Последние публикации

«КОРНИ И КРОНА»: Людмила Винская

ЮРИЙ ПАСХАЛЬСКИЙ

В этом году поддержку грантового конкурса «Православная инициатива» получил телевизионный журналистский проект «Корни и крона». Цикл видеоматериалов станет осторожным разговором о Христе с невоцерковленной в большей части аудиторией.

Сегодня мы готовим выпуски для будущих эфиров. Но у нас набралось уже немало интересных материалов. Среди них — интервью с замечательными людьми, внесшими значительный вклад в развитие духовной жизни на берегах Енисея. Так что мы решили познакомить читателей «Православного слова Сибири» с избранными фрагментами из интервью с участниками нашего нового проекта. И начнем мы с разговора о становлении православной журналистики в Красноярском крае.

Первые материалы зарождающейся православной  прессы в Красноярском крае за авторством Людмилы Винской и Валентины Майстренко вышли в печать в «Красноярском рабочем» еще в 1988 году. Несмотря на «перестройку» атеистическая пропаганда была тогда всё еще повсеместной. Но журналистки не только смогли открыть для себя новый, духовный мир, но и донести слово о Церкви до миллионов читателей. Именно они одними из первых заговорили о возрождении Енисейска как духовного центра Восточной Сибири. Каким образом партийцы приходили к вере и как православная журналистика пробивалась сквозь толщу официального атеизма — в интервью с Людмилой Винской.

? — Ваш путь к вере начинался с семьи или на вас повлияли процессы, происходящие в обществе?

— Я человек современный и очень практичный. Но есть вещи в моей жизни, которые я проецирую на жизнь страны, на жизнь других людей. Я думаю, у каждого была история, приоткрывшая однажды путь к вере. Тут и коллеги играли роль, и семья, а главное — что-то неуловимое.

У меня бабушка была по-настоящему верующей. Помню, в детстве при ней я как-то высказалась в атеистическом духе. Бабушка посмотрела на меня и сказала: «Чтоб я больше этого не слышала». У меня и сейчас от этого мурашки по коже. Тогда я поняла, что такое страх Божий.

Однажды, уже во взрослом возрасте, я говорю с ней и чувствую, что ей хочется в храм, хоть ненадолго. Ну мы и поехали в «церкву», как она говорила. Бабушка собралась  быстро, как солдат в армии. Действующих церквей в Красноярске тогда было две. Свято-Троицкая и Никольская, обе на кладбищах. Поехали в Троицкую.

Я член КПСС, мне в храм нельзя. Соглядатаев полно. Тогда я трудилась в «Красноярском рабочем». А заместитель редактора партийной газеты обязан был состоять в партии. Стою за церковной оградой, жду бабушку со службы. Смотрю, возвращается. И такое ощущение, что сияние от нее исходит. Я понимаю, что мне ничего не виделось, это как-то внутренне чувствуешь. И тут она произносит: «Людка, благодать!». Я тогда впервые услышала это слово, и вы не поверите, но на уровне сердца поняла его христианский смысл.

Видимо, что-то подобное происходило тогда со всеми. Как-то вера сама начала открываться.

? — Как вы открыли для себя православную журналистику?

— Мы работали в «Красноярском рабочем». Газета была по-прежнему партийно-советская, а я заведовала отделом культуры. Тогда еще особо не публиковали материалы на религиозную тему, был 1988 год. Еще идеология атеистическая повсюду.

И вдруг мы пишем статью с заголовком «Спаси и Сохрани». Начинаем дрожать — его должны «снять», этот заголовок, заменить другим. Помню, как с нетерпением мы ждали выхода выпуска. Смотрю, заголовок остался. А потом и другие публикации, и их тоже не «снимают». И тогда я думаю: почему отдел культуры? Такой раздрай в стране. Почему не создать «Отдел культуры и духовно-нравственных проблем»? Мы — к редактору. Он кулаком по столу — «Эх, давайте, девчонки». И началось: и с духовенством беседы, и о приходах православных с их проблемами и планами.

Появилось «окно», где люди могли сказать нечто иное, чем раньше. Мы ведь не только в «Красрабе» писали, помогали и другие газеты издавать. У нас было много экспедиций в разные места. Тогда ведь все было порушено, храмы пустые стояли. О людях писали, о верующих. Появилась возможность рассказывать об исповедниках, упоминать даже и царскую семью. Не только сами писали, нам отовсюду материалы приносили, многое старались публиковать.

