востоке Енисейской губернии, собравшимся на церемонии открытия, напомнил член Совета Гражданской Ассамблеи Красноярского края, директор образовательного центра Красноярской епархии, заведующий отделом духовно-просветительской работы центра «Успенский» Андрей Бардаков.

— Согласитесь, в нашей жизни очень много суеты, много мыслей и забот о преходящем. И память о таких людях, как священномученик Димитрий, нужна нам, прежде всего, чтобы помнить о вечных истинах, об однозначности морального выбора между добром и злом; даже если ценой этому выбору служит собственная жизнь.

Андрей Васильевич поблагодарил Юрия Мальцева за проявленный интерес к теме сибирских святых и увековечивание памяти о святом Димитрии Апанском в живописи. Директор АОЦ подчеркнул и то, что создание этой картины было бы невозможно без многолетней кропотливой научно-исследовательской работы руководителя Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Красноярской епархии, ответственного секретаря Епархиальной комиссии по канонизации святых и церковно-историческому наследию, главного хранителя музейно-просветительского центра духовной культуры Красноярского края «Касьяновский дом» Геннадия Малашина, выступившего автором тематической монографии «„Третий путь“ о. Димитрия Неровецкого» и лично посетившего открытие выставки.

В продолжение церемонии благодарственной грамотой от культурно-исторического центра Юрия Викторовича наградила заместитель директора «Успенского» по культурно-массовой работе Галина Козлова. В свою очередь, сам автор поблагодарил всех, кто посетил открытие экспозиции, подчеркнув, что считает тему Православия и святынь родной земли одной из важнейших в своем творчестве.

Добавим, что выставка «Свете тихий…» будет работать в стенах КИЦ «Успенский» на территории Успенского мужского монастыря (ул. Лесная, 55а) до 23 сентября, ежедневно с 10.00 до 19.00. Вход бесплатный. Представленные на экспозиции картины дополняют экспонаты из фондов музейно-просветительского центра «Касьяновский дом», которые ранее красноярцы уже могли видеть на выставке «Он не жил, а горел ради Церкви Христовой». В их числе икона священномученика Димитрия Неровецкого, вещи, принадлежавшие святому при жизни и другие подлинные артефакты рубежа XIX и XX веков.

За подробной информацией обращаться по телефону: (+7 391) 299-10-70.

Для справки (по материалам сайта krasfolk.ru):

Юрий Мальцев родился 2 апреля 1961 года в Канске. В 1981 году окончил Красноярское художественное училище им. В.И. Сурикова. Свои картины художник создает в лучших традициях русской реалистической школы живописи. Мальцев мастерски владеет техникой масляной живописи, пастелью, акварелью.

С 1986 г. Юрий Мальцев – участник городских, краевых, международных художественных выставок, среди которых: персональная выставка «Натюрморт, портрет, пейзаж» (Харбин, Китай, 2005), персональная выставка «Серебряный век» (Канск, 2011), краевой проект «Культурная столица края» (Канск, 2015), персональная выставка акварели «Элегия» (Канск, 2015), персональная выставка «Ты шуми, веретено…» в рамках XXII Красноярского краевого фестиваля духовной культуры «Покровские встречи» (Красноярск, 2017). В 90-е годы XX века Юрий Мальцев стал инициатором и организатором выставочного проекта канских художников «Осень». С 2012 года член Творческого союза художников России.

Комментарий Юридической службы Московской Патриархии в связи с принятием закона «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации (в части уточнения положений о самовольных постройках)»

Проблема правового статуса самовольных построек является значимой для религиозных организаций. Не секрет, что несовершенство градостроительного законодательства, а также многочисленные бюрократические препоны при выделении земельных участков под строительство храмов зачастую вынуждают приходы и монастыри строить необходимые здания и сооружения с определенными нарушениями формальной процедуры, при этом результаты строительства автоматически переходят в разряд самовольных построек.

