Последние публикации

Назаровский благочинный принял участие в праздновании 95-летия района

6 апреля в Доме культуры поселка Степной состоялось торжественное мероприятие, посвященное 95-летию Назаровского района.

С поздравлением к участникам торжества обратился благочинный Назаровского округа церквей, настоятель Покровского храма города Назарово протоиерей Роман Нещерет. Жителей района также поздравили первый заместитель председателя Законодательного Собрания Красноярского края Сергей Попов, первый заместитель министра сельского хозяйства и торговли Красноярского края Александр Походин, глава Назаровского района Галина Ампилогова, главы муниципальных образований и другие почетные гости.

На празднике состоялась церемония награждения жителей района памятными наградами и подарками. В частности, были награждены ветеран Великой Отечественной войны Надежда Гармонова, семейные пары, отметившие «золотую свадьбу» и семьи, в которых накануне юбилея родились дети, — сообщает сайт pokrovbm.ru.

Красноярские казаки встретили Благовещение за Литургией

7 апреля, в двунадесятый праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, казаки Енисейского войскового общества помолились за Божественной литургией в двух красноярских храмах.

Как сообщает сайт yenisei-cossack.pravorg.ru, богослужение в Пантелеимоновском больничном храме совершил войсковой священник, председатель Отдела Красноярской митрополии по взаимодействию с казачеством, настоятель храма целителя Пантелеимона протоиерей Андрей Казанцев. Литургию в Александро-Невском войском храме совершил настоятель протоиерей Павел Богинский.

Православная молодежь Красноярья заботится о ровесниках из реабилитационного центра

В дни Великого поста участники подростково-юношеского православного клуба «Ковчег» при Свято-Троицком соборе города Красноярска посетили городской реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Радуга».

Дети представили для гостей театрализованную постановку «Старик Хоттабыч», после чего пообщались с ними в неформальной обстановке за чаепитием.

В завершение встречи активисты «Ковчега» подарили юным актерам памятные подарки, — информирует страница Молодежного отдел Красноярской епархии в социальной сети «ВКонтакте».

Молебен о здравии совершен в одной из красноярских больниц

9 апреля, штатный священник Трехсвятительского храма города Красноярска иерей Сергий Савельев совершил молебен о болящих в Красноярской межрайонной больнице № 3.

Как сообщает сайт Трехсвятительского прихода, после общей молитвы отец Сергий рассказал пациентам и персоналу медучреждения о духовной литературе и Священном Предании Церкви. В завершении встречи священник ответил на вопросы слушателей.

Добавим, что беседа прошла в рамках празднования Дня православной книги.

Родителям красноярских гимназистов рассказали о предмете «Основы православной культуры»

 

9 апреля в красноярской гимназии № 7 состоялось родительское собрание по выбору модуля курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Встречу посетил штатный священник Пантелеимоновского больничного храма города Красноярска иерей Иоанн Кривошеев.

Священник рассказал о преимуществах модуля «Основы православной культуры» и ответил на вопросы слушателей, — сообщили в Пантелеимоновском приходе епархиальной пресс-службе.

Идет сбор пожертвований для храма при Краевом онкологическом диспансере

Епархиальный Отдел по церковной благотворительности и социальному служению и Свято-Елизаветинское сестричество милосердия при красноярском Иоанно-Предтеченском храме объявляют о сборе пожертвований для храма Преображения Господня при Краевом онкологическом диспансере (ул. 1-я Смоленская, 16).

Как сообщается на странице сестричества «ВКонтакте», средства требуются для налаживания приходской жизни и на строительство отдельного храмового здания на больничной территории.

На данный момент храм в онкодиспансере представляет собой маленький кабинет, в котором помещается церковная лавка и сам храм. Диспансер очень большой, и, к сожалению, количество больных с каждым годом не убывает. В связи с этим назрела необходимость строительства полноценного храма, в котором могли бы получать духовную поддержку все страждущие, — поясняет сообщество «Красноярское Свято-Елизаветинское сестричество».

С необходимыми реквизитами можно ознакомиться по ссылке.

13 апреля, 12.00. V «Постовой концерт духовных стихов русского народа» в Красноярске

13 апреля в Соколовском зале красноярского Дома офицеров (ул. Перенсона, 20) пройдет V ежегодный «Постовой концерт духовных стихов русского народа».

В концерте примут участие фольклорные ансамбли и солисты городов Красноярска и Бородино.

Организаторами выступят Городской дворец культуры «Угольщик» и Центр русской традиционной культуры «Возвращение к истокам» города Бородино при поддержке Красноярского Дома офицеров.

Начало в 12.00. За информацией о билетах обращаться по телефону: (+7 391) 227-38-72.

Поклонные кресты в России: история вопроса

Совсем недавно на Дрокинской горе над Красноярском воссиял поклонный крест, достигший почти пятидесяти метров в высоту, и появление его затронуло сердце, наверное, каждого жителя города, но очень по-разному. Вспыхнувшая в обще­стве с того самого момента, как очертания будущей святыни стало можно раз­глядеть из-за пределов строительной площадки, дискуссия, обнаружила непо­нимание православной традиции установки поклонных крестов, — порой даже у тех, кто пытался поддержать строительство. На страницах этой газеты читатель найдет и слова Главы Красноярской митрополии, ставшие частью этой дискус­сии. Сейчас же мы предлагаем познакомиться с материалом журнала «Фома», где, хоть и при несколько других обстоятельствах, были раскрыты история и ду­ховный смысл возведения поклонных крестов православными верующими.

На волне недавних акций со спиливанием поклонных крестов к этой теме воз­ник общественный интерес. При этом даже среди церковных людей далеко не все знают, как сложилась на Руси традиция ставить кресты вне храмов и кладбищ и как она развивалась.

Об этом рассказывает кандидат искус­ствоведения Светлана Гнутова, автор-со­ставитель книги «Крест в России» и научный редактор серии сборников, посвященных ис­следованиям истории креста в России.

Как возникла традиция

Труворов крест XIV-XV веков Белокаменный, находится на окраине древнего кладбища в Изборске, рядом с так называемым Труворовым городищем. Местное предание гласит, что этот крест отмечает могилу Трувора, легендарного князя- варяга, скончавшегося, согласно летописям, в 864 году. Высота его наземной части более 2 метров.

