Последние публикации

Архипастырь — волонтерам: Истинное добро может твориться только по велению сердца

11 октября в МВДЦ «Сибирь» состоялось открытие VI Методического фестиваля патриотических практик в рамках деловой программы III Российского патриотического фестиваля. Тема мероприятия в этом году: «Развитие движения „Волонтеры культуры“ нацпроекта „Культура“».

На бриф-сессии «Движение „Добровольцы (волонтеры) культуры“. Возможности и перспективы» перед участниками фестиваля выступил Глава Красноярской митрополии, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон.

Владыка рассказал о перспективах взаимодействия Русской Православной Церкви и движения «Волонтеры культуры» в целях сохранения культурно-исторического наследия Красноярского края.

— Истинное добро может твориться только по велению сердца: без ожидания награды, славы и похвальбы. Волонтерство в области культуры — это не что иное, как погружение участников этого движения в историю своего народа. И все те достижения культуры нашей страны, которых мы достигли за тысячу лет своей истории, необходимо оберегать, помнить и приумножать, — отметил митрополит.

В мероприятии приняли участие руководители и специалисты сферы культуры, молодежной политики, СОНКО, волонтеры Универсиады, ВУЗы гуманитарного профиля.

Добавим, что Главу Красноярской митрополии сопровождали исполняющий обязанности секретаря Красноярской епархии, благочинный церквей Левобережного городского округа Красноярска, наместник красноярского Успенского мужского монастыря игумен Иннокентий (Нилов) и руководитель епархиальной пресс-службы и службы протокола Андрей Скворцов.

Кремация. Православный взгляд

Отец Василий служит в Красноярске недавно, и начал с просветительских библейских лекций. Фото: из личного архива Василия Вершинского
Татьяна Аронова

Изучая Библию, человек может найти ответы на все свои вопросы. Надо только уметь видеть ответ. Этому и учатся красноярские прихожане в храме Новомучеников и исповедников Церкви Русской вместе со штатным священником храма иереем Василием Вершинским.

Отец Василий, почему вы решили сделать цикл библейских лекций? Вы служите в Красноярске недавно, и ваши первые шаги – просветительские. С чем это связано?

— Священное Писание — это Слово Божье обращенное к каждому человеку. Вседержитель Господь разговаривает с человеком и способен ему помогать. Библия — уникальная книга, почитаемая многими поколениями людей. Неслучайно она издается огромными тиражами, 500 миллионов издано только в 2016 году. Библия претерпела множество гонений, еще Вольтер говорил, что Библии и веры не будет. Но все это есть и будет всегда. Человек не поменялся, у него одни и те же страсти, грехи, соблазны и Библия актуальна во все времена.

Отец Василий и владыка Пантелеймон во время богослужения. Фото: из личного архива Василия Вершинского

Слово Божье — самая важная книга. Но когда люди начинают читать Библию, они сталкиваются с массой вопросов. И приходят с ними в храм. Потому и возникла идея систематично, по порядку, читать Библию, изучать Священное Писание. Оно очень тесно связано с современностью, здесь есть ответы на все вопросы последнего времени: как относиться к экстракорпоральному оплодотворению, суррогатному материнству, кремации. Конечно, об этом не говорится напрямую. Но есть принципы и истины, на основании которых мы можем найти ответы на эти вопросы. Библию мы изучаем каждую неделю по субботам. Занятие длится с 16 до 17 часов, потом богослужение.

— Каков формат ваших встреч? Это лекция, беседа?

— Берется одна глава, и на основании текста говорим о современности. Можно задавать вопросы, если что-то непонятно. А в Библии действительно много мест, которые сложно понять. Приведу один пример. Там сказано, что «Если правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну». Известны случаи из средневекового времени, когда люди так и делали, буквально вырывали глаз, отрубали руки – это исторический факт. На самом деле, это означает, что если рядом с вами находится человек, который оказывает дурное влияние, искушает, толкает на грех, нужно с ним расстаться.

Очень важно знать контекст Библии. Текст сложен для восприятия еще и потому, что современные люди не знают о событиях того времени. Библию писали 1600 лет. В Ветхом Завете, в книге Руфь описано, что при передаче земли другому хозяину вместе с ней передавался и сапог прежнего владельца. Казалось бы, зачем и что это значит? На самом деле, в то время не было письменных документов, передача сапог означала передачу права собственности. Особенность наших чтений в том, что мы изучаем Библию каноническим способом, мы ничего не придумываем. Дело в том, что у Библии много интерпретаторов, они были и в прошлом, есть и сейчас. Но есть принцип «согласия отцов», мы используем только труды святых – это святитель Иоанн Златоуст, Амфилохий Иконийский, Василий Великий, Григорий Богослов, Кирилл Александрийский – их много. Они посвятили всю свою жизнь спасению и изучению Священного Писания.

