Последние публикации

Директор Архиерейского образовательного центра принял участие в посвященном формированию безопасной среды для детей форуме

5 сентября в стенах красноярского Дворца Труда и Согласия прошел X Краевой форум «Общество, дружелюбное к детям — 2019», посвященный теме «Формирование безопасной среды для детей и подростков в Красноярском крае».

Участие в мероприятии от Красноярской епархии в качестве эксперта принял член Общественной палаты Красноярского края, директор Архиерейского образовательного центра Красноярской епархии и руководитель лаборатории «Организация и методика формирования духовно-нравственной культуры» КК ИПК и ППРО Андрей Бардаков.

Андрей Васильевич выступил на пленарном заседании — ключевом мероприятии Форума — с докладом, посвященном духовному миру ребенка.

— Сейчас наши дети не ложатся спать голодными, но духовный мир ребенка остается заброшенным, и это, что особенно страшно, может длиться годами. Потому что не было должного внимания. Родителям нужно присутствовать в духовном мире ребенка, понимать, что он есть, и пока он не наполнен — ребенок сам будет наполнять его всем, что предложит ему окружающий мир. Если мы сами не предложим это наполнение — мы можем быть неприятно удивлены тем, что станет с ребенком в будущем, — сказал директор АОЦ.

На пленарном заседании также выступили директор Красноярского института развития духовно-нравственной культуры Елена Пригодич, региональный координатор красноярского отделения Российского движения школьников Евгений Свиридов и директор красноярской гимназии № 7 Люция Литвинцева.

Также в Винтажном зале Дворца Труда расположилось выставочно-консультационное пространство различных учреждения края, связанных с темой формирования безопасной среды для детей и подростков в Красноярском крае.

Организаторами мероприятия выступили: Агентство молодежной политики и реализации программ общественного развития Красноярского края, Краевой Центр поддержки общественных инициатив, Краевое государственное автономное учреждение «Краевой дворец молодежи».

Православная неделя с 9 по 15 сентября: Усекновение главы Иоанна Предтечи, преподобный Иов Почаевский и церковное новолетие

Сайт kerpc.ru знакомит читателей с предстоящими праздниками Православной Церкви. С 9 по 15 сентября в 2019 году — тринадцатая седмица (неделя) по Пятидесятнице.

10 сентября. День обретения мощей преподобного Иова, игумена Почаевского

Преподобный Иов, игумен Почаевский, чудотворец (в миру Иван Железо), родился в середине ХVI века в Покутье в Галиции. В возрасте 10 лет он пришел в Преображенский Угорницкий монастырь, а на 12-м году жизни принял монашество. С юности преподобный Иов был известен величайшим благочестием, строгой подвижнической жизнью и рано был удостоен священнического сана. Около 1580 года, по просьбе известного поборника православия князя Константина Острожского, он возглавил Крестовоздвиженский монастырь близ города Дубно и управлял монастырем более 20 лет в обстановке нараставших гонений на православие со стороны католиков и униатов. В начале ХVII века преподобный удалился на Почаевскую гору и поселился в пещере неподалеку от древней Успенской обители, славной своей чудотворной Почаевской иконой Божией Матери. Братия обители, полюбив святого отшельника, избрали его своим игуменом. Преподобный Иов, ревностно исполняя должность настоятеля, был кроток и ласков с братьями, сам много работал, сажал в саду деревья, укреплял плотины близ монастыря. Принимая деятельное участие в защите православия и русской народности, преподобный Иов присутствовал на Киевском Соборе 1628 года, созванном против унии. После 1642 года преподобный Иов принял великую схиму с именем Иоанн. Иногда он полностью затворялся в пещере на три дня или на целую неделю. Иисусова молитва была непрестанным деланием его кроткого сердца. По свидетельству ученика и составителя жития преподобного Иова Досифея, однажды во время молитвы преподобного пещеру осиял небесный свет. Скончался преподобный Иов в 1651 году, прожив более 100 лет, после пятидесятилетнего управления Почаевской обителью. 28 августа 1659 года совершилось прославление преподобного Иова.

