Последние публикации

Между грехом и искусством: может ли театр быть православным?

Максим Рычков

«Театр усыпляет христианскую жизнь, уничтожает ее, сообщая жизни христиан характер жизни языческой», — наставлял паству праведный Иоанн Кронштадтский. Солидарны с ним были и, скажем, старцы Оптинской пустыни, называя посещение мирянами театра (наряду с чтением романов или увлечением танцами) скрытой духовной опасностью.

«Ты там всё пляшешь. Я… советовал указать тебе басню Крылова „Стрекоза и Муравей“. К тебе она подходит. Та тоже любила Масленицу и не жаловала поста — всё плясала. Говорю это не в укор тебе, а чтобы ты знала настоящее положение вещей и при случае не теряла головы, то есть помнила бы, что за сладостию — расслабление, за мирскою веселостию — скука, за пресыщением — тяжесть и даже болезнь следуют, как тень за телом», — писал, например, в письме к духовной дочери преподобный Антоний (Зерцалов).

Сейчас же, в начале ХХI века, в России получает развитие такой феномен, как православный театр. Как же так, — может задаться вопросом благочестивый читатель, — святые старцы прошлых лет осуждалиосуждали это греховное явление, а сейчас оно искушает верующих, облачившись в церковные одежды?

Давайте же в наступившем 2019 году, объявленным президентским указом Годом театра, попробуем понять, что такое православный театр, зачем он нужен и есть ли в нем что-то пагубное или греховное.

Кому театр, а кому — «плясания на позорищи»

Прежде всего, надо разобраться: почему пастырям прошлых веков так не нравился театр? Если копнуть вглубь веков, то это искусство, в общем-то, справедливо могло казаться пережитком языческой античной культуры — равно, скажем, как и гладиаторство, и травля диких зверей, и Олимпийские игры. Вот только смертельные бои на аренах ради потехи толпы вместе с убийствами невинных животных уже давно канули в лету, — этим «развлечениям» невозможно придать какой-либо «христианский контекст». Олимпийские игры же вместе с театром живут и в современном мире. Сам факт такого «естественного отбора» уже наводит на мысль о том, что эти два явления смогли содержательно переродиться, «выдавив» из себя языческий компонент.

«Тот театр, который вызывал заслуженное неприятие у первых христиан, современный зритель едва ли смог бы понять

Действительно, тот театр, который вызывал заслуженное неприятие у первых христиан, современный зритель едва ли смог бы понять. Например, все роли, даже женские, исполнялись актерами-мужчинами в масках, а сюжетной основой представлений служили культы языческих божеств, — конечно, последователям Христа никак не могло понравиться подобное. Со временем, по мере окончательного торжества христианства в позднем античном и раннем средневековом обществе, театр стал постепенно расставаться с языческими атрибутами. И расставался с ними он долго: косвенным подтверждением тому служит 51-ое правило Трулльского собора (691–692 гг.), запрещающее мирянам под угрозой отлучения от Церкви, а клирикам — извержения из сана «быти смехотворцам, и их зрелищам, такожде и зрелища звериныя творити и плясания на позорищи». Богословами эти слова трактуются как однозначный запрет на посещение театра.

В русской же традиции духовенство неодобрительно относилось и к «исконным» скоморошеству и балаганным постановкам (тоже не лишенным языческих, только уже славянских корней), и к классическому театру. Только теперь ему доставалось уже не за языческие корни, но за то, что прибыл в Россию «транзитом» через католиков и протестантов. Даже в XIX веке немалую часть театральных деятелей в нашей стране составляли выходцы из дальнего зарубежья, а сами постановки носили характер легких развлекательных водевилей, на основе, опять-таки, как раз весьма сомнительных французских и итальянских «образцов».

Это, конечно, тоже с трудом могло найти понимание у консервативного церковного сообщества, воспринимавшего театр как нечто западное и чуждое русской культуре. Именно такие, лишенные ценностного смысла и национального духа в содержании постановки, наверняка и держали в уме святые старцы Церкви позапрошлого столетия.

