Статьи

Елена Плеханова: даже на расстоянии мы можем общаться духовно и в этом — наше единство

Руслан Попов

Во время коронавирусных ограничений почти все привычные нам занятия если не прекратились, то поменялись. И ведь не только закрылись большинство магазинов и ресторанов, а школы перешли на дистанционное обучение перед долгожданными летними каникулами. Меньше людей стало на богослужениях (первое время в храмы и вовсе допускались только церковно- и священнослужители), остановились все массовые мероприятия, в том числе — концерты. В этой
реальности многим организациям пришлось практически заново учиться «жить», заниматься своей деятельностью, все привычные формы которой попали под запрет, и многие из которых остаются запрещены до сих пор. Одной из таких организаций стал детско-юношеский духовный хор «София». Но, несмотря на все препятствия, хористы, не нарушая предписаний Роспотребнадзора, продолжали учиться, участвовать в конкурсах и даже выступать (теперь — перед аудиторией всемирной сети). О том, как осваивались в новой реальности и чем занимаются сейчас участники хора, рассказала его художественный руководитель Елена Плеханова.

Как вы и ваши хористы переживали период карантина?

— Знаете, на самом деле здесь были и минусы, и плюсы. Из минусов — было очень трудно, потому что слишком резко началась изоляция. Не стало репетиций, непонятно было что вообще делать. Понято лишь то, что огромное количество концертов было отменено.

Начиная с марта, мы успели принять участие на капеллах, потому что мы долго готовились, делали жестовую песню, это было для нас очень важно. Мы выступили 14 числа и уже 17 марта ушли на карантин. И, конечно, это очень тяжело, ведь все были воодушевлены. Очень важный момент, когда после выступления вы собираетесь, обсуждаете плюсы и минусы, разбираете, как всё прошло на сцене. Обсуждение для любого артиста — это очень важно. У нас этого не было. И сразу начинаешь чувствовать сильный эмоциональный голод. Потому что нет этой особенной связи с детьми, нет радости совместных концертов.

Нам надо было найти способ репетировать дальше. Мы же работаем, и вроде надо продолжать и
творческую деятельность, и рутинную работу — распевание, выучивание новых произведений. Пришлось срочно выстраивать процесс по-новому.

На носу было два больших праздника — Вербное воскресенье и Пасха. Все репетиции у нас прошли онлайн. Сначала мы думали проводить их на платформе Zoom, освоить новую технологию, но ничего не вышло, потому что Zoom даёт задержку, невозможно делать что-то синхронное. А если кто-то одномоментно говорит вместе с тобой, то отключается микрофон, и чтобы кто-то заговорил, другому нужно замолчать, и поэтому такие репетиции отпали сразу.

Надо было придумать что-то другое, и вот это «что-то другое» нам сыграло даже в плюс. Я нашла записи произведений, а те, которые не смогла найти, пришлось записать полностью самой, все четыре партии, даже басовую. Басовую партию где-то получалось спеть, а где-то приходилось
себе подыгрывать на фортепиано. Потом я нашла мальчиков, которые выпустились из хора, и они напели эту партию.

В итоге получилось так, что я записала каждую партию отдельно и отправила детям. В одном наушнике они слушают меня, другим ухом слушают себя. Так они записывали партии и присылали мне ВКонтакте. Я отслушивала и говорила: «Тебе двойка, тебе пятерка, а ты переписываешь». И этот процесс повторялся несколько раз.

Получились не просто индивидуальные занятия, а самый настоящий тренаж. Потому что их задача была попасть в ноту, спеть подобно тому, как ты услышал от преподавателя. Это оказало такое благоприятное воздействие, что, когда мы встретились и спели Пасху и Вербное воскресенье, эффект от этих занятий был очень сильный, что было совершенно неожиданно. И вот в этом были какие-то свои плюсы. Таким образом мы продолжали занятия весь этот карантинный период.

Как вам пришла идея сделать видео-коллаж с участием хористов?

— Нам очень хотелось петь. Мы должны были 29 апреля улететь в Австрию на конкурс. Но мы не улетели. Мы готовились, прошли все конкурсные отборы, были готовы состязаться с ведущими мировыми коллективами. Было очень тяжело пережить этот момент, но мы справились.

Чтобы найти хоть какую-нибудь отдушину, мы решили продолжать репетиции в онлайн режиме. Это было очень трудно, многие не справлялись, у многих не получалось. Трудно удержать ритмический рисунок — нет дирижёра, нет чувства плеча рядом, но, тем не менее, у нас всё получилось.

Скажу сразу, это была не моя идея, я подсмотрела её в Фейсбуке в сообществе «Интеркультура».
Они выложили у себя какой-то молодёжный хор, который исполнял произведение как раз вот в таком интересном формате. Не знаю, как они это записывали, должно быть, у них есть какие-то профессиональные программы. У нас всё было гораздо проще. Например, последние две записи делались чуть ли не в каком-то приложении на телефоне.