28 августа 1833 года мощи преподобного Иова были торжественно открыты для всеобщего поклонения. В 1902 году Святейший Синод определил в этот день обносить святые мощи преподобного Иова вокруг Успенского собора Почаевской Лавры после Божественной литургии.

11 сентября. Праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи 

О мученической кончине Предтечи Господня в 32 году по Рождестве Христовом повествуют Евангелия от Матфея (Мф. 14:1–12) и Марка (Мк. 6:14–29). Однако Священное предание Апостольской Церкви сохранило некоторые подробности этих событий, происходивших незадолго до Распятия и Воскресения Христова.

После смерти Ирода Великого римляне разделили территорию Палестины на четыре части и в каждой части поставили правителем своего ставленника. Ирод Антипа получил от императора Августа в управление Галилею. У него была законная жена, дочь аравийского царя Арефы. Ирод оставил ее и сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата. Пророк Иоанн неоднократно обличал его, но царь не посмел причинить ему зла, так как почитал Иоанна Крестителя как пророка и боялся народного гнева. Все же святой Иоанн Креститель был посажен в темницу царем Иродом (Лк.3:19–20).

В день своего рождения Ирод устроил богатый пир, на котором перед гостями плясала Саломея, дочь Иродиады. Она так угодила этим Ироду, что он поклялся перед гостями дать ей все, чего бы она ни попросила. Саломия пошла к матери за советом. Иродиада научила дочь просить голову святого Иоанна Крестителя. Ирод опечалился: он боялся гнева Божиего за убийство пророка, но не мог нарушить неосторожной клятвы.

Иоанну Крестителю отрубили голову и отдали Саломее. По преданию, голова продолжала обличать Ирода и Иродиаду. Неистовая Иродиада исколола язык пророка булавкой и закопала голову в нечистом месте. Но Иоанна, жена царского домоправителя Хузы, тайно взяла святую главу, положила в сосуд и погребла ее на Елеонской горе, в одном из поместий Ирода. Тело святого Иоанна Крестителя взяли его ученики и погребли его.

Через много лет после казни Иоанна Крестителя, когда земля, в которой покоился сосуд со святою главой Предтечи, перешла в собственность благочестивому вельможе Иннокентию, этот сосуд был обретен при строительстве церкви. Иннокентий узнал о величии святыни по бывшим при этом чудесам и знамениям. Но перед своей кончиной, боясь как бы святыня не была поругана иноверцами, он снова скрыл ее в том же месте.

Прошло много лет, церковь, построенная Иннокентием, пришла в запустение. Во время правления императора Константина Великого двум инокам, пришедшим на поклонение в Иерусалим, дважды явился святой Иоанн Креститель и указал место нахождения своей честной главы. Откопав святыню, иноки положили ее в мешок из верблюжьей шерсти и отправились домой, но по дороге встретили незнакомого горшечника, которому доверили нести драгоценную ношу. Тогда горшечнику явился сам Предтеча и велел бежать от нерадивых иноков вместе с ношей. В семье горшечника честная глава хранилась и передавалась из поколения в поколение в запечатанном сосуде, пока ею не завладел священник Евстафий, зараженный ересью арианства. Пользуясь чудодейственной силой, исходившей от главы, он совратил множество людей в ересь. Когда же его кощунство открылось, он бежал, закопав святыню в пещере близ Емессы, надеясь впоследствии снова забрать ее. Но Бог этого не допустил. В пещере поселились благочестивые иноки, и возник монастырь.

В 452 году архимандриту монастыря Маркеллу святой Иоанн указал в видении место сокрытия своей главы, и она была вновь обретена. Святыню перенесли в Емессу, а затем в Константинополь. Праздник первого и второго чудесного обретения главы Иоанна Крестителя отмечается Церковью 8 марта (24 февраля ст. ст.).

