Новости, Служение

1


– Ваше Высокопреосвященство, в последнее время в православной публицистике все чаще стали слышны голоса, выступающие за модернизацию политики и самого устройства Русской Православной Церкви по римско-католическому образцу, что подразумевает перенятие и использование Православием аналогов католических орденов, конгрегации, самой формы государственно-теократической власти Ватикана. Уже многие говорят, что католицизм плох только как догматическая ересь, а как идеал организации и христианского служения – он «хорош». На Ваш взгляд, нет ли в этих утверждениях опасности размытия самих основ православной веры и сведения ее спасительного опыта в разряд всего ветхого и «недостаточно хорошего» для нашего ответа вызовам времени?

– Наша св. Церковь управляема Духом Святым и потому она – едина и непогрешима. «Призывы» же, о которых вы говорите, досужих и далеко не церковных, по сути, людей «модернизировать» Русскую Православную Церковь, теперь вот – на «римско-католический» лад, – находятся вне русла социальной концепции Церкви, Основы которой были утверждены Юбилейным Архиерейским Собором 2000 г. Ничего общего такие попытки не имеют и с реальной жизнью Церкви, противореча той мудрой, взвешенной позиции, которую – как любому православному человеку доподлинно известно – последовательно занимают Предстоятель нашей Церкви и Ее Священный Синод. Собственно, нет в упомянутых выше подобных призывах и попытках ничего нового – это все те же разделения и соблазны, на которые вот уже как две тысячи лет пытаются подталкивать народ Божий люди, лишь на словах исповедующие Христа, по подлинной же природе своей – или целенаправленные богоборцы, или просто невежественные в вопросах вечного спасения заложники сиюминутного, а не глубоко-осмысленного религиозного опыта. Православная Церковь – это раз и навсегда данный нам Самим Богом Институт, исключающий и нововведенные в католичестве догматы веры, и униатство (все средства хороши – лишь бы соблазнить), и иные альтернативы, никак и никогда Законом Божественным – не оправдываемые! Когда наивно полагают, что и в христианстве возможны альтернативы веры вместо самой веры (как это имеет место в политике), то глубочайше ошибаются, тем провоцируя только одно – идеологический откат истории вспять, к временам идолопоклонства, дикости, безнравственности и полного отчуждения личности от образа и подобия своему Творцу и Создателю при почти постоянном сегодня напоминании по TV, что наш идеал – это обезьяна, от которой все мы произошли и к образу которой нам, следовательно, и следует стремиться. Кстати, безчинные пляски на TV, популяризация ночных клубов, наркотики и прочее, что препятствует созданию нормальной семьи из-за растления молодежи в самых широких масштабах индустрией тлетворных развлечений и порока, – все это не являет ли собой сегодня целенаправленное как раз усилие уже не столько в подражании обезьяне, сколько в превосходстве ее низменных инстинктов людьми, отчужденными от Православия современной «модой», имя которой — Содом и Гоморра.

Можно ли нам себе представить, чтобы и в православных наших храмах давались концерты светской музыки, в том числе – джазовой, святой водой «освящали» животных, «причащались» под ритмы гитары, и проч., и проч., что давно уже практикуется в католических храмах на Западе, где не возбраняется привести с собой в храм и любимую собачку? Да не будет! Дай Бог никогда нам не дойти до таких изощренных способов как-то завлечь людей в храм, а то и крышу починить – не на что будет!

Если в Вашем вопросе имеются в виду те домыслы от невежд, что упомянуты одержимыми «ревностью не по разуму» т. наз. «преобразователями» Церкви «под себя» вслед за католической порочной практикой, породившей столь много новых религий, толков и учений, далеких даже от здравого смысла, а не только от св. Евангелия, – если речь идет об очередном ажиотаже, поднятом некоторыми СМИ по поводу недавнего визита Святейшего Патриарха Алексия II во Францию и ничего в том визите не увидевших (как только то, чего не происходило), – то скажу следующее.