Подводные камни театральных подмостков

Но те времена давно остались позади. В XXI веке, конечно, было бы архаизмом строить критику театрального искусства на его далеких (и давно утерянных) языческих корнях или том, что в современном виде в Россию он пришел через западный христианский мир. Гораздо интереснее духовные опасности театра и, особенно, актерства как профессии.

Единственный в России театральный режиссер с богословским образованием Михаил Щепенко среди таких называет две: лицедейство и любоначалие. Лицедейство знакомо каждому человеку, и в мирской суете оно кажется чем-то безобидным или даже полезным: ну кому будет плохо от маленькой лжи? Кто пострадает от того, если мы ненадолго «поиграем» в любящего отца или супруга, усердного работника или просто вежливого человека? «А актеру уже в силу своей профессии приходится раздваиваться, растраиваться и т.д. У человека может возникнуть ситуация, когда он не знает, кто он. Для актрис это более характерно, чем для актеров: они продолжают играть в жизни Офелию, Дездемону и т.п.», — утверждает Михаил Григорьевич.

Всё это, конечно, создает определенные проблемы для столь необходимой в Православии целостности личности. Но, если разобраться, лишиться этого единства может абсолютно любой человек — с любой профессией и любыми хобби.

Гораздо более опасно любоначалие — тяга к власти над людьми и наслаждение ею. Казалось бы: актеры (как и певцы, и музыканты) — не какие-нибудь тираны или диктаторы. Им не под силу, скажем, развязывать войны и строить концлагеря. Однако деятели культуры и искусства тоже могут превращать людей в безвольную фанатичную массу, становясь теми кумирами, которых, как знает каждый христианин, творить себе нельзя никому.

Молодое вино — в молодые мехи

Ну и, наконец: может ли быть театр православным? Имеющийся опыт церковно-общественной жизни в новейший ее период однозначно говорит «да». Ярким примером подобного успешного проекта служит московский театр «Живая вода». Начинанию в этом году исполнится уже 16 лет. В далеком 2003-м перед его основателем и бессменным руководителем Ларисой Никулиной, человеком с двумя театральными образованиями, стояла непростая задача — языком искусства, с актерами-профессионалами рассказать обществу о том, что такое Православие.

Спектакли выстраиваются так, что все становятся участниками действа, между актерами и зрителями возникает живое общение. Для постановок сцена как таковая не нужна, и для праздника может служить любая более-менее крупная площадка. Если можно так выразиться, «Живая вода» — не просто православный театр, но театр «православных передвижников», готовых оказаться в любой аудитории.

«Православный взгляд на театр призывает к более ответственному отношению актеров к своему мастерству

 Репертуар труппы (сейчас в ней играет более 200 артистов) крайне разнообразен. Но все произведения — «живые», посвящены ли они страницам прошлого (например, судьбе Царственных страстотерпцев и близких им людей) или настоящего (простой современной супружеской паре, оказавшейся на грани развода). «Живая вода» может и должна служить примером для подобных начинаний в разных регионах страны. То, что театр в любой форме (хотя бы кукольной) способен привлекать внимание подростков, наглядно показал хотя бы первый фестиваль «Рождественский вертеп» в красноярском КИЦ «Успенский», успешно состоявшийся месяц назад. Педагоги воскресных школ тогда в один голос утверждали: если детям младшего возраста интересно своими руками мастерить композицию, то подростков куда больше увлекает сам процесс, сама игра, когда Рождение Спасителя буквально превращалось из евангельских страниц в нечто ощутимое и живое. Выражаясь словами самого Христа из извечной притчи: «И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут; но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то и другое» (Лк. 5:37–38).

***

Истинно православный взгляд на театр, как представляется, не осуждает это искусство, но призывает к более ответственному отношению актеров к своему мастерству. Так что хорошо известный библейский призыв «Не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению» (Иак. 3:1) можно смело отнести и к актерам.

Юные прихожане красноярского Михаило-Архангельского храма соприкоснулись с живописью Василия Сурикова

С экскурсией Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова 5 марта посетили участники молодежного клуба «Алые паруса» красноярского прихода храма Архистратига Михаила и Чуда его в Хонех.