В настоящее время принят Федеральный закон от 03.08.2018 г. № 339-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации (в части уточнения положений о самовольных постройках)», внесенный в Госдуму Федерального собрания Российской Федерации Правительством Российской Федерации и вводящий запрет на использование самовольных построек.

На практике такая новелла могла бы привести к запретам осуществлять богослужения в построенном «без учета установленных требований» храме, проживать в «самовольно построенном» келейном корпусе, использовать «самовольную» котельную или иные сооружения вспомогательного использования для обеспечения деятельности приходских и монастырских комплексов.

По существу, введение данного запрета могло повлечь наступление негативных последствий для религиозных организаций в сфере их религиозной деятельности и для верующих, что совершенно недопустимо.

В этой связи, по инициативе Русской Православной Церкви, храмы и иные самовольные постройки религиозного назначения выведены из-под запрета на использование.

Согласно новому закону религиозные организации вправе использовать данные самовольные постройки в случае соответствия таких построек требованиям, установленным Правительством Российской Федерации. В случае, если такие самовольные постройки не отвечают установленным требованиям, их использование религиозными организациями допускается до 2030 года.

Важно отметить, что упомянутая поправка охватывает также самовольные постройки, не имеющие религиозного назначения, но предназначенные для обслуживания имущества религиозного назначения и (или) образующие с ним культовый комплекс.

В ближайшее время будет проведена работа по подготовке проекта постановления Правительства Российской Федерации, устанавливающего требования к площади и другим параметрам самовольных построек, которые могут использоваться религиозными организациями независимо от их легализации.

Остальные самовольные постройки, которые не будут удовлетворять установленным Правительством Российской Федерации требованиям, необходимо легализовать в срок до 2030 г. По истечении данного срока религиозные организации лишатся права использовать эти постройки и будут обязаны их снести.

Поэтому епархиям необходимо настроиться на работу по легализации самовольных построек, в том числе в судебном порядке.

Также новый закон открывает для религиозных организаций дополнительные возможности по легализации самовольных построек. С его принятием стало возможным признание права собственности религиозной организации на самовольную постройку, если она расположена на земельном участке, находящемся не только в собственности или постоянном (бессрочном) пользовании, но также и в безвозмездном пользовании религиозной организации.

Православная неделя с 13 по 19 августа 2018 года: священномученик Вениамин, Успенский пост, преподобный Антоний Римлянин и Преображение Господне

Сайт kerpc.ru знакомит читателей с предстоящими праздниками Православной Церкви. 13–19 августа в 2018 году — двенадцатая седмица (неделя) по Пятидесятнице.

13 августа (31 июля по старому стилю). День памяти священномученика Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского, и иже с ним убиенных священномученика архимандрита Сергия и мучеников Юрия и Иоанна (1922)

Священномученик Вениамин (в миру — Василий Павлович Казанский; 1873–1922) стал одним из деятелей Церкви, принявших мученическую смерть от безбожной власти еще в годы Гражданской войны.

Выходец из семьи провинциального священника (родился в Архангельской губернии), Василий Казанский с ранних лет отличался необычайными способностями к учебе и рвением в вере. После окончания Петрозаводской Духовной Семинарии юноша поступил в Санкт-Петербургскую Духовную Академию (окончит ее в 1897 году, приняв монашеский постриг двумя годами ранее).

В 1910 году архимандрита Вениамина рукоположили во епископа Гдовского, Петербургского викария, а в революционном 1917 году ему было суждено стать митрополитом Петроградским и Гдовским. Архиерейский сан будущий священномученик воспринял как обязанность пастырского подвига и апостольской проповеди.

Он часто посещал отдаленные и бедные кварталы столицы, словно приходской священник: в простой рясе и без внешних отличий епископского сана. Владыка Вениамин крестил детей, напутствовал умирающих, обличал грешников. Простые петроградцы искренне любили своего Архипастыря, называя его просто: «наш батюшка Вениамин».

