19 декабря, в день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, по окончании Божественной литургии в Никольском кладбищенском храме города Красноярска митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к верующим с архипастырским словом.
— Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Я хочу вам рассказать древний сказ о Николае Чудотворце и трёх святых людях. В городе, где всё случилось, начальствовал язычник, но он относился к христианам по-доброму. И однажды он устроил в честь своего дня рождения большой праздник. Коварные же советники сказали ему тогда: «А ты испытай этих троих святых христианских, что живут у нас, но об испытании заранее не говори, пригласи их с честью и поклоном». Накануне сего в сонном видении пришёл к святым праведникам Николай Угодник и предупредил, что ждёт их, но какое будет испытание не сказал.
И вот пришли они к начальнику. Тот посадил их подле себя, как лучших гостей, обласкал любезностями. И когда во время пира произносили ястие и питие, он сказал — коль меня уважаете, то выпейте вина за моё здоровье, съешьте жаренной свинины, либо возьмите какую-нибудь блудницу, что танцуют здесь. Тогда был пост, но правитель настаивал, велел им избирать под страхом смерти. Они отказывали и избирали смерть. Но потом, посовещавшись, решили выпить вина. Захмелев, те отведали свинины. А потом и вовсе согрешили. Тогда-то явился всем Николай Чудотворец.
Тем троим и всему этому развратному блудливому сборищу он сказал: «Разве я вас не предупреждал?». Согрешившие упали на колени пред святым и стали просить у властителя смерти. Но тот лишь посмеялся и произнёс: «Вот каковы, на самом деле, христиане».
Подвижники покинули город и ушли в пустыню. Подобно Марии Египетской они сорок семь лет жили там и вымаливали свой грех. И святитель Николай снова явился и кинул им ржавый светильник, где когда-то зажигали лампады, и наказал: «Если он снова загорится, то Бог простил вас». Они ещё молись тридцать лет. Господь не давал им даже смерти. Они уже отчаялись и стали просить Бога закончить жизнь земную. Говорили: «Мы достойны ада, Господи». И вдруг от этой ржавой мёртвой лампады задрожал огонёк. И сам светильник вдруг обновился, будто только вышел из рук мастера.
Снова явился Николай, и не один, а множество пришло с ним христиан того самого города. Язычники, начальник городской и те, кто были на пиру, все искусители давно умерли к тому времени. А христиане тем временем продолжали жить и просить Господа о прощении согрешивших братьев. И, как пишет рассказчик этой удивительной истории, в городе засветились по домам христиан лампады и свечи. И ночью ярко горели звёзды на небе также сильно, как люди молились святителю Николаю, что послал этих трёх подвижников бороться за своё спасение, за Царство Божие, за веру Христову.
В этом рассказе одно важно для нас, братья и сестры. Что нет ничего, чего бы Бог не увидел и не услышал, и что ради нашего спасения Господь даровал нам таких святителей как Николай Чудотворец.
Он был человеком, но никогда не поколебался в вере и до сих пор печётся о страждущих в неверии, колдовстве, блуде, пьянстве и невежестве. И он, как добрый отец земной и наставник, указывает путь, как можно исправить свою жизнь. И как мы видим этим, подвижникам потребовалось почти восемьдесят лет, чтобы достичь такой святости, дабы светильник — олицетворение их грязной души — очистился.
Согласившись идти на пир, они уже изменили Господу. И Николай Угодник увидел, как пропали их моления, их добрые дела, и увидел, что так в этом капище они погибнут. Он помогал им как мог, но его бросили, испугались или не хотели принять на себя порицание.
Этот рассказ подходит к нашим временам. Он учит, что никто не виноват, когда мы совершаем грехи, кроме нас самих. В блуде, пьянстве и насилии мы всё делаем сами. А Господь, чтоб помочь нам, дал целый сонм святителей, что светят своим светом в темноте.
И праздники таких доброхотов как Николай Чудотворец несут ответ о смысле нашей земной жизни. Мы, как те подвижники, знаем заповеди Господа. Нам открыто в Евангелии, что нет причин говорить того, что мы не можем, ибо Бог не превышает наши силы. Он не заставляет, чтобы мы истязали своё тело, как иные секут себя цепями, плетями и грехами. Но Господь наставляет нас побороть себя, что порой тяжелей всяких цепей. А чтоб побороть надо призвать того, кто помогает.
Часто в самом важном деле, деле спасения, мы призываем Матерь Божию. И часто Николая и других святых угодников. Но только когда силы наши не могут, мы получаем помощь. И Дух Святой наполняет нас, как наполнил некогда ту лампаду огнём оправдания и очищения. Это был знак, что они, наконец, победили в себе ад и смерть.
Это назидание всем грешащим, что, обращаясь к Господу, говорят, что обречены на ад и смерть. Начинайте спасение, начинайте искупление и тогда придёт к вам на помощь Николай Чудотворец и даже Матерь Божия покроет вас Своим покровом.
Все наши сложности от согрешений. Сами мы с ними не справимся, если не признаем их и не обратимся к Господу и святым за помощью.
И вот, совершая празднование в честь Николая Чудотворца, мы не можем найти ни одного события в жизни людской, где бы он не пришёл и не помог. Но для этого надо самому трудиться. Ученику — учиться. Старому — молиться дома. Зрелому — творить добрые дела. И каждый должен спрашивать: «Господи, какой (или какая) я и что в моём сердце?». Тех троих любили все в городе, но они пошли на этот пир. А Господь полюбил их только тогда, когда они очистились, подражая Марии Египетской. И свидетельствовал за них святитель. И да поможет нам Господь иметь такого помощника в лице Николая Чудотворца. Господь святым дарует сердце, что вмещает весь мир, подобно как и Царица Небесная обнимает весь мир любовью и укрепляет нас на пути спасения. Главное условие — вера и доверие Богу. А заповеди даны, дабы мы их без бахвальства и лицемерия исполняли, насколько возможно. И те молитвы, что нам по силам, пусть да спасают. Надо лишь помнить, что когда надо, Господь всегда даёт сил.
Главное не забывать храм. Всегда помнить, что в трудные времена, можно обратиться к Николаю Чудотворцу. Через святителя Николая Господь откроет путь. Только надо твёрдо понимать, что мы должны сдерживать себя в греховных наших устремлениях и падениях.
Мы можем сказать: «Святителю отче Николае! Моли Бога о нас и не оставь нас любовью твоею. А мы как Божие дети и послушная твоя паства будем стараться спасать свои души и жизнь на земле, чтоб не потерять нам свои души».
Аминь.