Во время библейских лекций вы читаете главы из Библии, но одна из тем звучит так: «Кремация. Православный взгляд».

— Библия никогда не рассматривалась вне жизни человека, она отвечает на все вопросы, и вопрос кремации один из них. Людей это беспокоит, они часто обращаются с вопросами, можно ли кремировать усопшего родственника, как церковь к этому относится. Поэтому и возникла необходимость разобраться с этой проблемой. Человек должен знать простые истины. То, что кремация – это не позволительная практика с христианской точки зрения.

— И какой ответ вы даете людям?

— Сначала необходимо узнать мотив, по которому люди принимают решение о кремации. Возможно, так складываются обстоятельства. Когда я служил в Шушенском, где много переселенцев из Норильска, они говорили о том, что в Заполярье из-за вечной мерзлоты очень сложно предать тело земле, к тому же многие не планируют долго жить в Норильске, собираются переезжать в более благоприятные для жизни регионы и не хотят оставлять могилы своих близких заброшенными. Но если нет таких острых вопросов, мы отвечаем, что лучше придерживаться традиционного способа погребения, предания тела земле. Когда некоторые говорят, что традиционные похороны — это дорого, на самом деле, это не причина. Можно взять кредит (мы же часто берем кредиты для покупки машины, для отпуска), и Господь даст возможность заработать и рассчитаться, и выполнить последнюю волю усопшего, и проявить любовь.

— А если усопший при жизни сам высказывал желание быть кремированным?

— Эта ситуация вне поля темы отношения церкви к кремации. В таком случае, встает вопрос о православии усопшего и степени его веры. По настоящему верующему человеку в голову не придет мысль завещать кремировать себя, и тем самым поступить вопреки воле Божией.

— Но если мы посмотрим на погребение с точки зрения состояния кладбищ, разве это христианское отношение? Кладбища заросли бурьяном и мусором, они неухоженные, заброшенные, и возникает вопрос, а не лучше ли кремация?

— Наше отношение к могилам наших предков и родственников — это другая история, кремация здесь ни при чем. Если похороны становятся проблемой, можно пойти по пути наименьшего сопротивления и предать тело огню. В пользу этого звучит еще один аргумент: надо освободить землю для живых, не надо занимать ее кладбищами. Но это неправильно. Это не библейский взгляд. Библия учит нас любить другого человека, и эта любовь не только к живым, но и к усопшим. Усопший остается человеком, и мы должны об этом помнить. Если эта любовь есть, нужно избежать кремации. Господь определил традиционный способ захоронения: «ты — земля и в землю отыдешь» (кн. Бытие). Православный человек должен смиренно следовать справедливому божественному определению земной участи человека. Здесь дело даже не в усопших, а в нашем отношении к ним. Я как священник часто слышу от людей на исповеди сожаление о том, что они не смогли избежать кремации своих близких, а потом их мучает совесть. Исправить эту ошибку уже нельзя.

Христианская вера рассматривает тело и душу человека равно достойными. Они таинственно сохраняют связь друг с другом и после смерти. На основании этого православная традиция и защищает практику почитания мощей святых. Именно поэтому кремация неприемлема для христианина, она отвергает святость и достоинство тела.

Есть определенные правила христианского погребения, о них мы будем говорить на предстоящей встрече 5 октября.

— А что входит в христианский обычай погребения?

— В первую очередь близкие должны позаботиться о том, чтобы за усопшего в течение хотя бы трех дней возносилась усердная молитва. На самом деле, душа усопшего нуждается в молитве всегда, особенно до сорокового дня. В идеале нужно привезти усопшего в храм на отпевание. Существует благочестивый обычай оставлять тело покойного на ночь в храме накануне погребения и совершать молитву в виде чтения кафизм у гроба. Как правило, все остальные заботы на себя берут ритуальные службы.

— Как выразить соболезнование людям, потерявшим близких? У многих нет слов.

— Это очень сложно сделать, это наука из наук. Из своего маленького опыта могу сказать, что лучше всего дать скорбящему выплакаться и выслушать его. Нужно побыть с ним рядом и помолчать. Единственное, что нужно человеку в этот момент — это молитва с надеждой на Промысл Божий.

Расхожие фразы, что жизнь продолжается, Бог забирает лучших, ему на небесах хорошо, Бог дал и Бог взял — они не помогают. Когда рядом мама, похоронившая единственного ребенка, я не могу это говорить, стараюсь избегать формализма в общении с людьми. Прочитал много книг на эту тему, а когда вижу конкретного человека, язык немеет, сказать нечего и остается молчать. Надежда только на то, что время лечит, Бог уврачует. Это действительно так. Когда человек сталкивается с большой проблемой, она кажется огромной, потом проходит время, он смотрит на нее другими глазами и находит для себя выходы. В Священном Писании так и сказано: в конце всех времен Господь отрет слезу каждого человека, и никто не задаст никаких вопросов.

