Новости, Проповеди

Слово Высокопреосвященнейшего АНТОНИЯ, Архиепископа Красноярского и Енисейского, произнесенное в Неделю Торжества Православия 2004 г. в Св.-Покровском Кафедральном Соборе г.Красноярска


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братия и сестры! Ныне мы собрались в этом храме, чтобы совершить особый торжественный молебен, установленный в 842-м году, почти 1200 лет тому назад, когда св. царица Феодора и св. Патриарх Мефодий восстановили в Константинопольской Церкви почитание святых икон, против чего до этого ожесточенно боролись еретики-иконоборцы. Поместным Константинопольским Собором установлено было в этот день также праздновать торжество Церкви над всеми ересями, бывшими в ее истории, в том числе – и после возникновения этого праздника.

С 843-го года неизменно Церковь Христова совершает в первое воскресение Великого Поста святой молебен, именуемый чином Торжества Православия. Поминаются в этот день «вечной памятью» те великие святые, кто подвизался о Православии, возглашается «многая лета» нынешним епископам Православной Церкви, а еретики и лжеучители – анафематствуются.

На протяжении всего первого тысячелетия утверждалась Православная – единая, святая и соборная апостольская Церковь, какой ее и создал изначально Сам Господь Иисус Христос вместе со Cвоими учениками и последователями. Господь мог бы уже и после Cвоего Воскресения установить Царство Божие, мог бы свершить Свой Страшный Суд, которым одним людям было бы определено пребывание в Жизни Вечной, а другим в муках вечных. Но иным было произволение Божие о нашем спасении – чтобы смогли спастись не только те, кто жил прежде Христа и веровал в Мессию, но и все, кто пришел после Него, чтобы смогли спастись все, кто принадлежит к Святой Церкви Христовой. Проходили десятилетия, столетия, тысячелетия до и после Пришествия Христа – и миллионы, десятки миллионов людей пришли к св. Церкви, к Вечному Спасению!

Непрост был этот путь. И надо сказать, что и в самом начале церковной жизни, уже после Воскресения Христа, были – даже и из числа Его учеников – усомнившиеся. Лишь вложивши персты в Его раны, как Фома, лишь воочию увидев ранее погребенного ими Учителя Воскресшим, – уверовавшие, они всецело откликнулись на призыв Воскресшего: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28: 19). Самоотверженность Апостолов, прикосновение к миру Вечному через Воскресшего Христа были принесены через Его учеников и всем нам. Для этого Господь основал Свою Церковь, для этого избрал Своих апостолов и дал им власть, сошедшую на них в виде огненных языков в святую Пятидесятницу. Преемниками апостолов стали епископы, рукополагающие священников. Само рукоположение, преемственно от Христа и Бога нашего данное 2000 лет назад, продолжится вплоть до скончания всех веков. Церковь основана на Истине, и сам Господь сказал: «всякий, кто от Истины, слушает гласа Моего» (Ин. 18, 37). Оттого-то, дабы лишить человека Истины, еще в начале первого тысячелетия враг рода человеческого старался посеять всяческие плевелы, лжеучения. Людям ясны и понятны учение Христа и заповеданная Им Божественная Литургия, но диаволу всегда необходимо оторвать от стада Христова хотя бы отдельных уверовавших во Христа наследников Царствия Небеснаго, привлекая их к себе лестью и иными способами, а особенно – лжевериями.

В связи с этим можно вспомнить, например, самый первый, Никейский Вселенский Собор 325-го года. По какому поводу собрались тогда 318 епископов? Чтобы опровергнуть, чтобы сокрушить ложь, которую распространяли Арий и его последователи среди христиан, посягая на единство Святой Троицы. Арий утверждал по диавольскому наущению, что Иисус Христос сотворен Богом Отцом – вопреки тому, что Спаситель, второе Лицо Св.Троицы, существовал всегда, был предвечно рожден и единосущен с Богом Отцом; в Евангелии читаем: «Аз и Отец – одно» (Ин. 10:30). «Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела» (Ин. 14:10). Собравшиеся на свой Первый Вселенский Собор святые отцы полностью низложили арианство, объяснив его несостоятельность доводами из Священного Писания. Второй Собор, состоявшийся в Константинополе в 381 году, рассмотрел и разоблачил новое лжеверие, шедшее от бывшего епископа Македония, отрицавшего Божественность Духа Святаго, Его равенство и единосущность Св. Троице. На этом соборе был дополнен составленный ранее, в Никее, и окончательно установленный Символ Веры, который мы истинно исповедуем.

Были и последующие соборы епископов, разоблачившие ереси монофизитов, монофелитов и другие – противоречащие Истине.