Сами просвещались и народ старались просветить. Не знал же никто ничего. У меня вот и сейчас книжка есть, зачитанная до дыр — «Закон Божий». По ней еще в царское время гимназисты учились. Картинки там были разные. И мы, взрослые люди, так открывали для себя веру. И лихо все пошло.

Боялись, конечно, что закроют. Но раз никто не закрывал, зачем нам самим-то закрываться? Начали ездить в Дивеево, в Сергиев Посад, очень много тогда мест посетили, обителей, и это для нас было чем-то очень свежим. Потом начали пробовать и у себя выпускать газеты. Ну и журналистов привлекли, кто немножко разбирался. Было интересно, слова всякие новые для себя открывали. Как правильно обращаться к епископу, как — к протоиерею. Причем вначале я некрещеная была.

? — В какой момент вы решили принять Крещение?

— Решили мы в «Красрабе» заняться с коллегой спасением Енисейска. Хотелось объяснить людям, что из него можно сделать туристический город. Там ведь тогда все церкви в руинах лежали. А когда-то такая красота была!

Стали заезжать к отцу Геннадию Фасту (в 1990-е — благочинный церквей Енисейского округа). Он так слушал нас всегда со вниманием и вдруг спрашивает: «Девушки, а вы часто причащаетесь?». А как мы можем причащаться, мы ведь не крещены даже? Попросили покрестить.

Начали готовиться, учили молитвы, литературу читали. Я помню, в стране тогда была очень тревожная обстановка. Отец Геннадий звонит: «Срочно приезжайте креститься!» Приехали. Дождь в Енисейске, сентябрь. Подошли к Енисею — меня трясет от холода и от страха. Говорю: «Отец Геннадий, я боюсь». А он: «Но это не самое в этом случае плохое чувство».

Смотрю на реку, а там огромное  маслянистое пятно, разноцветное. Как же я входить-то буду? Отец Геннадий читает молитву, потом берет нас за руки и ведет в Енисей. И вот, в трезвом уме и здравой памяти, говорю я вам: мы идем, и пятно отступает. И погружаемся уже в чистую воду. Поднимаю голову из воды в конце таинства, а надо мною белый голубь парит. Благо свидетели были, а то бы сказали, что сочиняю. Это был осознанный шаг, тогда очень многие крестились во взрослом возрасте.

? — Как реагировали коллеги на случившиеся с вами и обществом перемены?

— Бывало, подхихикивали. Что, мол, Винская, поносила партбилет, теперь крестик надела? А я ничего не доказывала. Смиренно молчала. Что теперь в грудь себя бить?

Если бы вы мне когда-то сказали, что Советский Союз рухнет, вам было бы не жить. Я была уверена, что к восьмидесятому году мы коммунизм построим. И научный коммунизм на пятерку сдала. Но все покатилось, мы были разочарованы. Нас спасла эта устремленность к вере.

Да, все журналисты пришли с коммунистических факультетов. Профессия-то была партийная, никуда не денешься. И самое интересное, что первой молитве меня научил тоже коммунист, редактор «Красноярской газеты» Олег Анатольевич Пащенко. Иисусова молитва, коротенькая. На всю жизнь ее запомнила. Потом в храм пошли вместе, на Пасху.

Помню, однажды один журналист задал вопрос священнику: «А вам не кажется, что Божьи заповеди очень напоминают моральный кодекс строителей коммунизма?» На что батюшка ответил: «Кажется, только они были гораздо раньше записаны». Такое было непонимание. Но, с другой стороны, и понятия о добре и зле у нас были.

Есть и другие примеры. Никогда не забуду, как стою возле колбасного отдела, подходит ко мне один знакомый коммунист и говорит: «Люда, что ты тут делаешь?». А я ему: «Так колбаски купить, покушать». И тут удивление в его голосе: «Ты что? Пост же!».

? — Как вы оцениваете свой вклад в развитие православной журналистики?

— Кто-то прокладывает путь, лыжню. Ведь легче идти, когда до тебя кто-то уже сделал часть работы. Поэтому мы начинали так задорно. Нас много было, вчерашних коммунистических журналистов. Писали же и в районных газетах. Потом и телевидение подтянулось. Повторюсь, все это было очень интересно.