Во-первых, Святейший Патриарх, вступив на землю св. мученицы Женевьевы и других святых, там просиявших еще до разделения единой Церкви, поклонился – им, совершив богослужение в нашем православном храме при стечении множества православного же – народа. Во-вторых, Его Святейшество пожелал поклониться великой христианской святыне, хранящейся в Нотр-Даме, и к его прибытию православными, заполнившими Нотр-Дам де Пари, этот собор, редко теперь полностью заполняемый католиками для молитвы, – был переполнен. В-третьих, при входе в собор Его Святейшества православным духовенством была несена православная, естественно, икона Божией Матери – покровительницы России и нашего народа, освятившая всех прибывших, кто желал увидеть Святейшего Патриарха, а также упомянутую икону и Терновый Венец Христов, вынесенный из анналов собора местными служителями храма за ради высокого гостя. В-четвертых, Святейший Патриарх богослужения в Нотр-Даме, о чем трубили почти все наши СМИ — не совершал, а только присутствовал за молебном перед Терновым Венцом Спасителя, совершенным единственным православным священником Русской Православной Церкви иеромонахом Нестором (Сиротенко) – клириком нашей Корсунской епархии. В-пятых, Святейший Патриарх Московский и всея Руси, повторюсь, с католиками не служил, т.к. это канонически – немыслимо. Его Святейшество поклонился Терновому Венцу Спасителя, помолившись перед ним и за нас с вами, и за всю Россию. В-шестых, Президент Франции Николя Саркози удостоился принять в своем дворце Главу РПЦ, Его Святейшество, Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Так проходил визит Его Святейшества во Францию, ко славе и чести нашего Отечества. Каким невежеством (или бесстыдством?) надо обладать, чтобы в «репортажах» об этом визите Предстоятеля Русской Православной Церкви говорить о «совместных православно-католических богослужениях», о некоем даже «начавшемся» «объединении православных с католиками»!..

Если же говорить о некоем, якобы, влиянии католической практики на православие, то заметим сразу, что власть Ватикана на нас – слава Богу! – не распространяется, а пытаться «ставить нам в вину», а тем паче – выдавать за некую «прокатолическую модернизацию» строительство новых православных храмов и монастырей в России и далеко за ее пределами, появление в нашем Патриархате новых структур по мобильному управлению при новых управленческих технологиях, в корне отличающихся от возможностей времен застойных, все это представлять в СМИ как грядущее применение нашей Церковью «форм государственно-теократической власти Ватикана» — просто абсурдно, ибо «Тришкин кафтан» нам совершенно ни к чему. Только от неверия и нежелания вникнуть, что такое Православие не с внешней, а с внутренней, духовной стороны, порождаются эти слухи, выливаемые на публику теми же, кто совершенно далек от Церкви, но делает вид, что болеют за нашу Церковь, разжигая духом лукавства якобы, даже, и «борьбу за чистоту» нашей Церкви.

Нововведений, конечно, много, но в связи с этим вспоминаются первые годы при восстановлении Красноярской епархии, когда «в штыки» принималось, например, появление у нас услуг интернета и пользование им, как, якобы, «орудием самого дьявола» и проч., подобно тому, как это имело, к примеру, место и при появлении некогда первого паровоза, автомобиля, от которых некоторые же в первое время шарахались — кто куда, как от «нечистой силы», но прошло время, и все успокоились, благодарно пользуясь и железной дорогой, и самолетом, вкупе теперь и с пресловутым — интернетом, не говоря о любимых сотовых телефонах, принятых всеми как удобный вид общения и как созданный заложенным Богом в каждом из нас творческим человеческим потенциалом для текущего века.

