Статьи

Основы духовно нравственной культуры народов России: реализация через интеграцию

Максим Рычков

В конце мая в Красноярском крае началось воплощение в жизнь уникального начина­ния — проекта «Развитие прак­тик интеграции ценностного содержания предмета ОДНКНР в преподавание словесности», победителя конкурса малых грантов «Мы говорим по-русски!» от международного открытого грантового конкурса «Православная инициатива».

Проект, востребованный временем

Почему проект является первым в своем роде для Красноярского края? В его рамках планируется про­вести экспертизу материалов других проектов-победителей «Православ­ной инициативы», что будет содей­ствовать выработке общего норма­тивного плана для преподавания ОДНКНР в школах всего нашего необъятного региона.

Сейчас же сколько-нибудь об­щей базы для преподавания Основ духовно-нравственной культуры в наших школах нет. А ведь в обра­зовательной программе он появил­ся еще четыре года назад. Помочь образовательным организациям в этом намерена автономная не­коммерческая организация допол­нительного профессионального об­разования «Красноярский институт развития духовно-нравственной культуры» — под ее началом проект «Развитие практик интеграции…» непосредственно воплощается в жизнь.

— Предмет «Основы духовно­-нравственной культуры народов России» вводится в школах края с 2015года, но далеко не везде есть понимание того, как предпочтительнее его преподавать. Не все директора школ осознают, насколько ОДНКНР важен для воспитательной работы в школах, привития подросткам па­триотических и гражданственных ценностей, — рассказывает руково­дитель проекта Елена Пригодич — директор Красноярского института развития духовно-нравственной культуры, старший преподаватель Сибирского федерального уни­верситета, региональный эксперт по введению предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР.

Лесосибирск: начало положено

Реализация проекта стартовала 22 мая в городе Лесосибирске — с регионального методического семинара учителей русского языка и литературы «Развитие в системе общего образования Красноярско­го края новых практик интеграции в преподавание русского языка и ли­тературы ценностного содержания предметной области ОДНКНР» в местной православной гимназии праведного Иоанна Кронштадт­ского.

Событие собрало учителей и заместителей директоров обще­образовательных школ из горо­дов Енисейска и Лесосибирска; поселков и сел Енисейского, Казачинского, Пировского, Севе­ро-Енисейского и Мотыгинского районов. В качестве модератора работу семинара возглавила кан­дидат педагогических наук, до­цент, ответственный секретарь Красноярского регионального от­деления Национальной родитель­ской ассоциации, директор АНО ДПО «Институт образования взрослых» Жанна Тимошкова.

Программа включила в себя представление методических материалов, подготовленных в рамках грантового конкур­са «Православная инициатива» (в частности, учебных и электив­ных курсов, интегрированных с разными предметами школьной программы) и круглый стол «Ме­тодика интеграции в преподава­ние учебных предметов и во внеу­рочную деятельность содержания предметной области ОДНКНР».

Перед началом обсуждений к участникам обратился дирек­тор Архиерейского образова­тельного центра Красноярской епархии, член Общественной па­латы Красноярского края, заведу­ющий лабораторией «Организация и методика формирования ду­ховно-нравственной культуры» Красноярского института повы­шения квалификации работников образования Андрей Бардаков. Андрей Васильевич напомнил со­бравшимся педагогам о том, что подлинное духовно-нравственное воспитание в условиях XXI века может быть плодом только обсто­ятельного и полноценного диа­лога между Церковью, сферой об­разования и светским обществом.

Красноярск: «Подобные начинания помогают педагогам»

Мероприятия в рамках про­екта «Развитие практик инте­грации….» продолжил 23 мая се­минар учителей русского языка и литературы «Развитие в систе­ме общего образования Краснояр­ского края новых практик инте­грации в преподавание русского языка и литературы ценностного содержания предметной области ОДНКНР» в красноярском Архие­рейском доме. Модераторами об­суждений выступили Елена Пригодич и Жанна Тимошкова.

Участниками семинара стали представители педагогического сообщества городов Краснояр­ска, Дивногорска, Сосновоборска, Железногорска и Зеленогорска; Емельяновского, Березовского, Уярского, Сухобузимского и Большемуртинского районов. Перед на­чалом работы к собравшим­ся с привет­ственными словами обратились директор Архиерейского образо­вательного центра Красноярской епархии Андрей Бардаков и пред­седатель Палаты просветитель­ства и образования Гражданской Ассамблеи Красноярского края Светлана Бордукова.

Они напомнили представите­лям педагогической обществен­ности о высоких целях проекта «Развитие практик интеграции…», направленного на построение действенной системы духовно-­нравственного воспитания в об­щеобразовательных организаци­ях нашего региона.

—       Ценности православной культуры не взяты из ниоткуда. В соответствии с ними жили мно­гие поколения жителей России. Ими вдохновлялись выдающиеся деятели отечественной культуры, науки, искусств. Речь идет о таких понятиях как сплоченность, забо­та о ближних, милосердие, любовь к Отечеству, — отметил Андрей Бардаков.

Светлана Бордукова, в свою очередь, обратила внимание на востребованность таких иници­атив у современного российского педагогического сообщества:

—       Подобные начинания помо­гают учителям в их работе, по­могают им в воспитании подрас­тающего поколения, — то есть, в конечном счете, меняют к луч­шему сознание людей. В области духовно-нравственного воспита­ния сейчас в школах чувствуется методологический «голод». Каж­дый учитель вынужден быть нова­тором, но не каждому это под силу самому по себе. А ведь педагог при­зван быть мастером, который спо­собен не только объяснить детям свой предмет, но и привить им лю­бовь к Отечеству и его культуре.

Работу семинара продолжили выполнение творческих заданий в группах на тему «Интеграция ОДНКНР в преподавание предме­тов и внеурочную деятельность», представление методологических материалов и общее осмысление итогов семинара.

***

Начало реализации проекта «Развитие практик интеграции…» показало высокий уровень инте­реса к начинанию у самих педа­гогов.

—      Такие встречи нужны и по­лезны. Мы получаем методическую помощь, находим друзей и едино­мышленников; очень хочется по­сещать подобные семинары как можно чаще!

—      Большое спасибо всем ор­ганизаторам! Благодаря таким мероприятиям по-настоящему осознаешь цели наши работы, по­нимаешь наше общее стремление к просвещению, духовному обога­щению своих учеников.

В свою очередь, Елена Пригодич констатировала:

—      У учителей из разных школ нашего края, в разных городах и районах, есть желание учить­ся. Есть желание открывать для себя новое, расширять свой круго­зор, получать новые методические материалы в самой разной форме, вплоть до фильмов и видеороликов.

Добавим, что каждому из участников семинаров в Лесосибирске и Красноярске органи­заторы преподнесли памятные сертификаты, диски с информаци­онными ресурсами «Интеграция содержания ОДНКНР в препо­давание предметов и внеурочную деятельность» и сборники мате­риалов XVIII Красноярских кра­евых Рождественских образова­тельных чтений.

Мероприятия в рамках про­екта продолжатся летом: новыми встречами с представителями пе­дагогического сообщества в Красноярске и Канске.