Статьи

Андрей Бардаков: Курс «Основ религиозных культур…» был необходим нашему обществу

Юрий Пасхальский

До сих пор, слыша словосочетание «Церковь и образование», многие представляют дореволюционные приходские школы, с непременными розгами и Законом Божиим в качестве единственного предмета. Изучение основ религиозных культур — это несовременно, утверждают они, указывая на западные государства, в большинстве из которых, к слову, детям рассказывают о религии в школе.

После крушения советской идеологии религия пришла в наше общество, и не только в виде традиционных конфессий. Люди попадали в разнообразные секты, часто будучи уверенными, что они теперь истинные чада Православной Церкви. Религиозная безграмотность была повсеместной. Эта и многие другие причины привели к постановке вопроса о введении в школах России курса «Основы религиозных культур и светской этики», и в 2010 году Красноярский край стал одним из первых регионов, где детям начали рассказывать о традиционных конфессиях. Специально для содействия адаптации курса в образовательной системе был создан «Архиерейский образовательный центр». О том, с чего всё начиналось, для проекта «Летопись возрождения» рассказал директор центра Андрей Васильевич Бардаков.

Появление курса «Основы религиозных культур и светской этики» и начало его внедрения в образовательную систему совпадает со временем интронизации и первого года предстоятельства Патриарха Кирилла. Насколько процессы, начавшиеся в образовательной системе, свидетельствуют о начале новой эпохи в жизни Церкви и общества? И насколько своевременным оказалось создание Архиерейского образовательного центра?

— Думаю, это стало итогом и усилий Святейшего Патриарха, и ожиданий общественности. Это стало понятно уже в 2009 году. Но для многих стало шокирующей новостью, что «Основы православной культуры» в комплексном курсе вдруг появятся в светских общеобразовательных школах, и то, что Красноярский край становится одним из апробационных регионов.

Конечно, сразу проявили себя все риски — не будет ли курс миссионерским и вероучительным? Это обнаружило непонимание, неготовность к сотрудничеству и со стороны светской системы образования, и со стороны епархии. Ведь это было нечто новое, что нужно было делать не завтра, а сейчас. И началась интенсивная подготовка к этому курсу.

В 2009 году по благословению правящего архиерея был создан Архиерейский образовательный центр, и это была новая веха в истории церковной жизни на берегах Енисея. Конечно, появился он в основном в связи с готовящейся апробацией курса. Необходима была институция, которая будет координировать взаимодействие Красноярской епархии, Министерства образования и науки Красноярского края, Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, педагогического и родительского сообществ. Это пространство встречи и координации действий с целью качественного преподавания «Основ религиозных культур и светской этики». Но прежде всего, конечно, «Основ православной культуры» и «Основ мировых религиозных культур».

Мы сразу приступили к разговору о том, какие ресурсы будут разработаны для преподавателей, как
будет участвовать епархия в образовательном процессе, какую помощь школе смогут оказать некоммерческие общественные организации. Архиерейский образовательный центр стал точкой взаимодействия, пространством открытого диалога.

Как буквально из ничего появилось целое направление в деятельности школы и Церкви? В чём были первоочередные задачи для создания целостной системы?

— Первая задача состояла в том, чтобы школа увидела ресурсы общества в образовательном процессе, в воспитательной работе. И вот этот курс стал точкой сближения такого
традиционного института, как Русская Православная Церковь, и светской системы образования. Нужно было быстро создать методику объяснения — что этот курс означает, какие есть риски и как их избежать, какая может быть от него польза? Ведь изначально в него вкладывался огромный потенциал для воспитательной работы.

«Важно было объяснить, что это не обучение религии, это разговор о нашей традиции, о нашей культуре

Фактически план внедрения курса в образовательную систему создавался на глазах. Потому что опыт дореволюционный, опыт советский, тот опыт, что мы получили в девяностые-нулевые, он хоть и использовался, но не был всеобъемлющей, готовой инструкцией к организации преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики». Это надо было создать и одновременно начать работать, всё это сделать в очень сжатый срок. Важно было объяснить, что это не обучение религии, это разговор о нашей традиции, о нашей культуре. О том, что сформировалось за тысячелетнюю историю на нашей земле, и том, что может быть основанием в будущем. Это нормальный, взвешенный разговор о религиозной культуре.