В одной записи у нас было совмещение фортепиано и большого количества голосов. Этим занимался наш выпускник, который сейчас учится на информационной безопасности. Он сводил всё это примерно неделю. Старался, делал красиво, чтобы все голоса совпадали. В итоге всё получилось очень достойно и даже лучше, чем мы ожидали.

Самое главное, на мой взгляд, что первым нашим продуктом в новом формате оказалась именно молитва. Мы собирались нашим небольшим ансамблем, который спел «Отче наш» и прогремел в интернете. Нас заметил журнал «Фома», многие церковные деятели и священники, людям понравился именно этот формат, в котором мы исполнили одну из самых важных молитв для
православного человека. Мы хотели показать, что даже находясь на расстоянии и не имея возможности живого общения, мы можем общаться духовно, наши души могут сливаться в одной молитве, и в этом заключается наше единство.

Чего вам больше всего не хватало во время карантина?

— Очень радостно вернуться в традиционный вид работы, это очень удобно, потому что весь этот дистант очень бил по времени. Я считаюсь профессионалом, и даже для меня это было очень трудно. На одну запись могло уходить до двух часов.

Дома всегда могут происходить непредвиденные обстоятельства. Например, один раз ко мне пришла кошка, прямо во время записи, и начала ходить перед камерой — для неё это не совсем обычная ситуация, сидит хозяйка и поёт на весь дом. Или кто-то из семьи зайдёт что-то спросит, в другой комнате кто-нибудь громко скажет. И приходилось по несколько раз перезаписываться, чтобы ничего не мешало и не отвлекало.

Теперь это ушло и это очень удобно. Не приходится тратить столько времени на прослушку записей, не нужно объяснять каждому индивидуально, всех видишь перед собой. Репетируешь и репетируешь в своё удовольствие.

Знаете, чего не хватало и что не вернулось? Концерты. Как минимум до января ничего не предвидится, и дальше тоже ничего ещё не понятно. И снова получается, что мы работаем в никуда. На изоляции мы смог ли найти свое русло. Нас вроде как слушали, мы вроде как популярны. А сейчас вообще ничего не понятно. Всё-таки концерты — это очень важный момент в жизни любого творческого коллектива и без них очень грустно.

На изоляции «София» выиграла международный конкурс. Что это за конкурс и как
вы в нём поучаствовали?

— С конкурсом у нас получилось очень интересно. Мы уже участвовали в Мировых хоровых играх (World art games) и даже ездили к ним на конкурс в Испанию, где тогда тоже получили первое место. Причём для нас это место было очень неожиданным, потому что там были очень
сильные коллективы со всего света.

Получилось так, что этот конкурс быстрее всего перестроился на онлайн режим, они и сейчас продолжают их проводить, к нам на почту каждый день приходят приглашения к участию. Они пригласили нас первыми. Мы решили: а почему бы не попробовать, мы же ничего не теряем. У них не было каких-то запредельных требований, для которых было бы необходимо привлекать профессионалов видеосъёмки и монтажа. Главным условием было предоставить последнюю концертную запись произведения, которая размещена в интернете на любой платформе. К счастью, концертных записей у нас хватает. Мы выбрали самое, на наш взгляд, достойное произведение и отправили на конкурс.

Мы ждали ответа около месяца и, честно говоря, даже немного подзабыли об этом. А потом нам пришёл ответ, что у нас первое место и большая скидка на дальнейшее участие. Мы были очень рады и довольны тем, что даже в условиях пандемии у хора получается занимать призовые места на международных конкурсах.

В будущем мы, конечно, поедем на этот конкурс, только бы границы открыли. Мы на таком низком
старте, что только откройте границы — нас уже будет не удержать. Очень хочется посоревноваться и посостязаться с другими коллективами.

Будет ли у вас в этом году новый набор хористов и как можно попасть в хор?

— В этом году мы по понятным причинам не ожидали много новых учеников, поэтому даже не стали давать широкой рекламы. Сейчас мы, к сожалению, не можем выходить на службы, мероприятия с детьми запрещены, а мы, как законопослушные граждане, соблюдаем все предписания Роспотребнадзора. Но люди к нам приходят, узнают про наш хор от знакомых
или из соцсетей. Интересуются про младший и средний составы. Важно понимать, что мы принимаем с учётом специфики хора. Мы принимаем людей православных, крещёных или тех, кто готовится покреститься и хочет вступить в наше дружелюбное сообщество. Мы всегда ждём всех желающих — хоть для нас музыкальные способности и имеют значение, мы стараемся брать всех и уже тут учим детей петь, иногда буквально с нуля. Поэтому ждём всех и всем будем рады
в нашем духовном хоре «София».