— Перед встречей с Вами посмотрела сайт ближайшего к Красноярску новосибирского крематория. Там работает Парк памяти и музей погребальной культуры с продажей, на мой взгляд, сомнительных сувениров, например, в виде гробиков с сердечками. В этом скорбном месте проходят конкурсы чтецов, концерты, выставки — крематорий живет насыщенной жизнью. Но там есть и отпевание. Как все это соотносится между собой?

— Думаю, это искажение той христианской традиции, о которой мы сегодня говорим. Смерть — это тайна, перед которой заканчиваются и радость, и увеселение, они неуместны. Развеивание праха в космосе или над Ниагарским водопадом — это все очень далеко от христианского погребения. Это вызов Создателю. У Него свои планы на каждого человека, и человек должен быть послушен Воле Божьей. И самое последнее, что может удержать человека от греха — страх смерти. Его невозможно обрядить в радость и смех.

— После смерти близкого человека почти все совершают некие действия, назову некоторые из них: завешивают зеркала в доме, где есть покойник; на поминках ставят для усопшего рюмку водки и хлеб; произносят фразу: «Да будет тебе земля пухом»; рассыпают по могиле хлебные крошки. Насколько это имеет отношение в православному обряду погребения?

— Со смертью связано особенно много тайн и суеверий. Все это не имеет отношения к христианству, это языческие и даже оккультные обряды, их нужно избегать. Таких традиций очень много, с ними сложно бороться даже священнику. Когда приезжаешь в дом, где есть покойник, не время говорить об этом, время совершать молитву, отпевать. Если в дом пришло горе, лучше всего советоваться со священником, что можно сделать, что нельзя.

Чаще всего, люди даже не понимают, зачем они это делают. Для чего завешивают зеркала? Я спрашивал, и мне отвечали: чтобы покойника в зеркале не видеть, чтобы не восстал из мертвых, чтобы в доме не повторился покойник. Все это отвлекает от молитвы. И, самое главное, — судьба человека не зависит от того, закрыл он окно или нет, завесил зеркало или нет. То, что с человеком происходит в повседневности, никак не связано с Промыслом Божьим, его никто не знает.

Цикл библейских лекций штатного священника храма иерей Василия Вершинского:

12 октября — «Женитьба Исаака» (Бытие, 24 глава);

19 октября — «Исаак. Рождение Исава и Иакова» (Бытие, 25 глава);

26 октября — «Испытание Исаака в земле Герар» (Бытие, 26 глава).

Храм Новомучеников и исповедников Церкви Русской (ул. Академгородок, 50г). Начало всех лекций в 16.00. Вход свободный.

Евангельские истины Андрея Поздеева

Юрий Пасхальский

«Художник как личность более ин­дивидуален. Он позволяет себе то, что другие люди, может быть, и не позволя­ют. Но на нём лежит большая обязан­ность: отдавать себя, каков он есть».

А.Г. Поздеев

 

Чудаковатый старичок с зонтиком — та­ким многие красноярцы представля­ют художника Андрея Поздеева. Есть люди, которым его картины кажутся чем-то непонятным, или даже пугающим. Другие, глядя на абстракции с усмешкой за­являют: «Я и сам бы так мог!».

Но немало и тех, кто называет Андрея Геннадиевича «солнечным художником», произведения которого приносят успокоение и тихую радость. В своих поздних работах Андрей Поздеев оставил потомкам перепле­тение знаков, форм и символов. Люди видят в них тайный, духовный мир, который мастер красками переносил на холст.

Особенно примечателен своим симво­лизмом его Библейский цикл. Мы привыкли видеть образы из Священного Писания на канонических иконах, в мозаиках и фресках. Вполне понятна и даже привычна западня религиозная живопись Возрождения и по­следующих эпох, вплоть до русских Михаила Нестерова и Николая Ге. Но модернистские приемы в работе с религиозной тематикой и сегодня не часто находят отклик у право­славного человека.

Мы готовы принимать условности иконо­писи, диспропорции и обратную перспекти­ву, но отдаляясь от канонического искусства в область религиозной живописи, непремен­но требуем реализм. Андрей Поздеев творил, выражая в красках, самые сокровенные свои чувства, которые невозможно было передать речью. И то, что мы видим на картинах его Библейского цикла — глубинные религиоз­ные переживания художника.

Первые картины с Евангельскими моти­вами появились еще в начале восьмидесятых, в эпоху господствующего атеизма. О гряду­щей «перестройке» никто еще не догадывал­ся. О гласности и свободе совести тогда можно было только мечтать. Но уже в пятидесятые провинциальный художник мог позволить себе то, что немыслимо было и для деятелей столичного андеграунда. Работы Поздеева не были политическими художественными акциями. Начальство их просто не замечало. А многие современники не понимали его, даже высмеивали, не видя свободы внутрен­них поисков автора.