Да, происходит развитие инфраструктуры возрождаемой ныне нашей св. Церкви, но только при одной доминирующей в этих преобразованиях цели – дальнейшем свидетельствовании о не порушенной никогда чистоте данной Самим Богом спасительной и святой веры Православной, свято оберегаемой всем священноначалием нашим вкупе с народом нашим во благо нам и нашему святому Отечеству, искони — православному. Словом, где Патриарх, Богом нам поставленный хранить в чистоте веру нашу – там и правда свидетельства о вечном спасении нашем в сем «мире злом и лукавом» (1 Ин. 5:19), а не там, где невежество и компиляция вопросов веры в самопроизвольном толковании её, отдаляющем от Истины. Сейчас многие и многие бывшие коммунисты и закоренелые даже атеисты возвращаются к Отцу своему Небесному, но некоторые, вместо покаянного чувства, еще отсутствующего в их душах и по духовной неопытности имеют иногда «ревность не по разуму», слушая всякие небылицы от всяких малограмотных околоцерковных кликуш. Таковые чуть ли не с бранью обрушивают на духовенство обвинения во всех грехах несуществующих, что, мол, они и интернет признают, и с католиками – не враждуют, и экуменистов – поддерживают, и т.п.

Многие их последних уже через десяток лет, конечно, поняли, раскаялись и над собой посмеялись, вспоминая свои первые шаги в Православии, осторожно удерживая новоявленных неофитов сегодняшних от чрезвычайно ретивых их поползновений католического светского типа: изменять – Церковь, а не себя – через никогда непогрешимую, как Сам Христос – Его Церковь. Не ведающим неразумного упрямства своего по гордости, в том числе и «прославившему» себя на этом поприще Диомиду и подобным им привел бы пример того малого утяти, впервые устремившегося на воду за ради только одного, – научить мать свою плавать!

Итак, доводы некоторых, большей частью далеких от Православия людей, о якобы грядущей «модернизации» нашей Св. Церкви абсолютно беспочвенны.

– Как Вы оцениваете недавние высказывания римского папы Бенедикта XVI о том, что только римско-католическая церковь является «желаемой Христом» и богоспасаемой и что «восточные церкви страдают от дефектов»? Станут ли, на Ваш взгляд, эти высказывания Ватикана концом эпохи его заигрывания с Православной церковью, как с «церковью-сестрой»?

– Не отрицая принципиальной необходимости межцерковного диалога со всеми инославными конфессиями, неоднократно отмеченной Святейшим Патриархом Алексием II, и сотрудничества христиан на ниве социального служения человечеству в совместном противостоянии деструктивным вызовам времени, мы не можем поступаться твёрдыми основами нашей веры Православной, изначально Богом данной всему человечеству, а не только нам.

К какому обратному результату привел печальный опыт католиков научить свою Мать-Церковь, изначально православную, «модернизировать» Ее под греховную человеческую интуицию подменой догматов божественных, чтобы всеми и вся в мире владеть в амбициях Римской языческой империи, – всем известно: она после отделения от Востока, некогда мощная духовно, после отторженная от Единого Тела Христова своей односторонней «модернизацией», – уже не собрала под свое крыло ни восток, ни запад, а скудные попытки сегодняшние любыми способами привлечь к себе славян хотя бы только Западной Украины через пресловутую «Унию» – смешны и малопонятны. Зачем к себе привлекать Западную Украину, спрашивается, если прежде следовало бы под папский омофор протестантов хотя бы – вернуть, а не православных украинцев, лукаво обольщаемых «новостью», высказанной недавно папой, думаю – преимущественно как раз для наивных униатов Украины. Для протестантов, порожденных католицизмом и отколовшимся от него, признание, что католицизм, якобы, «желаем Христом» — смерти подобно, т.к. в корне ими неприемлемо.