Традиция ставить кресты возникла на Руси даже раньше ее крещения в 988 году. Согласно «Повести временных лет» святого Нестора Летописца, святая равноапостольная княгиня Ольга «нача требища и кумиры сокрушати и на тех местах нача кресты Христо­вы поставляти; кресты же Христовы знамения и чудеса творят и до сего дня, идеже святая поставила». Равноапостольный князь Вла­димир также следовал традиции водружения крестов. Кресты устанавливались на месте за­кладки города, церкви, монастыря, крепости — это свидетельствовало об освящении места и об испрошении от Господа благословения на начало строительства.

Что касается происхождения этой тради­ции, то, по всей видимости, на Русь она при­шла из Чехии и Моравии, где проповедовали святые Кирилл и Мефодий.

Вообще, отмечу, что традиция возведения памятных крестов общая для всей Восточной Европы — как у православных, так и у католиков. Формы креста различаются, но моти­вация одна и та же: испрошение у Господа за­щиты, благодарность Ему за помощь и призыв к людям лишний раз вспомнить о Боге.

На Руси традиция ставить кресты более всего была развита на Севере, на побережье Белого моря. Видимо, потому, что в Средние века это был форпост Православия, русские люди осваивали эти пространства в борьбе и с трудными природными условиями, и с языческой культурой автохтонных наро­дов Севера. По выражению П. В. Боярского, происходила «война религиозных символов» — кресты воздвигались там, где ранее стояли идолы.

Кроме того, если под Русью понимать именно мир русской православной культуры, а не РФ в ее нынешних границах, то нельзя не сказать об Украине. Там традиция уста­навливать кресты, особенно придорожные, всегда была крайне популярна, и, кстати, местные жители проявляют к таким крестам большее уважение, чем многие наши соот­ечественники.

С какой целью?

Алексеевский крест. Поставлен в 1380-е годы в Новгороде по повелению митрополита Алексия Московского. Историки предполагают, что крест этот одновременно является и поклонным, и памятным — поставлен в честь победы над татарами на Куликовом поле. Высечен из цельного белокаменного блока. Во время Великой Отечественной войны был похищен немцами, затем возвращен. Сейчас находится в Софийском соборе Великого Новгорода.

Древние подвижники, когда приходили в пустынное место, ставили там деревянный крест — тем самым освящая эту пустыню, свидетельствуя о благодати Божией и изгоняя бесов. Это известно из множества житий рус­ских святых.

Однако кресты ставили не только святые подвижники, но и обычные люди из разных сословий — от царей до крепостных крестьян. Кресты воздвигались, например, для покло­нения в тех местах, где не было храмов и ча­совен. У таких крестов собирались местные жители и молились Богу, такие кресты напо­минали о Боге путникам. Ставились и охран­ные кресты — фактически такие кресты были зримым воплощением молитвы к Господу об избавлении от всякого зла. Поставлялись кре­сты и по личному обету — скажем, в благодар­ность за исцеление, за избавление от морово­го поветрия, за спасение от гибели.

Поморы, кстати, ставили кресты и как знак духовной войны с язычеством север­ных народов — ненцев и сиртя (народа, ко­торый то ли был уничтожен ненцами, то ли ассимилирован ими к XVII веку). Приведу цитату из работы П. В. Боярского «Русский крест в сакральном пространстве Арктики», опубликованную в первом выпуске Став- рографического сборника: «Здесь веками складывалась, имея мощную подпитку из Со­ловецкого монастыря, особая православная островная культура мореходов. И морской “перекресток” востребовал свой вид межевых крестов на островах, архипелагах и побережье Арктики. Обетные, приметные, поклонные, поминальные и намогильные кресты на по­бережье выполняли разнообразные функции, порой глубоко отличные от замысла тех, кто их возводил. Во многих северорусских преда­ниях остров воспринимался как место обита­ния иноземцев, как сакральный центр чужо­го мира. Здесь как бы существовала граница жизни и смерти. И смертельно опасный путь по морю помора-морехода в колдовском мире шаманской антикультуры должен был иметь пристанища, где сам мореплаватель и его душа могли спастись и отдохнуть в привыч­ном духовном пространстве. Центральным символом обустроенного для христианина пространства был восьмиконечный право­славный крест».

Людогощинский крест. Поставлен в Новгороде в 1359 году местными жителями с улицы Людогощи (отсюда и название креста). Надпись на кресте (в расшифровке): «В лето 1359 индикта BI поставлен бысть крест си Господи IC Христе по милости вся христианы на всяком месте молящася Тобе верою чистым сердцем и рабом Божиим помози поставившим крест людгощичам и мне написавшему Якову сыну Федосову». Сейчас хранится в Новгородском государственном музее­заповеднике. Столь замысловатая форма «процветшего креста» в дальнейшем многократно воспроизводилась в нательных крестах Русского Севера.

Кстати, как отмечается в этой же работе, ненцы переняли от поморов традицию ста­вить кресты на могилах.

Но были и внерелигиозные цели уста­новки крестов. Прежде всего, это навигация. Многометровые (до 10 метров в высоту) приметные кресты, расположенные по берегам Белого моря, были своего рода маяками, на­вигационными знаками, указывали мореходам путь к спасительной гавани. Процитирую художника А. А. Борисова (1866-1934), зани­мавшегося помимо искусства еще и исследо­ваниями Русского Севера и опубликовавшего в 1907 году книгу «У самоедов. От Пинеги до Карского моря»: «Здесь, на Вайгаче и вообще на севере часто ставят вместо морских знаков кресты, обозначая этим места, удобные для стоянок судов. И сюда, если застигнет буря, идут, не боясь ни мелей, ни камней: значит, вход безопасный и есть где укрыться».

Но это было не только на Севере. Кресты ставились и по берегам рек в качестве ориен­тиров и межевых знаков. Например, Стерженский и Лопастицкий кресты XII века, сейчас они находятся в Тверском государственном объединенном музее-заповеднике. Эти ка­менные кресты являются одновременно и охранительными, и межевыми, и памятны­ми знаками.

Извивы традиции

 

Лопастицкий крест. Установлен в XII веке на берегу протоки из Лопастицкого озера в озеро Витбино. Он был вытесан из белого камня, на нем было выбито изображение знака Рюриковичей Владимирского княжеского дома. Он, по-видимому, отмечал начало проложенного новгородцами безопасного Витбинского торгового пути и был поставлен, когда между озерами вырыли канал. Это одновременно и охранительный, и межевой, и памятный знак.

В старину люди испытывали огром­ное уважение к уже поставленным крестам. Как пример можно привести историю креста, установленного царем Петром Первым. Местные жители на протяжении многих поколений обнов­ляли этот крест — совершенно само­стоятельно, без всякого понуждения со стороны светских и церковных властей.

