Новости

Архиерейские богослужения накануне Великого поста

1 марта — накануне Великого поста — в Прощеное воскресенье, Неделю сыропустную, Воспоминание Адамова изгнания, Высокопреосвященнейший Архиепископ Антоний возглавит в Покровском кафедральном соборе Божественную литургию (в 9.30) и Великую Вечерню с Чином прощения (в 17.00). Завтра, 28 февраля, Владыка Антоний совершит Всенощное бдение в Кафедральном соборе (начало — 17.00).

По окончании Вечерни Правящий Архиерей возглавит особое коленопреклонное моление и согласно православной традиции первым испросит прощения у собравшейся паствы. Просьбами простить обменяются священнослужители, и в завершение Чина миряне по очереди подойдут к Архипастырю и духовенству, прикладываясь ко Кресту, прося прощения и благословения на предстоящие труды на поприще Великого поста.

В это воскресенье верующим также надлежит просить прощения и у всех своих домочадцев и знакомых — чтобы приступить к посту с доброй душой, не держа гнева на ближних. «…Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших», — сказано Спасителем в Нагорной проповеди (Мф, 6: 14-15).

Возникновение Чина прощения связано с тем временем, когда христианские монахи жили в пустыни, небольшими общинами, жизнь которых была очень строгой и трудной (V-VI века). Перед наступлением Великого Поста, чтобы усилить подвиг молитвы и уединения и тем самым очистить свою душу и подготовить ее к светлому празднику Пасхи, монахи расходились по одному по пустыне на все сорок дней Поста. Никто из них не мог знать в точности, вернется ли он к своей братии в монастырь, не погибнет ли в пустыни от тяжких испытаний, от нужды, от голода, от диких зверей. И потому, расходясь, чтобы встретиться только на Пасху, монахи просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, сами от души прощали всех, отказывались от всякой злобы к кому бы то ни было. Каждый понимал, что их встреча в преддверии Великого Поста может оказаться последней, а как же можно уйти из временой жизни в вечную непримиренным, непрощенным своими братьями во Христе? С течением времени чин прощения перестал быть принадлежностью только монастырской богослужебной и молитвенной традиции, распространился и на городские и сельские храмы, на все приходы.

Сорокадневный Великий пост является основным из четырех многодневных постов и связан с евангельским сказание о том, как Господь 40 дней постился в пустыне. Сразу после Великого поста наступает постная же Страстная неделя — в память о последних днях земной жизни Иисуса Христа и его страданиях. Пост, или говение, — это отказ не только от определенной пищи, но от всех вредных привычек и увеселений. Это время покаяния, раздумий и усердных молитв. Цель любого поста — упражнение в воздержании, очищение души от страстей и греховных помыслов, подчинение тела и души духу. Поэтому, например, гневаться или унывать во время поста так же грешно, как пить вино или есть мясо. Лучше оскоромиться, чем в гордыне и самомнении гнушаться общением с близкими, нестрого соблюдающими пост. «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры; ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим, который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6: 16-18). Святые отцы церкви, рассуждая о соблюдении телесных постов, называли себя «не телоубийцами, а грехоубийцами». И на Руси, еще с дореволюционных времен, от поста по благословению духовника освобождались тяжело больные люди, беременные женщины, кормящие матери, воины, рабочие, занимавшиеся тяжелым физическим трудом, а также люди, находившиеся в пути. Но они особенно строго соблюдали духовный пост, воздерживаясь от развлечений, и на исповеди приносили покаяние в нарушении поста.