20 мая в Москве в Большом особняке Министерства иностранных дел Российской Федерации состоялся торжественный прием по случаю праздника Пасхи. В мероприятии приняли участие религиозные деятели, главы зарубежных дипломатических миссий, российские и иностранные дипломаты.
На праздничной встрече присутствовал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Предстоятеля Русской Православной Церкви встречал министр иностранных дел Российской Федерации С.В. Лавров.
Обратившись к присутствующим с Первосвятительским словом, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал:
— Уважаемый Сергей Викторович, Преосвященные архипастыри, уважаемые представители отечественной дипломатии, господа послы зарубежных государств, дорогие отцы, братья и сестры!
Сердечно поздравляю всех вас со светлым Христовым Воскресением и приветствую словами пасхальной радости — Христос Воскресе!
Благодаря традиционному гостеприимству Министерства иностранных дел России сегодняшняя пасхальная встреча вновь объединяет представителей крупнейших религиозных общин, государственных и общественных деятелей, российских и зарубежных дипломатов.
В эти праздничные и светлые дни событие Воскресения Христова наполняет нас подлинной радостью. И так важно, чтобы эту радость смогли почувствовать не только мы с вами, но и каждый желающий открыть свое сердце навстречу Воскресшему Христу. Церковь, следуя Евангелию, призывает человечество оставить все распри и разделения, отказаться от насилия, проявить любовь и сострадание к обездоленным, всем тем, кто нуждается в особой заботе и участии.
Этот призыв особенно актуален в наши дни, когда люди стали забывать трагические страницы недавнего прошлого. Память об ужасах двух мировых войн XX века многие десятилетия направляла международное сообщество на пути поиска основ устойчивого мирного сосуществования стран и народов. В послевоенное время, несмотря на целый ряд противоречий и разногласий между политическими блоками, международной дипломатии удавалось сохранять мир от глобальных конфликтов и столкновений.
Ныне же мы порой слышим от ответственных, казалось бы, людей поразительные по своему легкомыслию разговоры о возможной новой войне, которая должна будет устранить запутанные противоречия, привести к новому мировому порядку. Сегодня политики отдельных стран с легкостью отказываются от достигнутых многими трудами международных соглашений, в том числе связанных с ограничением тех или иных видов смертоносного оружия. А это ведет к новой гонке вооружений, к росту угрозы ядерной войны. Мы хорошо знаем, что ядерный потенциал сверхдержав в своё время создавался как инструмент сдерживания. Этот факт уходит из понимания современных политиков, конфронтационный настрой которых становится, по меньшей мере, безответственным.
Недобросовестные политики пытаются влиять и на другие сферы человеческого бытия, в том числе на деятельность религиозных общин.
В связи с этим необходимо упомянуть тот тяжелый урон, который был нанесен православному единству в результате спровоцированного извне вторжения Константинопольского Патриархата на каноническую территорию Русской Православной Церкви с целью разрушения ее целостности и расторжения духовных связей между народами исторической Руси.
В декабре прошлого года в Киеве под руководством покинувшего ныне свой пост президента Украины П.А. Порошенко и представителей Константинопольского Патриархата была предпринята попытка принудительного объединения православных с целью создания единой национальной церкви с ярко выраженной русофобской политической ориентацией. Крупнейшая религиозная организация Украины — самоуправляемая Украинская Православная Церковь в составе Московского Патриархата — по духовным и каноническим причинам отказалась участвовать в этом политическом проекте. Созданная без ее участия так называемая православная церковь Украины (ПЦУ) стала, по сути, предвыборным инструментом Порошенко. Как мы знаем, успеха в выборах эта затея ее инициатору не принесла. И ни одна из Поместных Православных Церквей мира не признала ни новую «церковь», ни ее «предстоятеля».
Не могут не шокировать методы, которые использовались для того, чтобы заставить Украинскую Православную Церковь изменить свою позицию: давление на епископат и духовенство со стороны спецслужб, правоохранительных органов и радикальных политических сил, массовые обыски в храмах и по месту жительства духовенства, фиктивные уголовные дела, вызовы духовенства на допросы, задержания и обыски при пересечении границ Украины, клеветническая кампания в украинских СМИ, публикация личных данных иерархов и духовенства на зловещем сайте «Миротворец» и т.д. Целый ряд видных представителей власти, включая ушедшего президента, выступал с заявлениями, разжигающими ненависть к Украинской Православной Церкви.
