Последние публикации

Ачинских православных гимназистов воспитывают сильными и здоровыми

Конкурсная программа «Богатырская сила» состоялась 6 марта в ачинской Преображенской православной начальной гимназии.

Разделившись на три дружины, «богатыри»-гимназисты соревновались за победу в состязании.

Спортивный праздник в образовательной организации приурочили к масленичной (сырной) неделе, — поясняет сайт Преображенской гимназии.

Петропавловский приход прививает любовь к чтению жителям малых поселений Ужурского района

Среднюю общеобразовательную школу в селе Малый Имыш посетил настоятель ужурского храма первоверховных апостолов Петра и Павла протоиерей Павел Третьяков.

Священник передал администрации образовательной организации книги, собранные прихожанами Петропавловского храма в рамках акции «Подари книгу детям», приуроченной ко грядущему Дню православной книги (празднуется 14 марта в память о выпуске диаконом Иоанном Федоровым первой печатной книги на русском языке «Апостол» в 1564 году).

Благодаря подобным начинаниям подрастающее поколение отдалённых сёл и деревень может прикоснуться к полезной для души и разума православной литературе, — отмечает сайт Шарыповского благочиния.

О православном книгоиздательстве поговорили на тематической конференции в Москве

4 марта  в МИА «Россия сегодня» состоялась пресс-конференция, посвященная Дню православной книги.

День православной книги приурочен к дате выпуска первой на Руси печатной книги Ивана Федорова «Апостол», вышедшей в свет 1 марта 1564 года (14 марта по новому стилю). По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с 2010 года День православной книги отмечается во всех епархиях Русской Православной Церкви.

В пресс-конференции приняли участие: председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент, заместитель главы Департамента национальной политики и межрегиональных связей г. Москвы Константин Блаженов, помощник председателя Издательского Совета Дмитрий Володихин, главный редактор журнала «Историческое обозрение» Сергей Алексеев.

Митрополит Климент сообщил журналистам, что недавно вернулся из Казахстана, где впервые проводилась выставка «Радость Слова», приуроченная к Дню православной книги. В Москве, по сложившейся традиции, главным торжественным событием станет встреча Святейшего Патриарха Кирилла и мэра Москвы Сергея Собянина со школьниками в Храме Христа Спасителя. Мероприятие состоится 19 марта, на него будут приглашены 1300 детей из Москвы, Подмосковья и ближайших к столице областей. Дети получат памятные подарки — наборы книг и сладости, состоится показ музыкально-художественной постановки на историческую тему. Также в течение марта во всех регионах России пройдет более пяти тысяч мероприятий. Информация о них размещена на сайте Издательского Совета.

Владыка Климент напомнил, что главной книгой для христианина является Новый Завет, и процитировал слова А.С. Пушкина о «божественном красноречии» Евангелия. Архиерей высоко оценил творчество номинантов и лауреатов Патриаршей литературной премии — Владимира Крупина, Бориса Екимова, Виктора Николаева, священника Николая Блохина, в чьих произведениях отображен православный взгляд на мир.

Заместитель главы Департамента национальной политики и межрегиональных связей г. Москвы Константин Блаженов рассказал о подготовке к Дню православной книги: в этом году запланировано более 320 мероприятий для разных поколений москвичей, которые пройдут в школах, библиотеках, вузах, центрах социальной поддержки.

О значении православной книги для русской культуры рассказал помощник председателя Издательского Совета Дмитрий Володихин. По его мнению, Православная Церковь сыграла определяющую роль в русском просвещении. Особую роль Церкви в просвещении людей также отметил главный редактор журнала «Историческое обозрение» Сергей Алексеев.

Участники пресс-конференции пригласили всех желающих посетить мероприятия Дня православной книги, а также призвали включать в свой круг чтения литературу, которая рассказывает о красоте духовного мира человека, учит добру и вере в Бога.

13 и 15 марта. Литургия Преждеосвященных Даров архиерейским чином в Покровском кафедральном соборе

13 и 15 марта, в среду и пятницу первой седмицы Великого поста, Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон возглавит Божественную литургию Преждеосвященных Даров в красноярском кафедральном соборе Покрова Божией Матери (ул. Сурикова, 26).

