Новости, Служение

1


Вечером 5/18 февраля Его Высокопреосвященство Владыка Антоний возглавил Великую Вечерню с чином Прощения друг друга в Свято-Покровском Кафедральном соборе. Правящему Архиерею сослужили секретарь Красноярского Епархиального управления, настоятель Собора протоиерей Вячеслав Бачин и духовенство Красноярского благочиния.

Великая Вечерня перед Великим Постом начинается как обычная служба, но в Храме уже все по-другому: великопостные черные и фиолетовые аналои, в середине службы и священники меняют облачение на черное. По-особенному торжественно и празднично: начинается весна постная, весна духовная. Два раза служба как будто прерывается и из глубины храма еле слышится необычное приглушенное пение: хор поет песнопения Пасхи еще так далекой, но уже с трепетом ожидаемой.

В конце вечерни духовенство во главе с Архиереем, в соответствии с обычаем чина Прощения, в темных великопостных облачениях вышло из алтаря и в земном поклоне, на коленях, просило прощения у прихожан, у своих духовных чад, у ближних и дальних. Прихожане же, в свою очередь, подходили к Владыке и священникам, прикладывались ко Кресту со словами «Простите меня», на что священники от лица всей Церкви отвечали: «Бог простит, меня простите». Потом все находящиеся в храме испрашивали прощения друг у друга.


Возникновение этого обычая связано с тем временем (V-VI века), когда христианские монахи жили в пустыни, небольшими общинами, жизнь которых была очень строгой и трудной. Перед наступлением Великого Поста, чтобы усилить подвиг молитвы и уединения и тем самым очистить свою душу и подготовить ее к светлому празднику Пасхи, монахи расходились по одному по пустыне на все сорок дней Поста. Никто из них не мог знать в точности, вернется ли он к своей братии в монастырь, не погибнет ли в пустыни от тяжких испытаний, от нужды, от голода, от диких зверей. И потому, расходясь, чтобы встретиться только на Пасху, монахи просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, сами от души прощали всех, отказывались от всякой злобы к кому бы то ни было. Каждый понимал, что их встреча в преддверии Великого Поста может оказаться последней, а как же можно уйти из временной жизни в Вечную непримиренным, непрощенным своими братьями во Христе? Для того и существовал чин прощения — чтобы быть примиренным и прощенным со всеми и — благодаря этому — с Самим Богом.

С течением времени чин прощения перестал быть принадлежностью только монастырской богослужебной и молитвенной традиции, распространился и на городские и сельские храмы, на все приходы.

В своем слове к пастве в день Прощеного воскресенья Владыка Антоний говорил о важности прощения и подчеркнул, что перед тем, как принести во храм жертву, будь то пожертвование на нужды храма или свеча за здравие, прихожанин должен не только простить все обиды, погасить в своем сердце всяческую злобу, но и примириться с теми, кто несправедливо затаил обиду на него, сам первый придти к такому человеку, если он знает, что кто-то думает о нем худо. Также Правящий Архиерей напомнил о том, что в отличии от таких неверных толкований Евангелия, как у протестантов, Великая Православная Церковь утверждает право абсолютно каждого человека на спасение, отрицает предопределенность Богом дороги заведомо в Ад или Рай и многими притчами из Священного писания показывает собственное участие человека в своем спасении, его сотворчество Богу и подчеркивает данную человеку Богом свободу выбора.



См. также:

Расписание предстоящих Архиерейских Богослужений в особо-важные дни