Новости

Слово Высокопреосвященнейшего Антония, Архиепископа Красноярского и Енисейского, произнесенное в Крещенский сочельник 5/18 января 2004 года в Свято-Благовещенском монастыре г. Красноярска


Дорогие братия и сестры!

Поздравляя Вас по совершении первого Великого чина освящения воды, хочу поделиться с Вами вот о чем.

Крещение, которое самими святыми Апостолами называется «обрезанием нерукотворенным и совлечением греховного тела плоти Обрезанием Христовым» (Кол. 2, 11), теснейшим образом для каждого из нас связано с Царством Небесным.

Из Священного же Писания явствует, что «плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия и тление не наследует нетления». «Говорю вам тайну», пишет далее Апостол, «не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока…» (1Кор. 15, 50-53). Во мгновение ока изменилась жизнь человека первого – Адама, когда он променял Жизнь Вечную на предложение диавола обольстителя быть не с Богом, а с ним, но горькая участь, постигшая человека, не оказалась роковой для него и не навсегда человек был отторжен от Рая, ибо по милости Творца и в посрамление диавола, Господь дал человеку выбор и пути спасения от Ада.

Главное, что бы нам необходимо уяснить себе, мои дорогие, это то, что Господь, изначально дав человеку Жизнь Вечную, после прегрешения не отнял ее навсегда, а оставил его в Ней для тех, кто избрал Спасителем своим Сына Божия – Христа и Бога нашего. Глубочайший и важнейший смысл этого раскрывается нам сегодня в празднике Св. Крещения или Богоявления.

Кто, как не первый отступник от Бога – диавол, был причиной изгнания человека из Рая, и что, как не Святое Крещение – в Рай человека возвращает? Святое Крещение, как говорят в народе, «и от грехов человека избавляет, и Райские двери отверзает!» Действительно, Вратами Рая именует Святое Крещение Святая Церковь. Да, во Адаме человек вкусил горечь греха, но во втором Адаме – во Христе и Спасителе – крестившимся и верующим в Него возвращено Царство Небесное. Фатальной неизбежности гибели для тех нет, кто во Христа крестился и во Христа Святым Крещением облекся.

Через Св. Крещение человек получает прощение всех грехов, но природа его, зараженная однажды грехом, имеет склонность ко греху в силу изначально данной человеку свободы выбора между добром и злом. Потому Христос и Господь называется Спасителем, что Он действительно спасает нас для Царства Небесного, исцеляя от греховной тьмы. Через Св. Крещение человек потому и становится одновременно чадом Святой Церкви Христовой, созданной Богом для этой цели. Через покаяние и принятие Святых Пречистых Тела и Крови Христовых мы внутренне обновляемся, становясь наследниками Вечной Жизни, как и в день совершения над нами Св. Крещения. Божественная Литургия – это Небо на земле, и потому она начинается этими дивными и важнейшими по значению словами: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков!» Это Царство на Земле Христа в установленной Им Божественной Литургии было предвозвещено в момент Крещения Господня чудесным явлением на Иордане Святой Троицы! Итак, Крещение во Христа – это и просвещение человека светом истинной веры, и вход его в Церковь, обновившую его благодатной силой Духа Святаго и ограждающего его на жизненном пути от лести древнего обольстителя рода человеческого – диавола.

В особенности именно младенцы, наименее всего защищенные от этой прелести, должны быть крещены безотлагательно. Даже обряд ветхозаветный Моисеев Сам Христос принимает на восьмой день, показав тем нам, что и святое благодатное Таинство Св. Крещения необходимо принимать во младенчестве. Как подлинно ясно, именно оно заменило ветхозаветное обрезание. Противление, ложь, ненависть и другие тмочисленные грехи, таящиеся от утробы матери своей в человеке, расцветут впоследствии махровым цветом, если он не огражден благодатной силой Св. Крещения.


Вот как важно и необходимо Святое Крещение принимать во младенчестве! Согласно Св. Евангелию, умерший без Св. Крещения – Царства Небесного не наследует. Сам Господь и Спаситель ведет крещаемых в Царство Света и Вечности, а потому и всякий младенец, принявший Св. Крещение, от Божественной Литургии этого Царства – также причащается Святых Христовых Таин, как и взрослые. Любой грех есть причина и развитие всякого беззакония, а когда оно не замечено в ребенке, лишенном и молитвы за него – ребенок становится неукротимым как в отрочестве, так еще более – и в зрелости.