Установлению дня Торжества Православия предшествовал Седьмой Вселенский Собор, созванный в 787-м году для осуждения и опровержения упомянутой иконоборческой ереси. Почему так тщательно св.Церковь хранит святые иконы? Мы поклоняемся не дереву, не металлу, на которых изображены Спаситель и святые, не краскам, которыми изображены они, как ложно учили враги Церкви. Мы поклоняемся первообразу, который зрительно нам являет святая икона. «Мы, христиане, телесно лобызая икону Христа или апостола, или мученика, душевно лобызаем Самого Христа и Его мученика», – говорил живший во времена иконоборческой ереси Леонтий Иерапольский. Икона раскрывает нам воплотившуюся во Христе телесно, явленную во Христе Господом полноту Божества. И оттого-то, если перед нами распятие – то поклоняемся мы, вопреки утверждениям лжеучителей-иконоборцев, не самому материальному изображению, – нет, молясь перед распятием, мы воспоминаем евангелием до нас донесенный факт восшествия Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа на Голгофу, принятия Им крестных мук; в этот момент мы как бы соединяемся с нашим Спасителем. Как писал прп.Иоанн Дамаскин – «Я видел человеческий образ Бога, и спасена душа моя». Если молимся мы перед иконами святых угодников – то это к ним самим, предстательствующим у Престола Божия, мы обращаемся, призывая их помощь, через молитву перед их иконописными ликами соединяясь с ними, через поклонение им обращаясь к той благодатной силе, которая в них есть, и которая через молитвы перед их иконами нисходит и к нам.

Отчего столь важно было пресечь ересь иконоборчества? Оттого, что главная цель этой ереси была древняя, возникающая в том или ином виде на протяжении двух тысячелетий, и в наши дни – увы! – бытующая: умалить Христа Спасителя. Отвергнуть двуединое Его начало – вопреки словам Самого Спасителя: «Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне?» (Ин. 14:9-10). Через иконы Спаситель нам открывается именно во всей Его Богочеловеческой полноте. Оттого-то все – и отвергающие двуединое начало во Христе, и отвергающие волю человеческую во Христе – все они были у истоков и этого иконоборческого движения. «Не обязательны иконы», – говорили они, – надо только «в сердце Бога носить». А следом за этим и – «Церковь не нужна», и Божественная Литургия, хотя даны они нам Самим Спасителем за ради Вечной жизни, в которую они еще на земле вводят нас. Главная цель иконоборчества казалась исходящей из заботы о вере, но преследовала она самую лукавую цель: борьба против икон была и борьбой против Самого Христа Спасителя, против Божией Матери, против святых угодников, которые носили в себе Христа, имели в себе Христа, жили Христом, и потому и имеют по сей день такую великую мощь, когда мы к ним приходим и просим их о том, чтобы они перед Богом за нас молились, и помощь эту от них мы у их св. икон получаем. Верующий человек это хорошо знает.

Во втором тысячелетии также возникали всякие лжеверия, но священноначалие, обращаясь к документам бывших в первом тысячелетии Вселенских Соборов, всегда и находит там ответ всякого рода лжеучениям, родственным лжеучениям тысячелетия первого, ибо заблуждения на Семи Вселенских Соборах выявленные, были доказательно и окончательно развеяны Духом Святым через уста святых отцов. «Весь мир во зле лежит» (1 Ин. 5:19) и мы должны понимать, дорогие мои, что поползновения разрушить св. Церковь изнутри во множестве происходят и в наши с вами дни. Это своего рода продолжение процесса, шедшего в России еще в дореволюционные времена, когда изнеженная, избалованная российская интеллигенция занялась исканием неких «новых идей», философских и религиозных. Ложное поветрие это не миновало, к примеру, и такого знаменитого мыслителя, как Владимир Сергеевич Соловьев. В его трудах послеживалось даже и предложение некоей новой, им самим придуманной «церкви», посвященной Духу Святому – ибо та, что Христос создал, якобы, «уже устарела». А последователи этого пагубного направления, называвшие себя «людьми нового религиозного сознания», Дмитрий Мережковский и, в особенности, Николай Бердяев, пытались, «религиозно освятив мировую культуру», придумать новое учение без якобы «давящего рабства» правил, в том числе и – нравственных, которые установлены Самим Богом. «Нельзя жить в мире и творить новую жизнь с одной моралью послушания», – внушал своим адептам Бердяев. Эти «искатели» не понимали ни всей меры своих заблуждений, ни того ужаса, к которому вели они своими заблуждениями Россию. Не предполагал Бердяев и того, что, ратуя за «свободу», он свободу же и попирает, ибо никто так не свободен, как человек, пребывающий в Церкви Христовой: свободу надо понимать не как возможность безоглядного следования внушаемым диаволом прихотям, но как возможность радостного следования вечным истинам евангельским, заповедям Христовым. Спаситель, взойдя на Голгофу, тем самым и явил человечеству пример следования подлинной духовной свободе, к которой Он ведет каждого, кто, видя бремя лести диавольской, хочет и может от бремени этого освободиться, освободиться во имя подлинно вечных ценностей, ибо «найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11: 29-30), – говорит Христос.