Подростки ознакомились с выставкой работ великого русского художника, экспозицией принадлежавших ему вещей, картинами современных Сурикову мастеров живописи, — сообщает группа прихода в социальной сети «ВКонтакте». Конечно же, в первую очередь внимание гостей привлекло легендарное полотно «Взятие снежного городка», впервые за 20 лет привезенное в Красноярск.

Добавим, что участников «Алых парусов» сопровождала директор воскресной школы при Михаило-Архангельском храме Алла Садовьюк.

Родителям шарыповских школьников о предмете «Основы православной культуры» рассказали священнослужители Свято-Троицкого собора

Родительские собрания по выбору модуля в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) состоялись в общеобразовательных школах города Шарыпово.

О предмете «Основы православной культуры» родительскому сообществу рассказали штатные священнослужители шарыповского Свято-Троицкого собора иерей Василий Поповский и диакон Феодор Карабатов.

Как отмечает пресс-служба благочиния, по итогам родительского выбора ОПК, наряду с основами светской этики и мировых религиозных культур, стали одними из трех самых популярных модулей ОРКСЭ.

Напомним, что в подобных собраниях участие приняли клирики Назаровского благочиния.

Ачинских православных гимназистов порадовали «Блинной эстафетой»

Одноименное спортивное мероприятие 5 марта в православной начальной гимназии Преображения Господня приурочили к масленичной (сырной) неделе.

Спортивный задор и желание добиться победы для своей команды захватывали детей настолько, что они не замечали происходящего вокруг. Все старались изо всех сил прийти к финишу первыми, а в гимназическом дворе царили смех, шум и веселье, — рассказывает о празднике сайт Преображенской гимназии.

Судьями на эстафете стали педагоги образовательной организации.

Восемь человек приняли Православие в Шарыповском районе

Миссионерскую поездку в село Ивановка предпринял помощник благочинного по миссионерскому служению, ключарь шарыповского Свято-Троицкого собора иерей Алексий Щербаков.

В местном Доме культуры батюшка совершил Таинство Крещения. Всего Православие приняли восемь местных жителей.

Затем отец Алексий совершил требы по просьбам сельчан. Пресс-служба Шарыповского благочиния отмечает, что в ходе миссионерского визита была достигнута договоренность об участии представителей Свято-Троицкого прихода в родительских собраниях по выбору предмета в рамках курса Основ религиозной культуры и светской этики.

Великий Пост, православный театр и социальное служение: новый номер «Православного слова Сибири»

По благословению Митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеимона вышел в свет выпуск № 3 [207] газеты «Православное слово Сибири» — официального печатного издания Красноярской митрополии.

По сложившейся традиции, главной темой первого весеннего номера «Православного слова…» стал Великий пост. В свежем номере вниманию читателей предложен великопостный календарь, справка об основных праздниках Церкви, встречаемых в великопостные дни.

Также редакция газеты продолжила подведение итогов 10-летия Предстоятельства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, начатое в прошлом номере. В мартовском выпуске упор сделан на основные вехи в развитии православного Красноярья за прошедшее десятилетие.

Авторами «Православного слова…» были затронуты темы социального служения в Красноярской епархии, православного театра и памятных юбилейных дат из церковной истории нашего региона.

Вниманию читателя также предложены новостные полосы, обзор современной приходской журналистики в Красноярской епархии и материалы на другие темы.

Семь общественно значимых проектов реализуют в Красноярском крае в рамках «Православной инициативы»

Предложенные клириками и мирянами Красноярской епархии инициативы получили поддержку во всех четырех направлениях международного открытого грантового конкурса в 2019 году: «Образование и воспитание», «Культура», «Информационная деятельность» и «Социальное служение».

Так, проект «„Этапами веры“. К 100-летию новомученичества в Красноярском крае» от издательского дома «Восточная Сибирь» (направление «Культура») подразумевает проведение серии просветительских мероприятий, посвященных мученикам Церкви ХХ века. В городах Красноярске, Енисейске и Канске состоятся выставки исторических артефактов, встречи с аудиторией разного возраста, церковно-общественные круглые столы. Также в рамках проекта намечен выпуск документального фильма и научно-популярной брошюры о новомучениках, подвизавшихся на территории нашего края.

