21 января на сайте sibreal.org вышла статья «Их распинали прямо на заборах» авторства журналистки Юлии Стариновой. Экспертом при написании очерка выступил публицист и историк Церкви Геннадий Малашин.
Напомним, что Геннадий Викторович является председателем Отдела Красноярской епархии по взаимодействию Церкви с обществом и СМИ, главным хранителем музейно-просветительского центра духовной культуры Красноярского края «Касьяновский дом» и ответственным секретарем епархиальной Комиссии по канонизации святых и церковно-историческому наследию.
Рассказывая о пострадавших в годы братоубийственной войны священниках, Геннадий Малашин поделился результатами исследовательских проектов под эгидой Издательского дома «Восточная Сибирь». В разные годы все они стали победителями Международного открытого грантового конкурса «Православная инициатива» и нашли успешное воплощение в жизнь: «”Он не жил, а горел ради Церкви Христовой”: памяти новомученика Димитрия Неровецкого (Апанского; +1919 г.)», «„Сибирский крест“. Подвижники благочестия и мученики минусинской земли» и «„Сибирский крест“: новомученики и подвижники благочестия Ачинской земли».
В первую очередь, речь зашла как раз о тех пастырях, кто отдал свои жизни за веру на территории Ачинского округа Енисейской губернии — современных западных районах Красноярского края. Геннадий Викторович подчеркнул, что далеко не все из этих служителей Церкви канонизированы, а о многих из них сейчас известны лишь отдельные крупицы из биографий.
— Имя протоиерея Андрея Волянского, например, долго вообще писали неправильно — в некоторых документах он упоминается как Волжский. Андрей Волянский служил в селе Большая Косуль и был убит вместе с матушкой прямо в храме, во время богослужения на Успение Пресвятой Богородицы в 1919 году, прямо на глазах у прихожан, — привел пример руководитель епархиального медиа-отдела.
В продолжение темы Геннадий Малашин рассказал о других зверских расправах над священниками со стороны красных партизан. «Для тех, кто их убивал, они были олицетворением старого мира, но не только. Самим своим существованием они напоминали: чтобы делать то, что делают „создатели светлого будущего“, нужно перестать быть человеком», — попытался объяснить эту жестокость церковный историк и публицист.
Затронув проблемы исторической памяти и осмысления в народном сознании событий Гражданской войны, Геннадий Викторович посетовал:
— Мы столкнулись с тем, что до сих пор в людях живет отношение к Гражданской войне, навязанное советской пропагандой: есть «наши» (и это «красные») и «не наши». Даже сотрудница одного из музеев нам заявила: «Наших, партизан, было здесь очень много. А белогвардейцев не было, только каратели-колчаковцы». Такое вот искривленное сознание.
Ранее Геннадий Малашин уже консультировал авторов портала sibreal.org при написании статьи «Крутой маршрут святителя Луки» о владыке Луке (Войно-Ясенецком; +1961), архиепископе Красноярском и Енисейском (в 1942–1944 гг.).
Помимо главного хранителя «Касьяновского дома» впечатлениями с автором материала о личном участии в исследовательских проектах по увековечиванию памяти сибирских новомучеников поделился сотрудник Музейно-просветительского центра Юрий Пасхальский.
Напомним, что по итогам воплощения в жизнь инициативы «„Сибирский крест“: новомученики и подвижники благочестия Ачинской земли» создан документальный фильм. Лента уже завоевала приз на конкурсе «Красноярские перья–2018» от регионального Союза журналистов и была показана участникам XIX краевых Рождественских образовательных чтений.