Около 850 года главу Иоанна Крестителя во время волнений, связанных со ссылкой Иоанна Златоуста, перенесли из Константинополя в город Емессу, а затем в начале IX века в Команы, где прятали в период иконоборческих гонений. После восстановления иконопочитания на Константинопольском соборе в 842 году, по преданию, патриарх Игнатий во время ночной молитвы получил указание о местонахождении святыни. По приказанию императора Михаила III в Команы было направлено посольство, которое около 850 года обрело главу Иоанна Предтечи в указанном патриархом месте. После этого глава была перенесена в Константинополь и была положена в придворной церкви; часть ее хранится на Афоне. Праздник третьего обретения главы святого Иоанна Предтечи — 7 июня (25 мая ст. ст.).

В память усекновения главы святого Иоанна Крестителя Церковью установлен праздник и строгий пост, как выражение скорби христиан о насильственной смерти великого Пророка.

14 сентября. Начало индикта – церковное новолетие

Без сомнения, все хорошо знают, что мы празднуем Новый год в январе, причём, дважды, и наша высокая логика недоступна рациональным иноземцам, не могущим понять, как это «новый» год может быть одновременно и «старым»? Но, оказывается, тот январский Новый год – петровское новшество, а сегодняшняя дата имеет у нас давнюю и почтенную традицию. Не случайно в некоторых храмах молебен на начало учения повторяется и 14 сентября, потому что в церковном календаре — ещё только 1-е сентября. Действительно, здесь мы читаем: «Начало индикта – церковное новолетие». Исходя из заголовка, можно предположить, что точка отсчёта этого сугубо церковного Нового года связана с неким таинственным «инди́ктом». Что же это такое?

Индикт — это порядковый номер года внутри регулярно повторяющегося пятнадцатилетнего промежутка времени (так называемого «индиктио́на»), от одной инди́кции (переписи) к другой. Сами индиктионные циклы не нумеруются, но используются для соотнесения с другой системой датирования.

Первоначально «инди́кция» (лат. indictio – «провозглашение») — это объявление обязательных поставок съестных припасов правительству. Происхождение индикционного цикла остается неясным (возможно, египетского происхождения), но уже при императоре-гонителе Диоклетиане (284–305), кардинально реформировавшем систему правления, каждые 15 лет в Римской империи производилась переоценка имущества для установления величины взимаемого налога. Необходимость для населения знать налоговый год и привела к исчислению годов по индиктам. Официально этот счет времени ввел святой равноапостольный император Константин Великий (в 312/3 г.). Сначала индикт начинался с 23 сентября — даты рождения первого римского императора Октавиана Августа, но в 462 году из практических соображений начало года перенесли на 1 сентября. Датировка годов по индиктам стала обязательной с 537 года, получив широкое распространение в гражданском и церковном делопроизводстве. Она использовалась Верховным трибуналом Священной Римской империи вплоть до её распада в 1806 году и до сих пор употребляется в некоторых календарных системах. Для прикладной хронологии датировки по индиктам имеют огромное значение. «Среди хаоса средневековых датировок эти были по крайней мере устойчивыми».

В современном русском православном календаре под 1/14 сентября значится «Начало индикта — церковное новолетие», отмечаемое в храмах благодарственным молебном. Этот Новый год (так называемый «сентябрьский стиль») — вместе с эрой от Сотворения мира, «апо́ ту ко́сму, апо́ ту Адам» — был одновременно и государственным в России до 1700 года. Следует помнить, что этот Церковный Новый год по юлианскому календарю приходится на 14 сентября по григорианскому только в XX–XXI веках (в XIX веке он приходился на 13 сентября, а с 2100 года будет приходиться на 15 сентября, и т. д.).

«Корни и крона». Константин Скопцов

В этом выпуске «Корни и крона» – Константин Михайлович Скопцов, – наверное, самый известный в Красноярском крае собиратель песенного фольклора и устного народного творчества.

Проект осуществляется при поддержке грантового конкурса «Православная инициатива».

Кирилло-Мефодиевский приход поселка Элита собирает пожертвования на ремонт

В приходе начат срочный сбор средств на ремонт пристройки к основному зданию церкви.

