Проповеди

Владыка Пантелеимон: Те, кто отрицает Бога, приведут мир к погибели

3 ноября, по окончании Литургии в храме святого преподобного Сергия Радонежского в поселке Горный города Красноярска, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к верующим со словом проповеди:

— Всех вас сердечно приветствую в этом храме, дорогие братья и сестры!

Человек живет на Земле, к сожалению, очень недолго. Но, к великой радости, с рождения у него есть возможность идти по пути спасения к вечной жизни, потому что человек создан бессмертным. Да, мы называем «смертью» уход из земной жизни, но это совершенно не конец для человеческой души! Те, кто верует во Христа, знают, что человек бессмертен. И жизнь наша продолжается на небесах. И на небесах за нас молятся наши ушедшие близкие — и мы чувствуем: жизнь наша складывается, трудности уходят.

Сегодня в Евангелии мы читали такой отрывок про Авраама. Он — отец всех верующих на Земле. Он первый человек после Грехопадения, который открыл в себе Бога, открыл, что Он есть любовь. Он отверг всех идолов, и Господь избрал его Своим свидетелем.

Вера Авраама давала ему право воспитывать всё племя и служить примером взаимоотношений между Господом и человеком для всех. И он получил откровение, что земное благо нужно для жизни над Земле: хлеб насущный, кров над головой, радость деторождения, просто красота мира. Но у Бога верующим уготовано нечто иное.

Так веровали и веруют миллионы людей. Но есть и те, кто отрицает Бога, и эти люди приведут мир к погибели — если не одумаются и не обратятся к Господу. И только верующие, православные христиане стоят рядом с Престолом Господним. Вера спасает нас от зла, от загробного наказания; она открывает нам возможности молиться и благословлять потомство наше, с надеждой, что они будут жить в мире и любви до Второго Пришествия Господа нашего Иисуса Христа.

Сегодня мы слышали и еще одно очень примечательное евангельское чтение. Апостол Лука рассказывает нам такую притчу: жил в Иерусалиме очень богатый человек. Он ни в чем себе не отказывал, жил в роскоши, не думая об ответственности. И жил нищий прокаженный, по имени Лазарь, который лежал у ворот богача. И вот так случилось, что оба они — богач и нищий — умерли. И попал богач в ад, и увидел оттуда Авраама, который провожал нищего Лазаря в рай. Богач просил о помощи, но Авраам ответил: «Сын мой, вспомни, что в жизни твоей хорошего вдоволь было у тебя, а у Лазаря — злого. Теперь же он здесь утешается, а ты мучаешься. К тому же между нами и вами пролегает огромная пропасть. Отсюда никто к вам перейти не может, даже если бы и захотел, и от вас к нам — тоже» (Лк. 16:25–26).

Тогда богач попросил Авраама послать Лазаря к нему домой и предупредить его братьев, которые живут такой же жизнью, о том, что ждет их. Но Авраам сказал, что на то у них есть Моисей и пророки, пусть слушают их. А если им не верят — то не поверят и мертвому.

Что раскрывается в этой притче? Во-первых, суть загробной жизни. Во-вторых, то, что все наши поступки приносят нам награду или наказание. В-третьих, что ничто не забывается Богом, и жнем мы то, что сеем.

Удивительные слова здесь говорит Авраам: «Если Моисея и пророков не слушают, то и воскресший из мертвых их не убедит» (Лк. 16:31). Действительно, ведь и в наше время так: есть люди, которые никогда не покаются. И напрасно они копят деньги, не имея веры, потому что жить в роскоши они будут очень недолго, только свой короткий земной срок. В вечности же за все грехи их ждет такая же вечная расплата. Иные же, даже имея богатство, живут праведно и помогают ближним. И даже те, кто имеет богатства лишь духовные — что важнее материальных — должны делиться ими с окружающими, проповедуя любовь Господню.

Да благословит Господь верой Авраама и любовью Христовой этот храм преподобного Сергия Радонежского добрыми делами, намерениями и человеческой, счастливой жизнью, удовлетворением благодати Духа Святого, который требует от человека лишь быть человеком!

Аминь.