После Октябрьского переворота иерарх начал истово и последовательно защищать права гонимой Церкви, открыто осуждая антирелигиозную политику новой власти и ее кампанию по изъятию церковных ценностей. В 1922 году митрополит Вениамин будет арестован в ходе сфабрикованного «Петроградского процесса» и без надлежащих разбирательств приговорен к расстрелу. По свидетельствам очевидцев, священномученик до последних минут земной жизни сохранял достоинство и упование на волю Господа.

14 августа (1 августа по ст.ст.). Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Начало Успенского поста

Успенский пост, установленный Церковью более тысячи лет назад в память о земной кончине Пресвятой Богородицы,считается вторым по строгости после Великого. Так, в понедельник, среду и пятницу Успенского поста устав предписывает питаться сухоядением, то есть соблюдать самый строгий пост, без отваривания пищи; во вторник и четверг — «с варением пищи, но без елея», т.е. без масла; по субботним и воскресным дням разрешается вино и елей. Рыба разрешается только в великий праздник Преображения Господня (19 августа). Не считая этот день, на протяжении всего поста нельзя есть мясо, молочные продукты и морепродукты.

До праздника Преображения Господня, когда в храмах освящаются виноград и яблоки, Церковь предписывает воздерживаться от этих плодов. По преданию святых отцов, «если же кто от братии снесть гроздие прежде праздника, то запрещение за непослушание да приимет и не вкусит гроздие во весь месяц август».

Важно помнить и о духовной стороне поста. Церковные правила крайне неодобрительно относятся к любым светским увеселениям в дни Успенского поста.

16 августа (3 августа по ст.ст.). День памяти преподобного Антония Римлянина (1147)

Земной путь этого святого — один из самых необычных в истории Божиих угодников Русской Церкви.

Итальянец по происхождению, святой Антоний жил в Риме в непростые времена церковного раскола. Когда латиняне начали преследовать православных, подвижник предпочел оставить родные края и перебраться в Русь. По преданию, путь от Рима до Великого Новгорода он проделал в бочке, плывшей по морским волнам.

На новгородской земле святой основал монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Преподобный Антоний, с одной стороны, уделял много внимания строительству и хозяйственной деятельности обители, неизменно заботясь о том, чтобы из монастырских доходов оказывалась помощь нищим, сиротам и вдовам. При этом, он был истовым молитвенником: известно, что однажды святой провел целый год в непрерывном посте и общении с Господом.

19 августа (6 августа по ст.ст.). Преображение Господне

В этот день верующие вспоминают события, относящиеся к окончанию земного пути Спасителя. Иисус Христос повел на гору Фавор апостолов Петра, Иакова и Иоанна. Ученики в недоумении последовали за своим Учителем, пока не выбились из сил. Они расположились для отдыха под тенью покореженной маслины: Иоанн и его брат разместились на плащах, а апостол Петр сел на камень и задремал.

Сон его нарушил порыв ветра. Взгляду апостолов представилось невероятное: лицо Спасителя просияло, словно солнце, Его одежды сталибелыми, как свет, а рядом с Иисусом стояли ветхозаветные пророки Илия и Моисей.

Впечатленный увиденным, Петр простодушно предложил Господу сделать три кущи, для Него и обоих пророков, и остаться на Фаворе. Но в ответ раздался голос с Небес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. Его слушайте» (Мф. 17:5). Сам же Иисус Христос настрого запретил апостолам рассказывать об увиденном.

Таким образом, Преображение Господне — это память о перевоплощении природы Спасителя, из человеческой в Божественную. Случайно или нет, но этот праздник по календарю совпал с преображением и природы, когда лето начинает сменять осень. Потому в календаре восточных и южных славян испокон веков это торжество имело не только важное духовное значение, но и практический смысл с точки зрения цикла аграрных работ; именно здесь лежат корни традиции Яблочного Спаса.

 

Трагической судьбе одной из сельских церквей на западе Красноярского края посвятили эфир на «Радио России»

В эфире «Радио России. Красноярск» (94.5 FM) вышел десятый в 2018 году выпуск передачи «Летопись Красноярского края» в рамках проекта «Уроки столетия: Церковь, общество, человек», осуществляемого при поддержке Музейно-просветительского центра духовной культуры Красноярского края «Касьяновский дом».

