Последние публикации

Иерей Димитрий Любочко: Мы чувствовали потребность спортсменов в духовной поддержке во время соревнований

Интервью Василия Варламова

В начале марта в Красноярске состоялась первая в России Зимняя универсиада. Город серьезно подготовился к играм: было реконструировано или построено 34 объекта, включая не спортивные (строительство нового корпуса краевой боль­ницы, краевого Центра пита­ния, Николаевского проспекта). Деревня Универсиады разме­стилась в кампусе Сибирского федерального университета, в непосредственной близости к Николаевской сопке и боль­шинству горнолыжных объек­тов. Не забыли организаторы соревнований и о том, что у верующих спортсменов есть потребность в духовном напут­ствии на спортивные победы.

28 февраля в Деревне Универсиады офици­ально открыли Центр религий. Он разме­стился в сервис-холле Деревни (Многофункциональном центре СФУ) и представлял собой семь отдельных помещений для пред­ставителей православия, католи­цизма, протестантизма, ислама, иудаизма, буддизма и индуизма.

Для православных спортсме­нов в Центре религий была от­крыта временная часовня свято­го праведного Иоанна Русского, которую обустраивали клирики и прихожане красноярского Иоанно-Предтеченского храма. Бла­годарственный молебен в пред­дверии официального открытия XXIX Всемирной зимней уни­версиады в ней совершил пред­седатель Патриаршей комиссии по вопросам физической куль­туры и спорта, Управляющий Мурманской епархией и времен­но управляющий Североморской епархией Епископ Мурманский и Мончегорский Митрофан, спе­циально прибывший в Красно­ярск, чтобы ознакомиться с объ­ектами соревнований.

Настоятелем временной ча­совни стал пред­седатель епархи­ального Отдела здорового образа жизни и спорта, штатный свя­щенник красно­ярского Покров­ского кафедрального собора иерей Димитрий Любочко.

? — Отец Димитрий, много ли людей посетило часовню?

— Конечно, люди прихо­дили. За все дни работы часовни ее посетили порядка ста человек. Все зависело от графиков спортсме­нов — тренировок и соревнований команд. То есть в один день могло быть три человека, а в другой — пять человек в час. В субботу, когда часть соревнований уже закончи­лась, и команды начали разъезжать­ся, людей стало меньше. Но когда было свободное время — часовню посещали. Приходили также волон­теры, люди, работавшие в дирекции Универсиады, охранники Деревни. В основном, конечно, помолиться приходили русские, из иностранцев были также граждане Молдавии.

Много людей было в день от­крытия, полный храм. Когда мы совершали молебен перед началом соревнований, на нем была большая делегация от сборной России.

Из важных гостей заходил про­ректор одного из крымских универ­ситетов. Он помолился и поставил свечу, было видно, что он не из лю­бопытства заходил, а искал Божией помощи в каких-то своих делах.

— Для служения во вре­менной часовне специально отбирали священников со знанием английского языка. Раз были только русские и мол­даване — английский не приго­дился?

— Почему же, пригодился. Помимо верующих были еще иностранные делегации, которые приходили про­сто посмотреть. Им было интересно познакомиться с другой культурой. Многие посетители восхищались часовней: резным иконостасом, кра­сотой и благочестивостью, которая, в общем-то, присутствует во всех православных храмах. Заходили к нам индуистские священнослужите­ли — были очень впечатлены. При­ходили и католики, в том числе — монахини и священники. Все наши молитвы были продублированы на английском языке, и по их лицам было видно, что они узнали, кому предназначены эти молитвы, каким святым. Возможно, у них эти святые тоже почитаются.

? — А вы посещали другие помещения Религиозного центра?

— Мы с Владыкой Пантелеимоном заходили накануне открытия Центра в католическую часовню. У них все проще, чем у нас: крест на стене, скамейки, помещение поменьше. Икона-крест, кстати, очень древней иконописи. И что любопытно: у Спасителя ноги при­биты не на один гвоздь, а на два, так, как принято в православной традиции.

? — Что теперь, после окон­чания соревнований, бу­дет с часовней?

— Помещение мы освободили, оно было дано нам временно, как и все прочие комнаты в здании. Что там теперь будет — не знаю. Я думаю, никакого религиозного назначения они не будут теперь нести.

? — Как вы оцениваете свое служение на Универсиаде?

