Статьи

О духовном воспитании — в режиме онлайн. Новые способы решения вечных задач

Роман Бобров

В 2020 году многие привычные формы общения, что личного, что профессионального, пришлось пересмотреть ради предотвращения распространения губительной инфекции. Весной учителям, ученикам и родителям пришлось в срочном порядке осваивать дистанционное обучение, а некоторым классам пришлось вернуться к этой практике и в новом учебном году. Летом, вопреки расхожему мнению, педагоги не отдыхают — идёт подготовка к новому году и осмысление года прошедшего. Стало традицией проведение августовских педагогических советов, в том числе городского и краевого — в сущности, коротких, но насыщенных конференций. И в последние годы всё чаще на этих форумах обсуждаются темы, связанные с духовно-нравственным воспитанием учащихся.

В этом году провести августовский педагогический совет в привычном очном формате было просто-напросто нельзя. Очевидным выходом стало проведение всевозможных онлайн-конференций, хотя после весьма напряжённого знакомства с этим способом общения весной многие учителя скорее хотели забыть, или хотя бы отдохнуть от этого формата. Но профессиональный долг выше, и нашлись и организаторы, и участники для таких встреч.

Одной из них стала онлайн-сессия «Становление общероссийской гражданской идентичности в условиях школьного и семейного воспитания», прошедшая 19–21 августа на платформе сайта Общественной палаты Красноярского края. В ней приняли участие свыше ста пятидесяти учёных, представителей органов региональной власти и муниципалитетов, методистов, руководителей не- коммерческих организаций (НКО), директоров школ, общественных деятелей, педагогов и родителей из шести городов и двенадцати районов Красноярского края. Хочется отметить, что если участие в традиционных августовских педсоветах порой не обходилось без привлечения «административного ресурса», участие в этой сессии было совершенно добровольным, лишний раз доказывая, что педагогическое сообщество проявляет искренний интерес к темам онлайн-сессии.

Проекты как возможности

Онлайн-сессию 19 августа открыла проблемная презентация «Календарь образовательных событий как условие становления российской гражданской идентичности» посвящённая проекту Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Красноярский институт развития духовно-нравственной культуры», направленному на решение проблемы обеспечения педагогов содержательными ресурсами для обоснованного планирования и реализации календаря образовательных событий в школах и колледжах.

Директор института Елена Пригодич рассказала о нормативно-правовой базе «Календаря…», о том, на каком федеральном и региональном материале его можно строить; затрагивались темы восприятия календарных праздников и памятных дат обществом в целом и школьниками в частности, потенциала использования их для гражданско-патриотического воспитания. Участники задавали свои вопросы, делились мнением о возможностях конструирования и применения календаря.

По сути, идея «Календаря…» в том, чтобы объединить в одном месте информацию обо всех значимых датах (а не только праздниках, что  у всех на слуху) для России в целом и Красноярского края в частности (нужно, чтобы подрастающее поколение знало и любило свою малую родину). А самое главное, что эта информация и сопутствующие методические материалы станут «конструктором» для любой образовательной организации,   благодаря   которому в ней может быть разработан собственный календарь образовательных событий. В конечном итоге он должен помочь школе или колледжу наладить не только гражданско-патриотическое  воспитание  внутри, но и связи с местным сообществом, так как не только в школах  помнят  и отмечают праздники и памятные даты: сбалансировать государственное, общественное и семейное воспитание. Этот проект также получил поддержку государственной грантовой программы Красноярского края «Партнёрство».

Продолжили говорить о проектах, получивших грантовую поддержку, на следующем мероприятии сессии — презентации «Ресурсы проектов НКО и общественных организаций Красноярского края для формирования ценностных основ российской идентичности».  Открыл её член Общественной палаты Красноярского края, директор Архиерейского образовательного центра Красноярской епархии Андрей Бардаков. Андрей Васильевич рассказал об имеющемся опыте анкетирования учащихся,  проведённого в нескольких школах Красноярска и Емельяновского района в прошлом году, направленном на изучение ценностей, идеалов и нравственных устремлений подрастающего поколения, отметив, что, хотя школьники, в основном и интересуются развлекательным контентом, «запрос на ценностный диалог есть». Просто мало кто сейчас может дать ответ на этот запрос.

