Новости, Проповеди

Слово Преосвященного АНТОНИЯ, Архиепископа Красноярского и Енисейского, произнесенное в день Св.Троицы 17/30 мая 2004 г. от Р.Х. в Св.-Троицком соборе г. Красноярска


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Хочу напомнить вам, братия и сестры, слова из 50-го Псалма: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей…»

«Дух правый обновить во утробе своей» – значит обновить его в своем сердце, в душе. Сегодня, дорогие мои, нам надо особо молиться за это – и за Россию нашу, дабы и в ней обновился «дух правый», дух жизни, начало в мире которой положил Сам Господь.

В день Св.Троицы в дивных церковных песнопениях и в самом богослужении вновь раскрывается нашему сознанию и нашему сердцу смысл мироздания. Когда мы размышляем об окружающей нас жизни, то взор наш жаждет прикоснуться и к ее божественным истокам. И если человеческим умом мы не в силах проникнуть в них, то можем простереть свой духовный взор к истокам этим, прилагая к ним Священное Писание.

Сегодня мы с вами исповедуем воистину, во всей глубине этого понятия Святую Троицу. Евангелисты засвидетельствовали, что непостижимое разумению человецев единство Бога в трех Лицах открыл Своим ученикам и через них всем нам Сам Господь Иисус Христос: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28: 19). Мы, православные христиане, исповедуя св. Троицу памятуем, что первая Ее Ипостась – Бог Отец Безначальный: ибо если в земном мире возможно ко всякому явлению применить понятия начала и конца, то в мире Вечном сделать это невозможно. Господь Вседержитель пребывает в Вечности, которая сама по себе не имеет никаких временных пределов. Во всей полноте исповедуем мы, воспоминаем мы сегодня, и вторую Ипостась Св.Троицы – Сына Божия, о Котором сказано, что Он – Собезначальный. Это означает, что и Господь Иисус Христос, «рожденный прежде всех век», тоже всегда пребывал в той жизни неземной, Вечной, основы которой нашему взору открываются через Священное Писание. Потому в Писании и сказано: «Сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему» (Быт. 1:26), – Бог Отец есть Творец всему видимому и невидимому, Сын Божий предвечно рождается от Бога Отца, Ему единосущен, «без Него ничтоже бысть, еже бысть» (Ин. 1:3). И так же единосущна с Ними третья Ипостась Св. Троицы – Дух Святый, Который от Отца предвечно исходит: «три свидетельствуют на небе… и сии три суть едины» (Ин. 5: 7). В Символе Веры, утвержденном на Вселенских Соборах, говорится о Духе Святом, Господе Животворящем, ибо Он, как третье Лицо Св.Троицы, также Творец всему миру: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5), – так, по свидетельству Иоанна Евангелиста, говорит нам Спаситель о благодати духовного обновления.

Эта непостижимая до конца, сокровенная тайна открыта из всего созданного Творцом тварного мира только человеку, как высшему на земле созданию, которое Господь изначально сотворил подобным Себе: «Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его» (Быт. 5:1). Но вслед за искусителем-сатаной, еще в раю отлучившим человека от Бога, – уже на земле пребывая, многие и многие сыны Адама уклонились и «непотребны стали»: «Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного» (Пс. 13:3). И все они должны были быть определены в то состояние бездуховности, о котором говорят свв. отцы как об аде, в каковом сгорают души отступившие, отрекшиеся, ушедшие от Бога. И пребывание в этом бездуховном состоянии должно было стать для них бесконечным, но Господь, с самого начала возлюбив Свое творение, желает, чтобы оно было с Ним в подлинной Вечности, в вечном Блаженстве, в том мире, который и создан был изначально для человека. Господь посылает во спасение человеков Сына Своего Единородного на землю, и тем открывается второе Лицо Святой Троицы – дабы мы унаследовали вместе с Ним, вместе с ангелами и богодуховенными мужами Царство вечного блаженства.