— Есть необходимость попросить у вас помощи. Нам срочно, в течение 3–4 дней нужны на пристройку в храм (разобрали крыльцо, делаем большой теплый притвор) стройматериалы. Мой телефон: 8(908)325-36-12. Он привязан к карте Сбербанка, — пишет настоятель Кирилло-Мефодиевского храма поселка Элита и храма-часовни Феодора Томского при торговом проспекте «МЕГА» города Красноярска протоиерей Георгий Козгов на своей странице в социальной сети «ВКонтакте».

«Православное слово Сибири»: Христианский взгляд на феминизм, рассказ о священномученике-казаке и юбилей уникального в своем роде канского храма

По благословению митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеимона вышел в свет выпуск № 9 [213] газеты «Православное слово Сибири» — официального печатного издания Красноярской митрополии.

Читателю предложены материалы на самые разные темы. Так, открывает новый номер статья «Антихристианское явление с христианскими корнями», посвященная злободневной для нашего времени проблеме феминизма. Автор разбирает историю этого явления, его внутренние противоречия и слабости и пытается дать ему однозначную оценку с христианской точки зрения.

По традиции, вниманием редакции охвачены и значимые памятные даты из истории Православия в Енисейской Сибири. Так, в этом году исполняется ровно 55 лет уникальному в своем роде Спасскому храму в Канске: его в 1964 году, на пике хрущевских гонений на Церковь, построили местные верующие. О том, как им это удалось, можно узнать из заметки «Новое чудо света».

Серию статей, посвященных 100-летию новомученичества на Красноярской земле (в рамках проекта «Этапами веры» — победителя международного открытого грантового конкурса «Православная инициатива») продолжил материал «Сила веры казачьей души», посвященный памяти священномученика Михаила (Каргополова; +1919), одного из святых собора Красноярской митрополии, трагически погибшего в годы Гражданской войны.

А в рамках реализации другого проекта-победителя «Православной инициативы» — «Корни и крона» — в свет вышло интервью с директором Красноярского института развития духовно-нравственной культуры — заслуженным педагогом Красноярского края Еленой Пригодич. Елена Григорьевна поделилась своим взглядом на соотношение «светского» и «духовного» в образовании, значение православных ценностей для образовательного процесса, правильный рассказ о религии в школах.

Также в номере — рассказ о православных праздниках сентября, материалы о паломнических поездках в Иркутск и Енисейск, актуальные новости епархий, образующих Красноярскую митрополию.

Педагоги ачинской православной гимназии обсудили новации в учебном процессе

2 сентября в начальной православной гимназии Преображения Господня состоялся педагогический совет.

Под председательством директора Светланы Фроловой педагоги подвели итоги прошлого учебного года и наметили планы на начавшийся: в частности, обсудили новации в образовательном процессе. По окончании встречи Светлана Евгеньевна пожелала сотрудникам помощи Божией и новых успехов в работе, — сообщает сайт Преображенской гимназии.

Добавим, что образовательная организация в 2020 году встретит свой 20-летний юбилей.

До 27 октября. Выставка старинных икон в музее им. В.И. Сурикова

5 сентября в Красноярском художественном музее им. В.И. Сурикова (ул. Парижской коммуны, 20) состоится торжественное открытие выставки «Красота сотворенная».

Творческое событие приурочено к празднованию 400-летия города Енисейска — исторической столицы и духовного центра Енисейской Сибири.

Посетителям предложат большую коллекцию иконописи, графику, редкие рукописные и печатные богослужебные книги, медные и серебряные оклады, уникальные фотографии восстановленных храмов и многое другое.

Всего на выставке будет представлено более 150 экспонатов из фондов нескольких учреждений культуры Красноярского края и Новосибирской области. Предметы распределят по четырем тематическим экспозициям:

— Приенисейская и сибирская иконопись XVIII – XIX вв;

— Старообрядческое искусство в Сибири;

— Иконы из различных иконописных центров России XVIII – начала XX вв;

— Иконы современных красноярских художников-иконописцев.

Справки и запись на экскурсии по телефону: (+7 391) 212-22-50.

Предстоятель: Социальное служение — «визитная карточка» Церкви для светского общества

4 сентября в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла началось заседание Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.