Католическая церковь ныне все усилия прилагает к объединению и католиков, и некатоликов под пресловутым соусом нового типа «униатства», но уже и для нехристиан-язычников, следуя при этом модным политическим светским доктринам интеграции, или глобализации во всемирном масштабе. Последнее нисколько не удивляет, т.к. прецедент разделения, да еще при искажении сущности веры, имевший место с 1054 г. и во все второе христианское тысячелетие, – не оставляет им иного выбора, как только объединяться с кем угодно и на каких угодно условиях в единство, диктуемое уже не принципами вероучения, а в угоду только политическим амбициям «сильных мира сего». Согласно св. Евангелию, если соль – т.е. вера Православная так же осолится, как и отделившиеся от нее (Мк. 9: 49-50), то мир просто погибнет, не преуспев ни в космосе, ни на земле. Думаю, наступает время, когда придет вразумление избрать жизнь, а не смерть, и если Православие и после 70-летнего страшного поругания веры нашей возвращается к нам, значит – еще не конец, и многие через нас — обретут Свет веры, ибо всем Господь желает «спастись и в разум истины придти» (Еф. 4:18-24).

По теме и по поводу домыслов, что, якобы, РПЦ для того представлена во Всемирном Совете Церквей, чтобы с ними «экуменически» объединиться, заявляю однозначно, что для того только мы Волей Божией пока представлены в ВСЦ, чтобы свидетельствовать там об Истине Православия, и только, постоянно вразумляя другие конфессии в их гибельных отступлениях от подлинного учения Христова вопреки Библии и Священному Писанию, резко обличая, например, неприемлемость нами ни однополых т.наз. «браков», ни женского т.наз. «священства», ни профанаций, по католическому и протестантскому образцу, к примеру, через интернет за деньги отпускать грехи и т.п., что, понятно, есть пародия на веру, а не сама вера. Никаких, естественно, т.наз. «богослужений» с иными конфессиями в ВСЦ никогда не было и быть с нашей стороны – не может. Наша Церковь всегда верна Богу и самой себе – в Боге.

Русской Православной Церкви, слава Богу, ныне из пепла возрождающейся, незачем поэтому брать уроки ни вероучительные, ни практически-хозяйственные, ни у католиков, ни у других иноверцев, так как стоящим в Истине – Сам Господь есть просвещение и вразумление во всех сферах жизни. Последнее проверено нашим православным тысячелетием вкупе с государственностью и мудростью народа нашего, и ныне, как и во все смутные времена, отстаивающего Православие для своего блага земного и Вечного Спасения в Царстве Христа.

– Какова, на Ваш взгляд, степень опасности экспансии католицизма в России сегодня и, в частности, – в Вашей епархии?

– В выступлениях и обращениях, в интервью, данных в последнее время и Святейшим Патриархом, и членами Священного Синода, неоднократно назывались те реально существующие проблемы отношений нашей Церкви с Римско-католической, которые актуальны сегодня и со стороны католиков препятствуют ведению межцерковного диалога. Они хорошо известны. Как отмечалось Его Святейшеством в интервью о католической экспансии в России газете «Новости Эльзаса», «до сих пор объектом проповеди католического духовенства и представителей монашеских орденов подчас становятся люди, принадлежащие к Православной Церкви по крещению или семейным корням, а также дети из малообеспеченных или неполных семей». Эта проблема существует в епархиях центральной России, есть она и в Сибири. Очень хорошо известно, что самым больным и тревожным вопросом межцерковных отношений являются «далекие от нормализации отношения между православными и греко-католиками на Украине». Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II сугубо отметил: «руководство Украинской Греко-Католической Церкви необоснованно претендует на статус общенациональной Церкви, что является вызовом для православных украинцев, составляющих основную часть населения страны».

На тему о воссоединении с католиками, которому, якобы, способствовал визит в Париж нашего Патриарха, можно сказать только одно: Россия неизменно стоит на прочном фундаменте Истины Божественной, изначально, раз и навсегда Спасителем нам и другим христианским народам данной – в Православии. Еще раз касаясь визита Его Святейшества в Париж и посещения Патриархом Нотр-Дама, переполненного православной паствой, — разве где-то хотя бы одним словом обмолвился наш Святейший Патриарх о соединении с католиками в евхаристическом общении? Нигде и никогда, т.к. это исключено сегодня и немыслимо без действительно серьезного диалога, во все столетия имевшего после разделения место, но пока не принесшего никакого успеха из-за упорства пап отказаться от известных, в одностороннем порядке принятых ими на своих незаконных соборах нововведений литургических и ложных новых догматов о Самом Спасителе, о Божией Матери и прочего, что послужило окончательному обмирщению в ущерб благодатной Силе Божией, долженствующей пребывать в Святой Христовой Церкви.

