Рождественские чтения, События

Актуальные подходы к воспитанию и катехизации обсудили на секции краевых Рождественских чтений

22 января в Государственной универсальной научной библиотеке Красноярского края состоялась секция «Воскресные школы Красноярской митрополии: воспитание, катехизация и воцерковление» направления «Церковь и образование» XXI Красноярских краевых Рождественских образовательных чтений.

Секция прошла в смешанном очном и онлайн-режиме, большинство докладчиков участвовало в работе через платформу Zoom.

Вступительным словом секцию открыл её модератор, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Красноярской епархии иерей Андрей Бабин, отметив значимость тем воспитания и катехизации для Русской Православной Церкви.

— Катехизис это то, что человек должен пройти прежде, чем войти в церковь. К сожалению это дело сильно страдает сейчас, потому что большое количество людей требует для себя послаблений — люди устали от большого количества информации. А Церковь предлагает информации о понимании жизни христианской, смысла христианского бытия, и люди воспринимают её очень тяжело. Но при всём этом мы занимаемся этим, порой неблагодарным делом, но при всём при этом ведущим человека в Царство Божие и предугатавливающее человека для него.

Первым докладом в секции стала презентация комплекта методических и учебных пособий «Воскресная школа „под ключ“» его автором, диакном Илиёй Кокиным — членом Союза писателей Москвы, кандидатом богословия, кандидатом культурологии, штатным священнослужителем храма Казанской иконы Божией Матери на Калужской площади г. Москвы. Комплект ранее был представлен в первой секции, посвящённой воскресным школам, 17 января, но в этот раз был представлен уже новой аудитории.

Затем о духовном наследии святого благоверного князя Александра Невского в контексте воспитания детей и молодёжи рассказала участница Чтений из Томска — профессор кафедры русской литературы историко-филологического факультета Томского государственного педагогического университета, директор Международного научно-практического центра аксиологии и методологии духовно-нравственного воспитания, доктор филологических наук, доцент Анастасия Кошечко. В частности, она отметила что в разговоре о фигуре князя очень важно, с одной стороны, показать его как личность, как живого, настоящего человека, достойного быть примером, а с другой — подробно представить исторические условия, в которых действовал святой князь.

Доклад о воцерковлении прихода силами воскресной школы для взрослых представил настоятель Введенского храма п. Берёзовка иерей Вячеслав Комаров. Отец Вячеслав поделился наблюдением, что такой метод даёт очень высокий результат, при условии грамотного подхода, составления полноценной учебной программы с занятиями и экзаменами, а не простых бесед с прихожанами. Кроме того, в своём докладе он отметил, что важно вовлекать участников взрослой воскресной школы в служение в храме, назначать послушания наиболее заинтересованным — именно они с наибольшей вероятностью в последствии составят костяк прихода и возможно продолжат обучение в духовных учебных заведениях более высокого уровня.

О том, насколько важно с самого раннего возраста, буквально до трёх лет, начать формировать духовно-нравственное начало в ребёнке, сообщила преподаватель воскресной школы Свято-Никольского храма-памятника жертв политических репрессий Мария Нефедова. Она обратила внимание на большую роль родителей, в особенности матери, в этом процессе, и порекомендовала в воспитании обращаться к житиям святых, не боясь жестоких сюжетов, поскольку важно, чтобы ребёнок как можно раньше научился сопереживать чужому страданию.

Завершил работу секции доклад педагога воскресной школы храма Рождества Христова г. Красноярска Зинаиды Хуснулиной, посвящённый изучению исторических воинских стягов и знамён в воскресной школе — от значения слова до конкретных примеров. Особенностью этой работы стало изучение по реальным историческим источникам — летописям и другим свидетельствам прошлого. Историю воинских знамён в школе проследили от Киевской Руси до Нового времени.

— Формат Чтений экстремальный, учитывая ситуацию с пандемией и связанными с ней ограничениями. Но мы достойно вышли из этой ситуации, и это показывает нашу сработанность, нашу мобильность как института в области образования. С другой стороны, к сожалению, отсутствие личных контактов очень нам вредит, — сказал корреспонденту сайта kerpc.ru после секции отец Андрей Бабин, поблагодарив также всех организаторов конференции.

Напомним, ссылки на все трансляции и подробная информация о порядке участия в Чтениях опубликованы на сайте конференции в разделе «Программа». Прямые трансляции секций и их записи, включая прошедшую, можно в разделе «Трансляции», а также на сайте Красноярской епархии в разделе «Видео» и в социальных сетях.

Организаторы краевых Рождественских чтений — Красноярская митрополия Русской Православной Церкви при поддержке Управления общественных связей Губернатора Красноярского края, Министерства образования Красноярского края, Главного управления образования администрации города Красноярска, Сибирского федерального университета, Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, Красноярского государственного аграрного университета, Дома дружбы народов Красноярского края, Красноярской региональной общественной организации духовно-нравственного возрождения Сибири «Ладанка», Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Красноярский институт развития духовно-нравственной культуры», Общества русской словесности, Музейно-просветительского центра духовной культуры Красноярского края «Касьяновский дом».