Статьи

Православная неделя с 25 июля по 31 июля 2022 года: Собор архангела Гавриила и День Крещения Руси

Сайт kerpc.ru знакомит читателей с предстоящими праздниками Православной Церкви. 25 июля — 31 июля в 2022 году — седьмая седмица (неделя) по Пятидесятнице.

 

26 июля (13 июля по ст. ст.). Собор архангела Гавриила

Для того чтобы благовестить Деве Марии и с Нею всем людям великую радость о Воплощении Сына Божия Господь избрал архангела Гавриила — служителя Божественного Всемогущества.
Святой Архистратиг Гавриил возвещал ветхозаветному человечеству о будущем воплощении Сына Божия: вдохновлял пророка Моисея при написании книги Бытия; пророку Даниилу возвещал о грядущих судьбах еврейского народа (Дан. 8:16; Дан. 9:21–24); являлся праведной Анне с вестью о рождении от неё Преблагословенной Девы Марии. Святой Архистратиг Гавриил неотступно пребывал со святой Отроковицей Марией в Иерусалимском храме и впоследствии охранял Её во всё время земной жизни. Он явился священнику Захарии, предсказав рождение Предтечи Господня — Иоанна Крестителя. Господь посылал его к святому Иосифу Обручнику: он явился ему во сне, чтобы открыть ему тайну воплощения Сына Божия от Пресвятой Девы Марии, предупредил о замыслах Ирода и повелел бежать в Египет с Младенцем и Богородицей. Когда Господь перед Своими страданиями молился в Гефсиманском саду до кровавого пота, на укрепление Его, по Церковному Преданию, был послан с Небес Архангел Гавриил, имя которого означает «Крепость Божия» (Лк. 22:43). Жёны-мироносицы услышали от Архистратига радостную весть о Воскресении Христовом.
Православная Церковь призывает своих чад с верой и усердием прибегать в молитвах к великому Ангелу, вспоминая в этот день многократные явления святого Архистратига Гавриила и его ревностное исполнение Божественной воли, исповедуя его ходатайство пред Господом о христианах.

 

27 июля (14 июля по ст.ст.). День памяти преподобного Никодима Святогорца

Поколения русских православных знают Никодима Святогорца как автора книги «Невидимая брань», которую в 1912 году перевёл великий богослов-аскет епископ Феофан Затворник. Пре­по­доб­ный Ни­ко­дим Свя­то­го­рец, в Кре­ще­нии Ни­ко­лай, ро­дил­ся в 1748 го­ду на гре­че­ском ост­ро­ве Нак­со­се. В воз­расте 26 лет он при­шел на Свя­тую Го­ру Афон и там, в мо­на­сты­ре Ди­о­ни­си­ат, при­нял по­стриг с име­нем Ни­ко­дим.
После двух лет в монастыре инок, по поручению мит­ро­по­лита Ко­ринф­ского Ма­ка­рия, приступил к подготовке из­да­ния ру­ко­пи­си «Доб­ро­то­лю­бие», най­ден­ной в Ва­то­пед­ском мо­на­сты­ре.
В 1783 го­ду пре­по­доб­ный Ни­ко­дим при­нял схи­му и шесть лет пре­бы­вал в со­вер­шен­ном без­мол­вии. Ко­гда на Афон вновь при­был мит­ро­по­лит Ко­ринф­ский Ма­ка­рий, он воз­ло­жил на пре­по­доб­но­го Ни­ко­ди­ма но­вое по­слу­ша­ние – ре­дак­ти­ро­ва­ние тво­ре­ний пре­по­доб­но­го Си­мео­на Но­во­го Бо­го­сло­ва. Пре­по­доб­ный Ни­ко­дим оста­вил по­двиг мол­чаль­ни­че­ства и опять за­нял­ся ли­те­ра­тур­ной ра­бо­той. С то­го вре­ме­ни до са­мой сво­ей кон­чи­ны он про­дол­жал рев­ност­но тру­дить­ся на этом по­при­ще.
Неза­дол­го до сво­ей кон­чи­ны пре­по­доб­ный Ни­ко­дим упро­сил за­нять­ся из­да­ни­ем сво­их тру­дов иеро­мо­на­хов ико­но­пис­цев Сте­фа­на и Нео­фи­та Скур­те­ев (Ку­цо­вла­хи), у которых 1 июля 1809 го­да он ото­шел ко Гос­по­ду.
За 30 лет Никодим успел перевести и подготовить к изданию множество сочинений христианских подвижников-богословов и написать несколько собственных: (при­ня­тые в Рус­ской Православной Церк­ви) ка­нон в честь ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри Ско­ро­по­слуш­ни­цы, а так­же «Служ­ба Пре­по­доб­ным и Бо­го­нос­ным от­цем, во Афоне пост­ни­че­ски про­си­яв­шим» («Пра­во­слав­ный цер­ков­ный ка­лен­дарь на 1976 г.», с. 61), «Еор­то­дро­ми­он или изъ­яс­не­ние пе­сен­ных ка­но­нов, ко­то­рые по­ют­ся на­ка­нуне Гос­под­ских и Бо­го­ро­дич­ных празд­ни­ков» (Ве­не­ция, 1836), «Но­вая Ле­стви­ца, или тол­ко­ва­ние 75-ти сте­пен­ных пес­ней Ок­то­и­ха» (Кон­стан­ти­но­поль, 1844).