Все вышесказанное о новшествах в католицизме, приведших к отлучению сей церкви от Православной полноты, случилось вопреки главному завету Христа, «да ни одно решение вероучительное» принято не может быть без этой всей полноты Церкви Вселенской, включающей представителей решительно всех Православных Церквей на всем пространстве нашей планеты, по слову Христа: «…да будут все едино, …как Мы едино» (Ин. 17: 21, 22).

Именно поэтому на каждом из Вселенских легитимно-канонических Соборах полноты Церкви заключение обсуждения какого-либо вопроса и соборного решения по нему святых Отцов Церкви все единосущно констатируют: «изволися нам и Духу Святому». Следовательно, не велением папы, а Духом Святым управляется Церковь Христова. Все это касается темы вероучительной, где необходимо отстаивать Истину и в ней пребывать всегда (Ин. 8: 32). Все же, что относится к сфере практической жизни, то у православных отношение ко всем, независимо от их веры, должно быть одинаково благожелательным. Господь создал и нас, и всех от одного Адама и заповедал потому относиться ко всем с любовью, как к братьям нашим. Неужели прежде чем подать воды или что-либо просящему, надо спрашивать, кто он по вероисповеданию? Да не будет! Всегда добрым отношением ко всем мы не только исполняем заповедь Христову о любви, запечатленную Им на Кресте решительно для всех, призванных тем пребывать в Единой Его Святой и непогрешимой Церкви, но и свидетельствуем перед всеми добрыми делами нашу св. веру, тем ее исповедуя в нашей практической жизни, а не только в храме.

Многие из уже теперь бывших атеистов задаются вопросом, а можно ли посещать инославные храмы, бывая за границей или на своей Родине? Во-первых, св. Ап. Павел и другие Апостолы за ради проповеди не входили разве в языческие и другие храмы того времени? Конечно – входили и там – проповедовали, зная истинное учение и проповедуя Духом Святым, отчего росла и умножалась Церковь Христова. С другой стороны, свв. Апостолы поучали свои паствы, дабы с язычниками и иноверцами они тесно не общались и в их капища не входили за ради только одного: дабы не вернуться только-только просвещенному светом истинной веры человеку к своим прежним заблуждениям, потому как языческая или иная среда, противная Христову учению, не могла бы повлиять на готовящегося, к примеру, ко св. Крещению вкушением, возможно, идоложертвенной пищи и т.д. В этом же ключе надо понимать и святых отцов Церкви, не рекомендующих увлекаться посещением инославных храмов тем, кто еще не тверд в своей вере, а, как правило, кто уже тверд – туда и не пойдет вторично, ощутив в сравнении с православной церковью там некую неуютность, холодность, мрачность и угнетенность души.

Степень экспансии католицизма и у нас – велика, поэтому я бы советовал всем увлекающимся всякими заманчивыми предложениями от пап римских посещать их храм – не реагировать до тех пор, пока свою веру православную – не изучишь. Потом – безопасно, ибо Господь сказал нам: «… созижду Церковь Мою и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16: 18). Все решают в жизни не столько политические и другие условия, сколько твердость и стойкость в вере народа, преданного Богу. Не вижу на данном этапе никакого «размытия православной веры» в тех, кто верует, храм посещает, спасаясь сам, и за наше всероссийское благосостояние – усердно молясь.