В своей мастерской он мог работать сутка­ми, отвлекаясь только на обед и сон. На кро­хотных листах бумаги и огромных холстах вырастали удивительные, солнечные миры. Все что было вне этого — второстепенно. До самых последних часов своей жизни он рабо­тал над картинами. Последнюю — уже не смог подписать ослабшей рукой.

Творчество художника можно разделить на несколько периодов. По его работам про­слеживается путь самопознания Андрея Поздеева, его стремление к совершенству. От раннего реализма — к импрессионизму, затем к символам и абстракции. Гармония гео­метрических фигур и небрежные линии. Так красноярский художник стремился постичь мироздание.

В одном из интервью Андрей Геннадие­вич вспоминает, как в трехлетнем возрасте он сидел на траве среди цветов и, подняв глаза в высокое синее небо, плакал. Плакал не от не­кой обиды, а от восторженности этим миром. Чувство сопричастности Творцу и всему живо­му до конца жизни осталось с художником.

До последних дней земной жизни, Андрей Поздеев будет искать в красках ответы на му­чившие его вопросы. И однажды скажет, что яркие холсты — это его молитва. И эти уди­вительные библейские образы не похожи ни на что, из отечественного искусства его вре­мени.

Будучи православным христианином, Андрей Геннадиевич мечтал, что однажды картины его Евангельского цикла можно бу­дет превратить в серию фресок для часовни. И сегодня еще это кажется невероятным. Но нельзя отрицать, что особая, таинственная жизнь его красочных образов дает каждому возможность прикоснуться к другой, неося­заемой стороне реальности.

В картинах, представленных в данном материале, сокрыто множество символов. От троичности Божества, до представления о нерушимости Церкви и проповеднического семени христианства. В реальности их раз­мер исчисляется метрами. Художник вложил в них множественные оптические эффекты, так что картины буквально меняют цвет, пульсируют, геометрические фигуры транс­формируются. К сожалению, в печатном ва­рианте добиться этой важной визуальной составляющей невозможно. Но разгадать символику библейских сюжетов может каж­дый. Во всяком случае, попробовать.

Проект «Корни и крона» осу­ществляется при поддержке Международного грантово­го конкурса «Православная инициатива 2018-2019»

Татьяна Ваганова, директор «Му­зея доброго человека» школы  69 г. Красноярска:

—     Многие годы карти­ны Андрея Геннадьевича не брали на выставки. Его работы не закупались, он не работал с заказами. А что это может значить для художника? Совершен­ное безденежье. И это не­смотря на поддержку Сою­за художников. В его жизни никогда не было роскоши. Почти все деньги он тра­тил на краски. Работы Андрея Поздеева — это движение души, веление сердца показать своими глазами, как он понимает универсум, мироздание. И его мир был наполнен радостью, которой он хо­тел поделиться со всеми.

Валерия Гурьянова, директор фонда Андрея Поздеева:

—      Я много раз виде­ла, как в мастерскую к Андрею Геннадьевичу приходили люди, чтобы поделиться своими пере­живаниями, открывали ему душу. Очень справед­ливый и чуткий человек, для многих он был мери­лом совести. Всю свою жизнь он сохранял яркое, солнечное видение мира. Андрей Поздеев готов был терпеть нужду и го­лод ради искусства. Он был свободен не только от власти, но и от пу­блики, потому что са­мая страшная несвобо­да — это зависимость от денег, когда художник пишет и думает, купят у него картину или не ку­пят. Он смотрел на окру­жающую реальность гла­зами ребенка, но писал он как мастер. Так мог делать только Андрей Поздеев.

Сергей Щеглов, консультант Управ­ления общественных связей Губернатора Красноярского края:

—     Когда я впервые уви­дел Андрея Геннадьевича, ему было семьдесят лет. Он сразу показался мне очень простым и откры­тым в общении челове­ком. Некоторым даже ка­залось это некой детской наивностью. Но за непо­средственностью был отчетливо виден живой и острый ум. Я и сегодня не перестаю удивляться тому жизнелюбию, кото­рым он просто светил­ся. В свои семьдесят он стремился к саморазви­тию, постигая все новые художественные приемы. За всем эти стояла глу­бокая и светлая вера.

«Да обратит Господь их к истинному познанию веры»: священномученик Амфилохий (Скворцов), епископ Красноярский

Роман Бобров

1 октября (18 сентября по старому стилю) Церковь празд­нует память священномуче- ника Амфилохия (Скворцова), епископа Красноярского. Этот святой из Собора святых Крас­ноярской митрополии оказался на острие борьбы с обновлен­чеством, а когда новая власть перешла к более решительным действиям против Церкви — столкнулся со всей жестко­стью советской репрессивной машины. О подвиге владыки Амфилохия — в новом выпу­ске проекта «Этапами веры».