— Мы не зря присутствова­ли там, и в тех людях, которые к нам приходили, была видна их вера, по­требность спортсменов в духовной поддержке во время соревнований. Некоторые из них ходили на канон Андрея Критского — два дня Уни­версиады захватили Великий пост.

? — Вы молились за победу наших спортсменов?

— Каждое утро, в восемь часов служили молебен на всякое доброе дело и соединяли его с благодар­ственным. Потому что шли сорев­нования, и мы благодарили Бога за все наши победы и неудачи тоже — чтобы вновь к этим победам вер­нуться.

Слышал такую вещь — возмож­но, это шутка, утверждать не берусь — будто по Европе пошел слух, что русские смогли завоевать почти все медали Универсиады каким-то ми­стическим образом, при поддержке высших сил. Видимо, не верят, что наши спортсмены настолько про­фессиональны, что могут выигры­вать подобные соревнования.

Все-таки в зарубежных высших учебных заведениях есть отдель­ные спортивные направления, где учатся профессионалы в своих ви­дах спорта. В Америке, допустим, бейсболисты и хоккеисты. Поэтому я бы не сказал, что можно вот так заявить, что мы выиграли с легко­стью. Всякому человеку, спортсме­ну, необходимо иметь духовную опору. Поэтому мы часто видим, как самые профессиональные ко­манды, самые высокооплачива­емые игроки, при определенных условиях могут играть очень плохо.

Духовная основа, бесстрашие и мужество, готовность, преодоле­вая боль и травмы выходить на лед, на арену, несмотря на то, что все против тебя — именно это делает победы великими. Если посмо­треть самые величайшие достиже­ния наших спортсменов, то именно в таком состоянии — с переломами, с разрывами связок, они выходили и побеждали. Поскольку человек состоит из трех частей: дух, душа и тело. И когда это все связано вме­сте, то физические травмы могут быть скомпенсированы преобла­данием духовной составляющей. Именно поэтому, несмотря на свою немощь и болезни, святые всег­да были для здоровых, но падших духом людей примером. И глядя на них, те становились мудрее, сте­пеннее и выносливее.

Андрей Скворцов: Строительство нескольких храмов в Красноярске не будет мешать интересам горожан

В ближайшее время красноярцы должны решить судьбу сразу нескольких храмов: на Стрелке, на Баумана и на Слободе Весны. Этот вопрос в эфире телеканала «Прима» обсудили руководитель пресс-службы и службы протокола Красноярской епархии Андрей Скворцов, председатель красноярской региональной общественной организации «Общество православных врачей им. Архиепископа Луки» Юрий Тяжельников и политолог Юрий Москвич.

Помощь малоимущим, поддержка беременных женщин, борьба с зависимостями: достигнутые успехи и планы Синодального Социального отдела

Официальный сайт Московской Патриархии опубликовал доклад председателя Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископа Орехово-Зуевского Пантелеимона. С ним владыка выступил 1 марта на заседании Высшего Церковного Совета под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Москве.

Документ, прежде всего, посвящен рассказу о достигнутых под эгидой Синодального отдела успехах в прошедшем 2018 году. Так, Церковь открыла шесть новых приютов для молодых матерей с детьми: в Московской областной, Орловской, Калужской, Белгородской, Сарапульской и Салаватской епархиях. Таким образом, в начале 2019 года в России действует 59 церковных приютов для женщин в трудной жизненной ситуации.

В 2018 году открылось 35 новых церковных центров гуманитарной помощи. В них нуждающиеся могут бесплатно получить одежду, коляски, кроватки, продукты. Большинство новых центров расположены в маленьких городах и поселках, где сложилась особенно тяжелая социальная ситуация.

В 11 епархиях начали работу новые консультационные пункты для наркозависимых (в Братской, Владимирской, Вятской, Ижевской, Клинцовской, Костромской, Кузнецкой, Московской, Сарапульской, Сердобской, Череповецкой епархиях). Также новые реабилитационные центры для наркозависимых появились в Калининградской, Ижевской, Воронежской и Ростовской епархиях.

Также сегодня Церковь активно развивает паллиативную помощь. В Москве действует паллиативное отделение церковной больницы святителя Алексия митрополита Московского, при Марфо-Мариинской обители работают респис и детская выездная паллиативная служба «Милосердие». Проекты паллиативной помощи есть также в Твери и в Петербурге. В 2018 году Выборгская епархия совместно с Правительством Ленинградской области открыла детский хоспис в поселке Токсово Ленинградской области. Хоспис рассчитан на 30 семей с детьми.