Чистота веры – не в демагогии по поводу ИНН, числа 666, неприемлемости интернета или бутылки лимонада со штрих-кодом, по выпитии каковой, якобы, происходит «отлучение» от Церкви, и прочей отсебятины «мудрецов» тьмы, а не света; чистота веры – в православном ее исповедании за каждым богослужением при пении всеми во храме Символа Веры и неосужденно-искреннем принятии Св. Таин Христовых сердцем покаянным, а через то – спасенным для Бога. Никакие внешние факторы воздействия на такового христианина не то что не поколеблют его веры, но – еще более укрепят, и никакая сила такового от любви Христовой – не разлучит во веки, никогда, как не разлучил от любви Божией трех отроков огонь — их, горевших в нем, но не сгоревших – силой их веры! А ведь огнь тот – жег помощнее всяких «чипов». (см. Толкование на Апокалипсис св. Андрея Каппадокийского). Если полагать, что Господь, Которому и бесы повинуются, от лживых лже-христианских посул или даже от «чипов» защитить душу, Ему преданную, не в силах, – то что же тогда наша вера? Нет ее у нас нисколько, ежели так вопреки св. Церкви – рассуждаем. Возьмем и почитаем таковым, что св. Апостол Павел пишет: «… ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:38-39). Число же 666, обозначающее слово lateinos (30+1+300+5+10+50+70+200), и есть нам знак, что только впадение в католицизм, явно обозначенный этим словом, или в другое ложное учение от любви Христовой, да отлучает, но по сознательному волеизъявлению самого отступника, от Христовой единой изначально Православной Церкви. Поэтому будьте бдительны и не подпадайте под иго лжепроповедников Христа, с Ним никогда – не бывших и за коих не Христос был распят, а некто, никаких грехов ни за кого – не понесший (Евр. 4, 14-16).

– Какими Вы видите реальные перспективы восстановления монархии в России? Какие основные преграды, на Ваш взгляд, могут быть на этом пути? Как следует относиться к тем взглядам, которые склонны рассматривать монархию не как богоданную форму власти, а как «одну из многих», как всего лишь «исторический опыт» в отношениях Церкви и государства?

– Как известно, Церковь в России находится вне политики, – и по природе своей, и будучи на законодательном уровне отделена от государства. А государство, в свою очередь, не вмешивается в решение вопросов внутрицерковной жизни. После семи десятилетий активной богоборческой политики и тотального контроля партийных, советских органов и госбезопасности над жизнью религиозных организаций этот факт не может не представляться сугубо положительным.

В то же время нельзя не видеть все возрастающего духовного авторитета РПЦ и ее с каждым днем буквально усиливающейся идеологической, пастырской роли в жизни буквально всех слоев российского общества. И это тоже абсолютно естественно: Россия, пусть и с болью, врачуя все еще не зажившие раны своего народа, возвращается к своим историческим истокам, обретая ментально ей необходимые духовные и нравственные ценности, каковые все есть – спасительное Православие. Не будем сейчас гадать, восстановится или нет монархия, ибо укрепляющимся в истинной вере Господь Сам даст знак, что нам полезнее. Вы свои вопросы задали накануне нового, но уже любимого страной праздника, Дня народного единства, установленного в день празднования Казанской иконе Божией Матери в ознаменование благословленной и возглавленной Церковью победы русского народа над поляками в 1612 году, в память освобождения от захватчиков по молитвам к Пресвятой Богородице духовного сердца России – Москвы, и поистине всенародного избрания по промыслу Божему в 1613-м году на Царский престол представителя династии Романовых. Можно было бы привести и другие, не менее яркие примеры того, как именно Церковь в лице Ее пастырей и архипастырей, получивших свое призвание от свв. Апостолов, а те – от Самого Спасителя, осуществляла свою духовную и историческую миссию совести и лидера нации.

В этой связи не могу еще раз не обратиться к историческому во многих отношениях визиту Его Святейшества в Западную Европу. Святейший Патриарх, отвечая на вопросы одного из западных журналистов, подчеркнул: «Мы стремимся к утверждению нравственных ценностей в процессе принятия властью и обществом различных решений. Мы добиваемся признания легитимности религиозного мировоззрения как основания для общественно значимых деяний, в том числе государственных, и как одного из истоков национального и международного права».