Затем слово взяла Елена Пригодич, которая рассказала об истории взаимодействия НКО с образовательными организациями, подчеркнув, что в последнее время это взаимодействие расширяется и сталкивается с меньшими препятствиями, чем ранее. После о Палате просветительских и образовательных организаций Гражданской ассамблеи Красноярского края, её ресурсах по помощи в образовании и проводимых проектах и мероприятиях рассказала руководитель Па- латы, соучредитель РОО КК «Творческий союз учителей» Светлана Бордукова.

Следом начались презентации проектов, реализуемых при поддержке различных грантовых про- грамм. Первым был представлен проект учебно-методического медиакомплекта «Православие на Енисее» (при поддержке Фонда президентских грантов), начавшийся ещё в прошлом году и вступивший в завершающую фазу. Участники презентации познакомились с видеороликами проекта, предназначенными для показа на уроках и внеурочных занятиях, и апробационной версией вспомогательных методических материалов, прилагаемых к видео, и обсудили итоги апробации комплекта.

По  нисходящей  степени  завершённости проекта были представлены ещё два учебно-методических медиакомплекта  —  «Люди  Победы» и «Время и лица. Страницы духовной истории Приенисейской Сибири». Структурно все три проекта похожи — набор коротких, но ёмких видео- роликов для показа на уроках и внеурочных занятиях дополняет сборник вспомогательных методических рекомендаций. И все они получили поддержку Фонда президентских грантов. Эти комплекты — гибкий инструмент для педагога, позволяющий встроить элементы гражданско- патриотического и духовного воспитания в занятие, в первую очередь, по «Основам духовно-нравственной культуры народов России», но, как показала апробация первого медиакомплекта, использовать их можно на самых разных уроках и в самых разных возрастных группах.

Различаются проекты тематикой  и  наполнением.  Подробнее о них можно прочитать на соседней странице, а здесь лишь отметим, что «Православие на Енисее» рассказывает, конечно же, о православной  культуре  в  Красноярском крае, «Люди Победы» — приурочен к 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне и раскрывает роль сибиряков  и  всего  советского народа в ней, а проект «Время и лица» посвящён более широким темам духовной культуры Красноярского края и направлен в первую очередь на помощь с региональным компонентом в преподавании ОДНКНР. Рассказали на презентации и о самом недавнем проекте подобного медиакомплекта «С чего начинается Родина?», ориентированном в свою очередь на проблему патриотического воспитания. В дни проведения онлайн-сессии по изначальному плану должен был выйти первый видеоролик этого проекта, получившего поддержку государственной грантовой программы Красноярского края «Партнерство», но к этому моменту начало реализации проектов про- граммы отложили на осень. Особое место среди представленных проектов заняла инициатива «Летопись возрождения» — не самый простой рассказ о возрождении духовной культуры  на  сломе  эпох в России в целом и в Красноярском крае в частности, представленный телевизионными сюжетами и публикациями в нашей газете (конечно же, материалы проекта доступны и в интернете) может стать подспорьем в работе со старшими школьниками, поможет поставить важные вопросы, касающиеся культурной самоидентификации подрастающего поколения, и направить в поиске  ответов. В нашу эпоху глобальной сети эти проблемы стоят, быть может, всё так же остро, как и тогда, когда вчерашние граждане Советского Союза заново учились жить в России.

После первого дня работы участники онлайн-сессии договорились о подготовке информационного письма для школ края, где были бы представлены и перечислены все эти ресурсы — ведь пригодиться в работе они могут любому педагогу.

Воспитание — дело каждого

Следующие два дня были посвящены в первую очередь взаимодействию родителей и школы в деле воспитания. 20 августа на семинаре «Диалог школы и родителей в вопросах формирования идентичности» участники на конкретных примерах рассмотрели различные технологии и формы выстраивания диалога между родителями и школой. Последний день сессии начался с приветственного слова к участникам ответственного секретаря Координационного совета краевого отделения «Национальной родительской ассоциации социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей» Алексея Гусева. Он рассказал о приоритетных направлениях формирования ценностных основ российской идентичности. В своём выступлении Алексей Владимирович представил проекты Национальной родительской ассоциации (НРА), направленные на создание и развитие различных аспектов семейной идентичности.