В планах работы Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению — расширение профилактики абортов, помощи бездомным и зависимым людям, распространение практики сопровождаемого проживания людей с ограниченными возможностями, развитие семейного устройства сирот и организация школ приемных родителей и т.д.

Официальный сайт Московской Патриархии подчеркивает, что активное развитие церковного социального служения стало возможным благодаря деятельной любви и милосердию Святейшего Патриарха Кирилла, его глубокой убежденности в том, что церковная социальная работа является неотъемлемой, органической частью исповедания веры.

О волонтерах-флористах рассказали зрителям «Светлого дня»

Новый выпуск православной передачи в утреннем эфире телеканала ТВК авторы посвятили волонтерам-флористам, украшающим храмы в преддверии праздничных дней.

О своей работе ведущей программы Светлане Тюриной рассказали сами волонтеры:

— Мы все пришли сюда не по обязательству, просто было желание сделать храм лучше. Иногда бывает, что на крупные праздники, такие как Рождество или Пасха мы работаем до глубокой ночи. Устаем, конечно, но Бог дает силы, — рассказывает один из волонтеров Ольга Шагарова.

Напомним, что этот и предыдущие выпуски «Светлого дня» объединены идеей Великого поста. «Семь недель великого поста — семь добрых дел». И каждую неделю на протяжении всей Святой Четырехдесятницы в программе будет рассказываться об одном из них.

Напомним, что выпуски «Светлого дня» можно увидеть каждый вторник в утреннем эфире телеканала ТВК и на канале красноярского храма Иоанна Предтечи в сервисе YouTube.

О празднике Благовещения рассказали юным прихожанам красноярского храма

6 и 7 апреля — в двунадесятый праздник Благовещения Пресвятой Богородицы и накануне — в Трехсвятительском храме города Красноярска состоялась посвященная празднику просветительская акция.

Как сообщает сайт trehsvhram-bazaiha.ru, катехизатор прихода Ольга Лапшинова раздавала листовки и рассказывала прихожанам о Благовещение. Также она провела посвященное празднику занятие для воспитанников воскресной школы.

Православные активисты Сосновоборска вышли на акцию в защиту материнства

7 апреля, в двунадесятый праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, члены православного клуба «Встреча» при Введенском храме города Сосновоборска приняли участие во всероссийской акции «Начало жизни». Она проходит с 7 по 12 апреля и посвящена противодействию абортам и защите семейных ценностей

Прихожане храма раздавали прохожим белых бумажных голубей, надувные шары и листовки, — информирует сайт vhram.ru.

Добавим, что в тот же день прошло аналогичное мероприятие в красноярском храме Рождества Христова.

Акция «Начало жизни» организована Общероссийским общественным движением «За жизнь!», которое старается оказывать всестороннюю, в том числе психологическую, помощь и содействие беременным, матерям-одиночкам, малоимущим семьям с детьми.

Митрополит Пантелеимон: Крест — это надежда на жизнь

27 февраля на Дрокинской горе, у границы Красноярска с Емельяновским районом, Митропо­лит Красноярский и Ачинский Пантелеимон освятил поклонный крест, — на сегодняшний день, третий по высоте в мире и пер­вый в России, высотой 48,3 метра. Событие мгновенно стало темой множества горячих обсуждений и споров, как в СМИ, так и в Интер­нете. Участие в этой дискуссии принял и сам Глава Краснояр­ской митрополии — в частности, в посвященном новой досто­примечательности Красноярска выпуске программы «Диалоги» на «Радио России. Красноярск». В эфире радиостанции Владыка Пантелеимон рассказал о традиции установки по­клонных крестов, их духовном значении для православных христиан и обсудил реакцию общественности вместе с ведущим программы, красно­ярским журналистом, регентом и композитором Дмитрием Васяновичем. С избранными фрагментами радиопередачи знакомим читателей «Право­славного слово Сибири».

? — Владыка, скажите по­жалуйста, сама традиция • установки поклонного креста существовала и рань­ше, это сегодня мы ее заново открываем? Для чего их ста­вили?