Начало богослужений в 8.00.

Памятные даты православной истории: события, которые стоит вспомнить в этом месяце

Максим Рычков

Ход истории неумолимо быстр. Отдельные события, какими бы важными они нам не казались сегодня, неизбежно стираются и перемешиваются между собой в памяти — как отдельного человека, так и всего народа. Поэтому редакция «Православного слова Сибири» считает своим долгом напомнить читателям о трех по-настоящему важных и исторических юбилейных датах, которые мы встретим в наступившем месяце.

8 марта — 100 лет мученическому подвигу священника Димитрия Неровецкого

Об этом святом уже сказано и написано достаточно много — в сравнении со сведениями о других новомучениках Приенисейской Сибири. Достаточно вспомнить об одной только монографии «„Третий путь“ о. Димитрия Неровецкого», написанной церковным историком и публицистом Геннадием Малашиным. Благодаря исследованиям, давшим фактологическую основу для этой уникальной в своем роде монографии, и удалось установить обстоятельства и предысторию того страшного убийства ранней весной ровно сто лет назад.

В Сибирь — в самый канун революции

Священник Димитрий Неровецкий (1887–1919) был скромным настоятелем храма Николая Чудотворца в совсем небольшом селе Апано-Ключи Апанского уезда Енисейской губернии (сейчас это Абанский район Красноярского края). В Сибирь он приехал уже в священном сане вместе с семьей из родной Подольской губернии (территория современной Украины). Как выяснится чуть позже, приехал перед самым началом революционной смуты — в 1916 году.

Наверняка отцу Димитрию и его прихожанам первое время казалось, что все перевороты и гражданские усобицы — это дело сугубо столиц и больших городов, а до сибирской глубинки это безумие не докатится. Никольский приход жил размеренной жизнью: батюшка совершал богослужения, вел занятия в воскресной школе, учил паству добру и милосердию. Однако трагическая развязка истории этого сельского священника была уже не за горами. В конце 1918-го на востоке Енисейской губернии недовольные действиями «белых» властей Сибири создали т.н. «Тасеевскую партизанскую республику». Уже в следующем году эта полуразбойничья вольница приступила к активным боевым действиям.

Волки против пастыря

В советское время красных партизан будут всячески героизировать, воспевать их реальные и мнимые подвиги. Но в действительности партизаны, так же, как и белые, насильно «ставили под ружье» местных жителей, реквизировали продукты питания, брали заложников, безжалостно расправлялись с теми, кого считали противником. Как правило, основу бунтарских отрядов составляли крестьяне-новоселы — люди неустроенные, маргинализированные, воспринимавшие Гражданскую войну, в первую очередь, как возможность для безнаказанного разбоя.

Пастырь, призывавший посреди гражданской смуты к любви, пониманию и всепрощению, таким людям, конечно же, мешал сам по себе — тем более на территории, которую партизаны считали частью своей «республики». Иерея Димитрия Неровецкого несколько раз арестовывали, допрашивали, но до поры до времени всякий раз невредимым отпускали домой — ведь никакой реальной вины перед бунтовщиками за ним не было.

В конце концов, финал земной жизни отца Димитрия предрешил клеветнический донос. Партизанам сообщили, что священник якобы служит информатором стоявшего в Канске отряда белых, причем донес на пастыря один из самых близких ему людей. Благочинный округа в рапорте епископу Енисейскому и Красноярскому Назарию (Андрееву) потом напишет: «Аресту о. Димитрия способствовал его же псаломщик Ковбаса — как псаломщик — очень плохой, а как человек — пьяница и дебошир. О. Димитрий терпел его, жалея его же многочисленную семью».

Символично, что тем «крылом бабочки», которое дало ход дальнейшей трагической последовательности событий, стала забота пастыря о сельских ребятишках: он учил их грамоте, а той роковой весной в приходе стали заканчиваться канцелярские принадлежности. Отец Димитрий попросил местного торговца приобрести необходимое в Канске, что недоброжелатели батюшки клеветнически и бездоказательно представили как «свидетельство» его связи с карательными отрядами белых войск.