Св. Крещение, вводящее в Церковь Христову, и Божественная Литургия, утверждающая человека через Св. Причастие в Царстве Христовом, есть самые необходимые спасительные Таинства Церкви, без которых немыслимо Вечное Спасение. Но человек свободен за себя и чад своих (во младенчестве) сам решать эту важнейшую в жизни дилемму: или ходить им в обновленной жизни, приняв эти Таинства, или пребывать во тьме неведения Истины, уподобляя себя «безсловесным и несмысленным». Св. Крещение младенцев во Христа – это и есть Благословение Самого Христа, упомянутое в св. Евангелии. Так, когда ученики Христовы пытались этому препятствовать из-за множества народа, Христос, подозвав их, сказал им: «пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствии Божие» (Лк. 18,16). Там же написано: «Приносили к Нему и младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним» (Лк. 18,15). Поэтому, естественно, когда свв. Апостолы крестили целыми семьями, то обязательно крестили и детей.

Вечное Царство Христа – не для тех, кто свою жизнь определяет по течению, подобно щепке в бурной реке, а для тех, кто открывает ее в себе и в детях своих, возрастая в «свободу славы чад Божиих», а не в «вечное рабство врагу рода человеческого».

Некоторые так и говорят: «Жизнь на земле и так прекрасна, на что нам бессмертие, и почему бы на земле не жить вечно?» Отвечу на это просто. Представим себя на минуту в узком и мрачном тоннеле, из которого нет выхода, и есть только одно оконце, в которое жизнь видится совсем другой: радостной, светлой и счастливой, причем в тоннеле – умирают, а там – нет. И те, кому посчастливилось в это оконце посмотреть – услышали: «Если желаете перейти сюда, – путь вам будет открыт…» Но не все пожелали выйти, ибо подверженные строгости своего главного начальника, они и не потрудились заглянуть в это спасительное оконце. Воспитанные в мнимой своей «самостоятельности» и гордыне, возгреваемой новейшими достижениями передовой науки при новейших технологиях, облегчающих жизнь в очередном изобретении новейшей системы вентиляции и комфорта, доселе невиданного, а также и якобы грядущего своего переселения в некое невиданное пространственное измерение путем той же науки, они так и остались в своем тоннеле, не ведая о подлинном счастии тех, кто тоннель этот покинул. Последние, ставшие первыми, и испытав свое новое «рождение» после выхода из условного нашего тоннеля, поняли, что освободились они от плена, да еще – какого! Полагаю, некоторые и из настоящих современных ученых и мыслителей нередко задумываются: достигнутого, открытий – море, но ведь это – не предел, и не похож ли труд наш на белкино колесо, то быстро, то медленно вращающееся, а по существу – на месте? Есть ли другие миры, отличные от нашей земной цивилизации? Да, конечно, есть! И это не просто «миры», а мир – Божий, познаваемый через Священное Писание теми, кто познал своего Творца и Господа – Спаса нашего, кто принял Св. Крещение в Него, как путь в Жизнь Вечную и в обретение ее еще здесь, на грешной земле через Божественную Литургию.

Премудрый Соломон разрешает все недомолвки между верующими и неверующими: «Нет ничего нового под солнцем» (Еккл. 1,9). Но Премудрый Соломон сказал это, конечно, не в обиду ученым и мудрым, а просто выразил этим свое знание о Боге, в сравнении с Которым и планета Земля, и вся Вселенная – ничто, а человек – венец творения, и потому-то Бог вознамерился Сам спасти его крестной любовью, чтобы отдать ему Свое творение – навечно.

Ведь все это замечательно подтверждено у св. Ап. Павла (Евр. 1,10-12) со слов боговдохновенного певца и поэта царя Давида. Там говорится о том, что со грехом отчуждения от Творца, когда произошел великий надлом во Вселенной, то вместе с лишением человека бессмертия ведь процесс старения коснулся не только человека, но и всей космической бесконечности, которая, в свое время, – будет свернута, как одежда, на «тверди небесной», но не исчезнет, а «изменится». Последнее очень важно, так как и те же планеты, как и человек уже, процессу старения – не подвергнутся! Конечно, ни один ученый никогда не сможет разгадать этой «загадки», не соотнося свои исследования с откровениями об этих вещах из Священного Писания и не будучи – что еще важнее! – высоконравственным и истинно-православным человеком. Как наука не терпит вещей «гадательных», так Православие – тем более! (Я умышленно не употребляя здесь слово «религиозным» человеком, так как теперь, при наличии «вер» не только католической, но и производных от оной сотен и тысяч всяких «богословских» и уже откровенно-оккультных течений, направленных на возрождение язычества, это слово утеряло всякий смысл, ибо первоначально под понятием «религия» понималось совершенно другое, о чем здесь открывать новую тему не стоит за отсутствием времени).

Итак, Царство Божие, в которое мы через Св. Крещение вступили, не где-то за галактиками, а, по слову самого Христа, – «внутрь вас есть» (Лк. 17,21) и «чистые сердцем» – наследуют его (Мф. 5,8).

