17 апреля, по окончании Божественной литургии в день Вербного воскресения в Покровском кафедральном соборе города Красноярска, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к верующим со словом проповеди:
— Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Сегодня Православная Церковь готовится пройти достойно, как того и требует устав Церкви и как необходимо, все воспоминания, связанные с Господом Иисусом Христом, последние дни его пребывания среди рода человеческого на Земле перед голгофскими страданиями и Воскресением. Это называется Страстная седмица, 7 дней, которые завершаются Пасхальными торжествами. Само слово «Пасха» — это исход, избавление.
Сегодня мы отмечаем Неделею вайи. Сегодня милое для нашего русского сердца Вербное воскресение. Там, где тепло, носят зелёные ветви. С ними Господь входил в славный град Иерусалим. Зелёные ветви означают бесконечность жизни, её торжество и силу. Они означают власть, которую Бог даёт человеческим возможностям, чтобы сохранять законность и порядок, чтобы отличать грех от святости, преступление от мирной жизни.
Кому от народа даётся власть? Царям в древности, да и сейчас кое-где. Президентам. Правительствам. Но существует особое общество, которому дана власть над грехом и которое подчиняется тому царю, что не собирает налоги, не созидает армии, но у которого порядок, мир и власть над тьмой ада, греха и растления. Тот, кто держит ярче солнца, но не обжигающее, а сохраняющее, наполняющее человека жизненными соками. Это новый царь, который вошёл в Иерусалим — Господь наш Иисус Христос. Кто он: Бог, человек, богочеловек? Кто мы, верующие люди перед Ним: в полном смысле рабы, пленники или друзья, как Он называет? И что мы уже две тысячи лет с вами вспоминаем, независимо от того, что происходит под Небесами — мир, тишина или войны, эпидемии, жизнь, рождение младенцев продолжается.
Мы вспоминаем Его вход в Иерусалим, в город, у которого нет точного начала, фундаментального основания, город, в котором жил священник по имени Мелхиседек — прообраз христианского служения, город, который сегодня содрогается от религиозных междоусобиц. Всё, потому что человечество, чтобы победить зло и преступления, должно полностью принять Иисуса Христа.
Христос пришёл, как Спаситель, в человеческом образе. Мы видим Его в разных формах в живописи, в скульптуре, но в сердце у каждого свой Христос. Но кто же Он для всех? Лицо божественной любви, что всегда с нами. Но человек утратил это великое мышление, когда грех вошёл в его жизнь, когда он стал скороспешащим для греха. Тысячи людей на Земле и в нашем прекрасном городе даже не думают об этом дне. У них другие увеселения, которые заканчиваются печально. И только там, где есть сила Божия, которая спасает, человек хочет жить.
Вся эта история создана Богом. И мы стали её участниками для нашей же пользы, чтобы ценить жизнь и жить. Человек создан для бессмертия. Было время, когда он утратил его, стал язычником. Но пришло спасение и имя ему христианство. И сегодня мы с вами, великий многонациональный народ православный, как предки наши, пришли с вербами в храмы, чтобы укрепить свои жизненные силы, чтоб принести в дома свои, в жизнь свою уверенность, надежды и, самое главное, признание собственной бессмертности. Люди всегда искали бессмертия после грехопадения. Фараоны создавали пирамиды. Недавние наши руководители в двадцатом столетии тоже искали вечности, но все оказались смертны. Когда у человека нет Бога в жизни, он живёт в незнании, сомнении. Тогда он действительно готов умереть. А мы знаем о нашем бессмертии, когда завершится земной путь. Ради этого пришёл Господь, чтобы возвратить его, ибо то, что Господь обещает, всё исполняется. И будет день и будет час, когда он возвратится.
Вера в бессмертие должна жить в сердце человека, должна украшать Землю семьями, храмами, библиотеками — всем тем, что даёт человеку труд. Но всё это может превратиться в прах, от злобы человеческой и греха. Мы живёт во время, когда эта борьба не имеет альтернативы. XXI век показывает, что побеждает Христос, вера. Но сколько же ещё предстоит Господу трудиться, чтобы научить людей открытому восприятию Бога и Церкви, не стыдиться того, что в храме, и учиться как себя в нём вести, даже как в нём дышать. Не бойтесь, кто пришёл, не важно в каком возрасте, первый раз причащаться. Просто смотрите на тех, кто знает, кто правильно открывает уста и принимает плоть и кровь Христову. Это особое вещество, освящённое божественной силой. Но, чтобы она снизошла, священнику нужно совершить бескровную жертву в алтаре. И только когда она совершается вот так, собирается народ. Так мы получаем знак нашего спасения, дающий право на защиту от всего разрушительного, что окружает человека. Все предметы в храме несут эту силу в себе. Через чашу миряне воссоединяются с ней. Не зря говорят, что человек приходит в храм с тяжестями, а выходит как на крыльях. К этому состоянию Господь призывает нас в повседневной жизни, но оно достигается верой во Христа. Каждый верующий сам себя спасает, когда обращается к Господу со словами: «…Ты моя надежда, Ты моя опора».
Для этого Господь пришёл в Иерусалим, который, казалось, весь был верующий. Все славили великого Бога, все славили Иегову, все праздновали Великую субботу, но не узнали любовь Божию. И тогда Господь пришёл к детям Адама, что были отвергнуты ещё раньше, к язычникам. И Вербное воскресенье даёт нам доказательство чрез цветочки и веточки, что изгоняют всё тёмное и наполняют благодатью и светом дом, тогда приходит Пасхальная радость в сердца и души людей. И это не традиция, это наша жизнь, братья и сёстры.
Я всем сердцем радуюсь, когда доживаю до такого дня. Особенно я это испытываю в духовном совершенстве в Сибири. Это прекрасный край, не осколок, а часть его фундамента. Здесь прошёл в прошлом веке такой меч кары не за что, но народ вновь прильнул к храму: исповедуется, причащается, приходит со своими малышами. Значит, Господь с нами, Он вошёл истинным своим пребыванием в наш Красноярск для всех верующих и неверующих. Православные, как избранники Божии, несут эту святость, прославляющую жизнь, вечность и мир, и благополучие, и Божие благословение, и покаяние в искуплении от грехов.
Аминь.