Восхождение на Голгофу

 8 марта 1919 года (23 февраля по ст.ст.) — в первую великопостную седмицу, канун Торжества Православия — отца Димитрия арестовали в последний раз. Супруга, будто что-то предчувствуя, не хотела пускать его из дома вместе с партизанами. Однако священник, как и прежде, был спокоен и благодушен…

…Сперва его посадили на сани, потом привязали к саням и заставили бежать по снегу 12 верст до ныне несуществующей деревни Байкан. Там партизаны завели свою жертву в избу и стали издеваться над мучеником Димитрием: доставали головни из печи, прижигали ему лоб, волосы… Потом вывели его на улицу, вновь привязали к саням, погнали лошадей. Он не мог уже бежать, поэтому его бросили на сани.

В последний раз мучители со священником остановились в таежной глуши. Отца Димитрия вывели из саней и расстреляли, — сейчас на этом месте установлен поклонный крест. По рассказам старожилов, память о насколько жестоком, настолько и бессмысленном убийстве никогда не покидала эти места: даже в советское время, когда говорить вслух о преступлениях «борцов за советскую власть» не всегда было безопасно.

В народной памяти он так и остался добрым и мягким сердцем в повседневной жизни человеком, и твердым в следовании евангельским истинам пастырем.

— Своей религиозностью и абсолютной терпимостью был для всех примером. Какая же вина отца Димитрия пред большевиками? А вина его та, что он в жизни шел прямой дорогой, не раскланивался на обе стороны, не уклонялся ни направо, ни налево, а смотрел лишь вверх.

Человек, весьма осторожный в жизни, мягкий в выражениях, уступчивый в разговорах — он не входил в компромиссы в делах веры, в вопросах церковных. Он жил для прихода, не служил, а горел на ниве Христовой.

А как скорбел о. Димитрий о своих прихожанах, уклонившихся в большевизм, сколько вздохов и тайных слез было у него за заблудших овец пред престолом Божиим! — напишет о нем благочинный церквей VI участка Канского округа иерей Порфирий Меркурьев.

Иерея Димитрия Неровецкого в сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской прославят на Архиерейском соборе 2000 года.

22 марта — 30 лет назад верующим вернули здание красноярского Покровского храма

22 марта 1989 года охваченные духом перестройки партийные власти Красноярья принимают знаковое решение для дальнейшей истории Православия на обоих берегах Енисея: верующим полагалось вернуть изъятое ранее здание Покровского храма.

Современному жителю краевой столицы трудно представить кафедральный собор в самом сердце города — на пересечении проспекта Мира и улицы Сурикова — в каком-то ином качестве, нежели чем место молитвы. Однако еще в 1980-х здесь размещалась картинная галерея, и это было еще «меньшим злом». Ведь ранее, в 1930-х годах, будущий кафедральный собор вообще использовался дислоцированной в Красноярске армейской частью в качестве конюшни (!).

В промежутке между двумя этими не самыми радостными вехами в истории собора его однажды уже возвращали верующим — в 1945 году, во время короткого примирения советского государства с Русской Православной Церковью в годы Великой Отечественной войны. Тогда прихожане старательно избавили намоленное поколениями здание от следов присутствия конюшни, поставили приобретенные на свои средства колокола. Но в хрущевские 1950-е вместе с «оттепелью» настанет и, если так можно выразиться, «богоборческий ренессанс». Немногие уцелевшие красноярские храмы стали бельмом на глазу у бдительных партийцев. Тем более их возмутило желание тогдашнего настоятеля протоиерея Евгения Насекайло отреставрировать обветшавшее здание: на священника даже заведут явно сфальсифицированное уголовное дело за «воровство стройматериалов».

В 1961–1962 годах Покровский храм у верующих снова изъяли. Причем церкви грозило уничтожение, благо, что за прецедентом далеко ходить было не надо. Исторический Воскресенский собор как «не представляющий архитектурной ценности» варварски снесли в Красноярске в те же годы. Более того, в 1960-х городскими властями всерьез обсуждался план строительства «близнеца» известного Дома быта как раз по другую сторону улицы Сурикова — на месте нынешнего кафедрального собора…

Но всё-таки Покровской церкви повезло: здание уничтожать не стали, а разместили там камнетесную мастерскую. В 1978 году ее сменит картинная галерея. Здание перед этим отреставрируют: именно тогда из белого будущий кафедральный собор станет на некоторое время кирпично-красным с зелеными куполами, — таким его наверняка помнят еще многие красноярцы.

