Статьи

Православная неделя с 17 по 23 августа: Преображение Господне, перенесение мощей преподобных Зосимы и Савватия и день памяти апостола Матфия

Сайт kerpc.ru знакомит читателей с предстоящими праздниками Православной Церкви. 17–23 августа в 2020 году — одиннадцатая седмица (неделя) по Пятидесятнице.

19 августа (6 августа по ст.ст.). Преображение Господне

В день этого двунадесятого праздника верующие вспоминают события, относящиеся к окончанию земного пути Спасителя. Иисус Христос повёл на гору Фавор апостолов Петра, Иакова и Иоанна. Ученики в недоумении последовали за своим Учителем, пока не выбились из сил. Они расположились для отдыха под тенью покорёженной маслины: Иоанн и его брат разместились на плащах, а апостол Пётр сел на камень и задремал.

Сон его нарушил порыв ветра. Взгляду апостолов представилось невероятное: лицо Спасителя просияло, словно солнце, Его одежды стали белыми, как свет, а рядом с Иисусом стояли ветхозаветные пророки Илия и Моисей.

Впечатлённый увиденным, Пётр простодушно предложил Господу сделать три кущи, для Него и обоих пророков, и остаться на Фаворе. Но в ответ раздался голос с Небес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. Его слушайте» (Мф. 17:5). Сам же Иисус Христос настрого запретил апостолам рассказывать об увиденном до Своего Воскресения.

Таким образом, Преображение Господне — это память о перевоплощении природы Спасителя из человеческой в Божественную. Случайно или нет, но этот праздник по календарю совпал с преображением и природы, когда лето начинает сменять осень. Потому в календаре восточных и южных славян испокон веков это торжество имело не только важное духовное значение, но и практический смысл с точки зрения цикла аграрных работ; именно здесь лежат корни традиции «Яблочного Спаса».

21 августа (8 августа по ст.ст.). Перенесение мощей преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (1566)

В этот день православная Россия чтит память двух основателей одного из наиболее известных монастырей нашей страны — Спасо-Преображенского на Соловецких островах. 8 августа 1566 года их честные останки торжественно перенесли в придел соборного храма, освящённый как раз во имя преподобных. Там они покоятся и поныне.

Интересно, что при жизни святые Зосима и Савватий не были напрямую знакомы друг с другом. Савватий жил раньше, в начале XV века. По преданию, он был иноком Валаамской обители. Однако, тяготясь общением с братией (которые, согласно житию, высоко почитали и постоянно восхваляли Савватия), преподобный задумался о том, чтобы уйти из обители и найти более уединённое место для молитвы. Им и стали необитаемые тогда Соловецкие острова.

Предположительно, святой скончался в 1435 году, чудесным образом причастившись Святых Христовых Таин перед кончиной. Единственным свидетелем его молитвенного подвига стал только инок Герман (тоже впоследствии канонизированный Церковью). Именно Герман и поведал спустя время о святом Савватии монаху Зосиме. А тот, в свою очередь, и решил устроить на Соловках полноценную обитель.

На острова стали стекаться насельники из разных русских земель. Зосима хотел быть простым монахом, но со временем братии удалось уговорить его стать игуменом обители. Святой прожил достаточно долго: известно, что ко Господу он отошёл только 17 апреля 1478 года.

Монахи вели многотрудную жизнь: проводили время в посте и молитвах, своими руками возделывали землю, рубили лес, ловили рыбу, варили соль, которую затем продавали заезжим купцам, получая взамен все необходимое для монастырской жизни. Неудивительно, что уже в XVI веке Соловецкий монастырь становится одной из богатейших обителей русского Севера. Он прославился и как военный страж северных рубежей России, не раз принимавший на себя удары врагов и в XVII, и в XVIII, и даже в XIX веке. А святые Зосима и Савватий неизменно почитались как основатели и небесные покровители обители.

22 августа (9 августа по ст.ст.). День памяти апостола Матфия (63)

Матфий родился в Вифлееме и с раннего детства изучал Закон Божий под руководством Симеона Богоприимца.

Именно он по жребию занял место среди двенадцати апостолов вместо отпавшего Иуды Искариота. До избрания же в число двенадцати апостолов Матфий был одним из семидесяти учеников Иисуса. После избрания по жребию вместе с остальными апостолами был при сошествии Святого Духа и затем проповедовал в Иерусалиме и в Иудее вместе с прочими апостолами.

Житие приписывает ему чудотворения, исцеления больных, очищение прокажённых, воскрешение умерших, изгнание бесов из одержимых. Текст повествует и обо многих его путешествиях. По церковному преданию, он был с проповедью в Сирии, Грузии и Македонии, многократно подвергаясь смертельной опасности.

Затем Матфий вернулся в Иудею и там продолжил свою проповедь. За проповедь христианства Матфий был осуждён синедрионом на смерть и побит камнями. Однако, согласно греческим минеям, апостола Матфия распяли на кресте. Смерть Матфия относят к 63 году.