Сайт kerpc.ru знакомит читателей с наступающими праздниками Православной Церкви. 24 февраля – 1 марта — седмица сырная (Масленица), сплошная.
25 февраля (12 февраля по ст.ст.) — празднование иконе Пресвятой Богородицы «Иверская»
Этот день — один из четырёх праздников Русской Церкви, связанных с почитанием Иверского образа. В это торжество верующие молитвенно вспоминают события 1656 года: перенесение списка иконы в новоустроенный Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь на Валдае.
Иверская икона Небесной Владычицы — совершенно особая святыня в истории русского Православия. Её смело можно назвать нитью, связывающей нашу страну и Церковь с остальной православной вселенной. По преданию, ещё в IX веке, в годы засилья иконоборческой ереси в Византии, одна благочестивая вдова решила предать морским водам хранившийся у нее дома старинный образ Богоматери — лишь бы не отдавать его на поругание еретикам. Спустя же многие годы эту икону чудесным образом обретут монахи грузинской обители на Святой Горе Афон, в честь которой святыня и получит свое название («Иверией» греки называют Грузию).
А еще через многие года на Афоне, по просьбе русского царя, сделают список (копию) Иверской иконы с оригинала. Рассказывают, писавшие его иноки держали настолько суровый пост, что вкушали пишу только по субботам и воскресеньям. В итоге список и исходное изображение отличить друг от друга было почти что невозможно. В Москву святыню торжественно перенесли в 1648 году, а спустя восемь лет ее передадут новоустроенной обители на Валдае.
В этот же день — память святителя Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца (+1378)
Личность святителя Алексия неотделима от истории объединения русских княжеств и борьбы с татаро-монгольским игом.
При жизни этот архипастырь, впрочем, носил титул Митрополита Киевского и всея Руси, именно так величали правящего архиерея в русских землях вплоть до 1461 года. Однако заслуги владыки Алексия были неотделимы от нового центра возрождающегося государства, и Церковь впоследствии не сможет не подчеркнуть их на таком символическом уровне.
Житие этого святого в чем-то разрушает шаблоны о том, каким должен быть «классический» святитель. Конечно, владыка Алексий учреждал новые монашеские обители, много и ярко проповедовал, оставил обширное литературное наследие, но, в первую очередь, митрополит внес свой вклад в возрождение Руси своим незаурядным дипломатическим талантом.
Ордынских ханов владыка Алексий убеждал отказываться от вооружённых экспедиций в русские земли, враждующих князей-соотечественников — примириться и сплотиться вокруг московского князя, Патриарший двор в Константинополе — не доверять литовскому князю-язычнику Ольгерду, требовавшему «своего» архиерея для православных подданных. Авторитет, благочестие и высочайшее ораторское мастерство митрополита помогали ему решать эти и многие другие задачи, — пусть и с переменным успехом, и не всегда с первого раза.
Потому сейчас абсолютно справедливо называть святителя Алексия архитектором грядущего объединения русских земель вокруг Москвы.
27 февраля (14 февраля по ст.ст.) — день памяти равноапостольного Кирилла, учителя Словенского (+869)
В чем состоит главная заслуга этого святого наверняка знает каждый образованный человек — благодаря трудам равноапостольного Кирилла и его брата Мефодия у славянских народов появилась своя письменность.
Вопреки бытующему порой заблуждению, Кирилл и Мефодий не проповедовали христианство среди восточных славян. Тем не менее, равноапостольный Кирилл бывал на территории современной России. Около 860 года он присутствовал с дипломатической миссией при дворе хана Хазарии — существовавшего на юге России в VII–X веках государства тюркоязычных кочевников. Известно также, что ранее Кирилл с аналогичными задачами бывал при дворе багдадского халифа, — уже сами по себе эти факты говорят о его остром уме, эрудированности и дипломатическом таланте.
Прославила же святого Кирилла миссия в Великой Моравии — раннефеодальном государстве западных славян, которое условно можно считать предшественником современных Словакии и Чехии. Великоморавский князь Ростислав тяготился экспансией со стороны германского императора и потому не доверял посылаемым им немецким священникам, которые вели богослужение на латыни и презирали всё славянское. Правитель обратился с просьбой о помощи к византийскому императору, и тот направил в моравские земли равноапостольных Мефодия и Кирилла вместе с их учениками.
В середине 860-х святые составили славянскую азбуку и перевели на славянский язык Евангелие, Апостол, Псалтирь и многие богослужебные книги, также именно они ввели богослужение на славянском языке. Склонный от природы к болезням, святой Кирилл от многих трудов вскоре заболел и, приняв схиму, скончался в 869 году. Перед смертью он завещал своему брату продолжить христианское просвещение славян. Впоследствии их труды пригодятся жителям Киевской Руси, когда и наши предки обратятся ко Христу.
1 марта (17 февраля по ст.ст.) — Неделя сыропустная, Прощёное воскресенье. Память Адамова изгнания
Это воскресенье — последнее перед началом Великого поста.
Церковь в этот день стремится поделиться с верующими тоской по Раю, который утратили люди после грехопадения Адама. Еще одна ключевая мысль в преддверие поста — это идея о всеобщем прощении людей. За Литургией читается евангельский отрывок (Мф 6:14–21), в котором Христос говорит о необходимости отпускать другим людям совершённое ими зло.
Главной богослужебной особенностью этого дня служит чин прощения: подобно древним монахам, клирики и миряне в храме просят друг у друга отпустить все обиды, дабы с мирной душой войти в пост.