Важнейшим пунктом повестки стало обсуждение проекта документа «Организация социального служения в епархии». Это Предстоятель Русской Православной Церкви выделил в своем вступительном слове:

— Сознание людей очень прагматично, и нередко звучит вопрос: «А какая от Церкви польза?» Если мы отвечаем «молитва», «таинства», то это понятно для определенной части людей воцерковленных, но невоцерковленные такой ответ не воспринимают. Если же мы говорим о социальной деятельности, то всем все становится понятно и ясно. Поэтому социальная деятельность является в каком-то смысле визитной карточкой Церкви в глазах светского, в значительной мере невоцерковленного общества.

Развивая мысль, Его Святейшество добавил:

— Социальное служение на всех уровнях — от епархии до прихода — должно удовлетворять высоким стандартам и ориентироваться не на красивую отчетность, не на показуху, а на подлинные результаты, которые хорошо видны, которые можно проверить и оценить.

В качестве таких примеров Святейший Патриарх Кирилл привел церковные проекты «Ангар спасения» и «Автобус милосердия». Предстоятель также подчеркнул:

— Необходимо как можно активнее привлекать к социальным проектам общественные организации и, конечно, местных жителей. Мы знаем примеры, когда неверующий человек начинал помогать, через приходскую социальную работу, воспитанникам монастырских приютов, пациентам больниц и постепенно начинал осознавать важность всего того, что Церковь делает, а вместе с этим осознанием делал первые шаги на пути воцерковления. <…> Поэтому социальное служение — это и есть наше свидетельство о Христе, которое мы совершаем, помогая людям, неся людям добро.

Вместе с тем, Его Святейшество признал важным и широкое освещение социального служения через средства массовой информации: «Люди должны узнавать о том, что совершает Церковь, с тем чтобы максимально включиться в эту работу, в том числе привнося свой материальный вклад. Поэтому широкое освещение в СМИ нашей социальной деятельности ни в коем случае нельзя воспринимать как некий пиар».

Затем Святейший Патриарх Кирилл вручил церковные награды.

Во внимание к усердным архипастырским трудам и в связи с 70-летием со дня рождения митрополиту Калужскому и Боровскому Клименту, председателю Издательского Совета Русской Православной Церкви, была вручена Патриаршая грамота.

Со словами благодарности за труды Святейший Патриарх Кирилл также вручил владыке Клименту образ святителя Николая.

Во внимание к усердным многолетним трудам на благо Святой Церкви и в связи с 40-летием служения в сане пресвитера протоиерею Димитрию Смирнову, председателю Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, была вручена Патриаршая грамота.

1 сентября — 1 декабря. Прием работ на литературный конкурс среди школьников «Лето Господне»

1 сентября начался прием заявок на заочный этап шестого сезона Международного детско-юношеского конкурса среди учащихся 6–12 классов «Лето Господне» имени И.С. Шмелева.

Подать работу можно на сайте конкурса в разделе «Заявка на участие». Чтобы стать участником, достаточно заполнить анкету и прикрепить творческую работу в электронном виде. Требования к оформлению работ подробно изложены в положении о конкурсе.

В ходе первого этапа будет осуществляться прием творческих работ по пяти основным направлениям:

— Священное Евангелие и русская литература;

— «И дух смирения, терпения, любви и целомудрия мне в сердце оживи…» К 220-летию со дня рождения А.С. Пушкина;

— «Одна на всех, мы за ценой не постоим». К 75-летию Великой Победы. Тема подвига в произведениях о Великой Отечественной войне;

— «Пути небесные». К 70-летию преставления Ивана Сергеевича Шмелева;

— «Дорога к Небу». К 10-летию Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Творчество лауреатов и номинантов.

На второй, очный этап, который пройдет в дни весенних школьных каникул 2020 года, в Москву будут приглашены авторы работ, набравших наибольшее количество баллов, — сообщает сайт конкурса.

Участники конкурса, педагоги и родители могут ознакомиться с лучшими творческими работами победителей предыдущих сезонов, представленными на главной странице обновленного сайта конкурса, а также вступить в тематические группы в социальных сетях «ВКонтакте» и «Facebook».