Скворцов Александр Яков­левич родился 17 февраля 1885 года в селе Норваш Цивльского уезда Казанской губернии, в семье псаломщика. Обучался в Казанской духовной семинарии, а затем и академии, на миссионерском отделении, и даже был рекомендован для за­мещения некоторых кафедр. Уже в годы учебы началось служение будущего святого: в 1907 году он был пострижен в монашество, в 1908 — возведен в сан иероди­акона, еще через год, на третьем курсе обучения, отправился в кал­мыцкую степь для изучения язы­ка и деятельности местной право­славной миссии. В 1910 году он был рукоположен в сан иеромона­ха и стал кандидатом богословия.

Жизнь отца Амфилохия до революции протекала в русле научной и миссионерской дея­тельности. Он в совершенстве изучил калмыцкий язык, стал великолепным проповедником, которому чаще других доверяли проповедовать после богослуже­ний в кафедральном соборе Ка­зани, принимал активное участие в миссионерских слетах, работал над созданием калмыцкой миссии и переводческой комиссии, про­вел два года в Монголии и Забай­калье для изучения ламаизма…

Все это рухнуло после Ок­тябрьского переворота. Пони­мая невозможность продолжать свою научную и миссионерскую деятельность, отец Амфилохий в 1918 году уехал в красноярский Успенский мужской монастырь. Но и Красноярск в годы Граж­данской войны не был достаточно тихим и уединенным местом для молитвы о судьбе Родины, и вско­ре вместе с пятью монахами он создаст скит на берегу озера Тиберкуль в Минусинском уезде, где и будет подвизаться до назначе­ния в село Белый Яр того же уезда в 1921 году.

А уже в 1922 году будущему святому пришлось столкнуться с обновленчеством — к «живой церкви» присоединился епископ Красноярский и Енисейский Зосима (Сидоровский). Он предло­жил самому Амфилохию перейти в обновленчество, но тот отказал­ся, за что был уволен от управле­ния приходом. Первое время от происков обновленцев пришлось спасаться в монастырях и скитах прямо в тайге, но ОГПУ все-таки нашло отца Амфилохия осенью 1923 года; впрочем, предъявить обвинений тогда насельникам скита не смогли и отпустили.

В это время в Минусинске об­разовалась верная Церкви кафе­дра во главе с епископом Дими­трием (Вологодским) — другим сибирским владыкой, боровшим­ся с обновленче­ством и постра­давшим от рук гонителей, пусть и не канонизиро­ванным сегодня, история которого заслуживает от­дельной статьи. Как бы то ни было, на какое-то время отца Амфилохия назна­чают настояте­лем минусинской кладбищенской церкви, и его ак­тивная борьба с обновленчеством приводит к ново­му аресту, все еще — без обвинений и со скорым осво­бождением.

В 1925 году Патриарх Тихон рукоположил Амфилохия (Сквор­цова) во еписко­пы, с назначением на вдовствующую Красноярскую кафедру. Инте­ресно, что Минусинская епархия при этом существовать не пере­стала, и обоим владыкам было по­ложено сохранять самостоятель­ность друг от друга.

Именно в это время будущий святой совместно с епископом Димитрием (Вологодским) резко отрицательно отвечают на пред­ложение об участии обновленцев в Соборе 1925 с целью «прими­рения». Продолжение борьбы с обновленцами привело к перво­му настоящему заключению епи­скопа Амфилохия — в 1926 году его на три года отправили в Со­ловецкий лагерь, а после осво­бождения запретили въезд в Крас­ноярск. ОГПУ начинает активно препятствовать служению непри­миримого противника обновления и советской власти — владыку на­значают правящим архиереем Но­вочеркасской епархии, но въезд в Новочеркасск ему запрещают, уже после прибытия в Ростов-на-Дону. На какое-то время Патриар­ший местоблюститель митрополит Сергий (Страгородоский) назна­чает его епископом Мелекесским, викарием Самарской епархии.

В это время уже в канониче­ской Церкви возникают разногла­сия, в частности, из-за ставшего вновь обязательным поминове­ния властей во всех храмах Рос­сии. Видя антицерковную при­роду советской власти, владыка Амфилохий отказался от этого, предложил собственную форму­лировку поминовения: «Еще мо­лимся о стране нашей и о властях, да обратит Господь их к ис­тинному познанию святыя веры и обратит их на путь покаяния». Митрополит Сергий с этим согла­ситься не мог, и владыка Амфилохий, во избежание конфликта, ушел на покой.