И Бог Отец источает нам Духа Святаго, о чем молит Господь Иисус Христос, вочеловечившийся на земле. Для того-то, чтобы это подлинно спасительное общение человека с Иисусом Христом стало вечным, и основана была Им Его Святая Церковь. Церковь эта – одновременно и земная, и небесная, потому что Она помогает прийти к небесному спасению грешному, на земле пребывающему, человеку.

Только что мы с вами молились за этим праздничным богослужением, и вознося молитвы свои ко Святой Троице – увидели еще раз, как, действительно, все мы грешны, но небесная сила щедрот милосердия Божия – с нами, она с теми, кто молится в храме Божием, с теми, кто пребывает в лоне Церкви Святой, которую создал Господь Иисус Христос. Диавол всегда и всячески уводил человека от этой правды, от этой Истины, всячески пытаясь его обольстить и увести из Церкви Христовой, раскрывая человеку, якобы, все тайны – тайны этого мира, внешнего, земного, в котором он пребывает временно, внушая человеку, допустим, что и произошел-то он, якобы, от обезьяны. Далекие от веры люди, соблазненные лукавым, говорят, что однажды наука и общество сами достигнут такого совершенства, что жизнь будет блаженной и на земле, но вы знаете, дорогие мои, что такая жизнь ведет лишь ко аду, ибо жизнь эта – без Бога, вне Его. И видим мы с вами это совершенно определенно: там, где Бога нет, где веры нет, – там нет и семьи, главной ячейки общества, там она разрушается. Если где правительство и общество игнорируют Бога и духовно-нравственные ценности – там тщетно будут ждать страна и народ каких-либо добра и блага. И это тоже на протяжении нескольких тысячелетий запечатлено историками, зафиксировано памятью поколений совершенно ясно и отчетливо. Да, конечно, сами по себе научные изыскания – очень полезны, они необходимы для познания человеком земного мира, но – возможны они потому только, что Господь сотворил человека как личность творческую.

Спросите у умудренного годами старца, исчерпал ли он за свои земные годы процесс познания, готов ли ограничить себя открытым им с Божией помощью здесь, в видимом мире? И услышите ответ отрицательный, ибо мыслящий человек в своей земной жизни открывает для себя все новые и новые, неисчерпаемые возможности познания – познания окружающего его, природы, всего видимого мира, а вслед за этим – и познания уже мира невидимого. Движение человека в глубины космоса, полеты к другим планетам – они ведь тоже продиктованы этой жаждой познания. Другое дело, что истолкование результатов научных открытий зачастую бывает внушенным диаволом. И вот уже, к примеру, последний полет космического корабля к Венере пытаются интерпретировать в совершенно лукавом духе: это-де – мертвая планета, на которой была когда-то жизнь, и подобная же участь ждет и нашу Землю. Но ведь это истолкование – сумбурное, ложное и совершенно неверное, потому что оно «сформулировано» без учета и вне того знания, которое дано нам через Священное Писание. Или иной пример. Мы прекрасно знаем сейчас, что Земля отстоит от Солнца на 149 миллионов 600 тысяч километров. Мы знаем, что Земля наша устроена так премудро и замечательно, что вращается вокруг своей оси, что ось эта наклонена. Если бы это было не так, то невозможны были бы многие благодатные физические явления, связанные с климатом, сменой дня и ночи, круговоротом воды в природе. Такое удаление Земли от Солнца – действительно, премудрейшее, потому что будь планета наша на какие-то десять тысяч километров ближе к Солнцу, обитатели ее просто сгорели бы, а если на такое же расстояние дальше, то воцарился бы лютый холод. И как, осознав все это, не воскликнуть: «Всякая премудрость – от Господа и с Ним пребывает вовек» (Сир. 1:10).