А в 1989 году существованию Покровского храма вне Церкви был положен конец. Власти пытались всеми силами избежать широкой огласки принятого решения, однако не получилось: в исторический день сюда пришли сотни верующих.

Нынешний регент Архиерейского хора Покровского собора Дмитрий Васянович вспоминает:

— Одна давняя прихожанка собора рассказывала, что об открытии церкви узнавали друг от друга, и в назначенный день терпеливо ждали у ее дверей. Шли часы, но народ не расходился: тихо и благоговейно ждали, не теряя надежды. И когда верующим спустя полдня разрешили войти внутрь, совершить молебен, многие плакали от счастья.

Летом того же года повторно храм освятил митрополит Новосибирский и Барнаульский Гедеон (Докукин). Ждать новосибирского владыку пришлось потому, что Красноярский край еще продолжал оставаться в церковном отношении лишь благочинием в составе Новосибирской епархии: уцелевшие в Енисейской Сибири храмы тогда можно было буквально пересчитать по пальцам…

Возвращение Покровского собора станет «точкой невозврата» для новейшей истории Церкви в Красноярском крае. После этого исторического события речь пойдет не только о передаче верующим старинных храмов и строительстве новых; делом ближайшего времени станет и возрождение отдельной Красноярской епархии.

29 марта — 70 лет назад фактически закончилось следствие по третьему «делу» в отношении святителя Луки (Войно-Ясенецкого)

В третий раз богоборческие власти арестовали епископа Луку 24 июля 1937 года: его обвиняли в создании мифической «контрреволюционной церковно-монашеской организации»… Перед этим будущий святитель Церкви несколько лет прожил в Средней Азии — он занимался частной медицинской практикой, при этом отказом отвечая на навязчивые предложения снять с себя священный сан.

Положение арестованного епископа осложнялось тем, что на него уже успели дать «изобличающие показания» несколько священников и епископов Православной Церкви. Все они тоже проживали в 1930-е годы в Средней Азии и их так же арестовали по делу несуществовавшей «организации». «Контрреволюционером» епископа Луку называли на допросах и работавшие в Ташкентском медицинском институте профессора-врачи, знакомые с архиереем по его врачебной работе.

Разумеется, все эти показания были, так или иначе, «выбиты» из несчастных следователями НКВД. Некоторым из этих сдавшихся перед страхом людей даже хватило совести признаться в оговоре самому ВойноЯсенецкому через записки, чудом дошедшие до арестованного хирургаархипастыря, — об этом, в частности, упоминает исследователь Владимир Лисичкин.

Однако сам святитель Лука возможность подобного «компромисса» лично для себя решительно отмел. Ему шел уже седьмой десяток лет, из-за осложнения лихорадки он ослеп на один глаз, однако епископ упорно отказывался подписывать «признание» или клеветать на других людей. Железную волю Войно-Ясенецкого не сломили даже допросы варварским методом «конвейера»: когда допрашиваемому не давали спать несколько дней подряд. Известно, что один из «конвейеров», через которые прошел будущий святой Церкви, длился почти две недели.

В начале 1938 года ни в чем не признавшегося епископа Луку перевели в центральную областную тюрьму Ташкента. Материалы в его отношении выделили в отдельное уголовное производство. Только 29 марта 1939 года архиерею, наконец, дали ознакомиться с этим делом: большинства собственных показаний он там не нашел.