Будущий святой поселяется в селе Анжуль в Хакасии, где, вме­сте с оставшимися насельницами закрытого Матурского женско­го монастыря основывает скит. Но спокойная жизнь продолжа­лась лишь до 1931 года, когда началась коллективизация. Мо­нахинь вместе с жителями села попытались направить на лесо­заготовки с невыполнимым зада­нием. Они отказались, а за ними и простые крестьяне. В начав­шемся расследовании виновными, конечно же, оказались «церковни­ки», и владыка Амфилохий, вме­сте с монахинями и служившим в монастыре престарелым монахом Серафимом (Берестовым) оказы­вается в минусинской тюрьме.

В материалах этого и после­дующих дел засвидетельствована позиция епископа Амфилохия в отношении многих непростых событий в жизни Церкви в эти годы, его мнение о советской вла­сти. Всегда в своих суждениях свя­той ориентировался на канониче­ские установления, осуждая все расколы, и в деятельности своей всегда был максимально взвешен и осторожен — будучи на покое, в дела Минусинской епархии не вмешивался, а основал монастырь и проводил богослужения лишь потому, что и подумать не мог, что на это требуется специальное разрешение властей. Агитацию, конечно же, владыка отрицал, но признавал, что «выражает несо­чувствие» советской власти.

После этого выбраться из со­ветских лагерей владыке Амфилохию уже не было суждено. В 1933 его арестовали прямо в лагере, и хотя за год так и не смогли подтвердить существования некоей «антисоветской группы», срок за­ключения продлили на год. Тогда, на допросах епископ вновь пре­дельно ясно сформулировал свои взгляды: «Ранее при допросах я утверждал, что являюсь против­ником советской власти, и суще­ствующий строй моим убеждени­ям и идеям враждебен. Сейчас я снова заявляю, что советской вла­сти и её укладу я желаю падения, в этом нахожу возможность восста­новления правильной духовной жизни народа. Эти взгляды я вы­сказывал своим духовным едино­мышленникам, бывшим вместе со мною в лагере. Влияние на лагер­ников я оказывал исключительно духовного характера, внушая ла­герникам религиозное настроение — быть в личной лагерной жизни терпеливым, не роптать, быть по­корными своей судьбе, усматри­вая во всем волю Божию».

В 1937 подошел к концу срок заключения владыки Амфилохия, но освобожден он не был. Тут же завели новое дело за антисовет­скую агитацию, со следующей формулировкой: «Учитывая, что у Скворцова кончается срок на­казания и он из лагеря подлежит освобождению и что, будучи на воле, снова будет проводить кон­трреволюционную деятельность, заключенного Скворцова из ла­геря не освобождать и немедлен­но приступить к следствию по его делу, предъявив ему обвинение». При обыске у него нашли изъятые ранее дощечки, из которых свя­той, по собственному признанию, хотел делать крестики и раздавать в трудный момент нуждающимся. Обвинители услышали его немно­го иначе — якобы, по освобожде­нии из лагеря он собирался «неле­гально распространять крестики, этим существовать и нелегально вести религиозную пропаганду».

1 октября епископа Амфилохия (Скворцова) расстреляли. Как и многих новомучеников, первым его канонизировала Русская Пра­вославная Церковь заграницей — в 1981 году. А уже в августе 2000 года он был причислен к лику святых новомучеников и исповед­ников Российских на Юбилейном Архиерейском соборе Русской Православной Церкви для обще­церковного почитания.

Проект «Этапами веры» реализу­ется при поддержке Международ­ного грантового конкурса «Право­славная инициатива 2018-2019»

Написано одним сердцем и двумя руками. Выставка художника Ивана Старушкина в «Касьяновском доме»

И.С. Старушкин, «Мои видения»

Василий Варламов

5 ноября в стенах Музейно-просветительского центра духовной культуры Красноярского края «Касьяновский дом» откроется выставка работ красноярского и абаканского художника Ивана Семеновича Старушкина (1935-1988). На выставке, которая будет работать до самого юбилея Победы, представят около ста пяти­десяти работ, сохраненных и предоставленных «Касьяновскому дому» сыном художника Андреем Ивановичем Старушкиным.

Иван Семенович Старушкин (03.02.1935 — 27.11.1988) родился в с. Благодарном Семипалатинской обл. Казахстана. Служил в армии в Сталинграде, где погиб на войне его отец, там же работал на тракторном заводе. В 1957 г. окончил Абрамцевское художественно-промышленное училище, с 1978 г. –– член Союза художников СССР. С 1971 года проживал и трудился в Красноярске, с 1984 г. –– в Абакане. В 1970-х — 1980-х гг. работал в оформительских мастерских Худфонда, принимал участие в художественном оформлении помещений предприятий и организаций, музеев Красноярска, Минусинска и Абакана. Автор работ по дереву, графических серий «Из тылового детства», «Письма без ответа», «Память», «Старики», «Портреты музыкантов» («Музыка»). Участник областных, краевых, республиканских, всесоюзных и международной выставок. Диплом Всесоюзной выставки станковой графики (1987 г., за цикл «Письма без ответа»). Персональные выставки: «Тревоги и радости мира» (1988, Абакан), «Памяти художника И.С. Старушкина» (1989, Абакан, Красноярск).