Сейчас иногда сомневаются: а пони­мали ли наши предки надписи на таких крестах? Ведь они, дескать, были не­грамотны. Тут можно ответить, что не надо преувеличивать неграмотность. Грамотных людей на Руси, причем и среди крестьян, было достаточно мно­го, и такая проблема — невозможность прочитать надпись на кресте — просто не стояла. Всегда нашлись бы те, кто прочитал бы и разъяснил написанное. Другое дело, что надписи на крестах, особенно деревянных, за несколько ве­ков могли стать трудноразличимыми — древесина на открытом воздухе не­избежно портится. Но в любом случае существовала и устная традиция: стари­ки рассказывали детям, что это за крест стоит близ их деревни, кто его воздвиг, что там написано. Разумеется, эти рас­сказы могли со временем обрастать фольклорными элементами, но основа оставалась неизменной.

Кресты воспринимались как знак Божиего присутствия здесь, в данной местности, как напоминание о вере

Ну а что касается общего отноше­ния — оно было благоговейным. Кре­сты воспринимались как знак Божиего присутствия здесь, в данной местности, как напоминание о вере. Возле крестов люди собирались, устраивали молеб­ны — особенно там, где поблизости не было храмов. Были ли случаи пре­небрежительного отношения или тем более святотатства, я сказать не могу, такие сведения мне не встречались. Ко­нечно, я сейчас говорю не о XX веке, а о более старых временах.

А вот в ХХ веке судьба крестов складывалась тяжело. Советская власть и церкви-то не щадила, что уж гово­рить о стоящих вне храмов «символах религиозного мракобесия». Кресты уничтожались воинствующими без­божниками. Вновь приведу несколько цитат. «Известнейший северный уче­ный, почетный житель города Архан­гельска Ксения Петровна Гемп (1894— 1998) в своих воспоминаниях говорит: „…Я помню, как на площади перед Тро­ицким собором молодежь с песнями и плясками жгла на костре крест. Нет, не церковный, а опознавательный крест, вытесанный и установленный Петром Великим на Красной горе, в устье Унской губы“». (цитирую рабо­ту В.Н. Абрамовского «Две заметки по историческим крестам»). Неизвестно, действительно ли это был крест Петра Первого или его копия (тут исследова­тели не пришли к согласию), но что это меняет!

Вторая цитата — из уже упоминав­шейся работы П.В. Боярского. «И поч­ти на каждом мысу острова Матвеев мы обнаружили в 1991 г. останки помор­ских крестов. Они так почему-то меша­ли строителям геодезических знаков и активным атеистам, что спиливались, срубались или в лучшем случае исполь­зовались как надежная „несущая конструкция“ триангуляционных знаков».

Святославов крест 1234 года. Согласно преданию, благоверный князь Святослав Всеволодович высек его из камня в память о своем чудесном спасении во время сильной бури, которая обрушилась на его ладьи, возвращающиеся после победоносного похода на волжских булгар в 1220 году. Сейчас этот крест хранится в Георгиевском соборе города Юрьев-Польский Владимирской области и почитается как чудотворный.

В результате традиция установ­ки крестов на несколько десятилетий практически прервалась. Хотя и далеко не сразу. Да, советская власть с первых же дней своего существования объяви­ла войну крестам — но кресты до поры до времени продолжали ставить, пускай уже и не с религиозными целями. Так, в 1920-е годы научные экспедиции, ис­следовавшие Новую Землю, устанавли­вали четырехконечные кресты — как знак своего пребывания там. То есть, заметим, цели уже нерелигиозные, но форма еще прежняя.

Понятно, что в сталинские времена за установку поклонного креста можно было поплатиться жизнью, да и крест такой простоял бы недолго. Были ли такие случаи, мне неизвестно, но совер­шенно исключить это нельзя.

В постсоветские времена традиция установки крестов восстановилась. По­рой спрашивают, чем эти современные кресты отличаются от старинных. Если говорить о технологиях, материалах — да, конечно, отличия могут быть, особенно что касается металлических крестов. Деревянные более традици- онны. Ну а что касается мотивации их установки, тут можно лишь констати­ровать, что у всерьез верующих право­славных людей мотивация та же, что и столетия назад. Могу предположить, сейчас отходит на дальний план «ох­ранная» мотивация, то есть защита от нечисти, а на первое место выступают благодарность Богу за Его милосердие и напоминание христианам об их вере.

Виды крестов

  • Поклонные кресты

Ставились вне храмов для напомина­ния верующим о Христе.

  • Обетные кресты

Ставились людьми по обету, как знак благодарности Богу за помощь в беде, за чудесное спасение.

  • Охранные кресты

Ставились в качестве духовной за­щиты от нечисти, от болезней, от всякой беды.

  • Памятные кресты

Ставились в знак памяти о каком-то значимом событии, на местах сражений, на местах гибели людей — с целью призвать к молитве за них.

Деление крестов на виды — до­вольно условное. Часто установленный крест оказывался и памятным, и по­клонным, и охранным, а также служил внерелигиозным целям.

Рождение символа

Несмотря на яркую вероучительную символику, ранние христиане избегали использовать графические изображе­ния креста как символ своей веры, по­скольку практика этих страшных каз­ней продолжалась вплоть до IV века, когда христианство стало официальной религией Римской империи. Однако после середины II века в христианских общинах появляется практика почи­тания Креста Христова, в том числе — богослужебная. Первое свидетельство об этом имеется у Марка Минуция Фе­ликса, который на рубеже II и III вв. говорит, что враги обвиняют христиан в почитании «древа креста». Тертуллиан в 204 г. упоминает о том, что христиане в течение дня при разных обстоятельствах регулярно полагают знамение креста на лоб. Однако широ­кое богослужебное почитание Креста возникает уже после первой четверти IV века — после обретения Креста Хри­стова святой императрицей Еленой.

Изображение так называемого «простого», или «греческого креста» (с одинаковой длиной всех перекладин, +), было найдено в римских катаком­бах начала III века. В период до IV века в катакомбах широко используются изображения якоря как символа надежды, в том числе — с перекладиной, ясно напоминающей крест. Наиболее ранние изображения «латинского» креста (f) найдены на римских сар­кофагах знатных христиан середи­ны и конца IV века по Р. Х. Большое количество различных изображений христианского креста появляется на монументальных памятниках с V века. Кресты с изображением на них фигуры Спасителя известны с конца VI века. Параллельно с богослужебным по­читанием Креста к IV веку возникло и ношение нательных крестов. Хро­нологически первое упоминание об этом относится к концу этого столетия и имеется в одной из бесед святителя Иоанна Златоуста.