Затем прошёл вебинар-презентация «Технология ценностно-смысловой коммуникации в воспитании российской гражданской идентичности детей и подростков группы риска». На нём разговор пошёл о технологии ценностно-смысловой коммуникации и её актуальности для решения
задач воспитания российской гражданской идентичности у детей и подростков нового поколения. Что сами родители думают о проблеме формирования российской гражданской идентичности? Что могут сделать педагоги, психологи, воспитатели, социальные работники, чтобы родители стали компетентнее в области воспитания российской гражданской идентичности? Эти и другие вопросы стали важной частью обсуждения. В последнее время вопрос баланса между воспитанием в семье и в школе зачастую решался очень «полярно» — либо «школа только учит, а воспитывают родители», либо наоборот, «вы должны ребёнка не только научить, но и воспитать». Истина, конечно же, лежит посередине. Добиться желаемого результата можно только тогда, когда школа, родители и всё общество работают вместе. Завершила онлайн-сессию открытая дискуссия «Зачем родителям думать о гражданской идентичности?», по результатам которой участники пришли к ряду договорённостей: — Продолжить поиск, разработку и реализацию инновационных форм взаимодействия педагогов и родителей по воспитанию у нового поколения детей российской гражданской идентичности. — Организовать совместное обучение педагогов и родителей по общеразвивающим программам дополнительного образования по актуальным проблемам воспитания, обучения и развития. — Организовать в Красноярском крае широкомасштабные исследования ценностных ориентаций педагогов и родителей.

***
Тому, какие ресурсы готово предоставить общество — будь то общественные организации, родительское сообщество и сами педагоги — была посвящена, в сущности, вся онлайн-сессия. Но ведь на самом деле таким ресурсом стал и сам форум, который, несмотря на все трудности был организован совместными усилиями сообщества. В организации приняли участие Красноярское региональное отделение НРА, Центр российской идентичности Российского государственного университета им. А.Н. Косыгина, Палата просветительских и образовательных организаций Гражданской ассамблеи Красноярского края, Красноярская региональная общественная организация духовно-нравственного возрождения Сибири «Ладанка», АНО ДПО «Красноярский институт развития духовно-нравственной культуры», АНО ДПО «Институт образования взрослых». Отметим, что «Ладанка» и «Институт развития духовно-нравственной культуры» приняли участие в сессии по благословению митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеимона, так что проведение этой конференции стало возможно также и благодаря Церкви.

Материалы проекта доступны на сайте Института развития духовнонравственной культуры по ссылке: krasdnk.ru/umcpravenisey

Учебно-методический медиакомплект «Православие на Енисее» для общеобразовательных организаций Красноярского края направлен на повышение качества преподавания модуля «Основы православной культуры» (ОПК) курса «Основы религиозных культур и светской этики» в Красноярском крае с помощью создания качественного вспомогательного медиакомплекта для его преподавания, а также привлечения внимания к проблеме качества преподавания ОПК и,
в следствие этого, к увеличению процента выбора ОПК в общеобразовательных организациях региона.

Проект включает в себя создание сборника вспомогательных материалов и 20 информационных видеороликов с учётом реалий церковной истории и современной духовной жизни в Красноярском крае. Помимо разработки проект включает широкое его обсуждение педагогическим сообществом и редактирование по мере обсуждения на специализированных дискуссионных семинарах.

Входящие в учебно-методический медиакомплект информационные видеоролики рассчитаны на восприятие школьниками от 10 лет и старше. Каждый видеоролик раскрывает ту или иную сторону православной культуры и адаптирован для школьной программы, в том числе и для работы с учебником. Трёхминутные материалы могут быть встроены в любую часть урока.

Важная составляющая учебно-методического медиакомплекта — сборник вспомогательных материалов для учителей ОПК, в котором в краткой и доходчивой форме представлена информация о православии в Красноярском крае. Знаковые образцы церковного искусства, важные исторические события, сибирские традиции, связанные с православными праздниками, а также список вспомогательных интернет-ресурсов и епархиальных контактов.

В разработке учебно-методического медиакомплекта принимают участие консультанты из различных областей гуманитарных наук, а также представители духовенства Красноярской митрополии. Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов. Проект прошёл доработку и апробацию, и этой осенью финальный вариант будет издан и распространён в школах Красноярского края.

