28 июля, по окончании Божественной литургии в Покровском кафедральном соборе города Красноярска, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к верующим с архипастырским словом:
— Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Сегодня мы чтим память великого человека — великого перед Богом и людьми. Предводителя нашего народа в давние времена, великого князя и православного святого Владимира. Он прошел долгий и сложный жизненный путь, путь того, кто был избран самим Господом, чтобы совершить величайшее деяние — привести ко Христу целый народ.
Во времена Адама и Евы человек был иным — он был бессмертен и подобен ангелам. Но свершилось грехопадение, когда враг рода человеческого склонил праматерь Еву нарушить закон Божий. С тех пор человек изменился и утратил земное бессмертие, а демоны, враги Божии, завладели умами людей. Наши предки славяне, как и иные народы, называли их богами. Перун, Мокошь, Даждьбог — все это языческие боги древних славян, а по сути своей — демоны. Наши предки изображали их в каменных и деревянных идолах и поклонялись им.
И пока Господь не явился в этот мир в лице Своего Сына и не принял мучительную смерть, поправ ее Своим Воскресением, человечество, почитавшее ложных богов, шло по пути в ад. Когда же Иисус Христос показал людям иную дорогу, к спасению — у человечества появился шанс.
Через своего предводителя и славяне встали на путь спасения, отрекшись от идолов и обретя свободу во Христе. Сам князь Владимир прошел путь великого грешника, развратника, идолопоклонника, приносившего человеческие жертвы. Но со временем он переступил через свою греховность и отрекся от ложных богов, а значит — диавола. Через святое Таинство Крещения Владимир обрел свет веры в Единого Бога и открыл этот свет своим подданным.
Страшные и темные языческие времена были окончены с Крещением Руси, и народ наш встал благодаря этому не только на путь спасения души, но и на путь духовного и интеллектуального просвещения и развития, путь великих побед, научных открытий и грандиозных свершений, примеров которым много в истории нашей Родины.
Все в руках Божиих, братия и сестры. Но эти руки — не цепкие кандалы, хватающие и удерживающие нас. Нет, это руки отца и матери, няньки и кормилицы, которые на Земле проявляются в виде Святой Церкви и которые ведут свое дитя по дороге жизни, сохраняя его ото всех напастей и ошибок и открывая путь к очищению от грехов. Свобода пришла на Русь с Крещением, и спасение наше — в Православной Церкви и истинных словах Святого Евангелия.
Аминь.