— Традиция установки креста начинается с Распятия Господа Иисуса Христа. Апостол Павел и другие апостолы непрерывно гово­рят о том, что крест является цен­тром жизни христианской Церкви, христианского общества, челове­ка. Это момент уничижения, сла­бости, и в то же время — возвы­шения, победы справедливости и истины в моральном, нравствен­ном, в духовном плане. Крест яв­ляется символом вечной жизни и обновления грешного бытия че­ловека. Это символ Бога, почему мы кресту и поклоняемся. И апо­стол Павел неоднократно, во всех посланиях говорит о силе креста, о величии его.

? — Когда умирает чело­век, мы на могилу ставим крест. Для чего мы его ста­вим?

— Дело в том, что смерти хри­стианство не признает. И первые христиане забирали тела своих усопших, особенно мучеников, и там, где они их хоронили, сразу же появлялся крест, и символ Хри­ста — рыбка, ихтис. Потому что язычники преследовали христиан три столетия, и крест являлся сим­волом того, что здесь — бессмерт­ный человек, его останки, которые в Судный день соединятся плотью с душой и телом и предстанут пе­ред Господом в новой, обновлен­ной жизни. Крест — это надежда на жизнь. Апостол говорит: смерти нет. Кладбище всегда было и оста­ется святым местом. Я удивляюсь и поражаюсь тому, что некоторые думают, будто крест это что-то та­кое страшное. На самом деле крест — это корона, украшение. Есть три больших праздника, посвященных кресту. И мы поклоняемся кре­сту. Мы никому, ничему больше не поклоняемся. Мы даже Матери Божией не поклоняемся, мы про­славляем Царицу Небесную, почи­таем Ее, Она сама так установила, а кресту мы поклоняемся.

? — Меня ввергло в недо­умение, что некоторые трактуют — Дрокинский холм, на нем написано «Рос­сия», а сверху возвышается крест, и они говорят «Россию похоронили».

— Напротив, это слава России! Петр I ставил поклонные кресты на берегу Балтики, в Архангельске есть Петровские места, где музеи сохраняют эти кресты, и введен­ные им награды — Георгиевский крест, ордена Андрея Первозван­ного, Александра Невского, — все эти кресты стали символом вы­сочайших наград. В московском Кремле соборы стоят с крестами. Это и есть, действительно, Россия под сенью креста, она защищена. А вовсе не «крест на России» — это полнейшее незнание истории сво­ей Родины.

? — Когда в Россию стали завозить американские фильмы, появились такие фильмы, в которых всевоз­можные чудища с шипением разбегались от креста, и ког­да устанавливали этот крест, у меня сложилось впечатле­ние, что есть люди, которые точно так же шипят при виде креста…

— Креста невозможно боят­ся! С крестом идешь — не страш­ны ни пуля, ни меч, ни враг, ни тюрьма. Он спасает, и каждый из нас на себе это испытал, — силу крестного знамения. Я участвовал в раскопках на Вязьме, где тысячи людей лежат, тогда еще комсомол был, а я уже был священником, но мы как-то состыковались. И мно­гие из воинов были с крестиками, старообрядческие были, право­славные, во многих кителях были зашиты молитвы животворящему Кресту Господню. С верой шли! И не боялись этой смерти. А теперь боятся и смерти, и креста, и страш­но болеют. Но мы, как православ­ные, понимаем — это колоссаль­ное погружение в некую духовную тьму, в некое «временно-пребывальческое» отношение.

А кресты по сей день во всем мире ставят. В Португалии статуя выше ста метров, в Македонии к 2000-летию христианства в стра­не крест высотой 60 метров по­ставили. У нас получилось почти 50 метров. Высоту от размеров горы высчитывали.

«Во многих кителях были зашиты молитвы животворящему Кресту Господню. С верой шли! И не боялись этой смерти. А теперь боятся и смерти, и креста

?— Одна из претензий, ко­торая звучит, «мы государство светское, зачем на наши деньги был построен не нужный нам крест?»

— Во-первых, денег ни у кого не брали. Деньги люди принесли сами. Были частные пожертвования круп­ные, кто-то нес пять рублей, кто-то приносил 500 тысяч рублей. Ника­ких денег из бюджета Церковь ни­когда не берет. Это ложь, Церковь этим никогда не пользуется, кроме тех случаев, когда государство ре­ставрирует исторические памятни­ки федерального значения. Такие храмы у нас есть — Троицкий собор, Покровский кафедральный собор, ачинский Казанский собор, Спас­ский собор в Минусинске. Мы не можем там даже гвоздь вбить, это должно делать министерство. И мы не протестуем, это сохранение на­шей культуры.

