Сайт kerpc.ru знакомит читателей с праздниками Православной Церкви. 7–13 января— седмица 33-я по Пятидесятнице.
7 января (25 декабря по ст.ст.) — Рождество Господа и Спаса нашего Иисуса Христа
Рождество Христово — это фундаментальная, основополагающая дата не только для христианской религии и даже всей мировой цивилизации. Этот праздник — личное достояние каждого из ныне живущих и многих поколений наших предков; ведь именно пришествие в мир Господа и Спасителя Иисуса Христа открыло для человеческих душ дорогу ко Спасению. «Божие слово вочеловечилось, чтобы мы обожились», — так будет объяснять смысл этого праздника своей пастве святитель Афанасий Великий (+373).
Подробный рассказ о рождении Иисуса Христа оставили апостолы-евангелисты Матфей и Лука. Как известно, Палестина тогда была частью Римской империи, а ее правитель накануне повелел провести перепись населения во всех подвластных землях. У древних иудеев же бытовал обычай особого почитания праотеческих мест: поэтому Преблагословенная Дева Мария вместе со своим супругом праведным Иосифом и направилась в Вифлеем, родину его предков — потомков ветхозаветного царя Давида.
В вифлеемских гостиницах Иосиф и Дева Мария не нашли свободных мест, поэтому они и были вынужден остановиться в пещере, приспособленной под ясли для скота («Рождественском вертепе»). Там Спаситель и появился на свет; согласно евангелистам, первыми Богомладенцу пришли поклониться мудрецы-волхвы из восточных стран, шедшие за Вифлеемской звездой, и здешние пастухи — их о Рождестве оповестил архангел Гавриил.
Неудивительно, что праздник Рождества Христова знали и особо чтили еще первые христиане — гонимые и бесправные. Интересно, что в древней традиции было принято соединять празднования Рождества и Крещения Господня: причиной этого, вероятно, было мнение, что Христос крестился в день Своего Рождения. С VI века этот обычай уходит в прошлое, но памятью ему служит богослужебное сходство этих двух двунадесятых праздников.
9 января (27 декабря по ст.ст.) — день памяти первомученика и архидиакона Стефана (ок. 34)
Этого святого почитают как первого христианского священномученика. Стефан был старшим среди семи диаконов, поставленных самими учениками Господа.
Стефан пострадал за свое упорство в проповеди. Он рассказывал иудеям о Христе и обличал их за казнь Спасителя и гонения на тех, кто принял веру в Него. Тогда первомученика схватили и предали казни через побивание камнями.
По преданию, перед смертью Стефан произнес: «Господи Иисусе, приими дух мой, Господи, не вмени им это во грех», — и затем радостно предал Христу свою чистую душу.
10 января (28 декабря по ст.ст.) — день памяти 20 000 мучеников в Никомидии в церкви сожженных, и прочих, тамо же вне церкви пострадавших (302 г.)
Мученический подвиг христиан в Никомидии (древний город близ турецкого Стамбула) стал одной из самых скорбных страниц в истории Церкви.
Святые собрались в храме, чтобы встретить Рождество Христово. Пришедшие же от императора-язычника Максимиана глашатаи приказали им отречься от веры и принести жертву языческим богам, однако получили отказ, даже перед лицом угрозы расправы. В итоге, христиан сожгли заживо запертыми в храме. По преданию, бывший среди них епископ Никомидийский Анфим крестил оглашенных и всех причастил Святых Тайн.
Преследования и убийства христиан продолжились и в последующие дни. Видя страдания единоверцев, открыто Христа исповедали многие знатные люди: полководец Зинон, наместник Дорофей, бывшая языческая жрица Домна и многие другие, — всего около 20 000 человек.
11 января (29 декабря по ст.ст.) — день памяти 14 000 мучеников от Ирода в Вифлееме избиенных (I)
Если архидиакон Стефан стал первым священномучеником, то Вифлеемские младенцы — первыми мучениками, погибшими за Христа.
По преданию, до иудейского царя Ирода в те дни дошли слухи о том, что в Вифлееме родился некто великий, кто может представлять угрозу его правлению. Тогда он повелел перебить всех младенцев до двух лет, живших в этом поселении. Святое Семейство же спаслось благодаря бегству в Египет, куда Иосифу Обручнику повелел отправиться явившийся во сне ангел.
Вифлеемское избиение младенцев и поныне остается одним из наиболее обсуждаемых евангельских эпизодов. Например, неверующие люди не понимают: как Господь мог допустить такое злодеяние — гибель невинных детей, едва появившихся на свет? Но еще святитель Иоанн Златоуст на этот счет говорил: «Если бы кто взял у тебя несколько медных монет, а взамен отдал тебе золотые, неужели ты считал бы себя обиженным? Напротив, не говорил ли бы ты, что этот человек — твой благодетель?». Так и в случае с вифлеемскими младенцами: за понесенные страдания на Земле их вознаградили вечным блаженством на Небесах.
Не меньше вопросов вызывает то, сколько именно невинных детей погибло по приказу жестокого царя. Византийская традиция, которой следует и Русская Православная Церковь, говорит, что 14 000, хотя непосредственно в Святом Евангелии этот вопрос не раскрыт. По всей видимости, число «14 000» является символичным и отсылает нас к ветхозаветной Рахили.
Вифлеемские младенцы как святые Церкви приобрели особое значение в новейшей истории: их почитают как небесных покровителей сохранения нерожденных детских жизней.
13 января (31 декабря по ст.ст.) — день памяти праведных Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня
Согласно евангелистам, праведный Иосиф происходил из рода ветхозаветного царя Давида. Это был благочестивый и небогатый человек, занимавшийся всю жизнь плотничеством.
С Девой Марией он обручился уже будучи вдовцом и находясь в преклонном возрасте. Обнаружив Пресвятую Богородицу беременной, Иосиф хотел отпустить ее и лишь чудесное вмешательство архангела Гавриила, явившегося к праведнику во сне, убедило его отказаться от этого. После этого, как повествует евангелист, «Иосиф принял жену свою, и не знал Её, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус» (Мф 1:25).
О жизни Иосифа, кроме обстоятельств рождения Христа, доподлинно известно мало. Существуют апокрифические предания, что у святого было шесть детей от первого брака, а сам он прожил более ста лет.