К чему же привели Россию эти – лже-философы, эти – лже-учители? Итоги – слишком хорошо нам всем известны и памятны. Пролитая в безмерном количестве невинная кровь, страшная междоусобная война, ужасающие страдания русского народа, имевшие место на радость диаволу и тем его полчищам, которые действуют в этом земном мире. Уклонение от людей Христа – это главная цель врага рода человеческого, оттого поклоняющиеся ему и действуют за ради уклонения людей от Вечного спасения, от Вечной жизни, за ради забвения слов Христа: «Я есмь Путь и Истина и Жизнь» (Ин. 14:6).

Само и второе тысячелетие началось отпадением Западной церкви от Восточной с одной целью: отлучить человека от подлинной свободы и от Истины. Это было поползновение на сам Символ Веры, созданный для нашего спасения и утверждающий сами основы нашей веры. Включение западной церковью в Символ Веры нового исповедания, которое касается Духа Святаго, совершенно четко и ясно предопределило последующее действие сатанинское, заключающееся в утверждении происхождения Духа Святаго из двух источников. Это было покушением на саму суть Святой Троицы, вопреки сказанному: «Дух Истины, который от Отца исходит, … будет свидетельствовать о Мне» (Ин. 15:26). Не случайно и абсолютно логично выглядит в этом свете и догмат о непогрешимости папы. Это ничто иное, как попытка занять место Христа Спасителя на земле, став Его «наместником»: если Дух Святой исходит от Христа – то исходит он и от Его земного, якобы, наместника! Воистину здесь закономерный заключительный аккорд всех предшествовавших ересей первого тысячелетия и приготовление ко времени, когда появится антихрист, придя под видом Христа, под видом, конечно, главы Его лже-церкви.

Верно, что к созданию некоей «объединенной» лже-церкви и устремлены усилия многих и многих лжеверов в современном мире. Но какое может быть, говоря словами апостола Павла, «общение праведности с беззаконием? Что общего у света со тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?» (2 Кор. 6:14-15). Мнимое, внешнее, диавольское единство, к которому нас пытаются призвать сегодняшние наследники лжеучений первого тысячелетия, призвано подменить то единство подлинное, которое дал нам Сам Спаситель в Своей Церкви, в Своей Божественной Литургии. И как же при этом важно, братья и сестры, то, насколько мы с вами будем верны слову Божию, верны Христову установлению на земле! Как же важно нам быть верными, быть едиными в Божественной Литургии, во время которой Сам Господь пребывает среди нас!

Будем же, дорогие мои, дорожить нашей верой!

Помните ли евангельский рассказ о том, как ученики Христа пришли в некое селение самарянское и возмутились тому, что жители селения этого не приняли их, изгнав вместе с Учителем? И говорят они Спасителю: «Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?» (Лк. 9:54) Что ответил им Господь? «Не знаете вы, какого вы духа». Многое сказано было этими словами. Никогда нельзя ни на кого призывать гнев Божий: призываемый на кого-либо, превосходит он наши земные страдания тысячекратно и более. Призвание гнева Божия на наших близких – проклятие, против которого и Священное Писание, и св.Церковь. Не имеем мы с вами права призывать на кого-либо такую кару, ибо Господь ведет душу каждого человека и Дух Святый пребывает «там, где желает» (Ин. 3:8). Неужели думаете вы, что не пребывает Он среди грешников, среди отпадших от св.Церкви – дабы «любовь Божия излилась» в их сердца «Духом Святым, данным нам» (Рим. 5:5)?.. Среди тех даже, кого диавол уклонил в ереси и лжеверия, пребывает Дух Святой, «ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк. 9:56). Создав первого человека, Господь дал ему душу живую, и все мы пребываем в Адаме, и всем нам дана душа безсмертная. И душа эта, по словам Самого Спасителя, ценнее всего земного мира, который она может приобрести, ибо сказано: «какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф.16:26). Вне благодатного пребывания в Церкви Христовой, вне Евхаристии, вне молитвы к Богу как можно спастись? Об этом напоминает Господь и нам, и даже самому страшному злодею, пребывая в нем и укрощая злобу его, чтобы одумался, чтобы остановился, раскаянием своим избегнув самого страшного – адского наказания, самых страшных – вечных мук… Философ Владимир Соловьев, как известно, перед смертью раскаялся, раскаялся во всех своих грехах, и священник принял его исповедь и причастил его, а бывший, к примеру, последователь суетного богоискательства Сергий Булгаков вернулся к Церкви и даже стал известным священником и богословом. Но когда уже совершенно нераскаян человек, когда совершенно он не внимает голосу души своей бессмертной – Дух Святой, Ангел-хранитель покидают этого человека, и это закономерно, ибо «кто отвергнется Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими. И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святаго Духа, тому не простится» (Лк.12: 9-10), – напоминает Св. Евангелие.