?— Люди, которые запускают такой слух, они преследуют какие-то свои цели, и их не так много. А есть люди легко­верные, которые тоже к этому подключаются. И это порядоч­ные бывают люди, даже интел­лигентные, но они не разбира­ются в самом вопросе и встают почему-то на эту сторону. И наш сегодняшний разговор направ­лен, в первую очередь, к ним, чтобы они не заблуждались.

—Учиться надо, брать Евангелие, читать в семье Библию, и видеть, что такое хорошо, что такое плохо. Сегодня никто не осуждает двоежен­ство, троеженство. Нас упрекают, что мы боремся с абортами. А как малыши будут рождаться? Но мы говорим и о том, что надо поддержи­вать женщину, мужчину, родителей, надо им помогать, — и государство мало-помалу это делает, здесь совпа­дают наши намерения. Мы говорим о тех мерзких делах, которые пыта­ются оправдать. Как верующий че­ловек, я знаю силу Бога, и знаю, что наука и просвещение — величайшие помощники в спасении души чело­века. Вот чем надо заняться тем, кто спорит. Может, кто-то обратится. А не обратится — это его личное дело. Но ведь можно хотя бы про­сто знать для себя, чтобы уважать себя как человека культурного. Но нет, они все равно склоняются к из­вращенности мысли и извращенно­сти жизни. Вот это опасно. А крест — это плотина, сдерживающая всю эту грязь в душе человека. Там по­страдал Богочеловек, и победил, и воскрес. Это призыв к человеку всегда побеждать все сложности, любые болезни, любые разрухи.

«Крест — это плотина, сдерживающая всю грязь в душе человека. Там пострадал Богочеловек, и победил, и воскрес. Это призыв к человеку всегда побеждать все сложности, любые болезни, любые разрухи

? — Вы же буквально вчера съездили как раз в Енисейск, где восстанавливают храмы.

— Восстановление идет с фунда­мента, Троицкий храм, Богоявлен­ский собор, там очень много работы. Но что потрясает — там настолько эти храмы мощные! Они барочно­го стиля в Сибири, 400 лет! Ени­сейск же раньше начался. Тобольск и Енисейск, через эти два пункта шли на Мангазею, на Дальний Восток, на север, и так прирастала Россия. Шли казаки, за ними шли географы, за ними шли хлеборобы, и везде были храмы. Енисейск — это наш малень­кий Иерусалим. Поэтому — слава Богу, что к празднику и это делается. Я смотрел на духовную часть, мо­рально-нравственную, историческую. Там прямо охватывает спокойствие. Какая-то убежденность — на своей земле стоишь, на родной планете. Вот такой жизненный город.

И я сразу хочу вернуться к та­кому моменту. Идея креста возник­ла, когда говорили о примирении народа, примирении душ убиен­ных сибиряков в Гражданской во­йне, Великой Отечественной во­йне. Какой может быть памятник? Ни герб Советского Союза не пойдет, ни царский орел, ни серп и молот. Но есть крест, который признавали и признают все наши ветераны, и ве­рующие, и понимают неверующие. Это и есть память, ведь под этой горой битва была, сын с отцом, брат с братом, там столько крови про­лилось. И вот мы думали, надо что- то нам сделать, ведь столетие этой войны, о которой мы мало еще что знаем…

?— И слава Богу, что он появился, пусть крест сохранит и Красноярск, и ребятишек.

— И историю! Все же дети должны спрашивать — «Что про­изошло?» — «Распяли». Челове­ка, может быть, скажут — ничего, пусть будет человека. «Что с ним?» — «Он воскрес! Вот в этой книге, Евангелие, почитай». А что в ней? А там говорится «не убий» и «не укради», и «не твори беззаконий». Не можем без совести и чести, без чистоты мы жить, это нужно че­ловеческому призванию. Друго­го ничего нет. Не может никакая знаменитость приглашать к нрав­ственности, это не символ, а вот крест — может. Потому так и не­навидели его те идеологи, которые хотели уничтожить Россию. Но она выжила. Благодаря кресту, благо­даря своей культуре.