В феврале же 1940 года, во внесудебном порядке — через Особое совещание при НКВД СССР, — его приговорят к пяти годам ссылки в Красноярский край. Так святитель окажется на берегах Енисея второй раз в жизни. К тому времени все священники и архиереи, под пытками оклеветавшие в 1937-м владыку Луку и признавшие свое членство в «контрреволюционной церковно-монашеской организации», уже будут расстреляны или отбывать лагерные сроки…

Иерей Владимир Плеханов: Помощь ближним — это веление сердца

Интервью Василия Варламова

«Бог есть любовь» (1Ин 4:7), сказано у апостола Иоанна. И дальше: «Если Бог нас так любит, то и мы должны любить друг друга» (1Ин 4:11). А это значит — само существование Православной Церкви невозможно без любви, без милосердия, без помощи ближнему. Поэтому социальное служение и благотворительность во все времена были неотъемлемой частью повседневной жизни Церкви.

История Церкви полна добрых дел и бескорыстного служения людям, но еще больше случаев помощи нуждающимся неизвестны общественности, ибо «когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:6–4). Тайность и бескорыстие — вот два главных отличия церковной благотворительности от светской.

Не является исключением и Красноярская епархия. От самого ее образования и до наших дней можно вспомнить много замечательных примеров добрых дел, совершенных местным духовенством. Например, бесплатные начальные школы в дореволюционной России работали практически при каждом храме. Важнейшую роль Церковь сыграла и в помощи людям, пострадавшим в результате пожаров в Енисейске и Красноярске в последней четверти XIX века, да и сами города восстанавливались при активном участии красноярских архиереев. Устройство школ, помощь больным и неимущим — все это было частью повседневной работы Церкви на Енисее еще во времена Российской Империи.

Сейчас епархиальный Отдел по церковной благотворительности и социальному служению возглавляет штатный священник красноярского Иоанно-Предтеченского прихода иерей Владимир Плеханов. Мы побеседовали с отцом Владимиром о буднях и планах Отдела, а также о таком актуальном направлении социального служения как сестричества милосердия.

 — Отче, в чем суть благотворительной работы Церкви?

— Когда мы говорим «церковная благотворительность», мы имеем в виду не просто Церковь как организацию, не только священников, но и всех верующих, прихожан, Церковь как единый организм. Это прихожане помогают другим. Задача же духовенства — правильно распорядиться теми средствами, которые жертвуют верующие.

«Нельзя пожаловаться, что люди не помогают, — они помогают, охотно и чем могут. Но с другой стороны — средств постоянно недостает

— Какими конкретными проектами Отдел занимается сейчас?

— Сейчас наш Отдел, в числе прочего, занимается рассмотрением писем на получение материальной помощи. Проверяем, действительно ли людям нужно помочь, стараемся изыскивать средства. Кроме того, на каждом приходе, разумеется, тоже оказывается помощь: и деньгами, и одеждой, и питанием.

Не так давно договорились с детским домом имени Х.М. Совмена о постоянном духовном окормлении. Сейчас я и наши сестры милосердия по возможности ездим туда, общаемся с персоналом и подопечными.

Очень большую работу в плане социального служения, на мой взгляд, ведет храм апостола Луки при Железнодорожной больнице — многие, кто попал в беду на вокзале, идут к ним, а это масса людей.

В настоящее время активно работаем с онкобольными, пожилыми людьми, с детскими домами, развиваем сестричества милосердия. В одном только Елизаветинском сестричестве при Иоанно-Предтеченском храме, которое появилось в конце 2018 года, сейчас почти полсотни сестер. Не все пока окончательно решились, кто-то еще в раздумье, ктото просто хочет помогать как волонтер, но не носить сестрическое облачение. Вообще планировали, что у нас будет двадцать благословленных сестер, которые будут нести служение, носить платы. Но желающих больше.

— Сейчас мы часто слышим о сестричествах милосердия. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом направлении благотворительной деятельности.

Несколько сестричеств уже функционируют на территории епархии, и мы продолжаем активно развивать это направление. Дорога в сестры милосердия открыта для всех женщин. Нужно иметь лишь веру и желание помогать людям. И нужно понимать, что работа сестры милосердия — это не работа санитарки. Многие сразу представляют, что нужно будет мыть полы в больницах и убирать за больными. Но есть множество видов деятельности, к которым можно себя приложить: сестры занимаются и помощью пожилым людям или бездомным, работают в детских домах. Можно исполнять какие-то обязанности в самом сестричестве. Работа найдется для каждой, нужно только желание.