Так случилось, что творить по-настоящему живописец стал лишь на закате своего жизненного пути, который был очень и очень непрост. Ро­дившись в 35-м году в Казахстане, за шесть лет до начала Великой Отечественной войны, будущий художник с самого детства познал все тяготы той страшной эпохи: тяжелый физический труд в тылу, голод и лишения, смерть отца- фронтовика под Сталинградом в 43-м. После войны нужно было восстанавливать разрушенную страну, заботиться о собственной семье.

Тем не менее, никакие тяготы не смогли лишить Ивана Семе­новича его мечты. В 1957 году он окончил Абрамцевское художе­ственное училище и стал работать художником-оформителем. Рабо­та так и осталась главным заняти­ем в его жизни, помогая прокор­мить семью.

В 1971 году семья Старушкиных перебралась в Красноярск. Здесь Иван Семенович продол­жил свою работу, участвовал как оформитель в целом ряде про­ектов, когда началось движение «Превратим Сибирь в край высо­кой культуры», внес свой вклад в украшение нашего города.

В 1984 году Иван Старушкин переехал в Абакан, и уже там, в последние годы своей жизни, начал, наконец, писать карти­ны, которые всегда хотел писать: о тыловом детстве, нравственных проблемах времени, отношениях детей и взрослых, проблемах си­ротства и старости.

За четыре года активно­го творчества, Иван Семено­вич начал (но, к сожалению, так и не закончил) четыре цикла кар­тин: «Тыловое детство», «Вопро­сы без ответа», «Такая история» и «Великие музыканты».

Главные герои картин цикла «Тыловое детство» (основно­го цикла произведений худож­ника) — ребятишки, ровесники самого Ивана Семеновича в во­енные годы. Мальчишки и дев­чонки взрослели с каждой бит­вой, происходящей на фронтах, с каждой победой советского оружия, с каждой радостной и трагической вестью с фронта. Но живописец показывает, что в жизни этих ребятишек были не только трагедии, утраты и го­лод, но и радость, дружба, под­держка, любовь. Радостью был лишний кусок хлеба, который можно разделить с матерью, цветной карандаш, нормальные, человеческие чувства. Умение искать радость и не терять на­дежду, как бы трудно и больно не было — это именно то, что по­могло выстоять в войну не толь­ко фронту, но и тылу.

И.С, Старушкин, «Счастливая»

Цикл «Такая история» по­священ 30-м годам XX века, вре­мени «большого террора», пред­шествовавшего войне, когда шли массовые репрессии интеллиген­ции и духовенства. На выставке из этого цикла будут представле­ны не только готовые картины, но и наброски художника. На­пример, такой: бородатое лицо человека, проступающее на фоне газеты. По тексту газеты, рас­сказывающему о репрессиях ду­ховенства, становится ясно, что это — священник. На лице его лежит печать страданий и муче­ний, но так же в нем видны вера и глубокая убежденность в том, что с этой верой переживет всё. А если не переживет он — сама вера и Церковь все равно будут жить.

И.С. Старушкин, «Верую»

Третий цикл — «Вопросы без ответов» — посвящен, в некото­ром роде, поискам смысла жизни, законов бытия, причин и след­ствий наших поступков, вопросам этики и морали, которые худож­ник задает своим современникам. В нем Иван Старушкин поднима­ет, в частности, немаловажный вопрос связи поколений, отноше­ния детей и родителей.

И.С. Старушкин, «Трактор заглох»

Последний цикл картин ху­дожника — «Великие музыкан­ты». Кроме живописи, у Ива­на Старушкина была еще одна страсть в жизни — музыка, ко­торую он любил всем сердцем. Музыка всегда звучала в его мастерской во время работы: Бах, Бетховен, Моцарт, Чайков­ский, из современных авторов — Окуджава. Выразить свое по­чтение великим творцам Иван Семенович решил через серию портретов: цветных и ярких, где каждый композитор изображен по-своему, с помощью особенных художественных техник.

И.С. Старушкин, «Портрет Людвига ван Бетховена»

Пожалуй, лучшей характери­стикой работ Ивана Старушкина служат строчки в книге отзывов с одной из немногочисленных при­жизненных выставок живописца в Абакане: «Дорогой художник! Низкий вам поклон за талантбыть человеком, понимать чело­века, воспитывать человека. Все это прекрасно, загадочно и жут­ко. В ваших работах есть тайна и жизнь, ваши картины о войне — как удары сердца. Господи! Неуже­ли это все написано одним сердцем и двумя руками?».

