Обращения, Статьи

Рождественское Послание Высокопреосвященнейшего Антония, Архиепископа Красноярского и Енисейского всечестной пастве Красноярского края

«И ты, Вифлеем – Ефрафа… из тебя произойдет Мне Тот,

Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого

происхождение из начала, от дней вечных». (Мих. 5,2)

Возлюбленные о Господе мои соработники на ниве Христовой, о.о. Благочинные, о.о. Настоятели святых обителей и храмов, все священнослужители, иноки и инокини, представители власти, деятели науки и культуры, славные наши казаки и все воины, студенты, юные кадеты, воспитанники и воспитанницы Воскресных школ, Мариинских и Православных гимназий, дорогие братия и сестры наших необъятных сибирских просторов!

Ныне исполнилось 2007 лет от Рождества на земле ради нашего вечного спасения Мессии, Господа и Спасителя мира Богомладенца Иисуса Христа! Исполнилось обетование Человеколюбца Бога и Творца нашего, данное при изгнании прегрешившего первозданного человека из Рая сладости жизни -вечной, в юдоль плача жизни сей — временной. Об этом пророчествовал святой пророк Исаия: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил что значит: с нами Бог» (Ис.7,14; Мф.1,23). Несколькими тысячелетиями люди богоизбранные ожидали исполнения этого воистину космического, всемирного события, и вот — оно произошло! Если до Рождества Христова спасались от всепоглощающей тьмы века временного надеждой и верой в пришествие Мессии, то, с чудесным явлением Его в мир, это ожидание воплотилось в реальность спасения в вечной жизни со Христом, чего не могло быть ранее. Не могло быть ранее потому, что Ветхозаветная Церковь, данная Богом тогда, в Ветхом Завете, была лишь пестуном, приуготовлявшим в сердцах людей райское блаженство, в то время как преемница Церкви Ветхозаветной Церковь Христова, Новозаветная, это блаженство сделала реальным, и Царство Небесное — открытым. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16), — говорит святой Иоанн Богослов сердцу каждого православного христианина, через проникновенно-духовные предрождественские и рождественские богослужения, приуготовляющие к переживанию Рождества Христова — сего всемирного события как небесного, так и земного!

Посмотрим, кто же главные участники этого величайшего и святейшего события в мире небесном и земном? Прежде всего — Сам Богомладенец Христос, принявший человеческую плоть, и потому явленный земле и как Бог, и как человек. Адам первый — прегрешил в Раю, искушенный диаволом и тем лишивший себя гражданства небесного, но во Христе является миру человеческому Адам второй — Христос, это гражданство небесное православноверующим — возвращающий. Не будем удивляться, что пишу здесь «православноверующим», ибо говорю не от себя, а языком Библии и Евангелия, где создание «многих верований» напрочь исключено, ибо не может быть в исповедании Единого Истинного Бога — «многоверования», как это имело место во времена языческих суеверий и имеет место там, где не знают Истины. Итак, главным участником великого праздника Рождества Христова есть Мессия, Спаситель, Бог и Человек. Христос есть новый Адам, «новая глава человечества», как об этом говорит святой боговдохновенный Апостол Павел, употребив в отношении Христа Спасителя наименование «второй человек — Господь с неба» (1 Кор. 15, 47). Через Адама — первозданного, мы все приобщены к свету и радости вечной жизни, но потерял эту жизнь он, — потеряли и мы, а ныне Рождеством Спасителя вместе с Адамом первым обретаем это блаженство вечное Адамом вторым— Христом!

Великой всемирной тайне воплощения Христа, Сына Божия, послужила Матерь Божия, — Пресвятая Пречистая Преблагословенная Владычица наша и Приснодева Мария. Воистину именовать Ее только земной, от рода человечества избранной, — будет явно недостаточно, ибо жизнь Ее, от младенчества Богу преданная, воистину была и земной, потому что от своих отца и матери произошла, как и мы, и — небесной, потому что не так, как мы, но как никто другой на земле, Она послужила верой и правдой Богу, живя на земле телом, но пребывая на небе — духом! Посему Святая Церковь верно воспевает Ее как «честнейшую Херувимов и славнейшую без сравнения Серафимов» — мира небесного, унаследованного Ею за Ее чистую беспорочную жизнь! Вникая в церковное прославление великого сего праздника Рождества Христова, не присоединяемся ли мы к еще одним свидетелям земным Рождества Богомладенца Христа, когда духом любви к Богу движимые и мы, подобно простым пастырям евангельским, направляем стопы свои в храм в эти дни, как они тогда — к яслям Божественным, где родился Христос.