В информационном направлении получила поддержку инициатива «Корни и крона» от Красноярского регионального общественного фонда попечения о духовно-нравственном возрождении Сибири «Ладанка». Проект направлен на раскрытие положительного образа православного человека через примеры хорошо известных красноярцам личностей из новейшей истории города и края: ученого-хирурга и святителя Луки (Войно-Ясенецкого), писателя Виктора Астафьева, педагога и оперной певицы Екатерины Иоффель и др. В частности, планируется создание 15 видеофильмов, посвященных заслуженным деятелям культуры, науки, священнослужителям, представителям профессиональных династий.

Делу инклюзии — включению людей с ограниченными возможностями в активную общественную жизнь — призван послужить проект «Классный отдых без родителей» от красноярской региональной общественной организации свободного творчества «Аэростат». Задумка организаторов предполагает инклюзивный отдых в православном семейном лагере «Манские огни», создание инклюзивного клуба-мастерской и совместное паломничество к святыням Енисейской епархии.

Также победителями «Православной инициативы» от нашего края стали: мультимедийный проект «Время веры» от издательского дома «Комсомольская правда (направлен на восполнение дефицита информации в светских СМИ о православных святынях и церковной жизни региона), проект создания Молодежного клуба миссионерской журналистики при храме преподобного Сергия Радонежского в красноярском поселке Горный, инициатива «Пасхальные встречи: к юбилею В.П. Астафьева» от Красноярского государственного педагогического университета и патриотически-воспитательное начинание «Россию любить и знать!» от региональной общественной организации «Братство Трезвения „Неупиваемая Чаша“».

Добавим, что всего победителями «Православной инициативы» стали 255 проектов. Международный открытый грантовый конкурс проводится регулярно, начиная с 2005 года.

11–14 марта. Великое повечерие архиерейским чином с чтением покаянного канона в красноярских храмах

С 11 по 14 марта, в первую седмицу Великого поста, Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон возглавит великое повечерие с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в храмах города Красноярска.

Богослужение будет совершено:

— в понедельник, 11 марта, в красноярском Покровском кафедральном (ул. Сурикова, 26), начало в 17.00;

— во вторник, 12 марта, в красноярском храме Рождества Христова (ул. Щорса, 44а), начало в 17.00;

— в среду, 13 марта, в красноярском Благовещенском монастырском соборе (ул. 9 Января, 30), начало в 17.00;

— в четверг, 14 марта, в красноярском храме иконы Божией Матери «Всецарица» при Успенском мужском монастыре (ул. Лесная, 55а), начало в 18.00.

Красноярские пожарные из особого отряда молитвой встретили годовщину своего подразделения

Торжества в честь 43-ей годовщины создания Специального управления федеральной противопожарной службы № 57 Министерства по чрезвычайным ситуациям России состоялись 4 марта в городе Красноярске.

Действующих сотрудников и ветеранов отряда со знаменательной датой поздравил ответственный за взаимодействие Красноярской епархии с МЧС России и медицинскими образовательными учреждениями, настоятель храма святителя Луки (Войно-Ясенецкого) при КрасГМУ протоиерей Анатолий Обухов.

Отец Анатолий также возглавил общую молитву у стен ведомственной часовни иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» и стал участником экскурсии по музею славы отряда, — рассказал священник пресс-службе Красноярской епархии.

Раскольники на Украине захватили силой еще четыре православных храма — при пособничестве экстремистов и бездействии правоохранителей

При поддержке радикалов и местных властей сторонники раскольнической «Православной церкви Украины» захватили четыре храма канонической Церкви — в Тернопольской, Волынской и Ровенской областях.

3 марта 2019 года при помощи бойцов организации «Правый сектор» (запрещена в России и признана экстремистской) состоялся силовой захват Спасо-Преображенского храма в селе Гнездично Збаражского района Тернопольской области. Руководил процессом и лично принимал участие в избиении верующих Украинской Православной Церкви служитель «Киевского патриархата» Иван Лесик, сообщает News.church.ua. Как рассказал настоятель прихода протоиерей Стефан Балан, к столкновению в селе привело нарушение договоренности об очередности проведения богослужений на территории храма. «Месяц назад, когда представителям «ПЦУ» не удалось завладеть храмом, они потребовали, что для сохранения мира в селе, богослужения будут совершаться поочередно на улице, а храм будет опечатан, ключи от храма находились у них. А сегодня их община во главе с псевдоотцом Иваном Лесиком третий раз нарушила собственные же условия, открыла опечатанный храм и начала совершать «богослужения». Когда по завершении службы в храм зашли наши верующие и попросили предоставить возможность и общине УПЦ совершить богослужение в храме, получили резкий отказ», — рассказал протоиерей Стефан Балан.

