В седмицу 3-ю по Пятидесятнице, день памяти святителя Ионы Московского, 28 июня митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон возглавил Божественную литургию в Покровском кафедральном соборе Красноярска.
Его Высокопреосвященству сослужили: руководитель Административного секретариата Красноярской епархии, настоятель Покровского кафедрального собора города Красноярска митрофорный протоиерей Владимир Дорош; благочинный больничных храмов города Красноярска, настоятель красноярских храмов апостола Андрея Первозванного и великомученика Димитрия Солунского иерей Виталий Вальтер; ключарь иеромонах Мелхиседек (Цхадая) и штатные священнослужители Покровского кафедрального собора.
За богослужением была совершена хиротесия послушника Сергея Романькова в иподиаконы. Пел хор Покровского кафедрального собора.
После богослужения митрополит Пантелеимон обратился к верующим с архипастырским словом:
— Не все верующие люди любят читать Слово Божие, и за это осуждать не нужно. Вера — Божие предначертание и дар. Спасаются и безграмотные, но мы все же находимся в той вере, которая любит порядок, ведёт к любви, дисциплине духовной. Разврат, блуд и грех привели к страху, который сейчас разделяет людей. И вот сегодняшнее послание к римлянам апостола Павла — удивительное послание! Оно говорит о таком важном явлении в жизни людей (именно в славянском и греческом тексте), как об искусстве. Обычно о нём слышат те, кто обучается культурным направлениям и дисциплинам. Сложилось представление, что это только некое лицедейство театральное. Однако это совсем неверно, диавол и здесь поработал.
Апостол говорит нам в послании о примирении через веру, через терпение с Богом, и слова его оканчиваются — что мы должны иметь искусство. И искусство своего Спасения. Это значит, что каждый верующий человек обязан быть творчески образован, сам творить своё спасение и счастье. Человек, обладающий искусством, свободен, а свобода открывается во Христе — свободен от греха и зависимости, от всякого рабства, даже если он в плену, как Иоанн Русский (был в плену у турок, но был свободен, как христианин). Значит, о чем нам апостол говорит? О примирении с Богом — этим он и заканчивает. А мы разве, верующие люди, с Богом враждуем? Нет! Но если посмотрим на свои дела и мысли, сойдем на дно своего сердца, что увидим? Мы увидим много такого, что нам не понравится оглашать даже на исповеди. Мы увидим такие цепи, сковывающие нашу свободу перед Богом, которые отторгают нас от Бога. Так оказывается, не это — наше недостойное состояние ума, сердца, души, тела — должно нам препятствовать приблизиться к Нему. А мы должны иметь такую волю, чтобы освободиться от этих оков! И это, действительно, искусство, которое украшает и облагораживает христианина и поднимает его на ангельский уровень.
Искусство очищаться в покаянии и осознавать себя человеком Бога. Осознавать себя и чувствовать над миром. Мы видим сегодня, как по всему миру ломают памятники, падение нравов. А здесь — не разрушая себя грехами, а избавляясь и понимая сложность, — мы находим способы и методы очищаться, освобождаться. К сожалению, не все люди это могут воспринять и понять — и многие не поняли, если христианские страны отказываются от Христа, если мы разделены на мир верующих и безбожный мир, враждующий и развращенный. И вот здесь — искусство, о котором говорит апостол, должно помогать нам сосуществовать с теми, кто не с нами, кто против Бога, понимая всю сложность их положения. И не вздумать гордиться нам, что мы достойные.
Терпение, дисциплина — только тогда, говорит нам апостол, приходим мы работать над своим спасением, кем бы мы ни были и где бы мы ни были. И главная цель — примирение с Богом, не с человеком. Когда мы примиряемся с Богом, тогда все люди для нас желанны и сострадательны нашему сердцу. Потому что те, кто особенно далек от Бога, нуждаются в этом сострадании, хотя сами того не понимают. А нам надо терпеть находящийся рядом грех, терпеть святость — чтобы зависть не возбудилась. Ведь из зависти и поносят Христа и ненавидят. В этом дело злобы к христианам, к христианству и вере. Главная задача человека — примирение с Богом, поиск в самом себе нитей, крепких оснований, связи с Ним. Чтобы чувствовать себя человеком, созданным Творцом, и не брошенным. Это, действительно, величайшее искусство и возможность искренне избавиться с Божией помощью от греха. И если делаем так, тогда мы не можем чувствовать себя виновными перед Богом, а чувствуем себя соработниками, друзьями Божиими, которые стремятся подражать лучшему, Спасителю мира Иисусу Христу. Вот была забота апостолов — открыть людям искусство примирения с Творцом. И находясь в церкви, мы обучаемся этому всю свою жизнь.
Поэтому не важно, тёмный ли крестьянин, — он был светлее Коперника, и великий наш Ломоносов, выйдя из народа, хорошо это понимал. Не наука, как таковая просвещает — она даёт свет знаний, — но Бог через примирение помогает человеку создавать эту науку. Крепкой семьи не будет, если не будет мира с Богом. Мы даже мусорные свалки не уничтожим, пока не осознаем, что нужно пройти искусство примирения с Богом, то есть и с природой в том числе, и ценить её. Мы не сможем воспитать человека, если он будет всё время в среде враждующих с Богом. И вот здесь открывается возможность молитвы за тех, кто удален от Бога, от Матери Божией, от Церкви, кто ищет ложной правды в разных формах. Поэтому мир не прекратит своего существования, пока апостольский труд будет осуществлять христианская Церковь. Никакого конца света не будет, никакая пандемия не победит волю людей к жизни, пока будет звучать молитва и будет труд искусства примирения с Господом.
Аминь.