Новости

Памяти Юрия Мячина


Горестное для красноярских СМИ и для общества известие. Ушел из жизни замечательный красноярский телережиссер и журналист, воспитавший не одно поколение молодых «телевизионщиков», профессионал высочайшего класса, патриот и русский человек Юрий Иванович Мячин. Это произошло в минувший вторник, 27 октября, на 59 году жизни, после тяжелой непродолжительной болезни. Все мы, его коллеги, знали о его страшном и внезапном недуге – но весть о том, что его больше нет с нами, все равно кажется нам – какой-то нелепой ошибкой…

Он был сложным и во многом противоречивым человеком, он обладал «вредным», неуживчивым, дотошным характером – как любой человек, имеющий право называться личностью. И как любая личность в искусстве – он вечно искал свои, нетореные и нехоженые, обязательно — нелегкие пути. Потому всегда было трудно тем, кто был с ним в этом творчестве рядом. И – безумно интересно. Так, как не было рядом, наверное, интересно — ни с кем другим…

…Вспоминаю сейчас не минуты, часы и дни, недели и годы творчества и дружбы, которые проведены были с ним рядом (к счастью, их, этих мгновений сложного счастья, было очень много). Вспоминаю сейчас просто названия его работ – тех, что, безусловно, вошли в историю сибирского телевидения. Их тоже было много – передач и циклов, которые он начинал, доводил «до ума» и передавал другим, и снова начинал… Например – знаменитые в свое время программы «Мы», «Кунсткамера». Его уникальные поэтические телевизионные композиции и телеспектакли (жанр для красноярского телевидения девяностых годов – не слишком «подъемный», а уж для современного красноярского ТВ — так и вовсе фантастический). А еще были – отдельные фильмы, микро-циклы, отдельные передачи, увидев которые – забыть уже невозможно было …

Мне довелось работать с ним рука об руку в середине восьмидесятых — начале девяностых. Мой старший коллега Юрий Мячин был режиссером-постановщиком первой для меня «по гамбургскому счету» серьезной работы – фильма-трилогии о судьбе купца-библиофила Геннадия Юдина и его трагически знаменитой библиотеки, фильма, показанного затем (1989 г.) по Центральному телевидению. Кажется – это была первая красноярская телеработа на видео, взятая москвичами для показа… Имя «Мячин» в заявке на работу в студийном павильоне всегда означало для творческих работников и особенно – для техперсонала – состояние повышенной готовности. Все знали: «простенько» этот режиссер работать не умеет. Сам выкладывается до предела – но и от коллег того же требует. После первой работы с ним как с режиссером (точнее – как с соавтором, как – с наставником) сразу можно было понять, что судьба свела тебя с личностью незаурядной и выбивающейся из наших будничных провинциальных ранжиров. Начавшееся дружеское общение, споры и со-размышления обо всем на свете – о телевидении, о судьбах страны, о русской культуре, о роли веры в жизни русского человека – понемногу приоткрывали и его собственную судьбу. …Он родился на Дальнем Востоке – и это, кажется мне, во многом определило его характер – мощный, по-доброму мужицкий, масштабный, свободолюбивый, непокорный. На красноярское телевидение он пришел с опытом серьезной актерской и режиссерской работы в Народном театре красноярского Дома офицеров. А еще – была учеба в Ленинграде и в Москве, у знаменитых Юлия Карасика и Евгения Ташкова. На телевидении он сразу ярко заявил о себе как режиссер, как говорят – от Бога, неординарный, спорный, ершистый… Помимо отдельных наших с ним совместных работ (тех, что — «штучными» называются) были потом и совместные с ним, во многом опередившие свое время проекты: цикл культурно-исторических и православных передач для семейного просмотра «Пенаты» (1991) и уникальный, яркий молодежный постановочный иронический сериал «Четвертое измерение» (1992). А потом Юрий Мячин стал первым режиссером нового для Приенисейской Сибири православного и историко-культурологического художественно-публицистического цикла «Русские вечера» (1993) — в котором востребованными оказались и весь его талант, и вся его гражданственность, и вся его любовь к России… Ее смотрели каждый понедельник, эту программу, вплоть до ликвидации цикла в 2000-м году (многое было разрушено и изломано тогда на красноярской земле, в одночасье ставшей для прибывших в край после очередных губернаторских выборов «варягов» просто — экспериментальным полигоном, виртуальным «полем чудес» в известной стране). Вплоть до юбилейного для христианства 2000-го года жители всего края приникали к экранам в ожидании цикла, путевку в жизнь которому дали режиссеры Юрий Мячин и Маргарита Абовская.