Во время переговоров вход в церковь заблокировали 15-20 бойцов «Правого сектора». «Сложилась такая ситуация, что в храме находилось около 30 членов религиозной общины Украинской Православной Церкви, вся община «ПЦУ», часть «Правого сектора» и полиция. После криков и толканий, сторонники ПЦУ во главе с псевдосвященником Лесиком под крики «москалям здесь не быть» начали бить и выбрасывать из церкви на улицу верующих УПЦ», — рассказал протоиерей Стефан Балан.

Также 3 марта под предлогом перевода в ПЦУ был захвачен Свято-Троицкий храм в селе Лобачовка Гороховского района Волынской области, сообщает Volyn.church.ua. Сторонники новой раскольнической структуры, а также местные представители «Киевского патриархата» пришли к церкви, когда настоятель протоиерей Михаил Яворский еще совершал богослужение. Благочинный Берестечковского церковного округа протоиерей Димитрий Петрущак, прибывший в село в связи с возможным захватом храма, посоветовал священнику спокойно закрыть церковь и разговаривать с раскольниками во дворе. Однако настоятель пригласил «гостей» внутрь.

По словам благочинного, сообщения в СМИ о том, что священники с прихожанами якобы закрылись в храме, не соответствуют действительности. В храме началась сутолока, потому что активисты захотели попасть в алтарь. Посчитать, сколько верующих УПЦ и сторонников «ПЦУ» находилось в храме, невозможно. По данным благочинного, переход в ПЦУ в Лобачовке активно поддерживают 160 человек, с настоятелем остаются 120 жителей. Двух третей голосов, необходимых для переподчинения прихода, здесь нет. Тем не менее протокол о «переходе» в ПЦУ был составлен и заверен печатью местного сельского совета.

2 марта, в поминальную субботу, был захвачен Рождество-Богородичный храм в селе Новая Мощаница Здолбуновского района Ровенской области, сообщает Rivne.church.ua. Религиозный конфликт в селе продолжается почти месяц. Община Украинской Православной Церкви вместе со своим священником подтвердила принадлежность к канонической Церкви, но часть жителей села на собрании территориальной общины проголосовала за переход прихода в раскольническую «ПЦУ».

Открытое противостояние из-за храма спровоцировал и поддержал председатель Здолбуновской РГА Сергей Кондрачук. Сразу после богослужения он приехал в село с группой активистов, которые вытолкали верующих Украинской Православной Церкви из принадлежащего им храма. По словам местных жителей, в подкрепление раскольникам прибыли два автобуса с бойцами «Правого сектора», а также большое количество нетрезвых мужчин. Правоохранители во главе с начальником Здолбуновского отделения полиции С.В. Смаглюком в конфликт не вмешивались, только наблюдали. В воскресенье, 3 марта, верующие Украинской Православной Церкви молились уже в церковном доме, а в захваченном храме находились сторонники «ПЦУ».

1 марта под видом инвентаризации был захвачен Покровский храм в селе Курозваны Гощанского района Ровенской области, сообщает Rivne.church.ua. В 5 часов утра к церкви начали собираться активисты «ПЦУ», настоятель храма протоиерей Владимир Коваль вызвал полицию и представителей Ровенской епархии. К 9.00 на церковный двор прибыли представители Гощанской РГА якобы для проведения инвентаризации в храме. На просьбу юриста епархии предоставить соответствующие документы чиновники ответили отказом. В итоге сторонники «ПЦУ» сломали забор вокруг церкви, зашли на территорию храма и срезали замки. Все это происходило в присутствии правоохранителей, которые наблюдали, но не предпринимали никаких действий, чтобы остановить беззаконие.