Воистину ученый муж, приникающий и к глубинам духовного знания, открывая для себя космос – не забывает эти слова сказать, не забывает восхититься промыслом Творца, создавшего этот земной мир. Вот тогда-то только, когда познание научное будет вспоможением познанию высшему, духовному – тогда-то только во благо и радость будет оно, увеличивая и благо человеческой земной жизни, ибо «Велика премудрость Господа, крепок Он могуществом и видит всё» (Прем. 48: 18).


Да, конечно, есть и будут многие и многие вопросы, на которые человеку не дано до конца ответа. Несколько дней назад мы с вами праздновали память великих славянских просветителей, свв. Кирилла и Мефодия. Однажды к святому Кириллу обратились мусульмане, утверждавшие, что христиане и сами не знают, что есть Св.Троица, не понимают этого. И хорошо ответил им св.Кирилл: Да, сущность Бога понять до конца невозможно, не дано это даже ангелам, не только простым людям. Может быть, в будущем – в Царствии Небесном, будет дана эта ясность, а ныне, по греховности нашей, до конца этого не понять и не объяснить. Но все возможно понять и представить не разумом своим, а сердцем, все возможно понять через любовь к Богу. Вот Солнце – круг, символ вечности, не знающей ни начала, ни конца; и представьте себе, что Солнце – символ Бога Отца. А от Солнца происходит луч, и что это в нашем земном символическом сравнении? Бог Сын. Бог ниспосылает на землю Сына Своего Единородного, Господа Иисуса Христа, Который происходит от Отца, неразделим с Ним, – так же и в символическом сравнении нашем невозможно луч представить без Солнца, ибо луч и Солнце суть – одно. Луч исходит из Солнца, но он и есть одновременно – Солнце. Солнце источает тепло. Что есть в данном символическом размышлении тепло, как не сравнение с Духом Святым, который ниспосылается от Бога Отца и утверждается в сердцах верных? Видите, как премудро Бог сотворил мир, дав при этом человеку благодатную возможность через познание этого мира познавать одновременно и его божественную суть. Так приоткрываются человеку с помощью веры и Священного Писания все до конца недоступные ему на земле тайны божественного бытия.

И спросили у святого Кирилла о разных, «легких» и «тяжелых» верах (а нынешние сомневающиеся чаще вопрошают о разных «церквях» в христианстве). И вновь святой ясно и четко все объяснил. Когда вера не требует многого от человека, когда потворствует страстям, то человеку и делать-то особенно на земном пути самому ничего не надо. Несколько раз в году попоститься, особого зла никому не делать, в общем-то – легкий путь. А наш путь – совсем другой, наш путь – трудный. Один путь представить – как ручеек, где и младенцу делать нечего, а на нашем пути, в нашей вере – впереди огромный, бесконечный водный океан, в котором через бури, через ветры, через трудности – и личные, и всего общества – плывет некий корабль. Корабль, удерживаемый от всех стихий, от злобы мира сего Христом Спасителем, Богом нашим. Этот спасительный Корабль, данный нам от Бога, и есть Святая Православная Церковь, основанная Христом на камне веры. Как в Ветхом Завете была одна вера, так и в Новом Завете Христом одна вера заповедана, безусловно, а именно – Православная. Православие и есть основа нашей веры, тот Корабль, который плывет в этом символически представляемом нескончаемом море. Плывет через бедствия всякие и через всякие труды, – ибо, как в Евангелии сказано, «трудно … войти в Царствие Божие» (Мк. 10:23), и нужно от козней, от «лукавства века сего» так себя оберегать, что никак этот путь простым быть не может: «…ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце» (Мф. 13:19)… Но, однако же, именно в сем трудном пути на корабле, управляемом Самим Христом Спасителем, только и наследует человек цель жизни, данной ему Творцом, тем наследует, что это житейское море переплывает – достигая Вечного блаженства в Царствии Небесном, достигает вместе со спутниками своими… И другие плывут по этому морю – приверженцы разных сект лжехристианских – но плывут они на утлых, дырявых лодчонках, от которых ничего не останется при первом же дуновении урагана.

