В России продолжается активный диалог между РПЦ, обществом и государством по поводу введения в школах основ православной культуры. Очередным этапом дискуссии об ОПК стал проведенный 25 октября в Отделе внешне-церковных связей Московской Патриархии круглый стол на тему «Основы православной культуры: опыт и перспективы преподавания, вклад в утверждение традиционных ценностей, межрелигиозного мира и патриотизма». В обсуждении данной проблемы приняли участие представители Русской Православной Церкви, Совета муфтиев России, Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России и ряда других конфессий, светских научных заведений, а также органов управления образования Смоленской и Белгородской области. Мнения участников об обсуждаемой проблеме разошлись.
По словам протоиерея Всеволода Чаплина, возглавившего заседание, введение «Основ» в отдельных регионах не вызвало существенных конфликтов в обществе: «ОПК — не эксперимент или нововведение, последствия которого были бы не ясны обществу, но это уже часть педагогической практики, которая осуществляется в регионах на протяжении многих лет». Также, как сообщает Пресс-служба Московской Патриархии, отец Всеволод подчеркнул, что все традиционные конфессии имеют равные права в области преподавания своих культурных традиций.
И.В. Метлик, заведующий лабораторией гражданского и патриотического воспитания НИИ семьи и воспитания, в своем выступлении отметил противоречия, которые возникли в среде самой Православной Церкви: «В регионах тысячи людей работают в отношении решения различных проблем преподавания ОПК, Патриарх говорит о добровольности преподавания предмета, и в это время отдельные клирики заявляют, что все учебники ОПК плохи, либо, наоборот, необходимо вводить обязательное преподавание Закона Божьего в светских школах».
Один из разработчиков учебника ОПК для Белгородской области В.Д. Скоробогатов призвал при написании учебников учитывать своеобразие конкретного региона, для которого создается учебник. Также Скоробогатов считает необходимым составлять учебники, которые учитывали бы и смежные гуманитарные дисциплины — литературу, историю, обществознание.
В направлении разработки исламского аналога ОПК работают и муфтии: их представители рассказали о готовящемся учебнике под рабочим названием «Исламоведение», который планируется ввести в школах с этноконфессиональным компонентом, существующих и в Поволжье, и в Сибири, и в Москве. «Дети должны познавать свою культуру и религию, но когда законодательные органы целых областей предписывают ввести этот предмет в основную сетку, это уже нарушение закона, а такие примеры, к сожалению, есть» — отметил Шейх Марат Муртазин, заместитель председателя Совета муфтиев России
Доктор физико-математических наук Р.Ф. Полищук выступил с критикой присвоения религией монополии на этические ценности общества. По мысли ученого, нравственность не обязательно должна быть связана с религией. Его мнение поддержал доктор юридических наук И. В. Понкин, в своем выступлении отметивший, что данный вопрос весьма политолизирован и что при его разрешении необходимо, прежде всего, опираться на российское законодательства и принцип свободы совести.
Вопрос о введении ОПК в светские школы, как и прежде, остается открытым, опыт, полученный в отдельных субъектах федерации весьма противоречив и не однозначен. Но, возможно, по словам заместителя начальника Департамента Смоленской области по образованию, науке и молодежной политике Т.П. Довгий, выступившей на круглом столе с докладом, что любые опыты преподавания ОПК могут прекратиться в связи с возможным принятием Госдумой РФ поправок к закону об образовании. Так что, возможно, проблема получит законодательное решение. Будет ли это шагом к ограничению свободы совести или, наоборот, к расширению ее понимания, — это уже другой вопрос.