Новости, Служение

1


XIII Международные Рождественские образовательные чтения торжественно открылись вчера в Москве в Государственном Кремлевском дворце. Утром этого дня участники чтений присутствовали за Божественной литургией в храме Христа Спасителя, возглавленной Святейшим Патриархом Алексием в сослужении епископов Церкви и духовенства Москвы. В этом году Рождественские чтения посвящены теме «Школа, семья, Церковь — соработничество во имя жизни».

В крупнейшем православном образовательном форуме года принимают участие представители всех Епархий страны, в том числе и Красноярской Епархии. Среди гостей Чтений – православные священнослужители России, США, Германии, Сербии, Болгарии, Румынии и других стран Европы, министры образования и науки, культуры, регионального развития, представители других министерств и ведомств, депутаты Госдумы, деятели науки и культуры мира. В чтениях участвует Правящий Архиерей Красноярской Епархии – Высокопреосвященнейший Владыка Антоний. В делегацию от нашего региона также вошли: руководитель Епархиального отдела по взаимодействию с вооруженными силами, настоятель храма Рождества Христова г. Красноярска иерей Иоанн Боев, духовник краевого Союза духовного возрождения Отчества, настоятель Красноярского Св.-Михаило-Архангельского храма иерей Михаил Гренадеров, руководитель Союза Наталия Винник, канд. мед. наук, известный деятель православного просвещения Нина Давыдова, журналист краевого радио Людмила Зотова и другие представители православной общественности края.


В торжественном открытии Чтений принял участие Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В своем Первосвятительском слове к участникам и гостям форума Святейший Патриарх, в частности, отметил: «…недоброе наследие периода государственного атеизма еще не изжито. На рубеже восьмидесятых и девяностых годов прошлого века богоотступничество привело к крушению атеистического государства. За этим последовало торжество потребительской психологии. В результате традиционные основы русской жизни до сих пор многими не востребованы. Особенно пострадала семья, лишенная высшего — религиозного — идеала. Последствия деморализации семейных отношений оказались столь тяжкими, что сегодня мы поставлены перед выбором: быть или не быть Отечеству. Для того, чтобы Россия и другие славянские страны СНГ вышли из демографического кризиса, необходимы не только усилия государства, но и опора на нравственный потенциал Церкви».

Его Святейшество остановился также на пресловутой проблеме преподавания в школе «Основ православной культуры». «Выступая за преподавание этого предмета, который — не устану повторять — является не религиозной, а культурологической дисциплиной, — подчеркнул Патриарх, — Церковь напоминает о жизненной необходимости приобщения детей не только к знаниям, но и к нравственным основам российской и европейской цивилизации. Иногда слышатся призывы ввести в школьную программу «историю мировых религий», «религиоведение» или иные подобные предметы, предлагаемые в качестве альтернативы православной культуре. Речь идет о сугубо информативных знаниях, которые не смогут посеять семена добра в детской душе, приобщить ее к нравственному опыту прежних поколений. Убежден, что такой набор информации не разрешит главной проблемы: острой нужды в нравственной мотивации поступков. Для того, чтобы быть готовым бескорыстно помочь ближнему, отвергнуть преступные и бесчестные пути обогащения, отдать жизнь за Родину, — мало знать сухие исторические факты. Для этого нужно иметь твердые преставления о добре и зле, грехе и добродетели. Нужно помнить о высшей ответственности перед Богом и людьми».


Святейший Патриарх Алексий особо поставил в свое святительском Слове вопрос о роли и месте в духовном возрождении православной интеллигенции, о необходимости особого внимания к ней со стороны архипастырей и пастырей. «Судьба России, ее будущее — в руках пастырей, педагогов, воспитателей, учителей, журналистов, людей творчества. В связи с этим мне хотелось бы сказать несколько слов в поддержку тех, кто, несмотря на общую коммерциализацию жизни, несмотря на сохраняющиеся экономические и социальные тяготы, находит силы отдавать свое сердце подрастающему поколению. Многие из этих людей, особенно в глубинке, оказались в крайне стеснительном материальном положении. Их труд стал цениться неоправданно низко. И Церковь обязана протянуть им руку помощи — ведь именно они, несмотря ни на что, остаются хранителями нашего культурного богатства и наших нравственных ценностей.

С другой стороны, именно на этих людей, с их опытом и знаниями, духовенство может опереться при осуществлении церковных инициатив. Труженики образования и культуры, востребованные в своих трудах Церковью, принесут добрые плоды, ибо являются реальными или потенциальными миссионерами и помощниками в деле просвещения, в деле развития нашей отечественной культуры. Правящие архипастыри должны стать ходатаями перед региональными властями за свою интеллигенцию, способствовать проведению научных конференций, художественных выставок, концертов, литературных вечеров, тем самым участвуя в формировании культурной политики России».


В день открытия Чтений перед участниками выступил Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, обсудивший с ними приоритетные направления развития образования и науки в стране и президент Российской академии образования Николай Никандров, избравший темой своего выступления православные традиции в их взаимосвязи с семьей и школой в современной России.

Среди тем, которые будут обсуждены на последующих пленарных заседаниях и во время работы 70 секций, — возрождение духовно-нравственных ценностей, преодоление демографического кризиса, противодействие пропаганде насилия, жестокости и другие актуальные вопросы духовного состояния общества. Чтения завершатся 29 января.