В Неделю о слепом вспоминали мы, как за апостолами, которые Духом Святым стали проповедовать Слово Божие, увязалась некая женщина, которая была одержима духом прорицательным, и кричала она апостолам вслед: «Сии – рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения» (Деян. 16: 18). Несведущему взгляду может показаться – что ж плохого было в этих словах? Но апостолы запретили говорить эти слова бесу, находящемуся в женщине, потому что слова эти были – не от Бога. Так и для наших дней всякое «славословие» вне Единой Святой Соборной Апостольской Церкви – есть не что иное, как отступление от Бога Истинного. Это приближение апокалипсиса, дней, когда воцарится антихрист и умножатся отступники от Христа Спасителя, когда не будет установленной Им Божественной Литургии. Что означает апокалипсическое число 666, число зверя? Оно означает слово «латеинос», буквы которого и дают в сумме это число. Конечно, не только латинскую веру имел в виду Иоанн Богослов, когда писал об этом числе. Католицизм, отошедши от истинной веры, отошел от этого, нами сейчас символически представляемого Корабля святого, а вслед – и разные секты, уже от католицизма «отколовшись», – также от Бога удалились. И появилось вследствие этого множество самодельных прохудившихся «лодок» – куда, к какой ложной цели могут привезти они находящихся на них приверженцев сект и разного рода лжеверий? К погибели – к физической, к нравственной, к духовной…

Много вокруг нас соблазнов и много лжепророков. Вот уже католицизм и епархии свои открывает на нашей святой, искони Православной Руси. Стремятся в Россию в неимоверном количестве заморские проповедники, представители протестантских сект, также порожденных отступлением от Бога. И – к великому сожалению – им зачастую не только не препятствуют, а еще и способствуют. Нашу молодежь со всех сторон окружают тенета лжеучений, ее духовно-нравственным разложением успешно занимается телевидение.

И сегодня, дорогие мои, я предложил вам эти размышления, чтобы мы могли еще раз задуматься после чтения молитв, которые призывают нас пребывать в исповедании Св.Троицы, после совершения Таинств Святой Церкви, преподаваемых нам для нашего Вечного спасения, – и дабы мы всякий час и всякую минуту помнили, что находимся на том единственном и спасительном корабле, который никто из нас покинуть не должен.

Поздравляю вас еще раз с этим великим и спасительным днем Св.Троицы, будем утверждаться в вере, будем стоять в ней до конца, будем не только веровать, но и ходить в храм Божий. Если мы будем побуждать себя жить так, как заповедал Господь, то, конечно, спасемся. Пути спасительные открыты для нас. Те, кто внимателен к своей душе, к вечным ценностям, – тот внимателен и к своему спасению, и к Родине своей, которая без Православия не мыслима, потому что верой святой она утверждалась и утверждаться будет. В вере нашей пребывая, нечего нам бояться, кроме как отступления от ее истоков, которые заповеданы были нам Самим Господом через св. князя Владимира. Будем молиться о том, чтобы Дух Святый пребывал в нас и посещал нас во Славу Божию: «Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня» (Пс. 50: 13-14). Будем преумножать наши силы в служении Спасителю, в устроении храмов, которых множество уже вознеслось по всей Руси. А какое множество особых памятных событий даровал нам для нашей молитвы Господь через угодников своих, через святого Серафима Саровского, которому и в этом году будет особое торжество, через просветителей славянских языков свв. Кирилла и Мефодия, – чья память не забыта и ныне всюду возвращается; жаль только, что в Красноярске в этом году к их празднику ничего особенного не было предрешено. Но будем молиться, братья и сестры, чтобы эта любовь к Богу и у нас повсюду пробудилась, а пробудиться она не может без любви к своим истокам, к духовности, к Православию: «Наипаче ищите Царствия Божия, и это всё приложится вам» (Лк. 12:31)

Аминь.