Минувшей зимой были приняты два дискриминационных закона, направленных против наших верующих: закон, обязывающий Украинскую Православную Церковь сменить свое название и именоваться не Украинской, но Российской Православной Церковью; и закон, облегчающий порядок перехода религиозной организации в другую конфессию. Цель обоих законов (ее и не скрывали законодатели) — обеспечить массовый отток православных приходов в новосозданную ПЦУ.
Многочисленные нарушения прав и свобод верующих канонической Украинской Православной Церкви отмечались в докладе Управления верховного комиссара ООН по правам человека за 2018 год.
Кампанию рейдерских захватов храмов Украинской Православной Церкви пытались замаскировать под видом «добровольных переходов» в новую конфессию. Эти захваты в большинстве случаев организовывались местными властями и сопровождались фактами подделки уставных документов, взлома храмов, избиений верующих и духовенства. Полиция оказывала пассивную поддержку захватчикам, а в некоторых случаях даже участвовала в избиениях верующих.
В подавляющем большинстве случаев общины, храмы которых были захвачены, продолжают службы в подсобных помещениях, на дому и даже иногда на улице.
Недавние выборы на Украине показали, что украинский народ не одобряет спекуляции религиозным фактором в политических целях. Захваты храмов и незаконная ликвидация религиозных общин несколько затихли по окончании выборов, что еще раз указывает на искусственность этого процесса. Мы надеемся, что новоизбранный президент не повторит ошибок своего предшественника, и искренне желаем ему успеха в объединении и примирении украинского народа.
Украинская Православная Церковь избегает любого рода политизации: она объединяет миллионы украинских граждан вне зависимости от их политических убеждений. И мы также надеемся, что ее колоссальный миротворческий потенциал, недооцененный прежним режимом, будет в полноте востребован новыми властями Украины.
Не только на Украине верующие сегодня подвергаются дискриминации. Мы продолжаем с болью говорить о судьбе христиан Ближнего Востока и Северной Африки. Ни для кого не секрет, что тяжелая ситуация в этих регионах была спровоцирована политикой некоторых зарубежных держав. Хотя сейчас обстановка на Ближнем Востоке стала стабильнее, христианское население ещё не может массово вернуться в родные места, поскольку дома разрушены, а социальная инфраструктура нуждается в восстановлении. Страны Старого света наполнены беженцами, которые стали причиной внутриполитических раздоров, вызовом для привычного уклада жизни местного населения.
В условиях нарастающих в мире противоречий хотел бы напомнить о потенциале межцерковного сотрудничества и межрелигиозного диалога, активным сторонником которых является Русская Православная Церковь. Убежден, что религиозные деятели призваны вносить свой незаменимый вклад в дело укрепления мира и согласия в обществе.
Мы будем вместе с нашими православными братьями делать все возможное, чтобы сохранить единство Православия на основании вековых канонических установлений. Будем и дальше без всякого стремления к первенству и превосходству стараться способствовать взаимному общению Поместных Православных Церквей, в том числе приглашая их Предстоятелей и представителей на наши памятные события, как это было в конце января — начале февраля текущего года.
Будем последовательно продолжать диалог с Римско-Католической Церковью, Древними Восточными Церквами, такими как Армянская, Коптская, Сирийская Ортодоксальная, Эфиопская Церкви, а также Ассирийская Церковь Востока. Вместе мы можем сделать многое ради сохранения евангельских идеалов в обществе, отстаивания права христиан на мирную и безопасную жизнь на землях своих предков, достижения мира и согласия между народами.
Совместными действиями людей веры при поддержке дипломатии и властей мы сможем сделать жизнь людей лучше, помочь тем, кто нуждается в поддержке. В качестве примера хотел бы привести работу Межрелигиозной рабочей группы по оказанию гуманитарной помощи народу Сирии, созданной Советом по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте России. Радует, что помощь раздается на местах совместно христианами и мусульманами. По признанию местных религиозных деятелей проявление такой солидарности для них особенно дорого.
Совместными усилиями мусульман и христиан надеемся способствовать восстановлению социальной инфраструктуры Сирии. Первым проектом такого рода станет пятиэтажная общеобразовательная школа в Дамаске, поврежденная в ходе военных действий. Постараемся восстановить ее к началу учебного года.
Современный мир рассекли глубокие трещины. Военные, политические конфликты проложили их по странам, народам, семьям. Наша совместная задача — исцеление ран. Дипломаты, религиозные деятели — все мы можем внести свой вклад в преодоление недугов современного человечества.
Завершая свое выступление, хотел бы еще раз пожелать всем собравшимся в Доме приемов МИД России радости и мирного духа. Воскресший Христос да подаст нам силы и вдохновение для созидательных трудов во имя лучшего будущего ныне живущих и последующих поколений.
Христос Воскресе!