Это сейчас такое разнообразие православных медиа, множество материалов, а тогда путь только начинался. И то, что я помогала проторить эту маленькую лыжню, сделало и другим людям путь проще. Оно и приятно.

Наверное, это было возвращение к чему-то исконному. Вспомнили все тогда, как священников уничтожали, как красоту такую рушили — церкви. Потом я только поняла, что идеологи храмов боялись, они знали, что в этой красоте есть сила Православия. Вот и уничтожали. А мы поняли, что нужно отдать долг тем мастерам, тем погибшим священникам, и делали это как умели.

Религиозность сегодня стала осознанней. Лет тридцать назад многие в храме стояли, «Отче наш» едва знали. А сегодня храмы наполнены, много молодых, с детьми ходят. Но ведь не только количество важно, а качество. И это, конечно, благодаря огромному массиву информации о Церкви и вере, который доступна сегодня.

У каждого были свои причины возвращения к вере. И из этого получилась такая общая волна, прокатившаяся по всему постсоветскому пространству. Главное, чтобы потом не случилось какого-нибудь предательства.

Правящий архиерей совершил Литургию в красноярском Трехсвятительском храме

30 апреля, во вторник Светлой седмицы, Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон возглавил Божественную литургию в храме Трех Святителей города Красноярска.

Его Высокопреосвященству сослужили: руководитель Административного секретариата Красноярской епархии, настоятель Покровского кафедрального собора города Красноярска митрофорный протоиерей Владимир Дорош; исполняющий обязанности секретаря Красноярской епархии, благочинный церквей Левобережного городского округа Красноярска, наместник красноярского Успенского мужского монастыря игумен Иннокентий (Нилов); благочинный церквей Правобережного городского округа Красноярска, настоятель храма Рождества Христова протоиерей Максим Смоляков; настоятель Трехсвятительского храма города Красноярска протоиерей Владимир Гашков; настоятель красноярских храмов апостола Андрея Первозванного и великомученика Димитрия Солунского иерей Виталий Вальтер; штатные священнослужители Покровского кафедрального собора и Михаило-Архангельского храма.

За богослужением пел хор Трехсвятительского прихода.

По окончании Литургии владыка Пантелеимон возглавил крестный ход вокруг храма и поздравил прихожан с праздником Светлого Христова Воскресения.

5 мая, 12.00. Праздник воскресных школ «Пасха красная» в Центральном парке

5 мая, в праздник Антипасхи, Неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы, по сложившейся традиции, детские воскресные школы города Красноярска проведут праздник «Пасха красная» в Центральном парке.

Праздник пройдет в рамках XXIII Красноярского краевого Пасхального фестиваля искусств и благотворительности. Как сообщают организаторы, программа будет включать праздничный концерт и творческие мастер-классы. Также будет работать переносная звонница и фото-зоны.

Начало в 12.00. Вход свободный.

3 мая. «Большая Георгиевская игра» в Красноярске

3 мая на территории города Красноярска пройдет открытая историческая игра «Большая Георгиевская игра» на тему «Енисейская Сибирь: У истоков», посвященная 400-летию освоения Енисейской Сибири.

Мероприятие будет проходить в форме квеста, в ходе которого команды смогут окунуться в историю заселения и освоения Енисейской Сибири, а также получат представление об элементах спортивного туризма.

Продолжительность игры — 3–4 часа в зависимости от количества участников.

Подать заявки для участия в игре можно электронной почте: sibrazvedka@mail.ru с пометкой «Заявка БГИ -2019».

Срок подачи заявки до 29 апреля 2019 года включительно.

Место проведения: город Красноярск (район Стрелки, площадь Мира, остров Татышев).

Начало в 13:00.

Организаторы Игр — Отдел по делам молодежи Красноярской епархии РПЦ МП при участии Красноярской епархиальной дружины разведчиков «Мангазея».

Подробную информацию смотрите по ссылке.

Телефон для справок: +7 (965) 892-20-00 (диакон Сергий Смоляков).

Красноярские пожарные почтили память погибших товарищей за молитвой

Церемония в честь Дня памяти сотрудников МЧС, павших при исполнении служебного долга, состоялась на отдельном посту пожарной части № 17 в городе Красноярска.

В мероприятии принял участие ответственный за взаимодействие Красноярской епархии с МЧС России и медицинскими образовательными учреждениями, настоятель храма святителя Луки (Войно-Ясенецкого) при КрасГМУ протоиерей Анатолий Обухов.