Материалы проекта доступны на сайте Института развития духовнонравственной культуры по ссылке: krasdnk.ru/umcludipobedy

Проект «Люди Победы» приурочен к 75-й годовщине со дня Победы в Великой Отечественной войне и направлен на создание учебно-методического медиакомплекта для реализации таких
предметов, как «Основы духовно-нравственной культуры народов России», история, обществознание и внеклассной работы с учащимися.

Цель проекта — популяризация подвига нашего народа и образа защитника Отечества среди школьников разных возрастов. Проект подразумевает создание 10 пятиминутных видеороликов,  посвящённых людям, так или иначе принимавшим участие в Великой Отечественной войне, и выпуск сборника вспомогательных методических материалов для учителей Красноярского
края.

Героями видеороликов стали фронтовики, блокадники, труженики тыла и дети войны. Каждый рассказывает историю своего участия в тех памятных событиях. Материалы проекта размещаются на интернет-сайтах и в социальных сетях для максимальной доступности продукта работникам сферы образования и с целью привлечения детско-юношеской и молодежной аудитории.

При разработке учебно-методического медиакомплекта проводится широкое общественное обсуждение с педагогическим сообществом Красноярского края. Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов. Проект будет завершён в текущем году.

Материалы проекта доступны на сайте Института развития духовно-нравственной культуры по ссылке: krasdnk.ru/umcvremyailica

Цель проекта «Время и лица. Страницы духовной истории Приенисейской Сибири» — повышение качества преподавания предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР) в школах Красноярского края с помощью создания качественного вспомогательного медиакомплекта и разработки методических рекомендаций для учителей на основе многолетнего опыта работы в данном направлении.  Проект направлен на привлечение внимания к проблеме качественного преподавания предмета, повышение профессиональной ответственности педагогов и внедрение воспитательного элемента в предметную область.

Проект включает сборник методических рекомендаций и 20 пятиминутных видеороликов, посвящённых истории и духовной культуре Красноярского края в прошлом и в современности. Входящие в учебно-методический медиакомплект информационные видеоролики рассчитаны на восприятие школьниками от 10 лет и старше и должны стать важным вспомогательным материалом для преподавателей курса ОДНКНР в Красноярском крае.

Проект выстраивается на региональном материале, что способствует более качественному усвоению знаний, а также придаёт предмету краеведческую направленность. Каждый видеоролик раскрывает ту или иную сторону духовной жизни (в широком смысле) населения Приенисейской Сибири и адаптирован для школьной программы.

Учебно-методический медиакомплект, созданный в рамках проекта, будет апробирован в школах Красноярского края. Итоговый учебно-методический медиакомплект будет распространён по школам для внедрения в систему образования Красноярского края. Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов. Завершить проект планируется в конце
2021 года.

Проект «Летопись возрождения» посвящён последним десятилетиям новейшей истории страны и края, духовному возрождению в новой, постсоветской России. Но что вообще такое «духовное возрождение» и было ли оно? И куда, к чему нас привели эти годы? Об этом авторы сюжетов и публикаций не только рассказывают сами, но и говорят с деятелями культуры, искусства, священниками и другими людьми, — не просто свидетелями, но и непосредственными участниками тех событий.

Проект, осуществляемый при поддержке международного грантового конкурса «Православная инициатива», включает публикации в газете «Православное слово Сибири» и видеоролики на сайте «Касьяновского дома» kasdom.ru и в его социальных сетях, которые также демонстрировались по краевому телевидению.

— Для нас цикл «Летопись возрождения» — это попытка проследить духовные поиски жителей нашего региона за последние 30 лет, и, может быть, понять — к чему мы пришли сегодня. Потому что термин «возрождение», который до сих пор часто используется у нас в Церкви, возможно, уже не является актуальным. Некоторые говорят, что возрождение длилось лишь до двухтысячного года, а сейчас уже период становления Церкви, и, в целом, становление нового самосознания нашего народа. Так ли это, или есть другие ответы на этот вопрос — мы попробуем разобраться вместе с нашими зрителями, — говорил о проекте Юрий Пасхальский, один из его авторов, во время презентации «Летописи возрождения» на «Радио России. Красноярск».