Новости, Служение

«Быть солью земли…»


23/5 апреля 2007 года, в Великий четверток Страстной седмицы, Воспоминание Тайной Вечери, Установление Таинства Святой Евхаристии, Архиепископ Красноярский и Енисейский Антоний совершил в Св.-Покровском Кафедральном соборе г. Красноярска вечерню и Божественную Литургию св. Василия Великого с чином освящения соли в сослужении секретаря Красноярского Епархиального управления, настоятеля собора протоиерея Вячеслава Бачина и священства храма.

В своем архипастырском обращении Владыка Антоний раскрыл прихожанам смысл символа совершаемого в Великий Четверг освящения соли. «Человек не может жить без соли, она — закваска всего, и как не может человек жить без соли материального мира, также не может жить — наследовать Царства Небесное — без Святых Христовых Таин. В Евангелии сказано: «Вы — соль земли…» (Мф. 5:13). Все мы — частицы Церкви Христовой, и не иссякла соль нашего духовного возрождения. Чтобы оставаться «солью земли», да будем являть собою образец праведной жизни; когда человек придерживается святых правил жизни, то он и другим тем самым помогает, через общение с ними, даже если специально их не учит: и на них распространяется святое, благое и все доброе». Правящий Архиерей благословил паству и пожелал предстоящей радости светоносного и прекрасного праздника Пасхи. Высокопреосвященнейший Антонии отметил, что если Рождество Христово — это Великий праздник, то Пасха — это Праздник праздников Светлый, ведь в нем происходит сочетание земного и жизни нашей души Вечной, небесной. Господь сказал: «…Я есмь путь и истина и жизнь…» (Ин. 14:6). Христос — это Свет, как необходима соль — так необходим нам этот Свет в жизни.


Служба Великого Четверга посвящена воспоминанию умовения Иисусом Христом ног ученикам, Тайной Вечери, молитвы Иисуса Христа в саду Гефсиманском и предания Его Иудою. Знаменательно особое значение этого дня — Установление Христом Таинства Св. Евхаристии. Спаситель, совершая Пасху в обществе учеников, дважды отошел от принятого за трапезой ветхозаветного ритуала: когда смиренно умыл ноги ученикам Своим и когда вложил совершенно новый смысл в те благословения, которые традиционно произносились перед вкушением хлеба и вина. Взяв в руки хлеб и подавая его ученикам, Господь произнес удивительные слова: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое» (Мф. 26:26). А в заключение вечери, когда полагалось испить последнюю чашу, над которой также должно было произноситься традиционное благословение, Спаситель вновь отступил от всем известного обычая и, взяв чашу, произнес: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:27–28).Эти таинственные слова Спасителя означали, что Он есть Агнец, Пасхальная Жертва Богу. Он — «новая Пасха», как говорится в одном замечательном предпасхальном православном молитвословии. Действие Спасителя за этой пасхальной вечерей было таинственным, до конца не понятым учениками. Поэтому в христианском Предании эта трапеза и именуется Тайной вечерей. То, что тогда представлялось ученикам загадочным и непонятным, обретало великий смысл. Им открылось, каким образом они могут вкушать Тело и Кровь Христовы и какое значение заключено в этом приобщении. Ведь Иисус — Жертва Живая, Агнец Божий, взявший на Себя грехи мира, и, следовательно, всякий, желающий соединения с Богом, должен принять благословенные Тело и Кровь Агнца. Однако совершенно очевидно, что вкушать плоть и кровь человеческую невозможно. Благословив на Тайной вечере хлеб и вино, Господь провозглашает, что этот Хлеб и это Вино суть Его Тело и Его Кровь. Тем самым Спаситель свидетельствует, что вкусивший их подлинно приобщается Его Тела и Его Крови, соединяясь с жертвой, которую Он совершил. А вкушающий жертвенное соединяется с Богом. В Евангелии от Луки мы встречаем слова, которых не находим в соответствующих текстах евангелистов Марка и Матфея. Благословив хлеб, Господь, обращаясь к ученикам, говорит: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19). Это означает, что Таинство Тела и Крови, совершенное в Сионской горнице Христом, не должно было остаться единичным событием. Этому таинству надлежало продолжиться в истории, и совершать его должны были апостолы, участвовавшие в Тайной вечере и призванные «сие творить в воспоминание» Спасителя. Дальнейшее совершение Таинства будет означать, что всякое новое поколение людей сможет приобщаться спасительных Тела и Крови Господа, единожды принесшего Себя в жертву за грехи мира. Через это приобщение обновляющееся человечество во все времена получит возможность соучаствовать в жертве Спасителя, как соучаствовали в ней святые апостолы в четверг Тайной вечери. Поэтому Церковь Христова свидетельствует и утверждает, что в Свою последнюю Пасху Господь совершил не единичный акт освящения хлеба и вина, но установил Таинство, которому было назначено продолжаться в истории и служить приобщению людей великой Жертве Спасения. В Церкви это приобщение именуется Евхаристией (Благодарением) — Таинством Святого Причащения, которое, по словам преподобного Исидора Пелусиота, «дарует нам единение со Христом и делает нас соучастниками Царства Его».



См. также:

Расписание Архиерейских Богослужений Страстной Седмицы 2007 года