Это было и ново, и непросто. Но то, что курс культурологический, мы повторяем и сегодня спустя десять лет, и уже набили оскомину эти повторы. Недопонимание этого остаётся и по сей день. Конечно, не в таких объёмах как раньше, потому что, когда курс только вводился, этого боялась сама школа. Даже министерство недостаточно точно понимало, как этот курс будет реализовываться. Так что нужно было чётко продумать, как это объяснить и дать понять всем участникам подготовки введения курса, что работать нужно совместно. Его не сделает отдельно школа или Институт повышения квалификации, и не сделает отдельно Православная Церковь, или другая традиционная конфессия.

2009 и последующий 2010 годы стали временем встреч и диалога Церкви, общества и системы образования, и это почти сразу принесло свои плоды. Так Красноярские краевые Рождественские образовательные чтения стали проводиться совместно с Министерством образования именно в 2010 году. Сразу было организовано более качественное взаимодействие со школьной системой, и Чтения стали более массовыми, они приобрели большую аудиторию в лице учителей, завучей, руководителей школ, родительского сообщества. Самое главное — рождалось подлинное сотрудничество и понимание будущей совместной работы.

С самого введения курса многие люди активно высказывались, подвергая сомнению его целесообразность. Была ли в действительности острая необходимость в появлении этих предметов?

— Курс был необходим нашему обществу, и именно такой, строго культурологический, с чётко определённой границей светскости. Наверное, этот курс и стал объяснением — что такое традиция в религиозных культурах, какие они есть. Обществу было необходимо это понимание. Ведь и на тот момент сохранялось немало новых религиозных культов деструктивного характера. Есть они и сейчас, и было просто необходимо дать понимание обществу, что знание

«Наверное, главная проблема этого курса — понять его содержание

о религиозных культурах очень важно в современном обществе. Нужен был разговор о том, как относиться к такому сложному феномену как религия, к людям иных вероисповеданий. Нужна была систематическая деятельность в описании традиционных вероучений. Если говорить о православии, то было необходимо отсечь все псевдоправославные обряды, атрибуты, уход в мистику, неверное понимание православной культуры в целом — ещё и для решения этих вопросов был предназначен курс.

К началу апробации мы сформировали список вопросов, которые вызывают страх. И они, в какой то мере, сохранились и по сей день. Прежде всего, конечно, это то, что детям будут преподавать Закон Божий, что класс разделят по религиозному признаку, что вызовет недопонимание и даже конфликты среди учеников. Более того, многие педагоги боялись, что в школу придут преподавать священники. Наверное, главная проблема этого курса — понять его содержание. Ведь на самом деле курс небольшой, с позиции администрации школы он незначительный по часовой нагрузке, к тому же курс безоценочный. Многим кажется, что он не влияет на реальные показатели школы. Главное, чтобы не было от него шума.

«2009 и последующий 2010 годы стали временем встреч и диалога Церкви, общества и системы образования

Именно поэтому в 2016 году указом Губернатора была образована рабочая группа по развитию
преподавания «Основ православной культуры» в рамках курсов «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России», новой предметной области. Ведь эти курсы направлены на изучение нашей культуры.

Сегодня, спустя десять лет, уже можно говорить и о достижениях. Изменилось ли отношение педагогов, родителей и школьников к предмету за эти годы?

— Одним из главных достижений нашей совместной работы является создание сообщества людей, неравнодушных к теме духовно-нравственного развития учащихся, теме воспитания. Вспоминается 2010 год, когда многие педагоги не понимали или даже отрицательно относились к этому предмету, не разделяли ценностей этого курса. Многие из них теперь стали и участниками апробации курса, и активными разработчиками в области воспитания и развития этого курса, нашими партнёрами и союзниками. С большой благодарностью относимся ко всем, кто остаётся неравнодушным, находит силы, несмотря на все препятствия, этой темой заниматься.

Это заметно по тем мероприятиям, которые были проведены в августе 2020 года, когда люди исключительно по собственному желанию подключились к нашим методическим семинарам, без указаний руководства. Сегодня это желание школ, педагогов, отдельных учителей. И чувствуется, что это направление будет развиваться, будет жить и будет приносить плоды воспитания. Оно будет давать, с одной стороны, адекватные знания о религиях и их месте в мире, о ценностях и смыслах, а с другой стороны содействовать воспитанию. Это необходимо нам в современности, чтобы работать над теми высокими задачами и стратегиями, которые задаёт действительность.