Организатор выставки, исто­рик Церкви и главный хранитель «Касьяновского дома» Геннадий Викторович Малашин, говорит:

— Все в этом мире совершается по промыслу Божиему, и ничего слу­чайного не бывает. И то, что имен­но в этом году, накануне 75-летнего юбилея победы в Великой Отече­ственной войне мы делаем эту вы­ставку — это абсолютно правильно.

Мы хотим, чтобы у нас на вы­ставке были в витринах определен­ные вещи, создающие ту самую эпо­ху, и звучала музыка с пластинок. Еще мы будем показывать в конце каждой экскурсии документальный фильм, над которым сейчас работа­ем, посвященный Старушкину и его эпохе. И я хочу, чтобы в этом филь­ме были маленькие фрагменты худо­жественных фильмов о войне — тех, где она показана через судьбы ровес­ников Ивана Старушкина, каким он был в годы Великой Отечественной.

13–14 октября. Богослужения престольного праздника архиерейским чином в Покровском кафедральном соборе Красноярска

14 октября, в Неделю 18-ю по Пятидесятнице, Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон совершит Божественную литургию престольного праздника в Покровском кафедральном соборе города Красноярска (ул. Сурикова, 26).

Начало в 9.00.

В канун праздника, 13 октября, Его Высокопреосвященство возглавит всенощное бдение в Покровском соборе.

Начало в 17.00.

13 октября, 17.00. Встреча частицы Ризы Пресвятой Богородицы в Покровском кафедральном соборе Красноярска

13 октября, в канун праздника Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, в  Покровский кафедральный собор города Красноярска (ул. Сурикова, 26) будет принесена частица Ризы Пресвятой Богородицы из монастыря святой равноапостольной Марии Магдалины (Ливенская епархия, с. Никольское Должанского района Орловской области).

Встречу святыни возглавит митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон. Ковчег с частицей Ризы в собор доставит управляющий Ливенской епархией Орловской митрополии епископ Ливенский и Малоархангельский Нектарий.

Начало в 17.00.

Основная часть святыни находится в кафедральном соборе города Шартра (Франция). Частица Ризы была передана в дар монастырю Марии Магдалины на Пасху Христову 2014 года. Ознакомиться с графиком пребывания частицы Ризы в Красноярской митрополии можно по ссылке.

Глава Красноярской митрополии побеседовал с красноярскими спасателями о морально-нравственных проблемах

10 октября в Центре государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) МЧС России по Красноярскому краю состоялась встреча сотрудников Центра с Главой Красноярской митрополии митрополитом Красноярским и Ачинским Пантелеимоном.

Правящий архиерей поговорил со спасателями о вере, о морально-нравственных проблемах, стоящих перед современным обществом и ответил на интересующие вопросы. Также митрополит отметил, что работа инспекторов «требует честности, порядочности и справедливости»:

— Следить за соблюдением порядка — на дорогах, на воде, где угодно — важнейшая работа. Без нее наступает хаос. Вам приходится работать с людьми, а людям свойственны различные пороки, и чтобы правильно понимать ситуацию и правильно на нее реагировать — вы должны обладать прочным моральным стержнем, — сказал владыка.

Добавим, что митрополита Пантелеимона сопровождал исполняющий обязанности секретаря Красноярской епархии, благочинный церквей Левобережного округа Красноярска, наместник красноярского Успенского мужского монастыря игумен Иннокентий (Нилов).

Дивногорский приход присоединился к празднованию «Дня благодарения Сибири»

6 октября Знаменский приход в Дивногорске принял гостей из Красноярской региональной общественной организации по сохранению культуры русских старожилов Сибири «Кежемское землячество».

Перед началом праздничной программы настоятель Знаменского прихода протоиерей Димитрий Карнаухов совершил заупокойную литию в память о старожилах Сибири и молебен о здравии ныне живущих. Затем в приходе для гостей были организованы экскурсия, дружеский ужин и беседа об истории праздника в художественном музее.

Как сообщает сайт divno-znamenie.prihod.ru, фестиваль «День благодарения Сибири» проводился уже в четвертый раз и был направлен на сохранение и развитие культуры, традиций и обычаев русских старожилов Сибири и укрепление межкультурных взаимоотношений.

В Назарово пожилым людям рассказали об истории и святынях Покровской церкви

В Покровском храме города Назарово организовали экскурсию для отдыхающих геронтологического центра «Тонус».

Об истории и устройстве храма рассказал гостям церкви штатный священник прихода иерей Владимир Золотухин.

Как сообщает сайт Назаровского благочиния, по окончании экскурсии гости храма молитвенно приложились к мощам великомученика и целителя Пантелеимона.