Статьи

Православная неделя с 8 по 14 июля: апостолы Петр и Павел, благоверные Петр и Феврония, икона Божией Матери «Троеручица»

Сайт kerpc.ru знакомит читателей с предстоящими праздниками Православной Церкви. 8–14 июля в 2019 году — четвертая седмица (неделя) по Пятидесятнице, Петров пост (до 12 июля).

8 июля / 25 июня по ст.ст.

День памяти святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских

Святую супружескую чету Церковь молитвенно вспоминает  два раза в году: в воскресенье, предшествующее 19 сентября, в честь перенесения мощей, и 8 июля — в день их праведной кончины.

Являя нам пример идеальной супружеской жизни, христианской любви и преданности, святые Петр и Феврония считаются покровителями православной семьи и брака. День их памяти совпадает с общенациональным праздником — Днем семьи, любви и верности.

Повесть о Петре и Февронии Муромских — не совсем житие в церковном понимании этого слова, а почти художественное произведение. Но этот текст, возникший на стыке жанров, сыграл важную роль в становлении русской литературы.

Господь свёл эту чету удивительным образом. Брат муромского князя Петр, заболев тяжким недугом, отправился на поиски лекаря в Рязанские земли. Там он встретил Февронию. Девушка согласилась исцелить князя при условии, что он станет её мужем. После своего выздоровления Петр сдержал обещание и взял Февронию в жены.

За свою земную жизнь святая чета показала невероятную преданность друг другу. Все радости и невзгоды они привыкли делить пополам. Даже когда муромские бояре взбунтовались против княжны из крестьянского сословия и потребовали у князя отказа от престола, Петр не оставил Февронию и вместе с ней покинул город. Вскоре после их ухода начались распри и смута, сам народ попросил князя вернуться и занять место законного правителя.

Перед смертью по благочестивому обычаю супруги приняли монашеский постриг с именами Давид и Ефросиния. Святые Петр и Феврония скончались в один день. Они завещали положить их в один гроб, который давно для себя приготовили. И по сей день мощи муромских чудотворцев покоятся в общей раке.

11 июля / 28 июня по ст.ст.

Празднование иконе Божией Матери «Троеручица»

История этой чудотворной иконы Богоматери тесно связана с судьбой защитника Православия и почитания святых икон преподобного Иоанна Дамаскина.

В 717 году император Лев Исаврянин, вступив на византийский престол, начал гонения на почитателей икон. Святой Иоанн жил в то время в столице Сирии Дамаске и занимал должность советника халифа. Своим многочисленным знакомым в Византии он писал письма, обличающие ересь иконоборчества, ссылаясь на тексты Священного Писания.

Мудрые письма преподобного Иоанна привели в ярость Льва Исаврянина, но поскольку автор посланий находился вне досягаемости императора, то он решил прибегнуть к клевете. По приказу императора от имени Иоанна Дамаскина было составлено подложное письмо, в котором дамасский министр якобы предлагал Льву Исаврянину свою помощь в завоевании сирийской столицы. Затем это письмо было отправлено дамасскому халифу. Разгневанный правитель приказал немедленно отстранить министра от должности, отрубить ему кисть правой руки и в знак устрашения вывесить ее на городской площади.

Вечером преподобный Иоанн через друзей направил к князю просьбу: «Умножается болезнь моя и несказанно меня мучит, и не могу иметь отрады, доколе рука моя, на позор повешенная, не будет мне отдана». Правитель сжалился над страдальцем и повелел возвратить ему отсеченную кисть руки. Преподобный затворился в своей келье и долго со слезами молился перед иконою Божией Матери об исцелении. Наутро, проснувшись, святой Иоанн ощупал руку и увидел ее целой и невредимой с небольшим рубцом на месте отсечения. Вскоре преподобный удалился в монастырь Саввы Освященного и принял там монашеский постриг.

 В благодарность об исцелении преподобный приделал к нижней части иконы изображение руки из серебра, откуда и имя иконы Богородицы — «Троеручица».

12 июля / 29 июня по ст.ст.

День памяти славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла (67)

День Петра и Павла — это праздник, установленный Церковью в честь двух апостолов, которых принято считать самыми усердными и деятельными учениками Христа.

При этом, между ними можно найти больше сходств, чем различий: один был простым бедняком, полуграмотным, по зову сердца сразу же пошедшим за Христом. Другой — хорошо образованным, выходцем из знатной семьи, даже имевшим полноценное римское гражданство, долгое время не то что не принимавшим учение  Спасителя, но неистово с ним боровшимся.

Симон (такое имя Петр получил при рождении) родился в небогатой иудейской семье рыбака. Этим промыслом юноша и сам сперва зарабатывал себе на жизнь.

Однако все круто поменялось, когда брат Андрей познакомил его с Иисусом. После этого Симон принял крещение. А после сошествия Святого Духа он, как и остальные апостолы, отправился по миру, чтобы рассказать людям о своем учителе. Так, в 67 году Петр выступил с проповедью в Риме, после чего был схвачен и приговорен к смерти. Согласно решению суда, апостола должны были распять, однако осужденный посчитал, что недостоин умереть так же, как Иисус, и настоял на том, чтобы его распяли головой вниз.

У Павла, которого до крещения звали Савл, все было совсем не так. С самого начала он был далеко не святым и далеко не апостолом. Наоборот, он выступал против христианской религии и был гонителем ее последователей. Однако в один прекрасный день, когда Савл направлялся по делам в Дамаск, к нему обратился сам Бог.

Путешественник увидел яркий свет, ослепивший его, и услышал голос, который спросил, почему он не верит в Бога. Этот же голос велел ослепшему продолжать путь в Дамаск, что тот с помощью своих спутников и сделал. В этом городе Савл начал изучать веру, а через три дня был крещен. Причем во время священного таинства произошло чудо: мужчина прозрел. С тех пор он сделался таким же рьяным и усердным учеником Христа, как и Петр, и стал не менее активно проповедовать христианство.

Павлу не раз приходилось сидеть в темнице за свои проповеди. А когда апостола арестовали в Риме, его приговорили к обезглавливанию. Осужденного не распяли потому, что он имел римское гражданство: распятие в империи считалось слишком позорной казнью для полноправного гражданина, хоть даже и преступника.

Почитать святых Петра и Павла стали практически сразу после их казни. А с появлением в 324 году первых храмов, возведенных в честь апостолов, день их памяти приобрел статус одного из самых почитаемых христианских праздников.