«Планировали, что у нас будет двадцать благословленных сестер, но желающих больше

Что же касается работы сестер непосредственно в больницах, то нужно помнить, что они не только помогают врачам, но и являются православными людьми, старающимися жить духовной жизнью. Одна из основных задач сестер, где бы они ни работали, — это помогать людям не только делом, но и словом, оказывать духовную и моральную поддержку. В наших больницах, например, этого очень не хватает, врачебная черствость, к сожалению — явление распространенное. Впрочем, докторов, особенно тех, кто работает в онкологии, за это сложно судить, это такой защитный рефлекс. Работать с человеком, которого не можешь исцелить, морально очень тяжело, а уж принимать боль каждого близко к себе — и вовсе почти невозможно. Тем не менее, к помощи сестер милосердия большинство врачей относится положительно.

— Отец Владимир, вы сказали, что благотворительность — это дело не только духовенства, но и всех верующих, прихожан. Насколько активны прихожане храмов нашей епархии в деле помощи ближнему?

— Очень активны. Особенно хорошо проходит сбор вещей, очень помогают погорельцам. Жертвуют и деньги, главное — объяснить подробно всю ситуацию, чтобы прихожане знали, на что жертвуют. Милосердие и доброта, к счастью, все еще свойственны нашим людям.

— Каковы основные проблемы, возникающие с благотворительностью?

— Основной проблемой, к сожалению, всегда является банальная нехватка денег. Крупных меценатов у нас пока нет. Вот и получается — с одной стороны, нельзя пожаловаться, что люди не помогают, — они помогают, охотно и чем могут. Но с другой стороны — средств постоянно недостает. Тем более благотворительность можно развивать до бесконечности, были бы ресурсы.

«Когда мы говорим „церковная благотворительность“, мы имеем в виду не просто Церковь как организацию, не только священников, но и всех верующих. Это прихожане помогают другим

— Какими качествами должен обладать священник, чтобы заниматься социальным служением?

— Главное качество для любого священника, и особенно для тех, кто работает с такими категориями людей как бездомные, инвалиды, душевнобольные, умирающие — это терпение. Порой это непросто — принимать людей, то, как они выглядят, или ведут себя, или как пахнут. Но их нужно принимать. Священник должен служить Богу и людям, поэтому помощь ближним — это веление сердца. «Возлюби Господа Бога своего всем сердцем своим» и «возлюби ближнего своего как самого себя» (Мф. 22:37, 39). По этим только заповедям мы должны помогать людям.

 

Между грехом и искусством: может ли театр быть православным?

Максим Рычков

«Театр усыпляет христианскую жизнь, уничтожает ее, сообщая жизни христиан характер жизни языческой», — наставлял паству праведный Иоанн Кронштадтский. Солидарны с ним были и, скажем, старцы Оптинской пустыни, называя посещение мирянами театра (наряду с чтением романов или увлечением танцами) скрытой духовной опасностью.

«Ты там всё пляшешь. Я… советовал указать тебе басню Крылова „Стрекоза и Муравей“. К тебе она подходит. Та тоже любила Масленицу и не жаловала поста — всё плясала. Говорю это не в укор тебе, а чтобы ты знала настоящее положение вещей и при случае не теряла головы, то есть помнила бы, что за сладостию — расслабление, за мирскою веселостию — скука, за пресыщением — тяжесть и даже болезнь следуют, как тень за телом», — писал, например, в письме к духовной дочери преподобный Антоний (Зерцалов).

Сейчас же, в начале ХХI века, в России получает развитие такой феномен, как православный театр. Как же так, — может задаться вопросом благочестивый читатель, — святые старцы прошлых лет осуждалиосуждали это греховное явление, а сейчас оно искушает верующих, облачившись в церковные одежды?

Давайте же в наступившем 2019 году, объявленным президентским указом Годом театра, попробуем понять, что такое православный театр, зачем он нужен и есть ли в нем что-то пагубное или греховное.

