Статьи

Православная неделя с 3 по 9 января: Рождество Христово и дни памяти святителя Петра, Анастасии Узорешительницы и первомученика Стефана

Сайт kerpc.ru знакомит читателей с праздниками Православной Церкви. 3–9 января— седмица 29-я по Пятидесятнице.

3 января (21 декабря по ст. ст.). День памяти святителя Петра, митрополита Московского и всея Руси (1326)

Этому святому довелось нести архипастырское служение в нелегкое время татаро-монгольского ига на Руси.

Много трудностей испытал владыка Пётр в первые годы управления Русской митрополией. В страдавшей под иноземным игом Русской земле не было твёрдого порядка, и святителю приходилось часто менять места своего пребывания. В этот период особенно важны были труды и заботы святителя об утверждении в государстве истинной веры и нравственности. Во время постоянных объездов епархий он неустанно поучал народ и духовенство о строгом хранении христианского благочестия. Враждовавших князей он призывал к миролюбию и единству.

Святой прославился многими трудами во благо Церкви; именно он перенёс митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Святитель Пётр пророчески предсказал будущее возвышение города как столицы всей России и освобождение русских земель от татарского ига. По его же благословению в Московском Кремле в августе 1326 года заложили знаменитый собор в честь Успения Пресвятой Богородицы.

4 января (22 декабря по ст. ст.). День памяти мученицы Анастасии Узорешительницы (+304)

Святая Анастасия — одна из сонма христианок-мучениц III–IV веков. Аристократка по происхождению, олицетворение кротости и стойкости одновременно.

Однако есть в её житии нечто, что не просто выделило её из количества похожих святых, но и дало своё особое прозвание: Узорешительница. Анастасия переодевалась в скромное платье и, в сопровождении одной служанки, отправлялась в городские тюрьмы, где томились преимущественно христиане — впрочем, девушка не делала различий. Она подкупала стражников, чтобы те пропускали её в темницу, а потом служила заключенным, как могла: приносила им купленный на свои средства хлеб, омывала их грязные тела, перевязывала раны, подавала питьё.

Во время очередного гонения на христиан Анастасия была схвачена. Из-за её знатного происхождения гонители до последнего пытались переубедить её, заставить вернуться к язычеству. По преданию, с ней говорил лично император Диоклетиан. Однако святая от этого решительно отказалась и приняла мученическую смерть.

6 января (24 декабря по ст. ст.). Навечерие Рождества Христова — Рождественский сочельник

Само слово «Сочельник» происходит, как полагают, от сочива (колива) — варёных зёрен риса или пшеницы. Вкушать его положено в канун праздника только после Литургии, которая соединяется с вечерней. Часть верующих после этого предпочитает воздерживаться от еды до первой вечерней звезды: эта традиция связана с воспоминанием о явлении звезды на Востоке (Мф. 2:2), возвестившей о рождении Христа, однако уставом она не предписана.

Но все православные в этот день по-особенному готовятся к наступающему празднику, весь день наполнен особым праздничным настроением. Утром в Сочельник по окончании Литургии и следующей за ней вечерней в центр храма выносится свеча и священники поют перед ней тропарь Рождеству Христову.

7 января (25 декабря по ст. ст.). Рождество Господа и Спаса нашего Иисуса Христа

Рождество Христово — это фундаментальная, основополагающая дата не только для христианской религии и даже всей мировой цивилизации. Этот праздник — личное достояние каждого из ныне живущих и многих поколений наших предков; ведь именно пришествие в мир Господа и Спасителя Иисуса Христа открыло для человеческих душ дорогу ко Спасению. «Божие слово вочеловечилось, чтобы мы обожились», — так будет объяснять смысл этого праздника своей пастве святитель Афанасий Великий (+373).

Подробный рассказ о рождении Иисуса Христа оставили апостолы-евангелисты Матфей и Лука. Как известно, Палестина тогда была частью Римской империи, а её правитель накануне повелел провести перепись населения во всех подвластных землях. У древних иудеев же бытовал обычай особого почитания праотеческих мест: поэтому Преблагословенная Дева Мария вместе со своим супругом праведным Иосифом и направилась в Вифлеем, родину его предков — потомков ветхозаветного царя Давида.

В вифлеемских гостиницах Иосиф и Дева Мария не нашли свободных мест, поэтому они и были вынужден остановиться в пещере, приспособленной под ясли для скота («Рождественском вертепе»). Там Спаситель и появился на свет; согласно евангелистам, первыми Богомладенцу пришли поклониться мудрецы-волхвы из восточных стран, шедшие за Вифлеемской звездой, и здешние пастухи — их о Рождестве оповестил архангел Гавриил.

Неудивительно, что праздник Рождества Христова знали и особо чтили ещё первые христиане — гонимые и бесправные. Интересно, что в древней традиции было принято соединять празднования Рождества и Крещения Господня: причиной этого, вероятно, было мнение, что Христос крестился в день Своего Рождения. С VI века этот обычай уходит в прошлое, но памятью ему служит богослужебное сходство этих двух двунадесятых праздников.

9 января (27 декабря по ст. ст.). День памяти первомученика и архидиакона Стефана (ок. 34)

Этого святого почитают как первого христианского священномученика. Стефан был старшим среди семи диаконов, поставленных самими учениками Господа.

Стефан пострадал за своё упорство в проповеди. Он рассказывал иудеям о Христе и обличал их за казнь Спасителя и гонения на тех, кто принял веру в Него. Тогда первомученика схватили и предали казни через побивание камнями.

По преданию, перед смертью Стефан произнес: «Господи Иисусе, приими дух мой, Господи, не вмени им это во грех», — и затем радостно предал Христу свою чистую душу.