«По плодам их узнаете их…»

МАКСИМ РЫЧКОВ

Читавшие повесть «Огненный бог Марранов» советского детского писателя А.И. Волкова из цикла о Волшебной стране наверняка вспомнят этот отрывок:

«Полковник Харт выступил вперед.

— От имени его величества короля Урфина Первого предлагаю вам сдаться и признать его владычество. — А какие преимущества это нам даст? — поинтересовался Ружеро.

— Ну, какие… — Не искушенный в дипломатических переговорах, Харт запнулся.

— Вы будете платить Великому Урфину дань, а за это он станет оборонять вашу страну от врагов…

Ружеро рассмеялся:

 — Мы живем здесь уже восемь лет и за это время в первый раз увидели врагов. И враги эти — вы! Что же, вы будете охранять нас от самих себя?..

Полковник почувствовал, что словесный поединок он проигрывает, и рассвирепел…»

По существу, в этих строках — вся суть затянувшегося церковного раскола на Украине.

Поле битвы — храмы

К середине весны 2019-го нападения и попытки захватов храмов канонической Церкви стали почти что неотъемлемой частью религиозной жизни украинского общества (в первую очередь — в западных и центральных областях страны). Деятели «Православной церкви в Украине» еще совсем недавно позиционировали свою, мягко говоря, сомнительную инициативу как средство для объединения всех верующих страны. В действительности же «автокефальная авантюра» обернулась лишь актами насилия и гражданской напряженностью.

«По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые» (Мф.7:16–17). Предоставим слово скупым на эмоции новостным сводкам.

— 24 марта. Ровненская область, Гощанский район, село Мнишин. Представители «ПЦУ» при поддержке боевиков экстремистской организации срезали замки на дверях Покровской церкви. Сработала сигнализация, но прибывшие работники государственной службы охраны отказались вмешиваться в ситуацию. Нападавшие совершили в храме «молебен» и неудачно попытались установить там новые замки. Прихожане же смогли попасть в храмовое помещение только после того, как на месте происшествия оказались сотрудники правоохранительных органов.

— 23 марта. Киевская область, город Иванков. 40 агрессивно настроенных сторонников «ПЦУ» попытались захватить храм Рождества Пресвятой Богородицы прямо во время Литургии, выкрикивая оскорбления в адрес настоятеля прихода. Попасть на прихрамовую территорию рейдерам не дали прихожане Богородице-Рождественского храма.

— 17 марта. Киевская область, село Погребы. Несколько сотен  экстремистов напали на Успенский храм. Ворвавшись в церковь после Литургии, нападавшие заявили о том, что здание переходит под юрисдикцию «ПЦУ». Прибывшие полицейские очистили помещение, выгнав как рейдеров, так и прихожан канонической Церкви.

— 16 марта. Винницкая область, Винницкий район, село Лука-Мелишковская. Прихожане храма, опасаясь нападения радикалов,

остались в нем на ночь. Тогда сторонники «ПЦУ» утром заблокировали их в помещении, мешая совершению Божественной литургии. После четырехчасового противостояния прихожанам всё же удалось добиться ухода непрошеных гостей.

Как показывают хроники этой «необъявленной войны», «поле битвы» всё чаще остается за клириками и прихожанами канонической Церкви. Они буквально ни на минуту не оставляют без присмотра свои приходы, не пасуют перед угрозой физического насилия, активно обращаются за помощью в полицию.

Однако отстоять свое получается далеко не всегда; например, только в канун Великого поста, с 9 по 10 марта, раскольникам успешно удались «рейдерские операции» в Винницкой, Волынской, Черниговской и Черновицко-Буковинской епархиях.

Охотники за приходами

Надо оговориться, что само по себе печальное явление захватов храмов не стало в 2019 году чем-то новым для Украины. Систематические атаки на приходы канонической Церкви начались еще в 2014-м, после государственного переворота в стране. Новым стал лишь масштаб: «объединительный собор» и получение «томоса об автокефалии» позволили раскольникам практически поставить на конвейер захват новых храмов.

После провозглашения «ПЦУ» у верующих было отобрано 55 церквей и соборов — примерностолько же, сколько за все 2014–2018 годы.

У «церковных рейдеров» ужесложился свой негласный modus operandi, исправно повторяемый все в новом и новом населенном пункте.