Слово Церкви в вопросах жизни общества, – да и государства! – может (и порой – должно, наверное!) быть, даст Господь, самым авторитетным. Но, конечно же, отнюдь не как – по примеру недоброй памяти «политбюро» – «решением».

На сегодня первостепенной задачей Русской Православной Церкви является цель духовного воспитания народа, его культурного обновления в своих нравственных критериях без навязывания этого, но рекомендацией этого и властям на благо России – вместе потрудиться. В остальном же оставим, по слову Христа, «кесарю – кесарево, а Богу – Божие» (Мк. 12: 17). Как и все другие вопросы жизни страны, решение вопроса ее государственного устройства есть процесс долгий и не только нравственно, но и исторически долженствующий быть соответственно подготовленным и обусловленным. И если – обращаясь к заданному вопросу – говорить о монархии, как традиционной для Руси на протяжении многих веков форме государственного устройства, освященной благословением Церкви, то как раз здесь мы с вами можем увидеть тому многие и многие примеры. Вспомним то, как буквально выстрадала Россия и ее народ помазание Божие на царство Государя Михаила Феодоровича Романова.

Неисповедимы пути Господни, и не скромному человеческому разумению пытаться предугадать эти пути. Недавно, в связи с новыми находками захоронений под Екатеринбургом, в СМИ, в том числе и в церковных, вновь вспоминалось о том мудром нравственном достоинстве, с которым Церковь отнеслась к проводившемуся на государственном уровне перенесению недостаточно атрибутированных по их возможной принадлежности Царственным мученикам останков, торжественно затем захороненных в императорской усыпальнице под сводами Петропавловского собора в Санкт-Петербурге. Это пример того, что Церковь не может позволить себе принимать участие ни в явных политических конъюнктурах, ни в сиюминутных политических акциях, пусть даже и проводимых с якобы «благими» намерениями.

Другое дело, что Церковь в своем материнском попечении о народе Божием не должна и не может отстраниться от даже малых проблем жизни народа и страны, от болей и недугов, которыми страдают ее чада. И сегодня, наряду с духовным окормлением и социальным попечением о пасомых, Матерь-Церковь не отстраняется и от того процесса богословского, философского, научного осмысления, и, подчеркну, нравственного осознания причин и итогов исторического пути России в двадцатом веке, которые имеют место в российском обществе. Причисление определениями Юбилейного Собора к лику святых Царственных Страстотерпцев, злодейски убиенных Государя Николая Александровича и венценосной семьи, – не есть ли это то самый важнейший духовный и нравственный императив, призывающий все российское общество, весь народ Божий к покаянию и молитве, к глубинному осознанию преступности и безбожности поднятия руки на Помазанника Божия, на Церковь, на храмы и священнослужителей.

– В заключение мы хотели бы попросить Ваше Высокопреосвященство сказать несколько слов читателям православного сайта Правая.ru

– Православный интернет, достойным представителем которого является и сайт Правая.ru, стал необходимой и востребованной частью духовной и повседневной церковной жизни и в Приенисейской Сибири. Нами многое делается для его дальнейшего развития, растет число сайтов, их духовный и профессиональный уровень. Отрадно, что среди многих благотворных контактов, которые по милости Божией получили развитие благодаря интернет-технологиям, можно назвать и те добрые связи, которые существуют между официальным сайтом Красноярской епархии www.kerpc.ru и Вашим порталом, отмеченным постоянными исканиями средств полноценного адекватного духовного диалога с современным молодым поколением. Надеюсь, что это интервью станет их своеобразным продолжением, будучи востребовано многочисленными посетителями сайта Правая.ru, особенно – российской молодежью. Надеемся видеть вас и среди авторов и посетителей православных сайтов Красноярской епархии.

Желаю Помощи Божией создателям сайта и его пользователям в добрых делах и свершениях! Мое Архипастырское благословение всем вам и Вашей аудитории – без границ.