Глубоко — проникновенно Церковь Христова напоминает все обстоятельства этого величайшего события текстом Святого Евангелия: «В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи» (Лк. 2, 8-18). Как видим из повествования св. Луки, простые некнижные пастыри всем сердцем своим чаявшие явления Мессии, сподобились увидеть и услышать ангелов, воспевших Рождество Христово, а затем узреть и Самого обещанного Израилю Богомладенца Христа.

Как не удивительно, но после стольких столетий так называемое «пастушково поле» и ныне, после полной плотной застройки площадей вокруг этого места, — свободно, и каждый паломник, посещающий его и воспоминающий то святое событие явления Ангелов, прославляющих Рождество Христово, преисполняется особым священным трепетом и спешит в храм Рождества Христова неподалеку от того места!

Но Святая Церковь в дни сего праздника не только приобщает нас к этому всемирному событию, но и поучает, «как опасно ходим» (Еф. 5, 15-16), дабы не погубить вечную душу свою, уподобившись Ироду, искавшему погубить Богомладенца Христа, и всем последователям Ирода, кто в озлоблении сатанинском не только не принял Христа в свое сердце, но искал погубить Его, и Его Святую, изначально Православную Церковь. Пророческие слова св. праведного Симеона Божией Матери об оружии, которое «пройдет душу» Ее, и что Ей это испытавшей, «откроются помышления многих сердец», к Ней молитвенно обращающихся после страданий Ее у Креста о распятом Сыне Ее и Боге нашем — полностью сбылись, но увенчались величайшей победой жизни над смертью, славным Христовым Воскресением! По сей день исполняются для всего мира и эти пророческие слова св. праведного старца Симеона о Богомладенце Христе и Спасителе мира: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий» (Лк. 2, 34, 35). Эти упомянутые «пререкания» с православием, с Церковью Христовой, увы, до конца мира будут иметь место, ибо многие и ныне, две тысячи лет спустя после Рождества Христова, пытаются противостоять той очевидной Истине, что во главе угла всяческого успеха, ко всякому благополучию человеческой личности и процветанию всеобщему, стоит Он, Христос, Незыблемый Камень всего мироздания, спасающий действительно всех, кто приходит к Нему в Его Святой изначально Православной Церкви.

Ныне, в день этого великого спасительного для всего человечества праздника Рождества Христова, я от всего сердца всех красноярцев и гостей нашего необъятного края поздравляю с пожеланием Вам мира, принесенного на землю Христом и воспетого небожителями и ангелами в святую рождественскую ночь в этих словах: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк 2, 14) Действительно, где мир Христов, там и благоволение друг к другу, а где последнее — там и успех во всех делах, направленных во благо нашего народа и святого Отечества.

Ушедший год был знаменателен для нас многими замечательным событиями. Самые памятные из них — это принесение в Красноярск чудотворных мощей святого Апостола и Евангелиста Луки со Святой горы Афон и чудотворного образа Божией Матери «Призри на смирение» из Киева, освящение часовни во имя святителя и исповедника Луки (Войно-Ясенецкого) в Дудинской районной больнице; часовни во имя Святителя и Чудотворца Николая, расположенной в здании городского автовокзала г. Норильска; храма святого князя Олега Брянского при Св.-Успенском мужском монастыре г. Красноярска; часовни во имя святителя Николая Чудотворца в Ермаковском районе на месте трагической гибели Александра Лебедя; часовни во имя св. равноапостольного Константина Великого под Минусинском; храма во имя свт. Луки (Войно-Ясенецкого) в г.Туруханске; часовни во имя св. мч. Василия Мангазейского в пос. Новая Мангазея; часовни во имя св. великомученика и целителя Пантелеимона в г. Минусинске; часовни на святом источнике во имя великомученика и целителя Пантелеимона близ Шарыпово; мемориальной часовни при кладбище г. Дивногорска; часовен на источниках Канского благочиния — во имя св.вмц. Параскевы близ с.Ирбейское и в честь иконы Пресвятой Богородицы Тихвинской в д.Ивановка Рыбинского района; кладбищенской часовни во имя св. Георгия Победоносца в г. Зеленогорске и храма во имя благоверного князя Александра Невского в Кафедральном граде нашей Епархии. В Красноярске впервые проведена выставка «Православная Русь», в некоторых благочиниях состоялись крестные ходы, а также и миссионерские поездки в наши таежные глубинки, где многие приняли благодаря миссионерам святое Крещение.

Полагаю, что дальнейшее развитие возможностей духовного просвещения в крае будет в наибольшей степени способствовать всякому благополучию нашего народа, достойного социально защищенного своего статуса края, изобилующего несметными природными богатствами. Ныне явленный миру Господь и Бог наш Иисус Христос да благословит всех нас стоять в твердой православной вере нашей во умножении взаимопонимания и согласия к доброй жизни на земле — в нашей надежде и Вечного Спасения!

С любовью о Господе,



Рождество Христово

2007/2008 г.

г.Красноярск