Сайт kerpc.ru знакомит читателей с праздниками Православной Церкви. 31 декабря 2018 — 6 января 2019 года — седмица 32-я по Пятидесятнице.
1 января (19 декабря по ст.ст.). День памяти преподобного Илии Муромца, Печерского (1188)
Доподлинно известно, что преподобный происходил из города был родом из Мурома. Во взрослом возрасте он подвизался в Киево-Печерской обители, где отошел ко Господу около 1188 г.
По преданию, когда мощи святого были обретены, то монахи обнаружили: Илия пребывал в молитвенном положении, сложив персты правой руки так, как принято и теперь в Православной Церкви – три первые перста вместе, а два последние пригнув к ладони. В период борьбы со старообрядческим расколом этот факт из жития святого служил сильным доказательством в пользу трехперстного сложения.
Некоторые из историков считают, что преподобный Илия и былинный богатырь Илия Муромец – одно и то же лицо, однако, окончательно эта гипотеза пока еще не доказана.
2 января (20 декабря по ст.ст.). День памяти праведного Иоанна Кронштадского, чудотворца (1908).
Вся земная жизнь этого священника являлась ярким примером того, как человек может противостоять тому шаблону, который сформировался в обществе. Праведный Иоанн (1829–1908) показал, как христианин может без внешних протестов и бунтов активно восставать против привычного, но греховного порядка вещей.
В молодости святой мечтал стать миссионером и уехать проповедовать среди народов Сибири и Дальнего Востока. Однако его благословили служить в предместье Санкт-Петербурга Кронштадте. При первом же знакомстве с своей паствой отец Иоанн увидел, что здесь ему предстоит не меньше трудов, нежели в далеких языческих странах.
Безверие, иноверие и сектантство, не говоря уже о полном религиозном индифферентизме, процветали тут. Кронштадт был местом административной высылки из столицы разных порочных людей. Кроме того, там много было чернорабочих, живших в жалких условиях.
Вот на этих-то, казалось, нравственно погибших людей, презираемых всеми, и обратил свое внимание исполненный духа подлинной Христовой любви великий пастырь. Ежедневно стал он бывать в их убогих жилищах, беседовал, утешал, ухаживал за больными и помогал им материально, раздавая все, что имел, нередко возвращаясь домой раздетым и даже без сапог.
Эти кронштадтские «босяки», которых о. Иоанн силою своей сострадательной пастырской любви опять делал людьми, возвращая им утраченный ими было человеческий образ, первыми «открыли» святость о. Иоанна. И это «открытие» очень быстро восприняла затем вся верующая народная Россия.
Для общецерковного почитания Иоанна Кронштадтского канонизируют в 1990 году.
3 января (21 декабря по ст.ст.). День памяти святителя Петра, митрополита Московского и всея Руси (1326)
Этому святому довелось нести архипастырское служение в нелегкое время татаро-монгольского ига на Руси.
Много трудностей испытал владыка Петр в первые годы управления Русской митрополией. В страдавшей под иноземным игом Русской земле не было твердого порядка, и святителю приходилось часто менять места своего пребывания. В этот период особенно важны были труды и заботы святителя об утверждении в государстве истинной веры и нравственности. Во время постоянных объездов епархий он неустанно поучал народ и духовенство о строгом хранении христианского благочестия. Враждовавших князей он призывал к миролюбию и единству.
Святой прославился многими трудами во благо Церкви; именно он перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Святитель Петр пророчески предсказал будущее возвышение города как столицы всей России и освобождение русских земель от татарского ига. По его же благословению в Московском Кремле в августе 1326 года заложили знаменитый собор в честь Успения Пресвятой Богородицы.
6 января (24 декабря по ст.ст.). Навечерие Рождества Христова — Рождественский сочельник
Само слово «Сочельник» происходит, как полагают, от сочива (колива) — вареных зерен риса или пшеницы. Вкушать его положено в канун праздника только после Литургии, которая соединяется с вечерней. Часть верующих после этого предпочитает воздерживаться от еды до первой вечерней звезды: эта традиция связана с воспоминанием явлении звезды на Востоке (Мф.2:2), возвестившей о рождении Христа, однако уставом она не предписана.
Однако все православные в этот день по-особенному готовятся к наступающему празднику, весь день наполнен особым праздничным настроением. Утром в Сочельник по окончании Литургии и следующей за ней вечерней в центр храма выносится свеча и священники поют перед ней тропарь Рождеству Христову.