Интересно

Крест, установленный царем Петром Первым в 1694 году в Унской губе Белого моря в память о его чудесном спасении во время сильнейшей бури. Крест этот царь сделал своими руками и сам принес на берег. Простоял этот крест всего несколько десятилетий, потом его перенесли в Пертоминский монастырь, а позднее — в Свято-Троицкий собор Архангельска. Сейчас он хранится в Архангельском краеведческом музее. Когда крест переносился, была изготовлена его точная копия и установлена на том же месте. На протяжении столетий за этим крестом ухаживали местные жители, если он подгнивал — ремонтировали. Это пример, когда памятный крест оказался и поклонным.

Крестное распятие, применявшееся римляна­ми во времена Христа Спасителя, было не просто мучительной казнью, но и средством запугивания и психологического воздействия римской власти на местное население провинций. Эта практика восходит к древней восточной традиции публич­ных казней.

Распятие стало часто использоваться и в про­винциях Римской империи (граждан Рима казнили усекновением мечом). Римляне усовершенствовали восточную технику казни с целью причинить жерт­ве еще больше боли и унижения. Для этого стали распинать на крестах двух форм — так называемом «латинском кресте» (известном нам на примере Креста Христова, t) и «тау-кресте» (в виде буквы T). Оба они состояли из вертикальной стойки и гори­зонтальной перекладины (патибулума). Распинае­мого на латинском кресте клали на вертикальную балку и поднимали всю конструкцию целиком; рас­пинаемого на тау-кресте поднимали вместе с патибулумом и размещали на прежде установленной вертикальной стойке. Руки и ноги фиксировались веревками или пробивались железными гвоздя­ми либо деревянными кольями (руки — в районе запястий, а не ладоней, чтобы гвозди не прорва­ли ткани и тело не сорвалось со креста). Ступни опирались на подставку и также прибивались гвоздями. Страдания казненного на кресте могли продолжаться от 3-4 часов до 3-4 дней. В 1968 году в гробнице на горе Скопус в Иерусалиме был най­ден фрагмент пяточной кости с застрявшим в ней гвоздем. Исследования показали, что первоначаль­ная длина гвоздя составляла 17 см, а голени этого человека были перебиты.

Крест в Евангелии

В раннем христианстве символика Креста при­сутствует с начала существования Церкви: в Еван­гелиях и посланиях святого апостола Павла — как вероучительный образ, позже — в виде графиче­ского символа. Господь Иисус Христос сравнивает жизнь своих последователей с человеком, приго­воренным к крестной казни и идущим с патибулумом к месту исполнения приговора (Мф 16:24; Мк 8:34; 10:21; Лк 9:23; 14:27). Святой апостол Павел ука­зывает, что учение о «распятом Христе» и «слово о Кресте» стали центром его проповеди (1 Кор 1:18, 23—24), поскольку на Кресте Сыном Божиим при­несена жертва Отцу во искупление человеческого рода (Еф 1:7; Кол 1:14). Эта символика дополняется для апостола Павла символикой «заботы о других» (Флп 2:4), а для апостола Иоанна Богослова — жерт­венной любви, которые показал нам Спаситель (1 Ин 3:16), в послушании Небесному Отцу умалив­ший («смиривший») Себя даже до смерти, и смерти крестной (Флп 2:8), что должно быть примером для всех нас (1 Ин 3:16).

Недетские шалости. Школьная травля: зло, которое живет рядом с нами

Максим Рычков

—  О, пацаны, смотрите — Жирный идет!

— Реально — Жирный!

—  «Жирный-жирный, поезд пассажирный…»

—  А что это за книжка у тебя в руках? А ну дай, посмотрю.

— Ребята, верните!

—  А я у тебя ничего и не брал. Ты сам отдал, забыл, что ли?

— Кидай сюда! Сюда давай!

—  Смотри, он же сейчас рас­плачется! Кидай мне, я ловлю!

— Верните! Пожалуйста!

—  А то чего? Мамочке пожалу­ешься?

—  Пацаны, а давайте эту книжку знаете куда закинем…

Не кривя душой, признай­тесь: каждый из нас под­ростком был свидетелем хотя бы одной подобной сцены. Вполне вероятно, что не только свидетелем, но и участни­ком — с той или иной стороны. Какой парадокс: школьные годы — время усвоения новых знаний, первой любви, увлечений, меч­таний о будущем — для многих сопряжены с насилием и униже­ниями. Их очень трудно забыть и отпустить и спустя многие годы.

Ни разу не чувствова­ли себя в роли жертвы за последний месяц в школе 33 % российских подростков, ни разу не выступали инициатора­ми травли — только 41 % (данные анонимного опроса Высшей школы экономики)

Сейчас о проблеме школьной травли, или, как еще принято го­ворить на англоязычный манер — «буллинга», говорят всё чаще и чаще, притом на разных уров­нях. 1 марта на заседании Выс­шего Церковного Совета тему травли в школах поднял Святей­ший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

— Людям старшего поколе­ния известно, что такое травля в школе, я сам проходил через этот опыт. Но тогда это было связано с моим религиозным выбором, когда все дети — атеисты, а ты один ве­рующий и не скрываешь своей ре­лигиозности. Сейчас буллинг при­обрел совершенно иную форму, но по степени жестокости он ничем не уступает тому, через который проходили верующие дети в после­военных средних школах.

Прецедент «Чучела»

Тем не менее, еще далеко не всё общество солидарно с та­кой оценкой. Многие взрослые полагают до сих пор: масс-медиа «раздувают из мухи слона», «дети сами разберутся», да и вообще — «в наше время такого не было». Или всё-таки было?

В 1983 году на советские ки­ноэкраны вышел фильм «Чучело» Ролана Быкова. Литературной основой ленты стала одноименная повесть Владимира Железникова, написанная под впечатлением от реальных событий: племянницу автора одноклассники подвергли травле — за поступок, которого она не совершала. Примечатель­но, что первоначально Железников видел эту историю как гото­вый сценарий для фильма, но ему отказали. «Месяца через два меня вызвал к себе большой начальник, хлопнул рукой по моему сценарию и сказал: „Эти фашиствующие дети никогда не будут на нашем экране. У нас нет таких детей“», — вспоминал потом писатель.

Кадр из фильма «Чучело»

Тем не менее, Железников не оставил замысла, запечатлев не самые приятные события из жиз­ни своей младшей родственницы на страницах повести. И уже по­том «Чучело», совершенно слу­чайно попав в руки к режиссеру Быкову, обрело воплощение в ки­нематографе. Для жителей СССР фильм стал откровением, так как стал одним из первых, в котором советские школьники были пока­заны антигероями. Многие воз­мущались: фильм позорит честь советских детей, его надо унич­тожить! Но в итоге он стал клас­сикой даже не отечественного, а мирового кинематографа, взяв призы международных фестива­лей.

