Статьи

Православная неделя с 26 октября по 1 ноября 2020 года: дни памяти апостола и евангелиста Луки и святителя Афанасия Ковровского, перенесение мощей преподобного Иоанна Рыльского

Сайт kerpc.ru знакомит читателей с предстоящими праздниками Православной Церкви. 26 октября — 1 ноября в 2020 году — двадцать первая седмица (неделя) по Пятидесятнице.

28 (15 по ст. ст.) октября. День памяти святителя Афанасия (Сакарова), епископа Ковровского

Святой Афанасий (в миру Сергей Григорьевич Сахаров) родился 2 июля 1887 года в Тамбовской губернии в семье надворного советника, делопроизводителя гимназии.

Лишившись отца в раннем детстве, Сергей воспитывался матерью, желавшей видеть сына монахом. С детских лет он часто посещал богослужения и полюбил молитву, научился вышивать церковные облачения.

В 1896–1902 годах юноша учился в Шуйском духовном училище, где написал своё первое литургическое произведение — тропарь Божией Матери ради Её чтимой Шуйской-Смоленской иконы. Затем он обучался во Владимирской семинарии и Московской духовной академии, которую окончил в 1912 году со степенью кандидата богословия за сочинение «Настроение верующей души по Триоди Постной».

12 октября 1912 года ректором академии епископом Феодором (Поздеевским) будущий святитель был пострижен в монашество с именем Афанасий в честь святителя Афанасия (Пателлария), Патриарха Константинопольского, и рукоположен сначала в иеродиакона, а потом в иеромонаха. Первым его послушанием стала преподавательская деятельность в Духовных семинариях Полтавы и Владимира.

В январе 1918 года святой Афанасий вошёл в состав членов Поместного Собора Русской Православной Церкви, приняв активное участие в подготовке Соборных решений. В 1920 году он был возведён в сан архимандрита и назначен наместником Богородице-Рождественского монастыря во Владимире, а после его закрытия настоятелем монастыря в Боголюбове. 10 июля 1921 года состоялась хиротония архимандрита Афанасия во епископа Ковровского, викария Владимирской епархии.

С этого момента начался крестный путь святителя. Он мужественно пас Христово стадо, обличая гонителей Церкви, обновленцев, соглашателей с безбожной властью. Святой Афанасий многократно арестовывался и долгие годы (почти 28 лет) провёл в лагерях: в Зырянском крае, на Соловках, в Сибири, Архангельской области, везде сохраняя верность Христу и выполняя пастырский долг. В ссылке им был написан крупный литургический труд — «О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви».

После освобождения в 1955 году святитель Афанасий продолжал работать на благо Церкви. К этому времени относятся его письма духовным чадам с призывом к воссоединению с Московской Патриархией. Эти письма имели широкое хождение среди «непоминающих» и способствовали возвращению многих под омофор Московского Патриарха. В 1956–1958 годах он возглавлял действовавшую при Патриархе Богослужебно-календарную комиссию.

Деятельность святителя связана с восстановлением празднования в Русской Церкви памяти Всех русских святых. Он отдал много сил работе по исправлению богослужебных текстов, составлению точного месяцеслова и общецерковного календаря, богослужебных указаний. В последние годы жизни святой вёл обширную переписку. Святитель Афанасий мирно отошёл ко Господу 28 (15) октября 1962 года. Юбилейный Архиерейский собор Русской Православной Церкви в 2000 году причислил святителя Афанасия к лику святых в чине священноисповедника.

31 (18 по ст. ст.) октября. День памяти апостола и евангелиста Луки

Святой апостол и евангелист Лука родился в Антиохии Сирийской. Он получил высокое и разностороннее греческое образование, был врачом и хорошо владел искусством живописи. Услышав о Христе, святой Лука прибыл в Палестину, где горячо воспринял спасительное учение от Самого Господа. В числе 70-ти учеников он был послан Господом на первую проповедь о Царствии Небесном ещё при жизни Спасителя на Земле (Лк. 10:13). После Воскресения Господь Иисус Христос явился святым Луке и Клеопе, шедшим в Эммаус (Лк. 24:13–35).

Святой апостол Лука принял участие во втором миссионерском путешествии апостола Павла и с тех пор был его постоянным спутником, разделяя с ним все трудности благовестнического подвига. После мученической кончины первоверховных апостолов Петра и Павла (+ ок. 67) святой Лука покинул Рим и продолжил проповедь в Ахайи, Ливии, Египте и Фиваиде. В городе Фивы он мученически окончил земной путь на 85-м году жизни во время гонения Домициана.

Апостол Лука написал Святое Евангелие в 62–63 годах в Риме под руководством апостола Павла. Богословское содержание Евангелия от Луки отличается учением о всеобщности спасения, совершённого Господом Иисусом Христом, о вселенском значении Евангельской проповеди.

Апостол Лука написал Книгу Деяний святых апостолов, повествующую о трудах и подвигах святых учеников Христовых после Вознесения Спасителя. Богословским предметом Книги Деяний является преимущественно Домостроительство Святого Духа, осуществляемое Христовой Церковью от Вознесения и Пятидесятницы до второго пришествия Христова.