А потом он ушел с государственного телевидения, рамки которого стали для него тесны, и отправился в самостоятельное плавание, создав телекомпанию и одноименную программу «Русская студия»… Если этот поступок и был ошибкой – он имел на эту ошибку право Мастера и человека. Развал и творческая деградация бывшего главного красноярского канала, последовавшие в конце девяностых – начале 21-го века, доказали его нравственную правоту. И ни один из коммерческих телеканалов, как грибы нарождавшихся в те годы, так и не смог стать полноценным и законным наследником уникального красноярского Краевого телевидения, которое с 1957 года создавали мастера, в числе которых был и он, главный режиссер КГТРК в 1990-1991, и просто – режиссер милостию Божией, Юрий Мячин…

Четыре, вроде бы — разных темы уникально звучали всегда в его творчестве: человек, история, культура и театр, Россия… Но о чем бы он ни создавал свои передачи и фильмы, даже – о политике, которой увлекся в недоброй (для многих) памяти времена девяностых годов – он всегда говорил о главном: о душевной чистоте, об ответственности человека перед своей страной и своим народом, о необходимости быть личностью и гражданином, не – «иваном, не помнящим родства». Самое «ругательное» слово в его лексиконе было – «манкурты» (в эпоху перестройки – емкое понятие, родившееся из книги Чингиза Айтматова). И еще одно слово, которым он мог едко и беспощадно охарактеризовать любого человека не на своем месте: «непрофессионал». Особенно ежилась и смущалась от этих слов категория граждан, которую ненавидел он со страшной силой – провинциальные доморощенные чиновники всех мастей. А любил он – любил он родину, свою профессию, двух своих дочерей, фильмы Тарковского и Феллини, талантливых и порядочных людей. Было у него великолепное (хоть и ехидное порой) чувство юмора. И была – хоть тщательно и скрывал это от всех – тонкая, ранимая, чеховская, интеллигентная душа русского художника…

Для многих красноярцев в жизни он стал наставником и учителем – не только в творчестве, но и в этике, в вопросе роста души… Прощай, мастер, друг и учитель. Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего Юрия, во Св. Крещении – Георгия, в селениях с праведными. И – вечная тебе, Юрий Иванович, память…

P.S. Из жизни уходят мастера, уникальные люди, бывшие на легендарном в прошлом телевидении личностями. Совсем недавно точно так же вот, сквозь горечь и тоску, искались слова памяти звукорежиссера «Русских вечеров» Нины Симоновой, в прошлом году – ушли еще два уникальных мастера, Александр Бердников и Вадим Федоров. Горькая символика: одна из последних Юриных работ была посвящена красноярскому ТВ периода пятидесятых-семидесятых годов ХХ века. Он, единственный из тысячной армии «телевизионщиков» края, в год пятидесятилетия красноярского ТВ сумел практически на «гольном энтузиазме» сказать слово благодарной памятливой признательности тем, кто учил и воспитывал его, как творца, как личность. Мечтал снять продолжение цикла – но…

Кто расскажет нашим землякам о Юрии Мячине и его коллегах из годов восьмидесятых-двухтысячных?.. Не просто так – получив «грант» и отрабатывая его, используя чужие пленки и чужие кадры, чужие слова. А — хотя бы вполовину – на таком же этическом, профессиональном и творческом уровне?.. И молчание в ответ на этот вопрос – лучше всего объясняет, какого масштаба мастер ушел от нас с вами… Кто-то уходит из телевизионного искусства и из жизни, не оставив после себя — ни учеников и ни одной работы, которая была бы кому-то, кроме автора, памятна через месяц после показа в эфире. У людей «мячинского» масштаба, к счастью – иная, хотя, зачастую — и трагическая, горькая, но – подлинная, непоправимо свершившаяся судьба…

Товарищеский вечер памяти телережиссера, члена Союза журналистов России Юрия Ивановича Мячина состоится 4 ноября 2009 г., на девятый день по кончине, в Доме журналистов г. Красноярска.

Пресс-служба Красноярской епархии