Примечательно даже не это, а другое: Ролану Быкову потом потоком шли письма из разных городов необъятной страны. Писали и школьники, рассказы­вая, что подобное бывало и в их классе, каялись, что участвовали в травле или оставались ко всему равнодушными, благодарили за предоставленную возможность осознать совершенное (или не­сделанное). Выходит, что пресловутый «буллинг» имел место и в столь идеализируемой ныне советской школе.

Но почему о проблеме под­ростковой травли так серьезно заговорили лишь в последние не­сколько лет?

Сети как инструмент

Ответ на этот вопрос лежит на поверхности. О случае с пле­мянницей советского писателя Железникова миллионы узнали лишь благодаря ее родственни­ку, который сумел своим творче­ством впечатлить прославленно­го мэтра кино. В 2019-м же году, в эпоху социальных сетей и видеоблогов, «писателем» и «режис­сером» может стать каждый.

Это и хорошо, и плохо одно­временно. С одной стороны, во­время увиденные неравнодуш­ными людьми посты в соцсетях, сохраненные переписки или видеоролики могут доказать то, что в этом случае мы имеем дело именно с «буллингом». С другой же — теперь о страданиях жертв могут узнать тысячи незнакомых людей, живущих за многие ки­лометры. Сами издевательства находят свое продолжение в вир­туальной реальности: в оскорби­тельных постах и сообщениях, фотоколлажах и тех же видео с записями унижений. Теперь изгои чувствуют себя опозорен­ными во много раз сильнее — от травли скрыться уже решитель­но негде. А желание своего рода «геростратовой славы», как ни странно, лишь только мотивирует мучителей.

— Социальные сети, ретран­слируя все эти явления, фактиче­ски рекламируют их — в силу того, что такого рода сюжеты собира­ют большое количество желаю­щих их посмотреть, — отметил эту деталь в своем выступлении Святейший Патриарх Кирилл.

Но социальные сети — это всего лишь инструмент. Поэто­му важно понять, какие причины побуждают одних подростков ис­пользовать его для причинения мук и травм своим ровесникам. Мотив корысти здесь отпадает: стереотипные школьные хулига­ны, отбирающие деньги или мобильные телефоны у товарищей помладше и послабей, вряд ли заинтересованы в лишних доказательствах против себя. Гораздо, на взгляд автора, важнее понять, что заставляет ребенка делать больно (и психически, и физиче­ски) другому без какой-либо оче­видной для себя выгоды.

Вымогательство чего-то цен­ного может служить частью трав­ли в некоторых случаях. Но даже в них ценность для мучителя пред­ставляет не столько сама «добы­ча», сколько страдания жертвы, демонстрация «власти» над ней. Зачинщикам «буллинга» макси­мально важно вовлечь в процесс как можно больше товарищей и добиться хотя бы молчаливого, но одобрения у всего коллектива.

Детская травля никогда не может быть справед­ливой

Отсюда мы и приходим к не­хитрому и, вместе с тем, важному выводу: самое главное для «буллера» — это самоутверждение в глазах других, а, значит, прео­доление собственных комплексов и страхов.

Виноватые жертвы

Какие подростки становятся отверженными среди сверстни­ков? Внешние признаки здесь, если задуматься, особой роли не играют. Ношение очков, лишний вес или рыжие волосы — само по себе всё это ничего не значит, если школьник или школьница воспринимаются «своими» для товарищей. А если этого чувства нет, если коллектив инстинктивно ощущает «чужака» в своих рядах и должным образом не «привит» от насилия, то любого незначитель­ного повода уже достаточно для начала травли. «Спусковым крючком» может оказаться что угодно: необычные инте­ресы или внешний вид жерт­вы, ее пустяковый проступок или незначительный конфликт с кем-то более «крутым».

Травля никогда не бы­вает и в принципе не может быть справедливой. Даже если в основе ее лежит, казалось бы, объективный факт (ребенок-изгой нечистоплотен, склонен к доносительству или зазнай­ству, неким проступком подвел товарищей и т.д.), «наказание» за него всегда необъективно и непропорционально содеян­ному. «Виноват ты тем, что хочется мне кушать», — бес­смертные слова И.А. Крылова тут подходят лучше всего.

В этой связи интересна по­следующая рефлексия в голо­вах у самих «буллеров». При подготовке статьи автору по­пался необычный материал: молодая столичная журна­листка Юлия Дудкина нашла смелость встретиться с теми, кто травил ее в школе — тог­да дело закончилось сменой учебной организации. А бе­седуя с Юлией спустя годы, двое из ее мучительниц не только попросили прощения, но и прямо рассказали о мо­тивах своего поведения. Одна девочка завидовала успехам в учебе будущей журналистки и родительской заботе о ней (саму «буллершу» воспитыва­ла вечно пропадавшая на ра­боте мать-одиночка), другая — чувствовала себя неуверенно в новом классе и сама всерьез опасалась стать травимой.

Примечательно, что муж­чины к рефлексии оказались неспособны:   бывшие одно­ классники Дудкиной отделы­вались дежурными оправдани­ями, мол, «не хотел отделяться от коллектива» или «это все были розыгрыши, ты не так всё понимала». Хотя свести к шуткам описанное автором материала можно едва ли: ее бой­котировали, ей придумывали оскорбительные клички, у нее отбирали вещи, нарочно и из­девательски портили их.

Вдвойне показательно, что эти неприятные события происходили не в типичной общеобразовательной школе, а некоем элитном учреждении с творческим уклоном. Ведь многие родители до сих пор свято уверены: отдавая ребен­ка в «особую», а не «обычную» школу, они спасают чадо от возможной травли и насме­шек. В действительности же, юные нарциссы из элитных школ, верящие в собственную одаренность и исключитель­ность (и при этом отягощен­ные грузом комплексов) могут оказаться куда опаснее стерео­типных хулиганистых ребят в спортивных костюмах.

Дети сами не разберутся

Важно помнить, что дети — лишь видимые участники этого безрадостного процесса. Никакой «буллинг» не был бы возможен без ошибок или без­действия взрослых. Травя ро­весника или ровесницу, дети зачастую только лишь пре­творяют в жизнь родительские установки, заложенные порой даже неосознанно.