Кому театр, а кому — «плясания на позорищи»

Прежде всего, надо разобраться: почему пастырям прошлых веков так не нравился театр? Если копнуть вглубь веков, то это искусство, в общем-то, справедливо могло казаться пережитком языческой античной культуры — равно, скажем, как и гладиаторство, и травля диких зверей, и Олимпийские игры. Вот только смертельные бои на аренах ради потехи толпы вместе с убийствами невинных животных уже давно канули в лету, — этим «развлечениям» невозможно придать какой-либо «христианский контекст». Олимпийские игры же вместе с театром живут и в современном мире. Сам факт такого «естественного отбора» уже наводит на мысль о том, что эти два явления смогли содержательно переродиться, «выдавив» из себя языческий компонент.

«Тот театр, который вызывал заслуженное неприятие у первых христиан, современный зритель едва ли смог бы понять

Действительно, тот театр, который вызывал заслуженное неприятие у первых христиан, современный зритель едва ли смог бы понять. Например, все роли, даже женские, исполнялись актерами-мужчинами в масках, а сюжетной основой представлений служили культы языческих божеств, — конечно, последователям Христа никак не могло понравиться подобное. Со временем, по мере окончательного торжества христианства в позднем античном и раннем средневековом обществе, театр стал постепенно расставаться с языческими атрибутами. И расставался с ними он долго: косвенным подтверждением тому служит 51-ое правило Трулльского собора (691–692 гг.), запрещающее мирянам под угрозой отлучения от Церкви, а клирикам — извержения из сана «быти смехотворцам, и их зрелищам, такожде и зрелища звериныя творити и плясания на позорищи». Богословами эти слова трактуются как однозначный запрет на посещение театра.

В русской же традиции духовенство неодобрительно относилось и к «исконным» скоморошеству и балаганным постановкам (тоже не лишенным языческих, только уже славянских корней), и к классическому театру. Только теперь ему доставалось уже не за языческие корни, но за то, что прибыл в Россию «транзитом» через католиков и протестантов. Даже в XIX веке немалую часть театральных деятелей в нашей стране составляли выходцы из дальнего зарубежья, а сами постановки носили характер легких развлекательных водевилей, на основе, опять-таки, как раз весьма сомнительных французских и итальянских «образцов».

Это, конечно, тоже с трудом могло найти понимание у консервативного церковного сообщества, воспринимавшего театр как нечто западное и чуждое русской культуре. Именно такие, лишенные ценностного смысла и национального духа в содержании постановки, наверняка и держали в уме святые старцы Церкви позапрошлого столетия.

Подводные камни театральных подмостков

Но те времена давно остались позади. В XXI веке, конечно, было бы архаизмом строить критику театрального искусства на его далеких (и давно утерянных) языческих корнях или том, что в современном виде в Россию он пришел через западный христианский мир. Гораздо интереснее духовные опасности театра и, особенно, актерства как профессии.

Единственный в России театральный режиссер с богословским образованием Михаил Щепенко среди таких называет две: лицедейство и любоначалие. Лицедейство знакомо каждому человеку, и в мирской суете оно кажется чем-то безобидным или даже полезным: ну кому будет плохо от маленькой лжи? Кто пострадает от того, если мы ненадолго «поиграем» в любящего отца или супруга, усердного работника или просто вежливого человека? «А актеру уже в силу своей профессии приходится раздваиваться, растраиваться и т.д. У человека может возникнуть ситуация, когда он не знает, кто он. Для актрис это более характерно, чем для актеров: они продолжают играть в жизни Офелию, Дездемону и т.п.», — утверждает Михаил Григорьевич.

Всё это, конечно, создает определенные проблемы для столь необходимой в Православии целостности личности. Но, если разобраться, лишиться этого единства может абсолютно любой человек — с любой профессией и любыми хобби.

Гораздо более опасно любоначалие — тяга к власти над людьми и наслаждение ею. Казалось бы: актеры (как и певцы, и музыканты) — не какие-нибудь тираны или диктаторы. Им не под силу, скажем, развязывать войны и строить концлагеря. Однако деятели культуры и искусства тоже могут превращать людей в безвольную фанатичную массу, становясь теми кумирами, которых, как знает каждый христианин, творить себе нельзя никому.