Видимой части каждой операции — запугиванию и побоям клириков и прихожан, опереточным «голосованиям» о переходе в «ПЦУ» и конечной смене замков — предшествует идеологическая обработка местных жителей. Разумеется, речь даже не идет о духовных и богословских вопросах — разыгрывается сугубо политическая карта. Доверчивым обывателям-«захожанам», в первую очередь, объясняют, что именно «московская Церковь», оказывается, ответственна за вооруженный конфликт на юго-востоке страны. Для сельской местности этот вопрос актуален куда больше, чем для городов: от призыва в армию здесь укрыться намного труднее, и боевые действия на Донбассе непосредственно коснулись уже многих семей украинских сельчан. Таким образом, играя на горе и страхе простодушных людей, раскольники находят себе новых сторонников.

Но одного конфликта на Донбассе, конечно же, для успешного захвата новых и новых церквей было бы мало. Немаловажным фактором здесь служит всесторонняя поддержка светской власти. И дело не в одной только навязчивой агитации против «московской Церкви», но и в выгодных для «автокефалистов» законопроектах, создающих нужную юридическую базу. 17 января этого года национальный парламент — Верховная Рада — приняла соответствующий акт, существенно упростивший условия перехода религиозной общины из одной юрисдикции в другую. Фактически, теперь судьбу любого храма могут решить голосованием случайные люди, только называющие себя «прихожанами».

«Не тот путь, которым мы должны идти»

Бедственное положение, в котором оказались сотни тысяч православных украинцев, уже давно перестало быть тайной за семью печатями для всего международного сообщества.

 «Хотя напряженность между православными общинами существовала и до вооруженного конфликта на востоке Украины, их значительно обострил продолжающийся процесс получения автокефалии», — говорится в опубликованном 15 марта докладе Управления верховного комиссара ООН по правам человека. За 2018–2019 гг. орган задокументировал 10 случаев угроз и актов запугивания в отношении священнослужителей и прихожан Украинской Православной Церкви; конечно, это только лишь капля в море. Еще даже до обострения церковного конфликта в стране, 30 октября 2018 года, группа специальных докладчиков ООН обращалась в государственные органы Украины с запросом по поводу нарушений прав верующих — но ответа так и не последовало до сих пор.

«Такое поведение со стороны государственных лиц, ответственных за международную политику, свидетельствует о попытках скрыть от международного правозащитного механизма факты нарушений прав человека на территории Украины и является очередным доказательством наличия системной государственной политики по дискриминации Украинской Православной Церкви», — констатировало тогда церковное представительство при европейских международных организациях.

Но молчать бесконечно у украинских властей не выйдет. 21 марта факты систематического преследования и ущемления в правах клира и паствы канонической Церкви в глаза действующему пока президенту страны Петру Порошенко предъявил лично Предстоятель — Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий.

— Уверен, что все, что сейчас творится вокруг нашей Церкви в том числе и среди православных вообще, это не тот путь, которым мы должны идти. Это точно не тот путь, который приведет нас к единству. Следует признать ошибочность этого, сделать выводы из ошибок, и искать другие пути. Захват и перетаскивание приходов только отбрасывают процесс единства на десятилетия назад, — сказал тогда Владыка Онуфрий.

 Порошенко же в ответ, точно нерадивому школьнику, пришлось

стыдливо оправдываться: мол, ни он, ни какая-либо областная государственная администрация не давали указаний на места по переводу храмов из одной конфессии в другую. Будто бы и не было личного участия Петра Алексеевича в, как минимум, захвате Преображенского кафедрального собора в Виннице минувшей зимой. С другой же стороны, а что еще оставалось делать президенту Порошенко на фоне очевидного краха всей «автокефальной авантюры», которую он так усердно пестовал с самого начала, не гнушаясь при этом насмешек и клеветы в адрес канонической Церкви?

***

Несмотря на переменные «успехи» на «полях битв» в виде церковных приходов, сам проект «ПЦУ» продолжает закономерно идти в тупик. «Предстоятоятель» раскольнической организации «митрополит» Епифаний Думенко в многочисленных интервью украинским и западным журналистам пока это отрицает. Дескать, «450 общин верующих» (как тут не вспомнить хлестаковские 35 тысяч курьеров из гоголевского «Ревизора»!) примкнули к «автокефальной церкви» вполне добровольно, а что Поместные Православные Церкви отказываются от любого признания его «детища» — так это всё козни «длинных рук Москвы».

