Сайт kerpc.ru знакомит читателей с праздниками Православной Церкви. 24–30 декабря в 2018 году — седмица 31-я по Пятидесятнице.
25 декабря (12 декабря по ст.ст.) — день памяти святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, чудотворца (ок. 348)
Спиридон Тримифунтский — один из наиболее почитаемых в Русской Православной Церкви раннехристианских святых. В этом весь мир мог убедиться осенью, во время принесения десницы святителя в Россию: в 12 регионах нашей страны (одним из них стал и Красноярский край) к святыне молитвенно приложились около миллиона верующих.
Святой Спиридон жил на рубеже III–IV веков на острове Кипр. Это было знаковое время для истории Церкви: христианам сначала предстояло претерпеть жестокие гонения от властей Римской империи, получить затем государственное признание и преодолеть после этого различного рода ереси и расколы.
Будущий святитель происходил из самой простой семьи. В миру он был пастухом и не оставил это скромное занятие до преклонных лет, даже уже будучи в епископском сане. Поэтому святитель Спиридон и почитается как покровитель, в первую очередь, простого люда. К нему принято обращаться с молитвой при разных житейских проблемах, будь то финансовые затруднения или решение квартирного вопроса.
Святой с ранних лет отличался крепостью веры и благочестием, однако к священному сану не стремился. Уже в зрелом возрасте, овдовев, он, по просьбам земляков, согласился стать епископом. По преданию, святитель Спиридон обладал чудотворческим даром: мог прекращать засухи, исцелять болезни и даже воскрешать усопших. Но люди любили его, в первую очередь, за его необычайное милосердие; епископ Тримифунтский отличался необычайным милосердием. Из своих запасов одну часть он раздавал бедным, а другую отдавал нуждающимся в долг. Причем лично святитель Спиридон никому ничего не давал, а просто показывал вход в кладовую, где каждый мог взять, сколько нужно, и потом возвратить таким же образом, без проверки и отчета.
Для истории Церкви не менее важно, что епископ Спиридон стал одним из наиболее деятельных участников Первого Вселенского собора в Никее (325 г.). Согласно легенде, святой лично ниспроверг на нем арианскую ересь, чудесным образом явив доказательства троичного бытия Господа.
26 декабря (13 декабря по ст.ст.) — день памяти мучеников Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста Севастийских (ок. 305)
Этих святых не следует путать с другими Божиими угодниками, также принявшими страдания в окрестностях озера Севан в современной Армении — Сорока мучениками Севастийского озера (320); их память совершается 22 марта (9 марта по ст.ст.).
Мученик же Евстратий и его товарищи стали одними из первых жертв печально известных Диоклетиановых гонений. По преданию, император-язычник пришел в ярость, узнав, что на восточных окраинах его державы даже знать и высокие начальники исповедуют христианство. Диоклетиан назначил туда новых наместников, которые начали выискивать христиан и предавать их на пытки и казнь.
Одного из первых на муки гонители обрекли Евстратия — начальника воинского гарнизона в одном из приграничных городов. После долгих истязаний его пешего погнали по соседним поселениям в обуви, пробитой гвоздями. Святой был безразличен к пыткам и не отрекся от веры. «Теперь я знаю, что я – храм Божий и что Святой Дух обитает во мне!», — по преданию, сказал он своим мучителям.
Пример Евстратия побудил открыто исповедовать Христа пресвитера Авксентия, местного жителя Мардария и двух молодых солдат Ореста и Евгения. Все пятеро после долгих и бесчеловечных пыток были казнены. Последние молитвы святых Евстратия и Мардария были записаны братьями по вере и до сих пор читаются на богослужении Православной Церкви.
28 декабря (15 декабря по ст.ст.) — день памяти священномученика Илариона, епископа Верейского (1929)
Святитель Иларион (в миру — Владимир Алексеевич Троицкий; 1886–1929) при жизни стал одним из самых молодых архиереев Русской Церкви. Во архиепископа Верейского,
викария Московской епархии его рукоположили в 1920 году, когда будущему священномученику исполнилось только 33 года.
Это был талантливый и образованный служитель Церкви, один из наиболее преданных и последовательных сторонников Святейшего Патриарха Тихона. Владыка Иларион также непоколебимо противостоял богоборческой политике новой революционной власти и упорно боролся с инспирируемыми ею внутрицерковными расколами. Архиепископ Иларион написал чин покаяния для бывших обновленцев, сам принимал раскаявшихся обратно в лоно Церкви, не боялся участвовать в публичных диспутах с атеистами.
Эта преданность Христу и обусловила дальнейший жизненный путь владыки. Его несколько раз подвергали арестам и ссылкам за отказ сотрудничать с ОГПУ. Архиепископ побывал даже в страшном Соловецком лагере, где трудился рыбаком и лесником, не впадая в отчаяние и сохраняя крепость духа. «Силе, исходившей от всегда спокойного, молчаливого владыки Илариона, не могли противостоять и сами тюремщики: в разговоре с ним они никогда не позволяли себе непристойных шуток, столь распространённых на Соловках», — вспоминал позднее один из его товарищей по заключению.
Во время очередной ссылки (в Среднюю Азию) будущий святой Церкви заболел сыпным тифом и вскоре скончался. На смертном одре, по рассказам очевидцев, он лишь радовался скорой встрече с Господом. В 1999 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил прославление архиепископа Илариона в лике местночтимых святых, а спустя год иерарха причислят к лику святых новомучеников и исповедников Российских.