Вот для этой «чистоты сердца», дабы мы таковыми и были, и отпущено нам семьдесят «аще же в силах – восемьдесят лет», и глубочайше ошибаются те, кто и научное, важнейшее, и духовное православное просвещение не считают для себя необходимым, увлеченные не правдой, а лестью тьмы временного века сего (1 Ин. 5,19). И как последние оправдаются, когда предстанут на Суд Божий? Своими достижениями либо в науке, либо в ложном богословии, либо в искусстве? Это похвально, но не усвоенное простое — «Ищите прежде Царства Божия и Правды Его» (Мф. 6,33), а не чего иного, решит их вечную участь. «Кто не со Мною, тот против Меня» (Мф. 12,30), говорит Господь, и это не просто слова, ибо последние, растратившие годы свои на всякую пустоту частью Божественного Света, – первыми не станут, но и без места – не останутся. Говорят, никто на том свете не бывал? Ну и пусть говорят на свою погибель, ибо сонмы святых, угодивших Богу, не только говорят, но являются свидетелями и очевидцами этого невечернего Света, в котором пребывают вечно. Они нам и являются, и спастись в этом мире от диавольского лукавства – помогают. И каждый, прибегая к ним, это чувствует.

Еще и еще раз повторю, что по любви к человеку Господь дал нам Святое Крещение, для нас Сам приняв его, не нуждаясь в нем, и дал нам вход в Свое Вечное Царство – Божественную Литургию, за которой, после пресуществления евхаристического, мы принимаем Святое Причастие Богу, духовно соединяясь с Ним в Жизнь Вечную. Поэтому нам постоянно надо бы задумываться о своей бессмертной душе и о Вечном Спасении. К этому призывает нас и читаемое ныне св. Евангелие, где жизнь человеческая сравнивается с ветвистым и прекрасным на вид деревом. Как древо, изращенное Богом для красоты, так же и бессмертная душа человеческая дана нам, чтобы красоту Божию созерцать и через то к созерцанию Вечной Радости стремиться. Но не забыла ли ты, душа моя безсмертная, Творца твоего – источника подлинной красоты, и не подменила ли Радость подлинную, духовную, радостью безнравственною, плотскою, жизнь твою разменивающую на чечевичную похлебку маскарадного бала, вечную гибель тебе предрекающую? В день Св. Крещения задумаемся над этим, ибо, как слышим из Евангелия, «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое древо, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Лк. 3,9; 13,37-43).

Каждый из нас в свое время предстанет перед нашим Творцом и Богом, и участь каждого из нас будет такой, какую мы сами уготоваем для себя в вечной жизни. Свобода, нам изначально данная для собственного определения участи нашей, – дар драгоценнейший, это дар доверия человеку, призванному Богом для вечной радости, вечного блаженства и дальнейшего обожения в Свете Правды Божией о нас.


В знак омовения человека от греховной скверны, Господь Своим освящением дал ее ныне, и она подается нам в этот великий и святой день, – как написано в уставе Св. Церкви, святая вода, если даже и разлита где либо, – все освящает, а в особенности, конечно, освящает нас с вами. Обязательно нужно принимать святую воду. Сегодня и домы надо освятить: и пол, и стены, и всё – все уголки дома. Это – наше обновление, обновление нашей жизни. И, дорогие мои, это святое дело, важное и нужное, просвещающее нас, потому что праздник сей есть праздник Просвещения. Да благословит Господь нас Духом Святым через сегодняшнее освящение воды сей, и да приумножатся добрые дела, потому что нашу добрую волю свободную мы должны правильно направлять, чтобы быть чадами, свободными от всякой диавольской лести. Какие только темные силы ни окружают нас, как только ни пытаются воздействовать на нас, но сила Света Христова всё побеждает вот уже второе тысячелетие, и никакая тьма и впредь не сможет угасить этого Света.

Слава Богу, и в России пробуждается народ, пробуждаются сердца наши православные к истинной вере Христовой для утверждения нашего Вечного спасения. Пробуждаются для утверждения и Жизни вечной, и, конечно же, для утверждения нашей жизни здесь, на земле, для утверждения нашей России во благо, процветание и радость. И да будет так, да будет благословен сегодняшний день, и да приумножатся наши сердца любовью к Богу, а через это – исправится и вся жизнь наша. Принимайте святую воду, молитесь Господу о ниспослании отлучения от грехов – ибо, «…быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых, и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив все грехи» (Кол. 2, 12-13). И да откроется каждому из нас эта Вечная Жизнь еще здесь, на земле. Да будем мы наследниками добрыми этого виноградника Христова, который Он создал – Церкви Христовой Православной, изначально – истинной, дабы нам наследовать Царствие Небесное. Аминь.