Проповеди, Служение

Архипастырь возглавил Божественную литургию в красноярском Христорождественском храме

В Неделю 4-ю по Пятидесятнице, 5 июля, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон совершил Божественную литургию в храме Рождества Христова города Красноярска.

За богослужением в сан иерея был рукоположен диакон Александр Невский.

По окончании Литургии владыка Пантелеимон обратился к верующим со словом проповеди:

— Мы собираемся в храмах не только потому что мы ищем Бога, встречи с Богом, помощи и защиты Божией, но ещё и по той простой причине, о которой, быть может, и не думаем — чтобы увидеть друг друга. Увидеть лица верующих людей, которых мы называем братьями и сестрами.

В сегодняшнем Евангелии рассказывается о том, как знатный начальник, который имел воинское звание, подчинённых, просил Христа помолиться о заболевшем отроке-воине. Он, видимо, был заботливым офицером, и бережно относился к своим подчинённым. И когда об этом сказали Господу Иисусу Христу, он направился к нему в дом, а тот сказал: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает» (Мф. 8:8–9). И Господь прославил такую веру, поставив его в пример.

Почему же Господь это сделал? Что Он увидел такого, что стоило Его внимания и что для нас повседневно важно совершать и учиться? Он увидел глубокую человеческую заинтересованность в правде и истине, в самых искренних и справедливых взаимоотношениях среди людей. Этот военачальник, видимо, был очень совестливым человеком. И он понимал, что человек является высшим творением Божиим. И что никто не может человеком повелевать, или унижать, что человек создан для славы Божией, для своего счастья и для жизни вечной. Ведь Господь пришёл чтобы исправить Своим примером род человеческий, очистить его от той злобы, которая живёт в роде человеческом и сегодня. Господь создал нас, чтобы люди не боялись жить среди людей, но выходит, что жить с дикими зверями гораздо безопаснее, чем существовать в огромных городах, где между людьми непонимание, злоба и неправда. Господь пришёл в мир, чтобы это исправить, и Он начинает исправлять от Иерусалима. И этот военачальник Ему нужен был как пример правильных отношений человеческих. Это и есть начало спасения, пути к царству Божиему и жизни вечной — уважение друг к другу.

И начинается это с семьи. Этот офицер пришёл просить о подчинённом ему человеке. А мог бы посчитать — ну и что, что умрёт, другого женщина родит. Но тут верх берёт человеколюбие и глубокая заинтересованность в сохранении жизни человека. И он находит средство спасения своего заболевшего подчинённого — молитвой Христа. А мы все знаем, что воинский коллектив — это семья. Что хороший рабочий коллектив — это тоже семья. И конечно же, семья — это папа и мама, их дети, бабушки и дедушки. И если в семье царит мир, взаимопонимание и всё построено на глубоком доверии и ответственности друг за друга и за себя, в этой семье счастье и Божия благодать.

Господь, раскрывая это тогдашнему обществу, указывал, что человечество будет спасено, если будет воспринимать само себя как драгоценную семью, которую нельзя разрушать, нельзя вносить инородные злые начала. И вот мы живём в XXI веке, и видим, как будто бы закон Христа, любви между людьми, не работает. Но если бы это было так, то мы бы погрузились в такую человеческую ненависть, подобную допотопной. Но есть семья, которая носит название «Церковь», верующие люди. И мы приходим сюда, чтобы учиться терпеть друг друга, и научиться терпеть тех, кто в нашей родной семье вносит порой огорчения и печаль; понимать всё негативное в обществе, и знать одно правило — молитва Спасителя по просьбе верующих будет спасать мир людей.

Этот мир предназначен для царства Божиего, где нет места никакому злу. И оно, царство Божие, начинается с наших сердец, с нашей заинтересованности в другом человеке, в его благополучии и здоровье, в нашем желании и умении прощать обидящих и ненавидящих, благословлять любящих и милующих. Это правило, которое организует всю структуру от сотворения и до этих дней общества людей, и далее так и будет. И когда мы слышим о тех изменениях, извращениях, новых веяниях, то не будем обольщаться — это всё уже было, оно было предано воде и огню. Апостол говорит, что всё разрушительное будет предано огню очистительному. А кто следует за Христом, тот уже оправдан верой и имеет возможность двигаться по дороге святости, определяя своим примером образ и нормы тем, кто их потерял или не понимает. На это призваны верующие люди, и в первую очередь — православные христиане. И доколе будет это жить среди людей, дотоле будут существовать достойные народы и не будет ни в человеческих семьях, ни в роду никаких разрушительных явлений, и чужда будет всякая вражда между народами, культурами, нациями и религиями. Вот дар молитвы Христа.

И мы сегодня молились о мире во всём мире, о спасении друг друга, о спасении близких, о здравии и исцелении всего человечества. И пройдёт, и забудется та тревога, которая существует сейчас, и останется только осторожность в отношении греха и его злых сил. Но это мы должны каждый сам в себе искоренять силой и примером этого военачальника, верой в Бога и Божией помощью.

Аминь.