Сайт kerpc.ru знакомит читателей с наступающими праздниками Православной Церкви. 11–17 марта — первая седмица Великого поста.
Говоря об особенностях богослужебной жизни в первую великопостную седмицу, прежде всего следует сказать о Литургии Преждеосвященных Даров и великом покаянном каноне Андрея Критского.
Литургия Преждеосвященных Даров — это совершенно особое богослужение. Оно совершается только в Святую Четыредесятницу (Великий пост), в дни особого воздержания и сугубого поста: среду и пятницу.
Главной ее особенностью, что следует из названия, служит то, что верующие причащаются Святых Даров, освященных прежде — на предыдущей полной Литургии по чину Василия Великого или Иоанна Златоуста — и сохраняемые в ковчежце, обычно на престоле или, реже, на жертвеннике. Еще одним видимым отличием является чтение великопостной покаянной молитвы преподобного преподобного Ефрема Сирина:
— Го́споди и Влады́ко живота́ моего́, духъ пра́здности, уны́ния, любонача́лия и праздносло́вия не даждь ми.
Духъ же целому́дрия, смиренному́дрия, терпе́ния и любве́ да́руй ми, рабу́ Твоему́.
Ей, Го́споди Царю́, да́руй ми зре́ти моя́ прегреше́ния и не осужда́ти бра́та моего́, я́ко Благослове́нъ еси́ во ве́ки веко́въ. Аминь.
По традиции, за Литургией Преждеосвященных Даров священник благословляет молящихся со словами «Свет Христов просвещает всех» и зажженной свечой и кадилом в руках между чтениями паремий. Молящимся подобает принимать благословение коленопреклоненно.
Канон святителя Андрея Критского назван Великим как по множеству мыслей и воспоминаний, в нем заключенных, так и по количеству содержащихся в нем тропарей — около 250 (в обычных канонах их около 30).
Великий канон читается по частям в первые четыре дня Великого поста на вечернем богослужении, которое называется великим повечерием, и длится около двух часов. Чтение канона является одним из наиболее торжественных в своей строгости богослужений Православной Церкви. Верующим подобает слушать его в полной тишине, безо всякого движения, с зажженной свечой в руке.
«Покаянная автобиография» — так часто называют Великий канон. Cвятитель Андрей сочинил его для самого себя. С глубоким сокрушением о своих грехах архиепископ Андрей в своем поэтическом повествовании рассматривает Священную историю как жизнеописание своей собственной души. «Я — самый страшный грешник, виновный более всех людей» — главная тема великого покаянного канона. Это утверждение на корню исключает осуждение по отношению к другим людям.
15 марта (2 марта по ст.ст.) — празднование иконе Божией Матери «Державная»
Этот образ Пресвятой Богородицы чудесным образом был обретен 2 марта 1917 года — в день отречения от престола последнего русского царя, будущего страстотерпца Николая II.
Жительнице Бронницкого уезда (современная Московская область) Евдокии Адрианове во снах стала являться Небесная Владчица: Богоматерь велела женщине найти в селе Коломенском некую старинную икону и восстановить ее. Вместе с коломенским священником Евдокии после долгих поисков удалось это сделать: в подвале сельской церкви они обрели почерневший от времени святой образ. На изображении проступало изображение Богомладенца на коленях у Своей Матери, в руках державшей скипетр и державу.
Стараниями Митрополита Московского Тихона (будущего Святейшего Патриарха и святителя Церкви) был составлен акафист для новообретенной святыни. С началом революционных событий верующими Державная икона Божией Матери стала почитаться особо, как знак того, что Пречистая Дева Мария не оставила покровительство над Россией и ее народом.
16 марта (3 марта по ст.ст.) — день памяти великомученика Феодора Тирона (ок. 306)
Праздник в честь святого Федора — переходящий; Церковь неизменно встречает его в каждый шестой день Великого поста.
При жизни Феодор был офицером в римской армии. Он жил во времена императора Максимилиана, отличавшегося необузданным нравом и крайней ненавистью к христианам. В ту пору солдаты были обязаны приносить жертвы языческим божествам. Император желал, чтобы и его самого народ почитал как бога. Воинов это касалось в первую очередь.
Когда Феодора стали принуждать к принесению жертвы идолам, он решительно отказался. Его подвергли жестоким пыткам, но святой и не отступился от веры во Христа. Тогда мучители сожгли бесстрашного офицера на костре.
Почему же праздник в честь Феодора Тирона — переходящий? С этим связана одна древняя легенда: в середине IV века в Константинополе правил император Юлиан Отступник, стремившийся возродить языческие культы и преследовавший христиан. Насмехаясь однажды над Великим постом, правитель повелел в первые великопостные дни окропить идоложертвенной кровью все продукты на рынках города.
Христиане оказались под угрозой голода, ведь такую оскверненную пищу им нельзя было вкушать, особенно в Святую Четырехдесятницу. Тогда Феодор Тирон явился во сне местному архиепископу и велел передать верующим, чтобы те варили коливо из домашних запасов крупы. В память об этом событии и был установлен праздник в честь священномученика.
В Красноярске этот день — престольное торжество для церкви великомученика Феодора при Никольском храмовом комплексе.
17 марта (4 марта по ст.ст.) — Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия.
Торжество Православия тоже является переходящим церковным праздником. У непросвещенного человека может возникнуть вопрос: по какому случаю это торжество? Как именно или, может быть, над кем конкретно восторжествовало Православие?
Этот день — дань памяти восстановления иконопочитания в Византийской (Восточно-Римской) империи. Впервые Торжество Православия состоялось в 843 году, в первое великопостное воскресенье, и стало переходящим церковным праздником (т.е. каждый год празднуется в разных числах, в зависимости от начала поста).
Богослужебной особенностью этого дня является особый чин Торжества, за которым провозглашается торжество Церкви над ересями, утверждаются постановления семи Вселенских соборов и возносятся анафемы лжеучителям и раскольникам.
Отрицание ликов святых — иконоборчество (иконоклазм) — стало последней крупной ересью в истории Византии, а победа над ним подвела черту под т.н. «Эпохой Вселенских соборов», когда привычные многим поколений верующих догматы веры еще только утверждались. Одним из них и стало положение о почитании икон, принятое на основании учения преподобного Иоанна Дамаскина: «Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней».