Последние публикации

В Ермаковском районе освятили поклонный крест

8 ноября настоятель ермаковского Трехсвятительского храма иерей Алексий Решетников совершил чин освящения поклонного креста в селе Григорьевка Ермаковского района.

Как сообщает сайт Минусинского благочиния, на чине освящения присутствовали жители сел Григорьевка и Ермаковское.

Священник принял участие в казачьем круглом столе

В красноярском Доме офицеров прошел круглый стол «День Сибири», приуроченный к государственному празднику Дню народного единства. Инициаторами мероприятия выступили красноярские казаки.

Круглый стол собрал историков-краеведов и общественных деятелей. Участником события также стал штатный священник Пантелеимоновского больничного храма города Красноярска протоиерей Сергий Лукьянчиков, — сообщает сайт yenisei-cossack.pravorg.ru.

Участниками круглого стола были предложены и единогласно поддержаны инициативы закрепления празднования Дня Сибири и создания музейного комплекса «Казачий квартал» в центре Красноярска.

Специалист из Новосибирской митрополии изучил старинный колокол из «Касьяновского дома»

11 ноября музейно-просветительский центр духовной культуры «Касьяновский дом» посетил заместитель руководителя Сибирского центра колокольного искусства (СЦКИ) Новосибирской митрополии Алексей Талашкин, с целью изучения переданного музею старинного колокола.

— При поддержке Фонда Президентских грантов СЦКИ осуществляет проект «Вернем колоколу голос». По этому проекту мы отливаем 22 копии разбитых колоколов Сибири — от Тюмени до Иркутска и от Красноярска до Бийска, — рассказывает Алексей Владимирович. — Мы исследуем старинные колокола, многие из которых, к сожалению, уже не  подлежат восстановлению, и делаем их точные копии.

Заместитель руководителя СЦКИ провел 3D-сканирование колокола — потом, на основе полученной компьютерной модели будет создана форма для отливки копии — и исследовал химический состав сплава. Результаты показали примерно 80% меди и 20% олова, с незначительными примесями железа, свинца и никеля. А это значит, что сплав практически идеально соответствует настоящей колокольной бронзе.

— Сам колокол, вероятнее всего, был отлит в конце XIX века. Мы видим, что некогда на нем была большая трещина, которую пытались заварить. Кроме того, родной язык колокола был утерян, а новый не отлит, а просто выточен на токарном станке из железной болванки. Вероятнее всего, колокол, некогда украшавший храм, восстанавливали в советское время, и он висел в каком-нибудь учреждении — ПМК или МТС, в общем, в таком месте, где нужно было оповещать работников об обеде, окончании рабочего дня и тому подобном, — считает эксперт.

Колокол из «Касьяновского дома» не попадает в программу, и копия его отливаться пока не будет. Тем не менее, исследования и сканирование проводятся, и данные о колоколе будут храниться — на случай, если появятся средства для создания копии. Из тех же колоколов, копии которых будут воссозданы, специалисты СЦКИ соберут колокольные подборы (определят, какие колокола сочетаются по звучанию) и отправят в реконструируемые храмы.

Добавим, что колокол музейно-просветительскому центру передал настоятель красноярского Трехсвятительского храма протоиерей Владимир Гашков. К сожалению, информации о его происхождении нет.

Добавим, что Алексей Владимирович во время пребывания в Красноярске также осмотрел и атрибутировал старинные колокола из коллекции культурно-исторического центра «Успенский» при Успенском мужском монастыре и в Благовещенском монастырском соборе.

В жуткий момент — на высоте пастырского долга

11 ноября (29 октября по старому стилю) 1918 года мятежники-крестьяне совершили первое убийство служителя Православной Церкви в Приенисейской Сибири.  Жертвой обезумевшей толпы стал иерей Михаил Щербаков, настоятель Петропавловского храма в селе Каратуз Минусинского уезда (ныне — районный центр Каратузское).

Убийцы из соседнего села

«Благочинный II участка Минусинского уезда рапортом своим от 23 ноября с.г. за № 176 донес Преосвященному Епископу Назарию, что 29 октября с.г. священник Каратузской Петро-Павловской церкви о. Михаил Щербаков убит в своей квартире восставшими крестьянами. Подробности этого убийства Благочинный обещается представить Владыке в ближайшем будущем», — читаем мы на пожелтевших страницах одного из выпусков «Енисейских епархиальных ведомостей» за 1918 год.

За скупыми строками потускневших чернил скрывается подлинная трагедия сибирского священника, истинного пастыря по своему духу, и его семьи. Верный своему слову благочинный округа излагает ее в одном из следующих номеров издания: «Жена о. Михаила стала разговаривать с мятежниками, объясняя им, что обыск был уже произведен, но один из толпы (пьяный) произвел в нее один выстрел, и матушка пала, смертельно раненая в живот. Часть толпы выскочила на улицу <…>, другой злодей выстрелом уложил о. Михаила; пуля попала в шею и вышла в затылок, так что смерть была моментальна».

У читателя возникнет непроизвольный вопрос: а кем были эти злодеи, сначала по неведомому праву требовавшие от священника открыть для обыска и храм, где он нес служение, и личный дом, а затем хладнокровно расстрелявшие отца Михаила вместе с супругой на глазах у родных детей?

Крестьяне Енисейской губернии, мобилизованные в войска Колчака.
Фото livinghistory.ru.

Палачами каратузского священника стали не подосланные откуда-то со стороны убийцы, не профессиональные революционеры и не фанатики-чекисты. Его убили простые русские люди, крестьяне из соседних сёл, наверняка не раз слышавшие проповеди отца Михаила или отдававшие крестить ему в Петропавловском храме собственных детей. Такой вот «благодарностью» опьяненная злобой и самогоном толпа отплатила своему настоятелю, бывшему даже в, по выражению «Енисейских епархиальных ведомостей», «этот жуткий и кошмарный момент на высоте своего пастырского призвания: он исполнял долг пастыря, увещевая заблудших словом любви».

Пьяный бунт

Убийство священника Михаила Щербакова стало наиболее трагическим эпизодом Минусинского мятежа 1918 года.

Подобные выступления в советской историографии будут оцениваться исключительно с положительной стороны. Дескать, доведенные «зверствами колчаковщины» до отчаяния сибирские крестьяне брали в руки оружие, защищая себя и свои семьи от расправ и грабежей. В действительности же внимательному исследователю предстает  иная картина: бунтарями двигали отнюдь не самые справедливые устремления.

За полтора года, прошедшие после краха самодержавия в феврале 1917 года, жители отдаленных сел в Енисейской губернии привыкли жить безо всякой власти. Временное Сибирское правительство, пытавшееся восстановить налогообложение и наладить призыв в воюющую против большевиков армию, само по себе уже нарушало эту «анархическую идиллию». Наряду с понятным сопротивлением мобилизации и выплате налогов, народные волнения провоцировали, например, и дефицит промышленных товаров (в условиях утраты прежней связи с городом для селян едва ли не единственным способом раздобыть спички, керосин или бумагу становился грабеж), и борьба нуждавшихся в зерне «белых» властей с самогоноварением.

К слову, именно изъятие милиционерами самогонного аппарата у одного из крестьян в селе Дубенское и спровоцировало беспорядки на юге Енисейской губернии в октябре 1918 года. 31 октября (18 октября по ст.ст.) смутьяны обезоружили и арестовали милиционеров, затем, правда, отпустив на волю, — пишет историк-краевед Руслан Кравченко. Незадачливые блюстители правопорядка доложили о произошедшем начальству в Минусинск, откуда обратно в Дубенское направили карательную экспедицию. Посланному казачьему отряду, в свою очередь, предстояло столкнуться с разгневанной толпой жителей сразу нескольких сёл, многократно превышавшей горе-карателей в числе. Казаки разбежались, и одним из мест, где они могли бы найти укрытие, стало село Каратуз…

Грабеж — рядом с телами убитых

Мятежники (а их могло быть до тысячи человек) вошли в Каратуз 11 ноября. Они искали казаков: прежде всего, о себе давала знать давняя, смешанная с завистью ненависть крестьян-новоселов к сибирским старожилам. По взбудораженной толпе прошел слух: их недругов, дескать, прячет «поп» в своей церкви (в действительности, скрывавшиеся казаки из злополучного отряда бежали из села, завидев бунтарей). Отец Михаил же никакой вины за собой не чувствовал, а бросать место служения, по-видимому, посчитал неподобающим для себя. Священника  схватили и немедленно потребовали открыть для обыска сначала Петропавловский храм, а затем — свой дом.

Во время обыска из толпы, в которой было немало пьяных, озверевших от злобы людей, раздались выстрелы: сначала была смертельно ранена супруга священника Анна, которая до последнего просила мятежников разойтись, а затем и сам отец Михаил. После убийства толпа, позабыв уже о поисках казаков, стала заниматься грабежом — рядом с телами убитых…

Заметка в Енисейских епархиальных ведомостях об убийстве священника

Священник и его матушку сначала наспех похоронят во временной могиле — под непристойные насмешки бунтовщиков. Торжественное отпевание с участием всех священнослужителей II Минусинского благочиния и при стечении сотен местных жителей,  близко знавших и любивших своего настоятеля, состоялось лишь после окончательного усмирения мятежа — 25 декабря (12 декабря по ст.ст.).

Примечательно, что вопреки советским мифам о «белом терроре», колчаковские власти зимой 1919 года приговорят большинство участников Минусинского мятежа к срокам лишения свободы или денежным штрафам. Казнены будут лишь менее 90 ярых зачинщиков беспорядков. Более половины смутьянов вообще не понесут никакого наказания.

Просветитель, пастырь, подвижник

Иерей Михаил Щербаков (1857–1918) нес служение в Сибири на протяжении почти трех десятилетий.

Сельский настоятель был значимой личностью в масштабах всей Енисейской епархии. Он был заботливым пастырем, выдающимся просветителем (за свои заслуги на этом поприще он был награжден серебряной медалью на Александровской ленте в 1891 году), ярким проповедником, автором многочисленных публикаций в «Енисейских епархиальных ведомостях».

Фото: karatuz.prihod.ru

Неслучайно, что осенью 1914 года, в начале Первой мировой войны, именно отец Михаил был благословлен Епископом Енисейским и Красноярским Никоном для произнесения речи перед жителями Красноярска: священник призывал жертвовать средства в пользу семей, оставшихся из-за мобилизации без кормильцев. «Люди рыдали, срывали с себя кольца, браслеты, серьги, опустошали кошельки и собрали таким образом огромную сумму в пользу осиротевших семей. Прихожане любили и очень уважали деда, люди приезжали издалека, чтобы послушать его проповеди», — приводит воспоминания внучек священника в монографии «Красноярская (Енисейская) епархия РПЦ. 1861–2011» руководитель епархиального Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Геннадий Малашин.

Память об отце Михаиле на юге Красноярского края живет до сих пор. В этом воочию убедились и участники экспедиции проекта «„Сибирский крест“: подвижники благочестия и мученики Минусинской земли», побывавшие в Каратузском в августе 2016 года. Потрет священника висит в притворе возрождаемого Петропавловского храма, а его имя пользуется необычайным почтением

Собранные исследователями сведения о безвинно убитом священнике тогда были переданы в Епархиальную комиссию по канонизации святых и церковному наследию. Сейчас работа по изучению материалов, связанных с жизнью иерея Михаила Щерабкова, близится к своему завершению.

МАКСИМ РЫЧКОВ

Православная неделя с 12 по 18 ноября: избрание святителя Тихона Московского в Патриархи, священномученик Иоанн (Кочуров), бессребреники Косма и Дамиан и Шуйская икона Божией Матери

Сайт kerpc.ru знакомит читателей с праздниками Православной Церкви. 12–18 ноября в 2018 году — седмица 25-я по Пятидесятнице.

13 ноября (31 октября по ст.ст.). День памяти священномученика протоиерея Иоанна Царскосельского, Петроградского (1917).

Протоиерей Иоанн Кочуров стал первым священнослужителем Русской Церкви, принявшим мученическую смерть от безбожников в годы братоубийственной смуты.

В те дни в окрестностях Петрограда шли бои между сторонниками и противниками революции. Царское Село, где нес служение отец Иоанн, захватили красногвардейцы. Безбожники бездоказательно обвинили священника в том, что он помогал контрреволюционерам, предали издевательским пыткам и расстреляли на глазах у родных.

46-летний протоиерей Иоанн Кочуров, по воспоминаниям очевидцев, был незаурядной личностью: блестяще эрудированный, истовый проповедник, яркий миссионер. Он долгое время нес служение в США, где благодаря его усилиям несколько десятков инославных приняли Православие и построили первый православный храм в городе Чикаго. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Тихон, лично знавший убиенного, писал его вдове: «Храним в сердце твердое упование, что украшенный венцем мученичества, почивший пастырь предстоит ныне Престолу Божию в лике избранников верного стада Христова». Спустя 77 лет слова святителя претворит в жизнь Архиерейский собор Русской Православной Церкви.

14 ноября (1 ноября по ст.ст.). День памяти бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Азийских и матери их преподобной Феодотии (III).

Эти святые почитаются не только православными, но и христианами других конфессий, как небесные покровители врачей. Братья Косма и Дамиан жили в III веке в Малой Азии, принадлежавшей тогда Римской империи. Родители-христиане воспитали детей в благочестии и отдали их в обучение одному известному лекарю. Ученики превзошли учителя: слава об их искусстве и необычайных исцелениях разошлась по многим городам и селениям. Тем не менее, сами Косьма и Дамиан не считали себя великими, отказываясь даже брать плату с исцеленных.

Известно только, что лишь однажды святой Дамиан принял три яйца от одной спасенной им христианки: «Во Имя Святой Живоначальной Троицы — Отца, Сына и Святого Духа». Услышав имя Троицы, бессребреник не посмел отказаться.

Интересно, что предание Церкви знает еще две пары братьев-святых с такими же именами, живших примерно в то же время: Косму и Дамиана Римских и Аравийских.

15 ноября (2 ноября по ст.ст.). Празднование иконе Божией Матери «Одигитрия» Шуйская

Эту икону также называют Шуйско-Смоленской. Образ был написан в середине XVII века, когда в Русском царстве свирепствовала эпидемия чумы («моровой язвы»).

В течение нескольких дней с момента принесения иконы в шуйский Воскресенский храм люди стали целыми семьями посещать каждое богослужение. По преданию, горожане истово молились перед Шуйско-Смоленской иконой Небесной Царицы и только после этого чума стала отступать, сначала среди прихожан Воскресенского храма, а затем полностью покинула город.

Грамота со свидетельством о более чем ста исцелениях была отправлена в Москву — царю и Святейшему Патриарху. Шуйский образ Пресвятой Богородицы стал почитаться в западнорусских землях как чудотворный, спасающий от болезней, моров и оберегающий на войнах.

18 ноября (5 ноября по ст.ст.). День памяти святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси (избрание на Патриарший престол, 1917)

Избрание Владыки Тихона на возрожденный Патриарший престол состоялось на Поместном Соборе 1917–1918 годов.

Собравшиеся священнослужители и миряне долго не могли решить, кому же из архиереев суждено стать Патриархом. Три тура голосования показали, что есть три равных по авторитету и благочестию кандидата: митрополит Московский и Коломенский Тихон (Беллавин), архиепископ Харьковский Антоний (Храповицкий) и архиепископ Новгородский Арсений (Стадницкий).

В конечном счете, судьбоносный для Церкви и всей России жребий вытянуть доверили старцу Зосимовой пустыни Алексию (Соловьеву), пользовавшемуся всеобщим почетом иноку. Первым с начала XVIII века Патриархом велено было стать Владыке Тихону.

Недоброжелатели ранее нередко называли его «светским», критиковали за дружбу с творческой богемой и посещение театров. Но при этом «светский» Патриарх, по данным церковных историков, отличался необычайной истовостью в служении. Только за семь лет своего Предстоятельства 777 раз совершал Божественную литургию! И это в 1917–1925 годах — мрачные дни братоубийственной смуты, обновленческого раскола и воинствующего безбожия.

В те мрачные годы Церковь не могла позволить себе сосредоточиться исключительно на внутренней жизни. И пример ей подавал лично Предстоятель: Патриарх Тихон решительно осуждал Брестский мир, «красный террор» и вооруженное насилие в любых его проявлениях. «Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей — загробной, и страшному проклятию потомства в жизни настоящей земной», — пишет он в воззвании от 1 февраля 1918 года.

Две иконы с ликами святых были переданы красноярским храмам

9 ноября в Архиерейском доме города Красноярска состоялась передача двух икон для красноярских храмов: иконы преподобного Илии Муромского, Печерского для Илиинского храма и иконы Трех Святителей и их матерей для храма Новомучеников и исповедников Российских.

Икона преподобного Илии Муромского с частицей мощей святого была передана в дар Илиинскому храму от иконописца Анатолия Кузнецова и его семьи. Икона Трех Святителей и их матерей, на которой изображены Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и матери их — святые Емилия, Нонна и Анфуса, была привезена с Афона по инициативе меценатов.

Принимал иконы Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон. При передаче также присутствовали: настоятель Илиинского храма и красноярского Никольского кладбищенского храма иерей Александр Колпаков; настоятель храма Новомучеников и исповедников, штатный священник красноярского Покровского кафедрального собора иерей Максим Золотухин; руководитель епархиальной пресс-службы и службы протокола Андрей Скворцов.

— Для храма очень ценна каждая святыня, — сказал корреспонденту пресс-службы Красноярской епархии иерей Максим Золотухин, — Особенно, кода мы говорим о великих святителях — Василии Великом, Григории Богослове и Иоанне Златоусте. Глядя на икону, где изображены не только они, но и их матери, становится понятным, насколько же важна преемственность поколений. Этот прекрасный образ, несомненно, послужит не только для украшения нашего храма и для молитвенного поклонения, но и для того, чтобы люди могли задуматься, глядя на него: кто же были те женщины, которые смогли воспитать своих сыновей святыми, и как нам нужно жить, чтобы наши дети были достойными людьми?

Митрополит Пантелеимон посетил красноярскую колонию-поселение

11 ноября, после Божественной литургии в Покровском кафедральном соборе города Красноярска, Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон посетил красноярскую колонию-поселение №19.

Владыка Пантелеимон совершил молебен в храме в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных», находящемся при колонии. Его Высокопреосвященству сослужил штатный священнослужитель красноярского Покровского кафедрального собора протодиакон Лев Хенкин. За богослужением молились начальник колонии, полковник внутренней службы Василий Малышко, сотрудники колонии, заключенные и их родные.

После молебна в сопровождении начальника колонии Правящий архиерей прошел по территории и пообщался с заключенными.

— Библия учит нас, что начальник жизни и Царствия Небесного — это Господь наш Иисус Христос, а начальник смерти и ада — диавол. Церковь же служит проводником, который может привести человека от греха в жизнь вечную. Человек может поддаться диавольскому наваждению, может запятнать свою душу грехом, за что будет судим не только судом Небесным, но и судом земным. Но Господь милостив к заключенным, ибо каждый имеет шанс раскаяться и прийти к Нему. Тем, кто проходит испытания в местах лишения свободы, Господь наш Иисус Христос всегда был помощником и соучастником, ибо сам претерпевал немалое горе и в темницах, и в окружении людской злобы. Но Он сказал: «Отче! Отпусти им, не ведают, что творят» (Лк. 23:34). И всем нам нужно брать пример с Него — пример смирения, милосердия и всепрощения, — сказал, в частности, Владыка.

Добавим, что Митрополита Пантелеимона сопровождали исполняющий обязанности секретаря Красноярской епархии, благочинный церквей Левобережного городского округа Красноярска, наместник красноярского Успенского мужского монастыря игумен Иннокентий (Нилов), председатель Отдела по тюремному служению Красноярской епархии, настоятель Иверского больничного храма города Красноярска протоиерей Александр Косов и штатный священник красноярского Никольского кладбищенского храма-памятника протоиерей Сергий Старцев.

Владыка Пантелеимон: Диавол повелевает теми, кто не принимает Господа

11 ноября, по окончании Литургии в Покровском кафедральном соборе города Красноярска, Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к верующим с Архипастырским словом:

— Братья и сестры!

Мы много говорим о том, что Господь наш Иисус Христос — это спаситель мира, начальник жизни, господин вечности. И это так. Но мы почти не осмысливаем, от чего же и от кого именно Он спасает мир?

В сегодняшней притче о встрече Господа с гадаринским бесноватым мы слышали о человеке, в котором жил легион бесов, и никто не мог его обуздать и сковать, ибо демоны эти давали его телу такую силу, что он разрывал все цепи. В наше время таких людей официальная медицина причисляет к умалишенным, но психически больной человек — это еще не бесноватый. Об этом Господь тоже говорит.

Что же делает Иисус? Евангелие говорит, что никто не мог проехать мимо той погребальной пещеры, где жил бесноватый, ибо боялись. Но когда Господь приблизился к этой пещере, демоны узнали Его, и закричали: «Что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? Заклинаю Тебя Богом, не мучь меня! И Иисус сказал: выйди, дух нечистый, из сего человека. И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много. И много просили Его, чтобы не высылал их вон из страны той. Паслось же там при горе большое стадо свиней. И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них. Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи, выйдя, вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море» (Мк. 5:8–13).

А жители того города зарабатывали на торговле свиным мясом, и тем самым им был нанесен колоссальный убыток. Для чего дьявол так сделал? Чтобы навредить Иисусу. Потому что жители, увидев это, вышли и попросили Его уйти из их города. Бесноватый же, который избавился от своих демонов, попросил у Господа пойти с Ним,  но Иисус сказал: «Иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя» (Мк. 5:19). А Господь сел в лодку и переправился на другой берег озера.

Современники Иисуса, те, кто видел Христа до Его распятия и воскресения, будучи людьми религиозными, знали о демонах. Правоверные иудеи кланялись единому Богу и знали о бесноватости. Сейчас же дьявол стремится к тому, чтобы имя Его было забыто. И в наше время дьявол повелевает теми, кто не принимает Господа.

Что показывает нам эта притча? Она показывает, что Господь имеет власть над демонами, над адом. И здесь очень важно понять, что веру в Бога мы принимаем сами. Господь потом открывает нам спасительные возможности.

Только те, кто принимает Христа и веру, кто строит жизнь своим трудом, достигает определенных успехов, с благословения Господнего достигает и спасения. Цель Господа — сохранить наш ум и сердце в состоянии размышления, притяжения к Богу и к самому себе, к вопросу, для чего я живу, что я делаю, для чего я это делаю и что я за это буду иметь: или сгорю в белой горячке от алкоголя, в страшной болезни по своей распущенности или в наркотическом сне, или я воспитаю детей, внуков, правнуков, оставлю им дом, сад и огород и все, что приготовил на земле, чтобы они продолжали творить добрые дела.

Человеку надо делать только добро самому себе, окружающему миру и сохранять этот мир в целостности и сохранности. А когда придет Господь в мир во второй раз, тогда свершится дополнение наших знаний тем, что и будет называться Царство Божие и жизнь вечная, к которой каждый верующий приготавливается. И когда подходим к святой чаше, мы с вами до этого совершаем покаяние, исповедь. Всю жизнь мы сожалеем об ошибках и грехах, исповедуемся, причащаемся и, с течением времени, вновь забываем, падаем во грехи и вновь очищаемся. И дай Господи, чтобы здесь, на земле, мы имели эту возможность спасения и очищения до последнего вздоха, чтобы войти в союз с Господом, чтобы он не оставил нас и окружающий мир не превращался в ад земной, что мы видим сегодня в наши дни вокруг нас в человеческом обществе.

Царство Божие приготовлено для человека в вечной жизни. А вечная жизнь есть Церковь, есть Господь и человек, верующий в Господа и чувствующий Его участие в своей жизни. И да поможет нам Господь укрепить нашу веру и распоряжаться ею для пользы и спасения своей жизни, своей души и всего мира.

Аминь.

Глава Красноярской митрополии совершил Божественную литургию в красноярском Покровском кафедральном соборе

11 ноября, в Неделю 24-ю по Пятидесятнице, день памяти преподобного Аврамия, архимандрита Ростовского (1073–1077), Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон совершил Божественную литургию в Покровском кафедральном соборе города Красноярска.

Его Высокопреосвященству сослужили: исполняющий обязанности секретаря Красноярской епархии, благочинный церквей Левобережного городского округа Красноярска, наместник красноярского Успенского мужского монастыря игумен Иннокентий (Нилов); настоятель красноярских храмов апостола Андрея Первозванного и великомученика Димитрия Солунского иерей Виталий Вальтер; ключарь Покровского кафедрального собора города Красноярска иеромонах Игнатий (Голинченко), штатные священнослужители Покровского кафедрального собора.

За Литургией пели Архиерейский хор и два состава детско-юношеского духовного хора «София».

По окончании богослужения Владыка Пантелеимон обратился к верующим со словом проповеди.

Правящий архиерей: Жизнь Параскевы Пятницы — пример стремления ко всему светлому ценой своей жизни

10 ноября, по окончании Литургии в Александро-Невском храме при Красноярском кадетском корпусе им. А.И. Лебедя, Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к верующим с Архипастырским словом:

— Братья и сестры! Дорогие педагоги и ученицы Мариинской женской гимназии!

Сегодня у нас праздник, праздник особый: духовный, религиозный. Он лишний раз нам напоминает о личности Господа, Который сотворил мир и поселил в нем человека, Господа, который читает души наши словно страницы раскрытой книги.

Творец создал нас, чтобы каждый из нас смог достигнуть своих планов и своих целей в жизни — разумеется, светлых и добрых. Достичь мы их можем только упорным трудом, и ваша учеба, дорогие девочки, — это тоже труд, в котором необходимы дисциплина и порядок. И чтобы стать настоящим человеком, честным и порядочным, тоже надо трудиться — до самой своей земной кончины. Подлинный труд приносит плоды: сады и города, крепкие семьи и благополучие. Тем самым человек оставляет о себе добрую память навечно.

Каждый год в этот день мы молитвенно вспоминаем великомученицу Параскеву Пятницу. Казалось бы, чего ей не хватало в этой жизни? Она происходила из богатой семьи, ее родители были могущественными вельможами, стояли почти что наравне с самим римским императором. А не хватало ей одного — уверенности в том, что правильно живет.

Параскева видела ложь и обман, смерти людей, бедных и богатых. Она задавала вопросы и не находила на них ответа, пока не узнала об учении Иисуса Христа, о тех истинах, что проповедовали первые христиане: добре, милосердии и свободе. Параскева стала жить по Божиим законам, да только общество к ним было еще не готово. Святую замучили, предали ужасной казни, будто страшную преступницу, — почитайте об этом в ее житии.

Великомученица отдала свою жизнь во имя торжества добра, ради вечной жизни на земле. Жизни, которая непредставима без веры и помощи Божией. Едва ли счастье и душевное спокойствие достижимы без этих условий.

Дорогие гимназистки! Вы — очень счастливые люди, потому что на месте вашей учебы есть Божий храм, Божий дом, где совершается Литургия, где можно причаститься Святых Христовых Таин! Держитесь этих правил всю свою жизнь, ведь сам по себе человек не всегда может помочь; каждый нуждается в помощи извне, в защите от зла — и лучше Господа никто нам

помочь не может. По молитвам вашим Бог ниспошлет со временем каждой из вас надежного спутника жизни, семейное счастье и своих детей.

А пока вы сами еще дети. Возносите Всевышнему ваши простые и чистые детские молитвы, просите Его о помощи в учебе, о благополучии ваших родных, о том, чтобы не было в вашей жизни греха. Помните, что вы должны быть живым примером добра. И тогда жизнь ваша будет цветущим весенним садом, а смерть не коснется вас, ведь человеческая душа бессмертна.

Будьте непоколебимы в стремлении ко всему доброму и светлому, подобно вашей небесной покровительнице, святой Параскеве Пятнице. Дай Бог, чтобы не только знания, но и человечность, душевную теплоту вы хранили в ваших сердцах! Храни вас Господь! Аминь.