Молодое вино — в молодые мехи

Ну и, наконец: может ли быть театр православным? Имеющийся опыт церковно-общественной жизни в новейший ее период однозначно говорит «да». Ярким примером подобного успешного проекта служит московский театр «Живая вода». Начинанию в этом году исполнится уже 16 лет. В далеком 2003-м перед его основателем и бессменным руководителем Ларисой Никулиной, человеком с двумя театральными образованиями, стояла непростая задача — языком искусства, с актерами-профессионалами рассказать обществу о том, что такое Православие.

Спектакли выстраиваются так, что все становятся участниками действа, между актерами и зрителями возникает живое общение. Для постановок сцена как таковая не нужна, и для праздника может служить любая более-менее крупная площадка. Если можно так выразиться, «Живая вода» — не просто православный театр, но театр «православных передвижников», готовых оказаться в любой аудитории.

«Православный взгляд на театр призывает к более ответственному отношению актеров к своему мастерству

 Репертуар труппы (сейчас в ней играет более 200 артистов) крайне разнообразен. Но все произведения — «живые», посвящены ли они страницам прошлого (например, судьбе Царственных страстотерпцев и близких им людей) или настоящего (простой современной супружеской паре, оказавшейся на грани развода). «Живая вода» может и должна служить примером для подобных начинаний в разных регионах страны. То, что театр в любой форме (хотя бы кукольной) способен привлекать внимание подростков, наглядно показал хотя бы первый фестиваль «Рождественский вертеп» в красноярском КИЦ «Успенский», успешно состоявшийся месяц назад. Педагоги воскресных школ тогда в один голос утверждали: если детям младшего возраста интересно своими руками мастерить композицию, то подростков куда больше увлекает сам процесс, сама игра, когда Рождение Спасителя буквально превращалось из евангельских страниц в нечто ощутимое и живое. Выражаясь словами самого Христа из извечной притчи: «И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут; но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то и другое» (Лк. 5:37–38).

***

Истинно православный взгляд на театр, как представляется, не осуждает это искусство, но призывает к более ответственному отношению актеров к своему мастерству. Так что хорошо известный библейский призыв «Не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению» (Иак. 3:1) можно смело отнести и к актерам.

Юные прихожане красноярского Михаило-Архангельского храма соприкоснулись с живописью Василия Сурикова

С экскурсией Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова 5 марта посетили участники молодежного клуба «Алые паруса» красноярского прихода храма Архистратига Михаила и Чуда его в Хонех.

Подростки ознакомились с выставкой работ великого русского художника, экспозицией принадлежавших ему вещей, картинами современных Сурикову мастеров живописи, — сообщает группа прихода в социальной сети «ВКонтакте». Конечно же, в первую очередь внимание гостей привлекло легендарное полотно «Взятие снежного городка», впервые за 20 лет привезенное в Красноярск.

Добавим, что участников «Алых парусов» сопровождала директор воскресной школы при Михаило-Архангельском храме Алла Садовьюк.

Родителям шарыповских школьников о предмете «Основы православной культуры» рассказали священнослужители Свято-Троицкого собора

Родительские собрания по выбору модуля в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) состоялись в общеобразовательных школах города Шарыпово.

О предмете «Основы православной культуры» родительскому сообществу рассказали штатные священнослужители шарыповского Свято-Троицкого собора иерей Василий Поповский и диакон Феодор Карабатов.

Как отмечает пресс-служба благочиния, по итогам родительского выбора ОПК, наряду с основами светской этики и мировых религиозных культур, стали одними из трех самых популярных модулей ОРКСЭ.

Напомним, что в подобных собраниях участие приняли клирики Назаровского благочиния.

Ачинских православных гимназистов порадовали «Блинной эстафетой»

Одноименное спортивное мероприятие 5 марта в православной начальной гимназии Преображения Господня приурочили к масленичной (сырной) неделе.

Спортивный задор и желание добиться победы для своей команды захватывали детей настолько, что они не замечали происходящего вокруг. Все старались изо всех сил прийти к финишу первыми, а в гимназическом дворе царили смех, шум и веселье, — рассказывает о празднике сайт Преображенской гимназии.

Судьями на эстафете стали педагоги образовательной организации.