— Явление буллита нельзя рассматривать изолированно от всего того, что происходит в обществе. В каком-то смысле это одно из проявлений нрав­ственного кризиса и падения уважения к достоинству чело­века. Несомненно, это еще и ре­зультат дефицита школьного и семейного воспитания, — от­метил в уже цитируемом здесь выступлении Патриарх Кирилл.

Показателен пример 9-лет­ней дочери одного из кемеров­ских спасателей, тушивших печально известный пожар го­дичной давности в центре «Зим­няя вишня». Одноклассники потом били ее и задирали, назы­вали «крысой», а отца — трусом, из-за которого якобы и погибли при пожаре люди. Совершенно очевидно, что дети только лишь искаженно ретранслировали те слухи и кривотолки, что сотря­сали город в дни после трагедии.

К сожалению, в российской педагогической традиции про­должает жить миф о том, что любое взрослое вмешательство в отношения между подростка­ми только ухудшит ситуацию. Верят в него и педагоги, и ро­дители травимых детей вместе с родителями их же мучите­лей. «Мой ребенок не такой», «Дети сами разберутся», «Нуж­но уметь строить отношения с товарищами», «Надо самому не давать себя в обиду», «Дети не любят хлюпиков и ябед» —      подобные высказывания- штампы, увы, уже давно стали классическим бэкграундом не­веселых историй о чьем-то ис­порченном детстве.

Страдает ребенок — виноват взрослый

В житейской суете учителям нередко кажется, что их задача — вложить в головы учеников предметные знания. Родителям — что их долг это накормить и одеть своих сыновей и до­черей, следить, опять же, за той же успеваемостью по пред­метам. А вот на то, чтобы по­могать в решении проблем общения со сверстниками, же­лания и времени хватает далеко не у каждого.

«Каждая несчастная семья несчастна по-своему», — пи­сал Лев Толстой. В классиче­ском случае «буллинга» не всё в порядке дома и у зачинщика, и у жертвы. У них могут быть внешне благополучные, интел­лигентные и зажиточные семьи, вот только настоящее внимание и участие к своим проблемам эти дети встречают там далеко не всегда.

«Дети сами разберут­ся» — это опасный и ложный штамп

Единой модели тут нет, и схожие обстоятельства порой приводят к совершенно разным последствиям. Например, «твер­дая родительская рука» и теле­сные наказания в одной семье создают потенциального «бул- лера», готового вымещать на ровесниках злобу за понесенное от взрослых. В другой же — го­товую жертву травли, забитого и неуверенного в себе ребенка, который даже родителям побо­ится рассказать об издеватель­ствах, с которыми сталкивается в школе (ведь «надо не давать себя в обиду»!).

Но еще более опасен другой штамп, на этот раз уже профес­сиональный, бытующий в учи­тельской среде. Многие педа­гоги боятся, что раз в их классе кого-то травят, то это говорит лишь об их плохой работе как классных руководителей. И поэ­тому лучше отрицать очевидное,

перекладывать вину на самих родителей, прятаться за шир­мой классических сентенций о том, что дети разберутся сами, а хлюпиков и ябед они не любят.

К слову, иногда застрель­щиком в травле как раз и вы­ступает сам недалекий педагог, начинающий публично унижать несимпатичного ему ученика.

***

Буллинг — это не единичная драка, жестокий розыгрыш или придуманная кличка. Это целая система по низведению одного ребенка, связанная круговой порукой всех участников. Взять ее и разрушить за одно мгнове­ние почти нереально. Но только участие взрослых способно дать хоть какие-то гарантии раз­решения проблемы, хоть это и чревато настоящей войной с близорукими родителями «буллеров», упорствующими в отрицании очевидного педа­гогами и верными омерте деть­ми (увы, рассказами о подобном полон русскоязычный сегмент Интернета).

Может ли ситуация раз­решиться сама по себе? Как ни странно, да. Организаторам травли она попросту может на­доесть — с появлением в жиз­ни первой влюбленности или полноценного хобби. Изгой может неожиданно предстать в новом свете, совершив нечто значимое в глазах сверстни­ков, или заручиться внезапной поддержкой более авторитет­ных одноклассников. В конце концов, гонимый может уйти с головой в занятия спортом (после чего задирать его ста­нет уже небезопасно) или объ­единиться с себе подобными в крепко спаянную компанию товарищей по несчастью.

Но далеко не всегда подро­сток — не имеющий должного жизненного опыта, не всегда способный к принятию адек­ватных решений — сам может найти нужный брод в трясине буллинга. Даже спустя годы пережитое в детстве может «ау­каться» депрессией и навязчи­выми комплексами. Поэтому заботливому родителю важно всегда держать в уме слова ир­ландского драматурга Джорджа Бернарда Шоу: «Худший грех по отношению к ближнему не нена­висть, а равнодушие; вот истин­но вершина бесчеловечности».

Мнение

Андрей Бардаков, член Общественной палаты Крас­ноярского края, директор Архие­рейского образовательного цен­тра Красноярской епархии:

— Проблема школьной травли, с какой-то стороны, вечна, поскольку школьная среда является непростым местом. С одной стороны, дети здесь подчиняются внешним правилам, дис­циплине, с другой — они взрослеют, начинают по-другому смотреть на мир, вынуждены находить общий язык с по­рой непохожими на себя ровесниками. И без ошибок здесь не обходится.

Поэтому родители и педагоги, на мой взгляд, должны работать над по­вышением общего нравственного уровня у подростков. Школьников не надо на­страивать на то, что каждый из них самый красивый, сильный и одаренный, что он непременно должен достигнуть успеха. Наоборот, они должны воспринимать свой коллектив как ценность, страдания и боль товарищей — как свои собственные.

Уверен, что если каждому ребенку с ранних лет привить фундаментальную истину «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:39), то проблема «буллинга» утратит свою остроту.

Иерей Максим Снурников, председатель епархиального Моло­дежного отдела, штатный священник Свято-Троицкого собора г. Красноярска:

— Могу сказать, что с травлей в шко­ле может столкнуться почти что каждый.

Это стереотип, что травят только фи­зически слабых или «странных» детей. Самое простое: семья переехала, ребе­нок пошел в новую школу, не вписался в коллектив, противопоставил себя ему и стал изгоем. Примеров тому много.

Зачастую дети, попав в такую си­туацию, стыдятся рассказать обо всем родителям. Поэтому особая ответствен­ность ложится на педагогов: они долж­ны понять ситуацию, не остаться равно­душными, пресечь травлю. Конечно, и учитель тогда должен быть настоя­щим, по призванию, с авторитетом сре­ди учеников.