Ведущий «Летописи» — журналист и регент Дмитрий Васянович, и сотрудник «Касьяновского дома» Юрий Пасхальский рассказали слушателям об одном из эпизодов экспедиции «Сибирский крест». Напомним, поездка стала частью реализации проекта по прославлению памяти подвижников церковного благочестия Ачинской земли, ранее признанного победителем Международного грантового открытого конкурса «Православная инициатива».

В эфире свежей передачи прозвучал рассказ о горькой судьбе храма великомученика и целителя Пантелеимона в поселке Тимонино Ачинского района. В годы богоборчества церковь была закрыта, а ее последний настоятель — священник Феодор Абраменко — арестован сотрудниками госбезопасности.

— Нам очень повезло: в Тимонино мы встретились с Лидией Федоровной — дочерью этого священника. Она поделилась воспоминаниями об отце, но больше всего нас тронул рассказ о том, что было после того, как батюшку арестовали и увезли из села.

Лишенной супруга и отца семье стало ясно: батюшка арестован, а они теперь — родные «врага народа», по отношению к которым допустимо любое насилие и произвол. Хорошо, что хоть успели спрятать у соседей немногие ценные вещи , потому что уже на следующий день дом семьи Абраменко буквально перевернули вверх дном, изъяв всё, что приглянулось чекистам. Забрали даже хлеб, выгнав матушку Марию, престарелую мать священника и детей (младшему ребенку не было и года) на улицу, — рассказал, в частности, Юрий Пасхальский.

Разговор об экспедиции «Сибирский крест» будет продолжен в новых выпусках «Летописи…». Полная запись выпуска доступна на сайте красноярской ГТРК. С текстовым вариантом эфира можно ознакомиться на портале «Касьяновского дома».

Вышел новый  номер приходского издания в красноярском Трехсвятительском храме

В новом выпуске «Княгини-берегини» опубликованы тексты проповедей Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеимона, заметки, посвященные истории образов Божией Матери и житию преподобномученицы великой княгини Елисаветы (+1918).

Помимо этого, читателей ждут новости из жизни прихода и другие традиционные рубрики, — сообщает сайт trehsvhram-bazaiha.ru.

Традиционным крестным ходом день святого Пантелеимона встретили в Шарыповском благочинии

Молитвенным шествием 9 августа прошли верующие от деревни Большое Озеро (Шарыповский район) до чтимого источника великомученика и целителя Пантелеимона.

Крестный ход десятков православных возглавил настоятель Никольского храма села Парная иерей Иоанн Морозов. По окончании шествия батюшка совершил водосвятный молебен в часовне возле источника.

Пресс-служба Шарыповского благочиния напоминает, что событие успело стать традиционным: крестный ход в день памяти святого Пантелеимона проходит ежегодно на протяжении уже 11 лет.

В красноярском храме обвенчали супружескую пару православной и католика

По благословению Митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеимона, Таинство Брака православной Людмилы Тимофеевой и католика из Голландии Эжена Тойниссена совершили в Иоанно-Предтеченском храме города Красноярска.

Совершение Таинства над супругами разного вероисповедания стало возможным благодаря положению из Основ социальной концепции Русской Православной Церкви:

«Исходя из соображений пастырской икономии, Русская Православная Церковь как в прошлом, так и сегодня находит возможным совершение браков православных христиан с католиками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога, при условии благословения брака в Православной Церкви и воспитания детей в православной вере. Такой же практики на протяжении последних столетий придерживаются в большинстве Православных Церквей».

Святое Таинство Церкви совершил штатный священник храма пророка Иоанна Предтечи иерей Александр Смирнов, — сообщает приходская пресс-служба.

Добавим, что церковный брак Людмилы и Эжена, познакомившихся во время учебы по студенческому обмену в Великобритании, стал первым подобным Венчанием в истории Иоанно-Предтеченского храма. Молодожены, перед тем, как подойти к Таинству, прошли все необходимые огласительные беседы.