 

28 июля (15 июля по ст. ст.). День памяти равноапостольного великого Владимира (1015) — День Крещения Руси

В этот день верующие вспоминают о Крещении Руси 988 года. На государственном уровне годовщина этого события уже в двенадцатый раз будет отмечаться как День Крещения Руси.
Зачастую подчеркивается политическая сторона принятия нашими предками Православия — Крещение Руси понимается как неотъемлемый этап строительства централизованного государства, веха в объединении восточнославянских племён в единый народ. Вместе с тем, принятие Православия имело большое духовное, ценностное наполнение: началось становление и развитие культуры и духовно-нравственных ценностей, в прошлое ушли многие пережитки родоплеменного строя, связанные с языческими верованиями (кровавые жертвоприношения, поклонения идолам, многожёнство, пренебрежительное отношение к больным и слабым и пр.).
Лучше всего об этом говорит жизнь самого князя Владимира: некогда фанатичный язычник и жестокий правитель после Крещения становится сдержанным, незлобливым, милосердным и благоразумным, а после смерти был прославлен в лике святых как равноапостольный. Почитая в этот день память святого князя Владимира и историческое принятие на Руси Православия, мы одновременно празднуем акт преображения и духовного обновления и в масштабе личности, и в размерах всей страны.

 

30 июля (17 июля по ст. ст.). День памяти великомученицы Марины (Маргариты) Антиохийской

Марина Антиохийская – святая IV в., почитаемая в лике великомученицы, которая была предана казни в период христианских гонений императора Диоклетиана (284-305 гг.) в 15-летнем возрасте. В житии Марины Антиохийской «Золотая легенда» (ок.1260 г.) в изложении агиографов западной церкви Марина Антиохийская была переименована в Маргариту Антиохийскую.
Родилась Марина в семье языческого жреца Эдессия, росла без матери и воспитывалась кормилицей, а по достижении двенадцати лет приняла христианство — узнав об этом, отец отрёкся от дочери.
В воз­расте пят­на­дца­ти лет Ма­ри­на пас­ла овец. Пра­ви­тель той об­ла­сти про­ез­жал ми­мо, оча­ро­вал­ся ее кра­со­той и сде­лал ей пред­ло­же­ние. Ма­ри­на не скры­ва­ла, что она хри­сти­ан­ка. То­гда пра­ви­тель от­дал ее на по­пе­че­ние од­ной знат­ной жен­щине, на­де­ясь, что та уго­во­рит де­вуш­ку от­речь­ся от Хри­ста. Но Ма­ри­на от­верг­ла это и от­ка­за­лась при­не­сти жерт­ву идо­лам.
Тогда римский епарх Олимврий приговорил девушку к казни. Её били прутьями, терзали трезубцем, вбивали в тело гвозди. Молитвы помогали святой переносить страдания. После истязаний Марину бросили в темницу — там её искушал дьявол в образе змия, но девушка победила нечистую силу крестным знамением и даже физически сразилась с ним, убив его, по преданию, молотком. Наутро раны на теле мученицы зажили, и она предстала перед правителем укреплённая Господом. После пыток огнём святую Марину Антиохийскую хотели утопить в бочке с водой, но вдруг сотряслась земля, оковы с её рук спали. С небес в лучах света спустилась голубка, держащая золотой венец. Марина вышла из воды невредима. Все были поражены видением и многие уверовали в Христа. Епарх приказал убивать этих людей, которых оказалось около пятнадцати тысяч. Марину тоже приговорили к усечению мечом. Она сама попросила палача исполнить приговор, что он и сделал.
Оче­ви­дец Фе­о­тим опи­сал ее стра­да­ния. Мо­щи ве­ли­ко­му­че­ни­цы Ма­ри­ны хра­ни­лись в Кон­стан­ти­но­по­ле до взя­тия го­ро­да кре­сто­нос­ца­ми в 1204 г. В наши дни частицам мощей Марины Антиохийской в России поклоняются в Троице-Сергиевой Лавре, Московских храмах Воскресения Христова в Сокольниках, пророка Илии в Обыденском переулке, в Вознесенском Печерском монастыре г. Нижний Новгород, храме Вознесения Господня в с. Спасское Приморского края.