Что бы я посоветовал ребенку, став­шему жертвой «буллинга»? Не замы­каться в себе. Найти себе новый интерес в жизни, полезное хобби (например, на­чать заниматься спортом). Найти друзей за пределами класса или даже школы. Не бояться рассказать обо всем родным. И, самое главное, помнить о том, что всё время рядом с ним — Господь, не остав­лять молитвенного общения с Богом.

Иерей Виктор Теплицкий: Литература — это не проповедь, а призыв

Интервью Василия Варламова

14 марта в России отмечался День православной книги — праздник, приуроченный к выпуску диаконом Иоанном Федоровым первой на Руси печатной книги «Апостол». О православной и художествен­ной литературе, ее предна­значении и судьбе мы погово­рили со штатным священником красноярского Никольского кладбищенского храма, лауреа­том литературной премии им. В.П. Астафьева, автором рассказов и стихотворений про­тоиереем Виктором Теплицким.

? — Отец Виктор, в чем ос­новное отличие православной литературы?

— У меня несколько своео­бразное отношение к православ­ной литературе, но я считаю, что это литература святых отцов: гимнография, догматы, оросы. А то, что мы называем литерату­рой художественной, не является в полной мере литературой право­славной, но может нести в себе христианские мотивы и смыслы. Одно дело — жития святых, а если человек пишет, допустим, о чудесах и подобном — это совсем другое.

Поэтому сам я не считаю, что пишу православную литерату­ру. Я просто пишу. И обращаюсь к людям вне храма, я строю мо­стик между храмом и миром. Ведь главное — это заинтересовать че­ловека просто посетить церковь, а там ему уже все объяснят батюш­ки. Так что для меня православ­ная литература и художественная — это отдельные вещи, но худо­жественные произведения могут либо вести ко Христу, либо уво­дить от него.

? — Насколько важна духов­ная тема в современной художественной литера­туре?

— Очень важна. Сейчас люди растеряны, они ищут выход из внутренних и внешних кризисов. И, разумеется, кто-то должен по­дать им руку помощи, или стать неким «дорожным знаком». И ли­тература может стать таким указа­телем.

Кроме того, свято место пусто не бывает. Если не будет людей, христиан, пишущих литературу — их место быстро займут дру­гие. Те, кто будет уводить от Бога, от Церкви, разжигать греховные страсти и тому подобное. Поэтому мы должны входить в это литера­турное пространство, как миссио­неры — и заявлять свою позицию.

«Если не будет людей, христиан, пишущих литературу — их место быстро займут другие

Чтобы говорить о Боге, не обязательно употреблять слово «Бог». Человек просто пишет стихот­ворение, вдохновленное красотой созданного Господом мира — и Он уже будет присутствовать в этом стихотворении. Или писатель поднимает в своем произведении некие вопросы, как Достоевский. Это были художественные тексты, но мы же понимаем, какие вопро­сы он задавал читателю. Он почти ничего не пишет ни о Церкви, ни о Таинствах, но та проблематика, которую он поднимает — истинно христианская.

Литература — это не пропо­ведь, а призыв. Когда человек приходит в храм — там я, как свя­щенник, вещаю ему проповедь с амвона. Но чтобы человек до­шел до храма, я должен говорить на языке читателя, должен взы­вать к его совести.

Для меня литература — это та­кой лом. Мы живем в некой капсу­ле: работа, дом, выходные, хобби — такая маленькая, замкнутая си­стема. А кто-то берет лом, вскры­вает эту капсулу и говорит: «Смо­трите, там — духовная высота, там живут по-другому. Задумайся о себе, куда ты идешь, что с то­бой будет?». То есть литература, по большому счету, должна задавать вопросы, а Церковь — отвечать на них. Если я просто буду подходить к людям на улицах и начинать их поучать — от меня отмахнутся.

?— Как это делают уличные проповедники?

— Да, они так действуют. Улавливают людей таким образом. На сто отмахнувшихся, глядишь, да и найдется один, который при­слушается. У нас иначе. У нас стоят храмы, а храм — это уже проповедь. Идет человек, увидит, перекре­стится на купол — уже проповедь. Я зашел в столовую, перекрестился перед едой — уже проповедь. Так мы свидетельствуем о себе, что мы здесь есть. А дальше человек сам, мы лишь помогаем впустить Госпо­да в человека. Они заслоняют Бога собой, зазывая людей и раздавая Новый Завет на улицах. А мы про­сто своим примером показываем, что мы здесь, и двери православ­ных храмов открыты для всех.

И искусство — любой его вид — способствует принятию Бога. Че­ловек видит храм, картину, читает книгу, слышит музыку — и останав­ливается пораженный. Это и есть настоящее искусство. У Бога мно­го имен, и одно из них — Красота. И видя такую красоту — нетлен­ную, не пошлую, не грязную — че­ловек задумывается. В этом, как мне кажется, и есть миссия любого искусства. Помочь перейти от теле­сного к душевному, а из душевного — в духовное.

? — В наше время есть такой своеобразный жанр, который можно назвать «пра­вославными мифами». Про многих почитаемых в народе святых есть масса историй, на­писанных чуть ли не в фэнтезийном жанре. Как вы относи­тесь к такому творчеству? Ведь такие люди тоже пишут о Боге, о чудесах, о святых — или, по крайней мере, считают, что пишут об этом.

— Вся беда в том, что наша эпоха — это эпоха дилетантства. Она во всем. Допустим, сейчас очень моден рэп. Но это ведь мо­жет делать едва ли не каждый: кое-как собрал рифмы, зачитал под музыку и все — ты уже глав­ный рэпер своего района. И так везде, в том числе — в литературе.

У человека есть хороший по­сыл — рассказать что-то о святом. Почему нет? Но если он не име­ет таланта, не имеет навыков, — а ведь писательство это ремесло, его нужно оттачивать. Только тогда можно писать интересно, увлекательно и глубоко. А иначе люди, которые хоть раз читали настоящую литературу, даже не будут это читать.

Кроме того, писать сейчас, когда у каждого есть компьютер, стало гораздо проще, чисто физи­чески даже. А интернет позволя­ет транслировать все написанное на широкую публику. А еще есть всякие семинары «как стать писа­телем за три часа», посещение ко­торых дает ложную уверенность в своих способностях. Вот и все: сходил на двухдневные курсы, ку­пил ноутбук, подключил интернет — и ты уже якобы писатель.

Эта проблема существует еще и потому, что нет критерия истин­ной красоты. А в контексте такого вот «околоправославного творче­ства» это не просто плохо, это еще вредно. Человек, не пришедший еще к Богу, может прочесть такое и решить, что в Церкви царит убо­гость и серость — и лишь еще силь­нее отдалится от Всевышнего.