По Преданию Святой Церкви, апостол Лука написал первые иконы Божией Матери с Предвечным Младенцем на руках, при виде которых Пресвятая Богородица, благословляя образы, пророчески произнесла: «Отныне ублажат Мя вси роди. Благодать Рождшагося от Меня и Моя милость с сими иконами да будет». Апостол Лука написал также иконы святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

Иконографическим символом святого Евангелиста Луки является телец, жертвенное животное у древних евреев.

1 ноября (19 октября по ст. ст.). Перенесение мощей преподобного Иоанна Рыльского

Преподобный Иоанн Рыльский — великий духоносный подвижник Болгарской Православной Церкви и Небесный покровитель болгарского народа, родился в 876 г. в селе Скрино Средецкой области (древний Средец — ныне София).

Рано оставшись сиротой, мальчик ушёл пастухом в чужие люди. Однажды богач избил его за то, что потерялись корова с теленком. Мальчик долго плакал и молился, чтобы Бог помог ему. Когда он нашёл корову с теленком, то в реке Струме сильно поднялась вода. Юный пастух помолился, положил на воду свою верхнюю одежду, начертал на ней крест, взял на руки теленка и прошел с ним, как посуху, на другой берег реки, где уже находилась корова. Богач, спрятавшийся в лесу, ужаснулся, видя это чудо, и, щедро наградив мальчика, отпустил его из своего дома.

Раздав имущество, мальчик ушёл из родного села. Где и когда святой принял иноческий постриг осталось неизвестным. Первоначально он подвизался на высокой и голой горе, питаясь лишь дикими растениями. Хижина его была из хвороста. Спустя недолгое время разбойники напали на него ночью и, избив, прогнали оттуда. Тогда он нашёл глубокую пещеру и поселился в ней.

Там же вскоре поселился и его племянник — святой Лука. Место было столь безлюдное, что преподобный Иоанн счёл сначала появление Луки за бесовскую кознь, но, узнав, что юноша ищет душевного спасения, с любовью принял его. Недолго, однако, им пришлось жить вместе: брат преподобного Иоанна нашёл подвижников и силой забрал сына. По дороге домой юноша умер от укуса змеи. Раскаявшись, брат просил прощения у преподобного. Пустынник часто ходил потом на могилу праведного юноши; там было его любимое место отдыха.

Двенадцать лет провёл преподобный в дикой пещере, а затем перешел в Рыльскую пустыню и поселился в дупле дерева. Он много постился, молился и постоянно плакал; питался только травой. Видя такое терпение, Бог произрастил преподобному бобы, которыми он питался долгое время. Эти-то бобы и сделали его подвиги известными людям. Однажды стадо овец от внезапного страха бежало по горным стремнинам, пока не остановилось у места, где жил преподобный. Пастухи, следовавшие за стадом, с изумлением увидели отшельника, который ласково угощал их: «Вы пришли сюда голодные — рвите себе бобы мои и ешьте». Все ели и насытились. Один же напрятал себе много бобов и в запас. По дороге домой он предложил их товарищам, но в украденных стручках не оказалось ни зернышка. Пастухи воротились с раскаянием, и старец простил, сказав с улыбкой: «Видите, дети, эти плоды назначены Богом для пропитания пустынного».

С тех пор стали приводить к преподобному больных и одержимых нечистым духом, которых он исцелял молитвой. Избегая известности, подвижник ушёл из любимого дупла и поселился на высокой и труднодоступной скале, где 7 лет провёл под открытым небом. Слух о великом пустыннике дошёл до болгарского царя Петра (927–969), который желал видеться с ним; но преподобный Иоанн, написав письмо, отклонил свидание по смирению. Позже пустынник принял под своё окормление иноков, которые устроили монастырь с храмом в пещере, где прежде жил преподобный Иоанн. Он мудро пас своё стадо и скончался 18 августа 946 года на 70-м году жизни. За 5 лет до кончины он написал своей рукой «Завет к ученикам», одно из лучших творений староболгарской письменности. Святая жизнь подвижника и знамения милости Божией по его молитвам были самой лучшей проповедью христианской веры в новокрещёной Болгарской земле.

В тревожное время борьбы Болгарии с Византией, при западноболгарском царе Самуиле (976–1014), преподобный Иоанн Рыльский явился ученикам, повелевая перенести его мощи в Средец (Софию), куда скрылся Патриарх Болгарский Дамиан (927–972).

Предполагают, что перенесение мощей было в 980 г. Немного позднее правая рука преподобного Иоанна Рыльского была перенесена на Русь (предположительно в город Рыльск, в котором была построена церковь во имя преподобного Иоанна Рыльского с приделом, посвящённым мученикам Флору и Лавру, в день памяти которых — 18 августа — он скончался). Имя преподобного Иоанна с глубокой древности было известно и любимо русскими людьми.

Именно в русских источниках (Минея на август ХII в., Мазуринский летописец) сохранилась дата кончины преподобного. В 1183 году венгерский король Белла II (1174–1196) во время похода на греков взял вместе с другими драгоценностями Средца ковчег с мощами преподобного Иоанна и перенёс в г. Остергом. В 1187 году, украсив ковчег, он отослал святые мощи назад с великой честью. 19 октября 1238 года мощи преподобного Иоанна были торжественно перенесены в новую столицу — Тырново и положены в храме во имя святого. 1 июля 1469 г. святые мощи преподобного Иоанна Рыльского были возвращены в Рыльский монастырь, где они почивают до нынешнего дня, подавая благодатную помощь всем верующим.