Мифические «руки Москвы», однако, совершенно не мешают Поместным Церквям не соглашаться с отдельными шагами Русской Православной Церкви по отдельным аспектам затянувшегося конфликта.

Но в главном — в вопросе необходимости всеправославного консенсуса и принципиальной неприемлемости любых сношений с анафематами и раскольниками — действительно едины все, ведь речь тут идет не о лояльности к Московскому Патриархату, но о верности незыблемым тысячелетним канонам.

Этим же канонам (а, опять-таки, не злокозненной «Москве») верны и сотни тысяч украинских православных. Потому и каждый приход «автокефалистам» приходится буквально отвоевывать с боями, и даже изгнанные из своих храмов общины верующих продолжают общую молитву — хоть в других церквях, хоть в неприспособленных помещениях, хоть на открытом воздухе.

«На сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18).

В храмах Красноярской епархии встретили Благовещение Пресвятой Богородицы

 

Сайт kerpc.ru представляет дайджест праздничных богослужений в Красноярской епархии в дни празднования Благовещения Пресвятой Богородицы.

В Благовещенском монастырском соборе города Красноярска праздничную Божественную литургию возглавил Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон.

Литургию в красноярском Иоанно-Предтеченском храме совершил его настоятель, заведующий канцелярией Красноярской епархии, благочинный церквей Красноярского округа протоиерей Николай Ши-кэ-мин, — сообщается на приходской странице «ВКонтакте».

За Литургией в Трехсвятительском храме города Красноярска, которую возглавил его настоятель протоиерей Владимир Гашков, молились воспитанники воскресной школы. Ученики также причастились Святых Христовых Таин.

Как сообщает сайт vhram.ru, в сосновоборском Введенском храме праздничное богослужение совершил председатель Отдела по профилактике и реабилитации наркозависимостей Красноярской епархии, настоятель храма иерей Николай Чихичин.

С поздравлением прихожанам Знаменского храма города Дивногорска и словом проповеди после праздничной Литургии обратился его настоятель протоиерей Димитрий Карнаухов, — информирует сайт divno-znamenie.prihod.ru.

Позднюю Божественную литургию в Казанском соборе города Ачинска, в сослужении штатного духовенства, совершил благочинный Ачинского округа церквей, настоятель собора митрофорный протоиерей Евгений Фролов; в тот же день штатный священник собора протоиерей Сергий Пигасов совершил Божественную литургию в домовом храме во имя святого праведного Даниила Ачинского села Белый Яр; в Никольском храме села Большой Улуй Литургию совершил его настоятель протоиерей Вениамин Ходов.

Добавим, что праздничные богослужения состоялись и в других храмах епархии.

Протоиерей Сергий Мясоутов: Не стоит верить необъяснимым вещам, даже если нам этого очень хочется

 

Штатный священник Покровского кафедрального собора города Красноярска протоиерей Сергий Мясоутов выступил экспертом нового выпуска передачи «Символ веры» на волнах «Радио России. Красноярск» (94.5 FM). Темой беседы стал вопрос от жительницы города о призраках и полтергейстах.

Рассуждая на предложенную тему, отец Сергий, в частности, сказал:

— Многое в жизни не поддается логическим объяснениям. Но это не значит, что мы сами должны додумывать то, что не можем понять. Я полагаю, что когда происходят такие вот необъяснимые вещи, их не нужно сразу же приписывать дорогим нам усопшим людям.

В продолжение беседы с ведущим «Символа веры» — красноярским журналистом, регентом и композитором Дмитрием Васяновичем — священник рассказал историю, описанную в житие преподобного Симеона Столпника.

— Святому, который возложил на себя подвиг сидения на некоем столпе, на котором он возносил молитвы день и ночь, явился ангел на огненной колеснице. И предложил ему вознестись в Рай. Симеон уже готов был вступить на эту колесницу, но в последний момент еще раз обратился к Господу и осенил колесницу крестным знамением. И тогда понял, что это был навеянный диаволом морок.

— Эта история показывает нам, что не стоит верить необъяснимым вещам, даже если нам этого очень хочется. Это может иметь для нас крайне негативные последствия, — добавил протоиерей Сергий Мясоутов.

Полная запись программы доступна в группе «Радио России. Красноярск» в социальной сети «ВКонтакте».