Я считаю, что если ты право­славный человек, и собираешься написать что-то о своей вере, ты должен на десять раз выверить каждую строку, чтобы это было настоящим. Христианству чужда любая фальшь, Господь отвергает ложь. Если ты — христианин, ты должен быть ответственным за то слово, которое ты несешь. А сей­час происходит девальвация сло­ва, одно накладывается на другое и человек просто не видит за эти­ми словами Бога. Он видит агит­ку. А кто пойдет на агитку, да еще так плохо составленную?

«Христианству чужда любая фальшь, Господь отвергает ложь. Если ты — христианин, ты должен быть ответственным за то слово, которое ты несешь

Если ты православный пи­сатель, или хочешь им стать — учись писать. Есть талант — иди в литературное объединение, общайся с писателями, если чув­ствуешь такой внутренний позыв. Но пойми, что это труд, который требует напряжения. Знакомься с книгами — даже с теми, которые чужды тебе в плане идей, но тогда ты сможешь сказать: «Я это читал и не согласен с тем-то и тем-то». Читайте!

Вера — как якорь для чело­века. С этим якорем я могу вы­ходить в любые житейские моря, в моря литературы, искусства. Если у меня будет внутренний стержень — моя вера — то я сам пойму, что стоит писать, а что — нет. Поэтому, чтобы писать для мира, нужно иметь очень глубо­кую веру, но не выставлять ее на­показ. Ты живешь со Христом, но пишешь для людей. Так что, что­бы достойно писать, нужно быть в мире с собой и с Богом, и если ты чувствуешь, что Господь бла­гословил тебя на это дело — тогда трудись.

?— К чему вы пришли рань­ше: к вере или к писатель­ству?

— Сначала я начал писать. Входил в литературное объеди­нение, еще будучи некрещеным. Даже не могу сказать, что я был верующим, скорее, я был ищу­щим. Жизнь водила меня зигза­гами, я был в поиске. И именно через литературу я пришел к ис­тинной вере. Вопросы, которые я видел в книгах, подтолкнули меня к поиску Бога. Поэтому я и говорю все это — из личного опыта.

«Именно через литературу я пришел к истинной вере. Вопросы, которые я видел в книгах, подтолкнули меня к поиску Бога

? — До обретения веры — о чем вы писали?

— В моих произведени­ях, — а тогда я писал в основном стихи — была душевность, лири­ка, воззвание к миру, юношеский протест. Тогда во мне говорил по­иск. Я искал смыслы, искал прав­ду, красоту, слова. Поэтому та моя лирика — это именно поиск Бога. Когда я пришел к вере, сна­чала столкнулся с тем, что начал бояться того, чего делаю. Я ведь был неофитом, и спрашивал свя­щенников: а можно ли вообще писать, не грешно ли? И никто не мог дать мне однозначного ответа. По­том это прошло, но я стал писать исключительно на тему религии. Раздал все свои книги, аудиокас­сеты, начал все с нуля, отказался от всего «мирского» и стал писать.

И тогда я понял, что пишу фальшиво. Когда включаешь ум, а не сердце, — получается фаль­шиво. И сейчас мне даже стыдно за некоторые стихи, которые я пи­сал, когда уже уверовал. И только потом, со временем, я вдруг по­нял, что будучи верующим, священником — я могу писать обо всем. О Родине, о любви, о друж­бе, о предательстве — и никогда не напишу пошло и грязно; вну­тренний барьер веры внутри меня не даст мне это сделать. При этом, этот вот «внешний мир», все это «мирское», от чего я отказывался, будучи неофитом — это все можно и нужно использовать. Например: большинство моих героев — люди вне Церкви. А значит, у них со­ответствующий образ, язык, на котором они говорят, жаргон. Но произведения не об этом, и во­просы там ставятся другие.

Получается, если разделить мой творческий путь на три ча­сти: период поиска, период неофитства и период зрелой веры — то худшим был второй. В сере­дине своего жизненного пути, я, получается, сильно «провис», и я это прекрасно понимаю. Это не были стихи, это был конструк­тор. Срифмовать, придумать тему не так сложно. Писать от сердца — вот что важно.

?— Вы сказали, что право­славная литература для вас — это, в первую оче­редь, богослужебная лите­ратура. В таком случае, ка­кое значение для вас имеет праздник День православной книги как для писателя?

— Конечно, он имеет огромное значение. Если мы возьмем насто­ящую, хорошую книгу, которая поднимает глубинные проблемы — мы уже можем назвать ее пра­вославной книгой. И задача со­временных верующих писателей — вытаскивать людей из этого ди­летантства, показывать хорошую литературу. Поэтому всевозмож­ные мероприятия, проходящие в дни этого праздника — это хо­рошая площадка для того, чтобы сказать людям правду, призвать их не вязнуть в словесном болоте, а искать жемчужины подлинного творчества. Прививать вкус. По­тому что если есть вера и вкус — человек может брать любую книгу и находить в ней то, что ему нуж­но, а ненужное — отсекать.

? — У первопечатника Ио­анна Федорова было много противников. Го­ворили, что в печатных кни­гах нет души, по сравнению с рукописными, что они уби­вают труд писателей, пере­писчиков. Сейчас мы видим похожую ситуацию с элек­тронными книгами. С их рас­пространением тоже стали говорить о том, что в них нет души в сравнении с печатны­ми. Как вы относитесь к элек­тронным книгам и вообще текстам на мониторах?

— Отчасти я согласен — от прочтения электронной кни­ги впечатления совсем не те. Ру­кописные или печатные книги — их можно взять в руки, ощу­тить фактуру, запах. При чтении с монитора этого нет, сохраняется дистанция, нет чувства близости. Я в электронном варианте читаю только учебники, статьи и все та­кое. Художественную литературу я стараюсь читать на бумаге.

Но стоит помнить, что край­ности — это грех. Мы живем в эту эпоху, и никуда нам от этого не деться — хотим мы того или нет. Как люди православные, разум­ные, мы должны брать полезное и отсекать неполезное. Есть ин­тернет — пользуемся, в нем много полезного. Поэтому что-то мы, возможно, теряем, но отвергать и ругать прогресс я бы не стал. Просто должно быть равнове­сие: читайте электронные книги, но и про бумажные не забывайте. Должен быть баланс между при­ятным и привычным и между со­временным.

Я не думаю, что электронные книги полностью вытеснят бу­мажные, люди на это не пойдут. Удобство — удобством, но тяга к книге, к ее тяжести в руках, к шелесту страниц, я думаю, у чело­вечества никогда не пройдет.