Церемонию открыл начальник Главного управления генерал-майор внутренней службы Игорь Лисин, который выразил благодарность всем, кто, рискуя своей жизнью, идет в огонь и под завалы для того, чтобы спасти пострадавших людей. Присутствующие почтили память сотрудников, погибших при исполнении служебного долга минутой молчания, после чего отец Анатолий совершил молебен за здравие всего личного состава пожарных  и спасателей и благословил весь личный состав на благое дело — тушение пожаров и спасение людей, — информирует сайт 24.mchs.gov.ru.

Затем руководство и сотрудники Главного управления пожарного гарнизона города Красноярска вместе с ветеранами возложили венки и цветы к мемориальному монументу.

Назаровские полицейские вместе с Покровским приходом дали начало доброму делу в канун Христова Воскресения

В канун праздника Светлой Пасхи в лицее № 8 города Назарово открылась «Пасхальная мастерская» по окрашиванию сувенирных яиц к празднику. В мастерской работают ребята из кружка «Юные инспекторы движения».

Штатный священник Покровского храма города Назарово иерей Владимир Золотухин и дорожные полицейские посетили мастерскую и помогли ребятам изготовить сувениры. Во время украшения яиц отец Владимир рассказал о празднике Светлого Христова Воскресения, пасхальных традициях и ответил на вопросы школьников, — сообщает сайт pokrovbm.ru.

После творческой и познавательной части мероприятия юные помощники полиции вместе с гостями вышли на улицу, чтобы поздравить участников дорожного движения с наступающим праздником.

Об истории казачества рассказали в ачинском Доме дружбы народов при участии священника

Памятное мероприятие «Традиции предков храним и возрождаем» провели библиотекари ачинского Дома дружбы народов.

Участниками «эстафеты памяти» стали ачинские казаки и ребята из военно-патриотического клуба «Пограничник» среднеобразовательной школы № 15. Встречу также посетил штатный священник Казанского собора города Ачинска протоирей Валерий Русаков.

Ведущий библиотекарь Ирина Лаппо сообщила об истории российского казачества, о существовании казачьих дворянских родов, происхождении казачьих фамилий и их отличительных чертах от обычных традиционных русских фамилий, а также о знаменитых представителях казачьих династий, — информирует сайт aksobor.ru.

Также, атаман Ачинского вольного казачьего округа Вячеслав Попов наградил самых активных участников сообщества медалями «За заслуги перед казачеством России» I степени.

Красноярские детдомовцы побывали на Пасху в храме

28 апреля, в день Светлого Христова Воскресения, воспитанники красноярского детского дома «Самоцветы» посетили больничный храм великомученика и целителя Пантелеимона.

Штатный священник храма, духовник молодежного казачьего братства имени святого благословенного князя Дмитрия Донского протоиерей Георгий Кривоносов рассказал детям о празднике Пасхи и освятил куличи, яйца и паски, — сообщили пресс-службе Красноярской епархии в Пантелеимоновском приходе.

В завершении визита ребята поставили свечи в честь праздника и поднялись на звонницу, где они смогли совершить Пасхальный звон.

Ачинские сестры милосердия поздравили с Пасхой пациентов и сотрудников районной больницы

28 апреля участницы сестричества милосердия при Ачинской центральной районной больнице поздравили пациентов стационара и медицинский персонал с Пасхой Христовой.

Как сообщает сайт Ачинского благочиния, сестры обходили палаты и раздавали желающим освященные куличи и пасхальные яйца.

«Русь Православная» собрала неравнодушных к истории Православия в краевой библиотеке для инвалидов по зрению

Встреча, посвященная Светлому Христову Воскресению, прошла 25 апреля в Красноярской краевой специальной библиотеке — центре социокультурной реабилитации инвалидов по зрению. Организатором мероприятия выступил красноярский приход Трех Святителей.

Как сообщает сайт trehsvhram-bazaiha.ru, мероприятие прошло в рамках культурно-просветительского цикла «Русь Православная». От лица прихода во встрече принял участие штатный священник Трехсвятительского храма иерей Феодор Косолапов.

На минувшей встрече отец Феодор рассказал об исторических аспектах праздника, а также ответил на вопросы слушателей о нравственности и духовной жизни.