6 января, в навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник), по окончании Божественной литургии святителя Василия Великого в Покровском кафедральном соборе города Красноярска, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к пастве со словом проповеди:
— Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Русский народ, с тех пор как принял Христа всегда все божественные праздники жертвенно принимал, понимая, что мог отдать жизнь свою за веру свою, за землю свою, и до революции всегда во всех сельских местностях и городах славили Христа словами «Христос рождается, славите Его!». Никакой народ так не почувствовал от веры Христовой пользы для своей нации, для своей души, как многострадальный, трудолюбивый, умный, созидательный русский народ.
Никогда этот народ, который есть истинно и славянский народ, не знал и не знает гордыни. По простоте — как дети, по строгости — как богатыри, и по духу — как ангелы, которых возглавлял архистратиг Божий Михаил. Ради таких народов Бог пришёл к нам в образе человеческом, чтобы говорить человеческим языком, чтобы обратиться к нам словом, написанным и напечатанным. Но в каждом слове, казалось бы, самом простом, скрывается ответ человеку — для чего он создан и живёт. Для вечности и для вечного развития разума своего, интеллекта. Но не в том направлении как сейчас, в тяжкий XXI век, да и во все времена, идут по наклонной, а в том развитии ума, познании Божества и своей причастности к великому Богу, Который создал вселенную.
Мы сегодня слышали на службе слова: «вселенная ликует», «вселенная радуйся». Неужели надо звёздам, заряженным энергией божественной, радоваться? Луне и планете Земля? Вселенная — это род человеческий, сердца всех нас. Бог пришёл спасти вселенную, которая называется просто «человек», созданный по образу и подобию Божиему, и который по злому умыслу диавола теряет этот образ, так, что превращается в кибермашину. Человек никогда не будет роботом, и никакой материал, наполненный энергией, но не духом и не душой, не заменит человека. Это всего лишь будет помощник в его трудах.
Для человека важно, чтобы светило солнце, чтобы звёзды сияли на небе, и луна проделывала свой цикл, сообщала о перемене времён и годов. Чтобы зачатие заканчивалось радостным событием ухода души от тела, от праха. Это произойдёт, когда весь мир осознает свою принадлежность к Богу и своё бессмертие, и человек осознает, что он не материальный, что Бог дал нам власть жить на этой Земле, и других нет и не будет. Но могут быть заселены другие миры — одни бесами, другие божественными силами, ибо сегодня мы слышали в Евангелии и вечером будем читать: «явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк. 2:13–14).
На Земле человеку всегда нужно иметь прощение друг от друга, и всегда иметь мир с самим собой и друг с другом, любить жизнь во всех её формах, потому что жизнь есть божественное дарование, божественное откровение и участие самого Господа в нашем бытии и существовании. И тот, кто это понимает, всегда будет осознавать и божественный дар, который Господь даёт нам героями нашими — военными, трудовыми и, конечно, духовными. Преподобного Сергия, Серафима Саровского, Антония Великого, Ксении Петербургской, Матроны Московской, Даниила Ачинского, и сколько ещё можно их перечислять — всё это люди.
Рождество Христово принесло Земле надежду на лучшее, а нам она нужна, когда мы в болезнях, в нуждах, в безысходном положении. И только и нужно призвать имя Божие. Спросить: «Бог, где Ты? Я теряю Тебя», и, оглянувшись по сторонам, увидеть благодеяния Божии в нашей жизни. Этого не было до Рождества Христова, поэтому древние и писали, особенно в римской культуре, «я жил, пил, веселился, умер, и вы живите, пейте, веселитесь, вы тоже умрёте». А христиане стали писать на своих могилах «Я во Христе жил, Христа принял и ко Христу пришёл, и ты поступай так». Это утверждение жизни, избавление от одиночества, в этом раскрывается весь смысл того, что делает человек во вселенной.
Аминь.