Да, Дух Святой везде пребывает. Но особенно – в св.Церкви, которой и был преподан в день Св.Пятидесятницы. Он – подлинно источник Правды, источник Чистоты, источник Радости подлинной, Небесной. И того, кто уклонился от Бога совершенно и невозвратимо, покидает того Дух Святой – потому что подлинно свободен человек, и только через свободную волю человека может спасти его Господь. Свободная воля эта – драгоценнейший дар, данный нам во имя будущей нашей Вечной жизни, дар, который дает человеку Господь, наделяя его при этом и многими талантами. Пребывая в нас, Дух Святой напоминает нам о нашей огромной ответственности за наш выбор, и даже в самом злом человеке звучит это напоминание – через совесть, данную нам Богом. И страшно, если не воспламеняемся мы этим напоминанием за ради нашего Вечного спасения. Страшно состояние грешника. Но потому и сказал Господь своим ученикам: «Не знаете вы, какого вы духа». Ибо не представляли они себе тогда беспредельность адских мук, призывая Спасителя попалить огнем не принявшее их селение.

Порой говорят о жестокосердности, якобы, Церкви, предающей анафеме тех, кто ушел окончательно и бесповоротно от Бога, кто предался каким-то лжеучениям, кто противится Христу. Но надо понимать и помнить, что анафематствуя, Церковь не проклинает этих грешников, анафема не есть проклятие, но – отлучение от Церкви, и отлученный не лишается надежды на Вечное спасение, напротив –этой мерой св.Церковь заставляет его опомниться, еще раз задуматься об ответственности за свою безсмертную душу, о том времени, когда предстанет он перед Богом на Страшном Суде. И когда мы услышим сегодня анафематствование, будем помнить, что это – не проклятие: пока еще жив такой отлученный от св.Церкви, он еще может опомниться и вернуться к ней… Таково милосердие Церкви, соответствующее всем установлениям ее Основателя и Спасителя нашего. Апостол Павел пишет христианам в Галате: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1:8). Так говорит и вновь повторяет апостол: «кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» (Гал. 1:9). Когда услышим мы сегодня слова анафемы – и Филарету (Михаилу Денисенко), самочинно объявившему себя патриархом некоей новой «церкви Руси-Украины», и извергнутому из сана бывшему священнику Глебу Якунину – будем помнить, что не проклятие это им, а призыв, настоятельная братская просьба: опомнись, покайся, вернись в лоно св. Церкви Христовой… Единой, святой, соборной и апостольской Церкви, изначально и до скончания века утвержденной Христом и Господом нашим и Спасителем, через Которого да все мы спасемся, и Которого да будем молить, чтобы все отпадшие от истинной св. Церкви возвратились бы в лоно ея за ради Вечного спасения, которого мы им искренне желаем, поставив на вид их страшное стояние на краю гибели.

Сегодня, спустя уже 1200 лет после первого того торжественного православного молебна, мы опять взываем к Богу и молимся, одновременно празднуя Торжество Православия. Были времена в России, когда могло показаться врагам Православия, что вот – Церковь погибла, что все епископы Церкви расстреляны, убиты, что вера растоптана. Но прошло время – и стало ясно, что жива наша вера: «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Мф. 24:35). Врата адовы не одолели Церкви Христовой. Живы православные и продолжают молиться. Но проявляемое порой наше равнодушие к вопросам веры, к вопросам церковной жизни, воспитанное за семь десятилетий атеизма, не могут не иметь негативных последствий. Не может православный человек быть благодушен и к укореняющимся вокруг него стремлениям к некоей «объединяющей всех» церкви – необходимо молиться как можно больше и чаще об избавлении и от этого, и от других диавольских наущений; необходимо ходить в храмы Божии, чтобы вновь обновляться и обновлять через себя и других людей, которые могли бы возвратиться в лоно св.Церкви и возродиться через это. Да будет так! Об этом будет и сегодняшняя наша молитва, молитва, в том числе, повторяю, и о тех, кто будет предан анафеме, – за ради того, чтобы они почувствовали это, за ради того, чтобы они вернулись в единство истинной, подлинной Святой Церкви Христовой, непорушенно сохраненной в Православии. Кто в Православии, дорогие мои, тот и сегодня торжествует, и будет торжествовать – в жизни Вечной, в Царствии Небесном, Которого да сподобит нас всех Господь!

Аминь.